ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ АДАПТАЦИИ 9
1.1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ 9
1.2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В РУСЛЕ КРОСС- КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ 23
1.3. ДИНАМИКА И ИНДИКАТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ
АВТОРСКОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ИНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 36
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ 44
2.1. ПОНЯТИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ 44
2.2. О МЕСТЕ И РОЛИ ЦЕННОСТЕЙ В СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ 47
2.3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ 53
3.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 55
3.2.1. Методики изучения процесса адаптации 55
3.2.2. Методики изучения индивидуальных свойств 57
3.2.3. Методики изучения свойств личности 58
3.2.4. Методики изучения социально-психологических свойств 65
3.3. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 67
2
ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 68
4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО¬ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЭТНИЧЕСКИХ ИНДИВИДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 68
4.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ .71
4.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 78
4.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 88
4.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИМИ И ПСИХОДИНАМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 123
ВЫВОДЫ 135
РЕКОМЕНДАЦИИ 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 140
Актуальность изучения проблемы психологической адаптации человека к изменениям социокультурной среды обусловлена рядом причин: вследствие интенсификации межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции, взаимодействия, опосредованные средствами массовой коммуникации) в XX веке произошло мощное соприкосновение, даже столкновение различных культур (А. Г. Здравомыслов, 1996, Н. М. Лебедева, 1999б, Д. А. Леонтьев, 2002, Сухарев А.В., 2002). Данные столкновения часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привели к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей. Другой причиной является качественное изменение форм жизни: противоречивость и нестабильность социальной ситуации, увеличение скорости технического прогресса и накопления информации, отмеченные практически всеми исследователями (Г. М. Андреева,
1998, А. Г. Асмолов, 2001, И. Калайков, 1984, М. В. Ромм, 2002, Г. У. Солдатова, 1998, Т. Г. Стефаненко, 2000, А. В. Сухарев, 2002, А. Тоффлер, 1997 и др.), — которое приводит к росту числа людей, не способных контролировать эти изменения (информационный невроз, И. Калайков, 1984, «синдром футурошока», или потрясения от перемен, А. Тоффлер, 1997), т.е. не способных адаптироваться, прежде всего психологически, к неопределенности и неустойчивости современного общества.
Необходимость изучения психологической адаптации к иной социокультурной среде связана с недостаточной разработанностью проблемы: ведутся дискуссии вокруг толкования понятия психологической адаптации к иной социокультурной среде, сущности явления, компонентов структуры, критериев адаптированности/ дезадаптированности. Научная новизна связана с изучением феномена психологической адаптации к иной социокультурной среде как самостоятельного явления — со своими специфическими признаками, проявлениями, процессом протекания (стадиями) и результатом; с изучением структуры психологической адаптации к иной социокультурной среде как сочетания стабильного (сохранения своих этнических ценностей) и динамического (включения в структуру ценностей индивида ценностей иной культуры) компонентов, а также изменения этой структуры в процессе адаптации человека к иной культуре; с рассмотрением адаптации к инокультурной среде как вхождения в иное ценностно-смысловое поле и интериоризации этих ценностей и смыслов.
Теоретическое значение работы заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме психологической адаптации к иной социокультурной среде: выделены стадии психологической адаптации к иной социокультурной среде, уточнено определение психологической адаптации к иной социокультурной среде, показана роль этносемантических и ценностных согласований в процессе становления психологической адаптации к иной социокультурной среде. Установлено, что психологическая адаптация к иной социокультурной среде возникает при включении в ценностно-смысловую структуру индивида ценностей как своей этнической группы, так и иной социокультурной среды. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки теоретического концепта психологической адаптации человека к изменению социокультурной среды.
Практическое значение работы: эмпирически выделены критерии психологической адаптации к иной социокультурной среде (включение в ценностно-смысловую структуру ценностей как своей этнической группы, так и принимающей среды), что позволит на практике осуществлять научно обоснованное сопровождение психологической адаптации личности к иной социокультурной среде через различные социальные институты. Данные практические критерии можно применять в психолого-педагогической практике, в системе образования с целью оптимизации учебного процесса студентов, обучающихся на национальных факультетах и отделениях вузов; для подготовки национальных программ по гуманитарным дисциплинам с включением этнорегиональных компонентов (этнопсихология, этнопедагогика, этнология, культурология и др.); для построения концепции национальной политики в республике Удмуртия и Пермской области.
Объектом исследования является психологическая адаптация к иной социокультурной среде.
Предмет исследования: структура и динамика психологической адаптации к иной социокультурной среде.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что динамику психологической адаптации к иной социокультурной среде можно рассматривать как изменяющиеся представления человека о своем метаиндивидуальном мире в ходе приобщения к иной социокультурной среде. Структуру психологической адаптации к иной социокультурной среде можно описать через участное сочетание стабильного (сохранение своих этнических ценностей) и динамического (включение в структуру индивидуальных ценностей ценностей иной культуры) компонентов. Структура психологической адаптации может иметь отличительные особенности: включение/не включение в индивидуальную структуру ценностей как своей культуры, так и ценностей принимающей социокультурной среды в выборке высокоадаптированных и низкоадаптированных индивидов.
Целью исследования стало изучение динамики и структуры психологической адаптации к инокультурной среде студентов финно-угорской этнической группы (удмуртского и коми-пермяцкого этносов).
Данная цель определила следующие задачи исследования:
1. Разработать теоретический концепт психологической адаптации к иной социокультурной среде: раскрыть сущность понятия и динамику протекания психологической адаптации к иной социокультурной среде.
2. Эмпирически изучить стадии протекания психологической адаптации к иной социокультурной среде.
6
3. Эмпирически изучить структуру психологической адаптации к иной социокультурной среде.
4. Эмпирически изучить соотношение психологический адаптации/дезадаптации к иной социокультурной среде и особенностей межгруппового восприятия.
5. Эмпирически выявить компенсаторные механизмы, обусловливающие успешность психологической адаптации к иной социокультурной среде.
Методологической основой исследования явились принцип антропности (выхода на значимые человеческие смыслы) Д. А. Леонтьева, Дж. Барроу и Ф. Типлера; принцип двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира М. Бубер, Л. Я. Дорфмана; принцип относительности Н. Бора (понимание относительности выявленных психологических закономерностей вследствие невозможности учета всех влияний на объект и предмет исследования).
1. Применение принципа двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира позволило представить психологическую адаптацию к иной социокультурной среде как процесс вхождения в иное ценностно-смысловое поле и интериоризации иных ценностей и смыслов.
2. Особенности динамики психологической адаптации как изменяющихся представлений человека о своем метаиндивидуальном мире в ходе приобщения к иной социокультурной среде проявляются в значимом возрастании значений показателей Я-Авторского и Я-Превращенного между 1 и 4 курсами в выборке удмуртских студентов, значений показателя Я-Авторского между 1—2 и 3 курсами в выборке коми-пермяцких студентов.
Таким образом, динамика психологической адаптации проявляется в возрастании самостоятельности (обособления), автономности,
самоопределения, независимости, авторства, креативности (Я-Авторское), самостоятельности (обособления), терпимости (Я-Превращенное).
3. Психологическая адаптация представляет собой целостное психологическое образование, структура которого характеризуется как стабильным (сохранение ценностей своей культуры), так и динамическим (включение в ценности индивида ценностей иной социокультурной среды) компонентами. Эмпирически выявлена структура психологической адаптации в группе высокоадаптированных (высокоадаптированных удмуртов, коми- пермяков, русских): включение в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей финно-угорской этнической группы, ценностей русской группы (части ценностей русских для удмуртской и коми- пермяцкой групп) и собственных ценностей отдельно для каждой подвыборки (высокоадаптированных коми-пермяков, высокоадаптированных удмуртов, высокоадаптированных русских).
135
Таким образом, структура психологической адаптации характеризуется сохранением ценностей своей культуры (стабильный компонент) и расширением поля своих ценностей за счет ценностей иной социокультурной среды (динамический компонент).
4. Наличие в структуре психологической адаптации участного сочетания двух компонентов: стабильного и динамического — подтверждается эмпирически выявленной структурой психологической дезадаптации, которая характеризуется или только стабильным (сохранение ценностей своей культуры) или только динамическим (включение в ценности индивида ценностей иной социокультурной среды) компонентами. Структура психологической дезадаптации в группе низкоадаптированных удмуртов и русских характеризуется включением в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей своей культуры, ценностей группы низкоадаптированных и собственных ценностей отдельно для каждой подвыборки (низкоадаптированных удмуртов, низкоадаптированных русских). Ценности респондентов группы низкоадаптированных (низкоадаптированных удмуртов и русских) включают только ценности, общие для всех трех этнических групп, ценности своей культуры и специфические ценности группы низкоадаптированных; и не включают этнически специфические ценности других культур.
Эмпирически выявленная структура психологической дезадаптации в группе низкоадаптированных коми-пермяков отличается включением в свои ценности общих для трех этнических групп ценностей (ценностей, заданных нахождением групп в едином географическом пространстве), ценностей финно¬угорской этнической группы, ценностей русской группы (части индивидуалистских ценностей русских для коми-пермяцкой группы), ценности, общей для низкоадаптированных, ценности, характерной для финно-угорской группы низкоадаптированных, и большого набора собственных ценностей как аллоцентрической, так и идиоцентрической направленности. Для группы
136
низкоадаптированных коми-пермяков характерно значительное расширение поля своих ценностей за счет ценностей своей культуры, культуры иной этнической группы, ценностей как высокоадаптированных, так и низкоадаптированных представителей данных этнических групп (русских, удмуртов, коми-пермяков) и блока собственных многочисленных ценностей как идиоцентрической, так и аллоцентрической направленности.
На основании полученных данных можно рассматривать структуру психологической дезадаптации как сохранение ценностей только своей культуры (стабильный компонент) или несформированность (размытость) ценностной структуры (чрезмерное усиление динамического компонента).
5. Психологическая адаптация как включение в индивидуальную ценностно-смысловую структуру ценностей как своей, так и иной социокультурной среды оказывает эффекты на позитивность межэтнической перцепции.
6. Формирование компенсаторных механизмов, обусловливающих успешность психологической адаптации к иной социокультурной среде, проявляется в компенсации отрицательной связи показателя адаптивных способностей и показателя психодинамического свойства эмоциональности коммуникативной в группе низкоадаптированных удмуртов и коми-пермяков. Эта компенсация проявляется в появлении у высокоадаптированных удмуртов и коми-пермяков новых значимых связей между показателем адаптивных способностей и показателями нейродинамических и психодинамических свойств: отрицательной значимой связи с показателем эмоциональности моторной и положительной значимой связи — с коммуникативной эргичностью и силой возбуждения нервных процессов.
1. Абишева А. К. О понятии ценность //Вопросы философии. 2002. № 3. С. 139—146.
2. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения //Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах- М», 2002. Т. 2. С. 301—330.
3. Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 5. С. 38—47.
4. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 296 с.
5. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара — Москва, 2000. 336 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
7. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики /Под общей редакцией И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350 с.
8. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 28—40.
9. Асмолов А. Г. Как встроить мигранта в общество: кризис утраты смысла существования //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень № 2. М.: Смысл, 2001. С. 12—20.
10. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
11. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92—100.
140
12. Балл Г. А. «Мотив»: уточнение понятия //Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 4. С. 56—65.
13. Баранов А. А., Фефилов А. В. Практикум по курсу «Дифференциальная психология личности»: Учебно-методическое пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. Часть 1. С. 73—87.
14. Бахтин М. М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М.: Наука, 1986. С. 80—160.
15. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
16. Бердяев Н. А. Философия свободы /Сост., вступ. ст. и коммент.
В. В. Шкоды. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 736 с.
17. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
18. Березина Т. Н. Многомерная психика: внутренний мир личности. М.: ПЭР СЭ, 2001. 319 с.
19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. 312 с.
20. Бодров В. А., Ложкин Г. В., Плющ А. Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности //Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 90—100.
21. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
22. Братусь Б. С. Психология личности //Психология личности: Хрестоматия. Т. 2. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002а. С. 385—456.
23. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности и психическое здоровье //Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно¬аналитический бюллетень № 4. М.: Смысл, 2002б. С. 46—58.
24. Бубер М. Два образа веры. М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. 592 с.
25. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38—44.
141
26. Будалина Е. Е. Зависимость черт национального характера от культурных ценностей (на материале исследования коми-пермяцкого и русского этносов) //Cogito. Сборник научных статей по педагогике и психологии /Сост. и ред. С. Ф. Сироткин, А. А. Баранов. Ижевск, УдГУ, 2001. Вып. 4. С. 145—157.
27. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99—105.
28. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности //Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28—39.
29. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами //Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96—108.
30. Буякас Т. М., Зевина О. Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания //Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 50—61.
31. Буякас Т. М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей
- культурных смыслов - в индивидуальном сознании //Вопросы психологии.
1997. № 5. С. 44—56.
32. Бызова В. М. Жизненные ценности молодежи республики Коми на рубеже веков //Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 101—112.
33. Валитов В. Н. Социальные сети беженцев и лиц, ищущих убежище, из Афганистана и Ирака //Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы /Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 175—191.
34. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
35. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дисс. д-ра психол. наук. М.,
1998. 490 с.
36. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1994. 16 с.
142