Психологические особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -
ПСИХОЛОГОВ
1.1. Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Структура и типы коммуникативной компетентности личности 12
1.3. Особенности коммуникативной компетентности будущих
психологов 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Результаты и их обсуждение 24
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативной компетентности будущих
психологов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -
ПСИХОЛОГОВ
1.1. Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Структура и типы коммуникативной компетентности личности 12
1.3. Особенности коммуникативной компетентности будущих
психологов 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Результаты и их обсуждение 24
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативной компетентности будущих
психологов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Современное состояние системы высшего образования характеризуется противоречием между реальной на сегодняшний день, коммуникативной компетентностью студентов-психологов, и не соответствием желаемой социально значимой, с другой стороны. Проблема развития коммуникативной компетентности студентов-психологов, не является новой для зарубежной и отечественной психолого-педагогической науки. В литературе обсуждается вопрос о содержании понятия «коммуникативная компетентность», ее структуре, условиях ее становления и развития, предлагаются методы диагностики (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, В.В Синявский, В.А. Федоришин, Л. Михельсон). В ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата «Психолого¬
педагогическое образование», «Психология» и специальности «Клиническая психология» одной из общекультурных компетенций, которой должен обладать выпускник, является осознание социальной значимости своей будущей профессии. Противоречие заключается в том, что не все выпускники до конца осознают эту социальную значимость, а именно ориентацию на общество, а не на получение коммерческой выгоды и реализацию своих личных интересов. Немало важным является и вопрос об ответственности специалиста за влияние результатов его деятельности на общество, используются ли созданные им технологии во благо, а не во вред.
Проблема исследования: каковы особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов разных направлений подготовки и специальности.
Цель - изучить особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся по разным направлениям подготовки и специальности.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов вуза.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов направлений подготовки бакалавриата («Психолого¬педагогическое образование» ,«Психология») и специальности(«Клиническая психология»).
Гипотеза исследования:
Существуют особенности коммуникативной компетентности студентов- психологов разных направлений подготовки, а именно: коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата («Психолого-педагогическое образование» и «Психология») отличается от студентов специальности («Клиническая психология») более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем. При этом коммуникативные и организаторские способности студентов - психологов будут развиты в равной степени.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию, структуре и методам изучения коммуникативной компетентности студентов вуза в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить коммуникативную компетентность студентов-психологов разных направлений подготовки: бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и специальности «Клиническая психология»;
3. С помощью статистического критерия Стьюдента оценить степень значимости различий в коммуникативной компетентности студентов- психологов разных направлений подготовки;
4. Разработать практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности студентов-психологов.
Теоретической основой исследования явились положения о понятии, структуре коммуникативной компетентности известных отечественных и зарубежных психологов (А.А. Леонтьев, И.И. Рыданова, Е.В. Руденский, Г.М Андреева, В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов, Н.В. Харькин, В.С. Грехнев, Б.Г. Ананьев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, Ю.М. Жуков, О.И. Муравьева, С.М. Рогожникова, И.В.Макаровская, Н.С. Колмогорова, Е.А. Капустина).
Методы исследования:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, количественные оценки, математико-статистический критерий для независимых переменных t-Стьюдента.
Диагностические методики:
1) Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федоришин), направленный на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей;
2) Тест «Диагностика коммуникативной и социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов), определяющий коммуникативные потенциалы личности;
3) Тест «Коммуникативных умений» (Л. Михельсон),
позволяющий определить уровень коммуникативной
компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
База исследования: В исследовании участвовали студенты 2-3 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ», обучающиеся по направлениям подготовки бакалавриата (Психолого-педагогическое образование; Психология) и специальности (Клиническая психология). Всего - 90 человек.
педагогическое образование», «Психология» и специальности «Клиническая психология» одной из общекультурных компетенций, которой должен обладать выпускник, является осознание социальной значимости своей будущей профессии. Противоречие заключается в том, что не все выпускники до конца осознают эту социальную значимость, а именно ориентацию на общество, а не на получение коммерческой выгоды и реализацию своих личных интересов. Немало важным является и вопрос об ответственности специалиста за влияние результатов его деятельности на общество, используются ли созданные им технологии во благо, а не во вред.
Проблема исследования: каковы особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов разных направлений подготовки и специальности.
Цель - изучить особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов, обучающихся по разным направлениям подготовки и специальности.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов вуза.
Предмет исследования: особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов направлений подготовки бакалавриата («Психолого¬педагогическое образование» ,«Психология») и специальности(«Клиническая психология»).
Гипотеза исследования:
Существуют особенности коммуникативной компетентности студентов- психологов разных направлений подготовки, а именно: коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата («Психолого-педагогическое образование» и «Психология») отличается от студентов специальности («Клиническая психология») более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем. При этом коммуникативные и организаторские способности студентов - психологов будут развиты в равной степени.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию, структуре и методам изучения коммуникативной компетентности студентов вуза в отечественной и зарубежной психологии;
2. Изучить коммуникативную компетентность студентов-психологов разных направлений подготовки: бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и специальности «Клиническая психология»;
3. С помощью статистического критерия Стьюдента оценить степень значимости различий в коммуникативной компетентности студентов- психологов разных направлений подготовки;
4. Разработать практические рекомендации по развитию коммуникативной компетентности студентов-психологов.
Теоретической основой исследования явились положения о понятии, структуре коммуникативной компетентности известных отечественных и зарубежных психологов (А.А. Леонтьев, И.И. Рыданова, Е.В. Руденский, Г.М Андреева, В.И. Загвязинский, Б.Ф. Ломов, Н.В. Харькин, В.С. Грехнев, Б.Г. Ананьев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская, М.С. Каган, Я.Л. Коломинский, Ю.М. Жуков, О.И. Муравьева, С.М. Рогожникова, И.В.Макаровская, Н.С. Колмогорова, Е.А. Капустина).
Методы исследования:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, количественные оценки, математико-статистический критерий для независимых переменных t-Стьюдента.
Диагностические методики:
1) Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федоришин), направленный на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей;
2) Тест «Диагностика коммуникативной и социальной компетентности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов), определяющий коммуникативные потенциалы личности;
3) Тест «Коммуникативных умений» (Л. Михельсон),
позволяющий определить уровень коммуникативной
компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
База исследования: В исследовании участвовали студенты 2-3 курса факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ», обучающиеся по направлениям подготовки бакалавриата (Психолого-педагогическое образование; Психология) и специальности (Клиническая психология). Всего - 90 человек.
Итак, проблема коммуникативной компетентности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Существует множество точек зрения относительно понимания её сущности. Однако большинство авторов рассматривают её, как способность человека устанавливать и совершать необходимые контакты с другими людьми. Несмотря на многообразие авторских взглядов относительно структуры изучаемого понятия, на наш взгляд можно выделить три основных подхода: 1) первый подход включает такие структурные компоненты, как когнитивный, поведенческий и эмоциональный; 2) второй подход исследователи характеризуют структуру коммуникативной компетентности через коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения; 3) третий подход представлен в работах Буртовой Н.Б. Она в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. Ключевое понятие, которое легло в основу дальнейшего исследования это определение Е.В. Руденского: «Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, а также социальный опыт в сфере делового общения».
В результате исследования, нами были получены следующие результаты в отношении выдвинутой гипотезы об особенностях коммуникативной компетентности студентов-психологов разных направлений подготовки и специальности:
- организаторские способности находятся на более высоком уровне развития у студентов «Психолого-педагогического образования». Большая часть студентов двух других групп «располагаются» в диапазоне выраженности от уровня ниже среднего к высокому, но с некоторым отличием. У студентов «Психология» тенденция к более высокому уровню организаторских способностей, нежели студенты по специальности «Клиническая психология»;
- большинство студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», имеют средний уровень коммуникативных способностей, тогда как в группе «Клиническая психология» распределение студентов с разным уровнем выраженности коммуникативных способностей практически равномерно. У большей части студентов направления «Психология» прослеживаются уровни развития данных способностей от низкого до среднего, и лишь небольшое количество студентов из этой группы имеют высший и высокий уровень развития коммуникативных способностей;
- коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» и «Психология» отличается от студентов специальности «Клиническая психология» более высоким уровнем эмоциональной устойчивостью и самоконтролем. У студентов-психологов по направлению «Психология» наблюдается более высокий уровень общительности по сравнению с двумя другими группами. Если же мы посмотрим результаты группы «Клиническая психология», то можем сказать, что у большинства из них высокий уровень мышления и чувствительность в общении;
- у студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» более высокий уровень сформированности коммуникативных умений и в общении преобладает компетентный тип общения;
- у студентов же, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и направления «Психология» преобладает зависимый тип общения, но все же при этом в группе наблюдаются различия: студенты специальности «Клиническая психология» более напористы, эмоционально или действенно отвечают на агрессию со стороны другого, и сами нередко проявляют ее.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов разных
направлений подготовки, а именно: коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» и «Психология» отличается от студентов специальности «Клиническая психология» более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем, подтвердилась частично. Так как по результатам исследования, уровень развития организаторских способностей у студентов во всех трех группам отличается, так и уровень развития коммуникативных способностей, но только относительно группы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Между группами студентов «Клиническая психология» и «Психолого-педагогическое образование» различий выявлено не было.
В результате исследования, нами были получены следующие результаты в отношении выдвинутой гипотезы об особенностях коммуникативной компетентности студентов-психологов разных направлений подготовки и специальности:
- организаторские способности находятся на более высоком уровне развития у студентов «Психолого-педагогического образования». Большая часть студентов двух других групп «располагаются» в диапазоне выраженности от уровня ниже среднего к высокому, но с некоторым отличием. У студентов «Психология» тенденция к более высокому уровню организаторских способностей, нежели студенты по специальности «Клиническая психология»;
- большинство студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», имеют средний уровень коммуникативных способностей, тогда как в группе «Клиническая психология» распределение студентов с разным уровнем выраженности коммуникативных способностей практически равномерно. У большей части студентов направления «Психология» прослеживаются уровни развития данных способностей от низкого до среднего, и лишь небольшое количество студентов из этой группы имеют высший и высокий уровень развития коммуникативных способностей;
- коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» и «Психология» отличается от студентов специальности «Клиническая психология» более высоким уровнем эмоциональной устойчивостью и самоконтролем. У студентов-психологов по направлению «Психология» наблюдается более высокий уровень общительности по сравнению с двумя другими группами. Если же мы посмотрим результаты группы «Клиническая психология», то можем сказать, что у большинства из них высокий уровень мышления и чувствительность в общении;
- у студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» более высокий уровень сформированности коммуникативных умений и в общении преобладает компетентный тип общения;
- у студентов же, обучающихся по специальности «Клиническая психология» и направления «Психология» преобладает зависимый тип общения, но все же при этом в группе наблюдаются различия: студенты специальности «Клиническая психология» более напористы, эмоционально или действенно отвечают на агрессию со стороны другого, и сами нередко проявляют ее.
Таким образом, гипотеза о том, что существуют особенности коммуникативной компетентности студентов-психологов разных
направлений подготовки, а именно: коммуникативная компетентность студентов - психологов, обучающихся по направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование» и «Психология» отличается от студентов специальности «Клиническая психология» более высоким уровнем сформированности коммуникативных умений, эмоциональной устойчивостью и самоконтролем, подтвердилась частично. Так как по результатам исследования, уровень развития организаторских способностей у студентов во всех трех группам отличается, так и уровень развития коммуникативных способностей, но только относительно группы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология». Между группами студентов «Клиническая психология» и «Психолого-педагогическое образование» различий выявлено не было.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь экстраверсии/интроверсии и уровня эмпатии у студентов-психологов (Психологическая служба, Брянский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь экстраверсии (интроверсии) и уровня эмпатии у студентов-психологов (Брянский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами учебной практики
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Межкультурная компетентность студентов-психологов как фактор готовности к мультикультурному консультированию
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАТО г. ЗЕЛЕНОГОРСК
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ-ПРАКТИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14900 р. Год сдачи: 2013



