Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №69111

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
385
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 7
1.1. Понятие коммуникативно-речевого поведения 7
1.2. Коммуникативно-речевые особенности старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Методические аспекты использования игры в формировании
коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 22
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 36
2.1. Изучение состояния коммуникативной направленности логопедических
занятий 36
2.2. Методические рекомендации по использованию игры в формировании коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических
занятиях 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

С первых дней жизни человек нуждается быть услышанным другим и получить эмоциональный отклик, что является общением, одним из необходимых условий жизнедеятельности. В процессе накопления социального опыта люди овладевают сложной и многогранной деятельностью - общением.
Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Зачатки отношений ребёнка с другими активно развиваются в дошкольном коллективе, на которых строится дальнейшее развитие личности.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, но обыденной деятельностью современного ребёнка является просмотр мультфильмов, игры в компьютере, тем самым коммуникация сводится к минимуму.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями (В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, О.В. Дзюба, А.Н. Кашина, О.С. Павлова и др.).
Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи становится очень актуальной так как в настоящее время число детей, имеющих недостатки речевого развития, увеличивается. Многими современными исследователями Е.О. Канунниковой, О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой и другими отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и доказана необходимость проведения коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков.
В формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста рядом исследователей рекомендуется использовать игру (Е.А. Колодовская, Л.Р. Мунирова, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева и др.). Исследователи отмечают, что игра способствует интенсивной коммуникативной практике, создает контакт, на основании которого ребенок выстраивает собственное высказывание.
В связи с выше сказанным можно рассматривать выбранную нами тему ВКР «Использование игры в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятия» актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Цель: определить методические аспекты использования игры в
формировании коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Объект: коммуникативная направленность логопедического занятия как условие формирования коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет: организационно-методические аспекты использования игры в формировании коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
В соответствии с объектом, предметом и целью были выделены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Оценить коммуникативную направленность логопедического занятия как условие формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по использованию игры в формировании коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза: включение в структуру логопедического занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, целенаправленное руководство организацией игры с целью активизации их коммуникативного потенциала, будет способствовать повышению коммуникативной направленности логопедического занятия и формированию коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической база исследования:
- работы в области изучения коммуникативно-речевого поведения (Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, И.Ю. Левченко, И.А. Стернин, В.В. Ткачева и др.);
- работы в области изучения общего недоразвития речи у дошкольников и его преодоления (Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.Е. Ляско, С.Н. Шахновская и др.);
- работы в области изучения коммуникативно-речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи (О.Е Грибова, О.В. Дзюба, Е.В. Ковылова, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьева и др.);
- работы в области преодоления коммуникативно-речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи (С.В. Артамонова, О.П. Гаврилушкина, Б.М. Гриншпун, Е.П. Дегтярева, Е.О. Канунникова, А.Н. Кашина, Е.М. Холодилова и др.);
- работы посвященные использованию игры в формировании коммуникативно-речевых умений дошкольников с общим недоразвитием речи (О.М. Елисеенкова, Е.А. Колодовская, Л.Р. Мунирова, Т.И. Никифорова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Т.Я. Ярошевич и др.).
В работе использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирическое наблюдение; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: МБДОУ № 15, МАДОУ № 29, МБДОУ № 67, МБДОУ № 52, МБДОУ №10, МБДОУ № 64, МАДОУ №6, МБДОУ № 52, МБДОУ №13, МАДОУ д/с № 74.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ данной проблемы показал, что коммуникативно-речевое поведение - это широкое понятие, которое имеет свои особенности. С помощью него люди устанавливают контакт друг с другом, с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.). Наиболее интенсивное развитие происходит в дошкольном возрасте. Выделяют несколько основных показателей в формировании коммуникативных умений у детей:
- ребёнок заинтересован общением;
- ребёнок самостоятельно вступает в общение;
- ребёнок способен оказывать помощь партнеру по общению;
- ребёнок критически относится к результатам общения.
Коммуникативное развитие формируется замедлено у детей с общим недоразвитием речи, так как общение и речь взаимосвязаны. Это проявляется снижением потребности в общении, незаинтересованностью в контакте, неумением ориентироваться в ситуации. Так же возникают психологические особенности: замкнутость, нерешительность, неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала.
Для оценивая коммуникативной направленности логопедических занятий нами были определены следующие критерии:
1) организация коммуникативно-речевых ситуаций на логопедических занятиях;
2) соответствие коммуникативно-речевого поведения учителя-логопеда задачам коммуникативно-речевого развития детей;
3) коммуникативно-речевая активность детей на занятии.
Проведя анализ исследования было выявлено, что состояние коммуникативной направленности на логопедических занятия имеет низкий уровень. Учителя-логопеды на занятиях не реализовывали разнообразные коммуникативно-речевые ситуации, диалоговое общение и различные виды взаимодействия между детьми.
Основным методом формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР является игра (дидактическая, сюжетно-ролевая). Причины использования игры в логопедических занятиях по формированию коммуникативных умений старших дошкольников с ОНР:
- формируется интерес к процессу обучения;
- повышается уровень самоконтроля за собственной речью;
- преодолевается застенчивость, робость, неуверенность;
- формируется деятельность ребёнка в коллективе сверстников.
В качестве эффективного средства работы над формированием коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нами был разработан кейс дидактических и сюжетно-ролевых игр в соответствии с календарно-тематическим планированием логопеда и возрастом детей.
Мы предполагаем, что наши методические рекомендации будут эффективны на практике. Кроме того, мы надеемся, что они будут полезны и востребованы при работе над формированием коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.



1. Анциферова, О.В. Коммуникативно-речевая ситуация как основа развития умений в говорении при обучении РКИ [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Анциферова - СПб., 2005. - 241 с.
2. Артамонова, С.В. Преодоление коммуникативных нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами коррекционно- развивающей среды [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13. 00. 03 / С.В. Артамонова - М., 2009. - 196 с.
3. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51-61.
4. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 35-40.
5. Балабанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / В.П. Балабанова. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2009. - 201 с.
6. Биркенбил, В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов / В.Ф. Биркенбил. - СПб.: Питер, 2006.- 214 с.
7. Болотова, А. К. Психология коммуникаций / А.К. Болотова,
Ю.М. Жуков. - М.: Высшая школа экономики, 2015. — 288 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / М.: Просвещение, 2004. - С. 160.
9. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград, 2007. - 93 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2008. — 704 с.
11. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков
общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. - М.: Детство-
Пресс, 2008. - 384 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь — М.: Лабиринт, 2005. - 352 с.
13. Гаврилушкина, О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду: - 2003, №2, 12-16 с.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2009. - 144 с.
15. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 2008. №4. С. 8-10
16. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. / Е.В. Горшкова. - М.: Гном и Д, 2004. - 144 с.
17. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//, Дефектология. - 1995. - №6. - С. 7-16.
18. Гриншпун, Б.М., Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов/ Дефектология. — 1988. - № 3. - С. 81-85.
19. Гуженкова, Н.В. Современные аспекты изучения коммуникативного поведения детей старшего дошкольного возраста с заиканием [Текст] / Н.В. Гуженкова // Логопедия сегодня. - 2011. - №3.- С. 5-8.
20. Дегтярева, Е.П. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях [Текст] / Е.П. Дегтярева // Логопед. - 2013. - №6. - С. 76-87.
21. Денисов, А.В. Игровые методы работы в логопедической практике// Практический журнал психолога и логопеда. - 2002. - № 1. - С. 14-26.
22. Дзюба, О.В. Актуальные вопросы развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР [Текст] / О.В. Дзюба, В.А. Сластенина // Проблемы педагогического образования. - 2009. - № 33. - С. 59.
23. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.- 213 с.
24. Зворыгина, Е.В Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. - С. 31-40.
25. Емельянова, И.Д. Формирование предпосылок речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи в младшем дошкольном возрасте [Текст] : автореферат кандидата пед. наук : 13.00.03 / И.Д. Емельянова - М., 1998. - 16 с.
26. Канунникова, Е.О. Педагогические условия формирования
коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста (на примере детей с общим недоразвитием речи) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е.О. Канунникова - Курск, 2007. - 193 с.
27. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко. - М.: Академия, - 2005. - с. 247.
28. Кашина, А.Н. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / А.Н. Кашина //http: //logoportal .ru
29. Ковылова, Е.В. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е.В. Ковылова, А.А. Дмитриев // Коррекционная педагогика. - Москва, 2009. - №5 (35). - С. 52-56.
30. Ковылова, Е.В. Коррекция коммуникативного развития как условие здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е.В. Ковылова // Сибирский педагогический журнал.
- Новосибирск, 2010. - № 6. - С. 249 - 256.
31. Колодовская, Е.А. Игровой аспетк развития навыков общения у детей с общим недоразвитием речи / Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы: №5 (14)
- 2015. - С.38-42.
32. Колтакова, Е.В. Повышение квалификации логопедов в системе непрерывной профессиональной подготовки [Текст] / Е.В.Колтакова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009.- Вып. 4 (72). - С. 54-57.
33. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М. : Аркти, 2005. - 221 с.
34. Леонтьев, А.А Психология общения /Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: Academia, 2008. - 249 с.
35. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 224 с.
36. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
37. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР/ Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2012. — 64 с.
38. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр./ Н. Я Михайленко, Н.А. Короткова - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
39. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики /Пер. с нем. К.Е. Сумнительный. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.
40. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст]: автореферат ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Л.Р. Мунирова - М., 1992.- 17 с.
41. Никифорова, Т.И. Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения: дис. кандидат пед. наук, 2008. - 169 с.
42. Новосёлова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. - С. 4-13.
43. Новоторцева, Н.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника/ Н.В.Новоторцева, Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. - Ярославль: Холдинг, 2011. - 123 с.
44. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28е изд. перераб. — М.: Оникс, 2012. - 348 с.
45. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
46. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой, Москва: Экономика, 2007. - 304 с.
47. Панфилова, А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2013. — 368 с.
48. Пецух, О.П. Коммуникативная компетентность личности - современный результат логопедического воздействия / О.П. Пецух // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5(36). - С. 151-154.
49. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Санкт Петербург: Питер, 2008. - 315 с.
50. Рябкова, И.А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии/ И. А Рябкова, Е. О. Смирнова. М. -2011. - № 3. - С. 42-48
51. Сиротюк, А.Л. Как развить коммуникативные способности [Текст] / А.Л. Сиротюк / Дошкольное воспитание. 2007, - № 7.- С. 6-9.
52. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995. - 190 с.
53. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР, Дефектология, 1996. - №1 - С. 62-67.
54. Соловьева, Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1998. - 199 с.
55. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Л.Г. Соловьева / Дефектология. — 2007. - № 4. - С. 37¬45.
56. Стернин, И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования / Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: ВГТУ, 2000. С. 4-20.
57. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 416 с.
58. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». —2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
59. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей /под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 24 с.
60. Токарь, И.Е. Игры на коррекционных и логопедических занятиях // Логопедия № 1-2, 2003. - 79-89 с.
61. Усачева, Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Н. Усачева. - М.: МГУ, 1983. - 24 с.
62. Фадина, Г. В. Использование логопедических игр в коррекции речевого развития детей [Текст] / Г. В. Фадина, Н. В. Корогодина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 окт. 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 3 (6). — С. 135-137.
63. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. С. 15-19.
64. Холодилова, Е. М. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.М. Холодилова, С.В. Зотова // Специальное образование. - 2015. №9. - С. 282-286.
65. Чеботникова, Т. А. Речевое поведение как один из способов актуализации личности [Текст] / Т.А. Чеботникова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 28 (243). - С. 138-143.
66. Чиркина, Г.В. Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 1-9 с.
67. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
68. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
69. Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. - Москва: Дрофа, 2006. - 176 с.
70. Ярошевич, Т.Я. Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи-Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ