Глава 1 Теоретические основы проблемы интеграции 16
дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов в контексте ноосферного мышления.
1.1. Философское осмысление интегративного обучения 16 и проблемы перспективного развития
интеграционных процессов.
1.2. Становление ноосферного мышления и его 36 педагогическая интерпретация.
1.3. Роль межпредметных связей в процессе интеграции 51 учебных дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов.
1.4. Интегративные дисциплины как средство 65 междисциплинарного диалога.
Выводы по первой главе 76
Глава 2 Разработка и экспериментальное обоснование 79
концепции интегрированного обучения на примере специального курса "Материаловедческая химия и экология” в средних профессиональных учебных заведениях.
2.1. Критерии и принципы отбора содержания 79 интегрированного курса.
2.2. Интегративно-модульная стратегия формирования 89 специального курса "Материаловедческая химия и экология".
2.3.
Содержание лекционных занятий интегрированного курса и некоторые методические рекомендации по их проведению.
104
2.4. Проверка эффективности внедрения 144
интегрированного курса в учебный процесс, обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе 157
Заключение 161
Литература 164
Приложения 176
Переход к новой общечеловеческой планетарной стратегии устойчивого развития требует нового качества человека, нового сознания, нового качества образования. Необходимость качественного обновления образования побуждает к поиску новых подходов к оценке его эффективности и основным направлениям модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних закономерностей формирования и развития образовательных систем с внешними законами функционирования и развития их системного окружения - социума, экономики, государства, цивилизации (А. Субетто). На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение равновесия в отношениях между людьми обществом и природой. В Йоханнесбурге в 2002 году правительства 179 государств в области стратегии устойчивого развития наметили магистральные пути спасения человечества от природных катастроф, от экологического и социально-экономического кризисов. При переходе России на модель устойчивого развития образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.
Качественная сторона дальнейшего развития системы образования предполагает фундаментализацию образования, преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания, а также слишком узкой специализации многих учебных дисциплин. Под термином фундаментализация понимается повышение качества образования и уровня образованности людей за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и технологии реализации учебного процесса. Фундаментализация образования предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека.
4
В системе образования должны доминировать информационные компоненты, выпускники этой системы начинают жить в информационном обществе, где приоритетную роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, новые информационные технологии. Мы, все в большей мере, начинаем осознавать факт, что информация - это не второстепенный атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов - энергетические, материальные, людские. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной, ноосферной системы образования и воспитания, которая включает новые знания об окружающем мире и человеке, новые психолого¬педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.
Мы считаем, что приближение к ноосфере возможно формированием у людей ноосферного мышления, обеспечивающее устойчивое развитие общества и сохранение жизни на Земле, посредством интеграции знания, информатизации и гуманизации процесса обучения. Обосновывая этот подход, мы делаем акцент на формирование у людей способностей находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса.
Для современного образования особо актуальной является проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, способной философию выживания превратить в конкретные дела.
Химия, являясь одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, представляет по своим объектам и предметам познания связующее звено между физическими и биологическими науками и лежит в основе понимания и предотвращения многих экологических кризисных ситуаций. Среди множества задач, стоящих перед современным химическим образованием, одной из основных является формирование у обучающихся
5
активного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и достижений химии с технологическими, биологическими, экологическими, социальными и другими проблемами устойчивого развития человечества.
Качественное усвоение знаний учебных дисциплин требует усилить подготовку учащихся с учетом важнейших тенденций развития природы и общества, достижений химии, на основе интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин, формируя тем самым зачатки ноосферного мышления.
Актуальность данного направления диктуется следующими противоречиями:
• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и отсутствием должного социального базиса для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны;
• между объективно нарастающим объемом научных знаний и не возможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин;
• между существующим предметным подходом к организации профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем мире;
• между объективно усиливающейся ролью химических знаний в современном обществе и производстве и отсутствием понимания этой роли у учащихся;
• между процессом интеграции знаний в современном обществе и недостаточной научной обоснованностью дидактических основ и условий интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Исследование теоретических и методических основ системы профессиональной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях имеет важное значение как для теории, так и для практики. В данной работе обоснована и экспериментально подтверждена сформулированная выше гипотеза исследования.
В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие выводы и результаты.
1. Обоснована необходимость введения в учебный процесс СПУЗ интегрированного содержания обучения.
Инновационное образование, охватившее педагогический процесс всех школ, способствует изменению, дополнению и модернизации традиционных предметов, на сегодняшний день интегрированное содержание обучения и методика его изложения в процессе подготовки специалистов являются весьма актуальными.
2. Приближение специалистов к ноосферному мышлению является необходимым условием обеспечения устойчивого развития страны. Нами обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.
Интеграция дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного мышления студентов.
3. Разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в СПУЗах. Мы считаем, что для развития ноосферного интеллекта, творческого мышления специалистов, способных философию выживания превратить в конкретные дела необходимо, чтобы содержание обучения способствовало:
• фундаментализации знаний;
162
• формированию экологоцентрического мышления;
• формированию ноосферных общечеловеческих качеств личности;
• повышению профессионального уровня специалиста.
Мы убеждены, что формирование интегрированных курсов может быть подчинено следующему:
• в основу интегрированного курса должны быть положены принципы системного подхода и учтена специфика изучаемого материала;
• цель теоретического синтеза - разработка целостной теории, отражающей роль химических знаний в жизни общества, формирующей экологоцентрическое мировоззрение и реализующей прогностическую функцию;
• следует использовать систему модульного обучения курса, при которой в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законов интегрированных дисциплин, во втором - закладываются основы ноосферного мышления на базе создания новых материалов и утилизации отходов, в третьем - способность анализировать и применять химические технологии.
4. Разработана технология проектирования содержания интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология», в основу которой положен принцип интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.
Использование идеи стержневой интеграции позволило спроектировать программу, главной основой которой являются тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, комплексностью, системностью и уплотнением знаний.
5. Наиболее целесообразной формой реализации интегрированного содержания является модульное, основное достоинство которого - максимальное удовлетворение профессиональных и личностных потребностей обучаемых, динамичность, гибкость, принцип деятельности, осознанной перспективы. Модульное обучение способствует повышению
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. - М.: Исслед. центр, 1994. - 123с.
2. Асимов М., Турсунов А. Современные тенденции интеграции общественных, естественных и технических наук// Вопросы философии. - 1981.- №3.- C. 57-69.
3. Балашова Л. И. Одновременное изучение взаимосвязанных тем на уроке.- М.: МОПИ. 1973. -144с.
4. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в протехучилищах: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991.-208с.
5. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. -172с.
6. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. - 172с.
7. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования// Советская педагогика. - 1990.- № 9.- C.57-60.
8. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. - 192с.
9. Беспалько В.П., Булавин В. А. Методологические указания по объективному контролю качества знаний студентов (учащихся) и оценки эффективности урока. - М.: УМК Минторга СССР, 1987. - 46с.
10. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. - М.: Педагогика, 1981. - 304с.
11. Богатова И.Б. Интеграция знания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в свете ноосферного мышления в профессиональных учебных заведениях // Проблемы университетского образования: содержание и технологии / Всероссийская научно - методическая конференция / Сборник трудов. - Тольятти: ТГУ, 2004г. - C.9 - 12.
165
12. Богатова И.Б. Непрокина И.В. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления. Монография в соавторстве.- Тольятти: ТГУ, 2004. - 110с.
13. Богатова И.Б. Материаловедческая химия и экология. Учебно-методическое пособие для студентов. - Тольятти: ТГУ, 2004.- 69с.
14. Богатова И.Б. Непрокина И.В. Новые информационные технологии в образовательном процессе // Теория и методика непрерывного профессионального образования / Всероссийская научно - методическая конференция / Сборник трудов. Том 1. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.31 - 35.
15. Богатова И.Б. Совершенствование химического образования в свете ноосферного мышления и информатизации общества // Актуальные проблемы многоуровнего профессионального и профессионально¬педагогического образования / Всероссийская научно- методическая конференция / Сборник научно-методических работ. - Самара: СГППК, 2003. - С.428 - 435.
16. Богачева Н.А. Структура и содержание социально-экологических знаний в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих. Дис. канд. пед. наук. С.-П., 1995. - 298с.
17. Бочкарев А.И. Концепции современного естествознания./ Учебник под ред. Е.И.Нефедова. - Тольятти: П/п «Современник», 1998. - С.73.
18. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - 2-е изд., испр., доп. - Издательство «Симбирская книга», Ульяновск, 2003.- 216с.
19. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. М.: изд - во «Академия», 2003. - 225с.
20. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения.- Центр разработки информационных технологий и методик.- МарПИ, 1993. - 67 с.
21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.- С.27.
166
22. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука. 1989. 260с.
23. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1991.- 98с.
24. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся ПТУ: Сб. науч. тр. /Отв. ред Махмутов. АПН СССР.- М., 1983. - 123с.
25. Волков К.Н. Современные методические разработки в педагогике. США. - М.: Знание, 1997. - 64с.
26. Вьюков В. Л. Интегративные формы учебных занятий по физике и предметам профтехцикла в СПТУ (Радиотехнический профиль): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1992. - 16с.
27. Вьюнова Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университетов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М.,1999. - 40с.
28. Гареев В.М., Куликовс.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. - 1987. - № 8. - С.30-33.
29. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке.- М.: Педагогика. 1991. - 272с.
30. Гельман 3. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры // Вестник высшей школы. -1991.- № 11.- С.15-
21.
31. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и фр./Сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева.- М.: Прогресс, 1990. - 495с.
32. Горелов А. А. Экология: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт - М, 2002. - 312с.
33. Готт В.С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки (становление и развитие). - М.: Мысль, 1984. - 269с.
34. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1997. - 135с.
35. Грехем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1991.- 480с.