Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №69057

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного
возраста в научных трудах педагогов и психологов 7
1.2. Особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной
группы дошкольной организации 14
1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Определение уровня воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 31
2.2. Содержание образовательной работы по воспитанию культуры
общения у детей разновозрастной группы дошкольной
организации 35
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
Проблема воспитания культуры общения у дошкольников нашла свое отражение в исследованиях ряда педагогов и психологов:
- культура общения старших дошкольников - Л.И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;
- современный этикет - И.Н. Курочкина.
- воспитание культуры речевого общения - М.В. Ильяшенко и др.
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Осуществляется переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо-плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении. Усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию проблемы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Так, Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте начинают формироваться внутренние этические инстанции ребенка, образуются элементарные представления о нравственности. В дошкольном детстве начинает складываться доминирующая система мотивов, характеризующая направленность развивающейся личности ребенка, его отношение к окружающим, регулирует его деятельность и взаимоотношения со сверстниками (15,56).
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.
Среди разнообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к различным проблемам разновозрастной группы, в том числе и к проблеме воспитание культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах О.П. Жихар,
З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации .
Гипотеза исследования: успешность воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации может быть обеспечена совокупностью следующих педагогических условий:
- обогащением представлений о правилах культуры общения;
- использованием проблемных ситуаций, способствующих закреплению усвоенных правил;
- включением в совместные игры детей разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации в трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
4. Выявить динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста; методические разработки О.П. Жихар, З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон об организации образовательной работы с детьми разновозрастной группы.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование), анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование было посвящено одной из актуальных проблем дошкольного образования - воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка необходимо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
Опираясь на мнения отечественных педагогов и психологов ( М.И. Лисиной, Р.С. Немова, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.), мы исследовали проблему развития культуры общения у детей разновозрастной группы и пришли к выводу, что вопросы становления детского коллектива, характерные особенности разновозрастной группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для педагогов дошкольного образования.
Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 13 детей (6 детей - 7 лет; 3 ребенка - 6 лет; 5 детей - 5 лет)
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы определили уровни воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации. Доминирующим уровнем культуры общения у детей разновозрастной группы на констатирующем этапе является средний уровень.
У детей пяти и четырех лет высокий уровень представлений о культуре общения не был выявлен. Низкий уровень имел место в каждой возрастной подгруппе.
Формирующий этап исследования был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации. В образовательной работе с детьми были использованы образовательные ситуации, на которых детей знакомили с правилами этикета в различных ситуациях. Дети упражнялись в применении правил культуры общения в предлагаемых ситуациях общения.
Особое внимание было уделено организации игровой деятельности детей разновозрастной группы.
На контрольном этапе исследования мы выявили положительную динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности выдвинутых в гипотезе исследования педагогических условий, способствующих
воспитанию культуры у детей разновозрастной группы дошкольной
организации.


1. Абашина Н.Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения: автореф...канд. пед. наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. - Режим доступа: URL:
2. Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера., 2012. - 63 с.
3. Агеев B.C. Межвозрастное взаимодействие: Социально¬
психологические проблемы М.: МГУ, 1990. - 240 с.
4. Айкашев Г.С. Подготовка студентов педвузов к воспитательной работе с разновозрастным объединением детей и подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Казань, 1992. - 17 с.
5. Алиева Т.И., Шафран Н.М., Стасюк А.М. Коммуникативная практика в группах детей четырех-пяти и пяти-шести лет в условиях образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С.28-38.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева.- М.,2007.-198с., 45
7. Антонов Ю.Е. Состояние дошкольного образования в сельской местности//Дошкольноевоспитание//ййр://’№№№.исйеЬа.сош/ше1_Ш5/к_бо5Йуо spZk_voprosteoriiZstat.htm - (Дата обращения - 25.10.2017 г.).
8. Бабаева Т.И. Пространство социально-коммуникативного развития старших дошкольников в детском саду // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. науч. статей по материалам международной научно-практической конференции. научный редактор А.Г. Гогоберидзе, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства. - 2015. - С. 17-26.
9. Бабаева Т.И., Николаева А.Г. Организация социально-направленной деятельности старших дошкольников в детском саду //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.34-46.
10. Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей у ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург. «АРГО», 2007.- 280с.
11. Бодалев А.А. Об изучении общения// Психология общения А.А. Бодалев.- М., 2000. Вып. 3.- 396с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
13. Бычкова С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф.канд. пед. наук. Липецк, 1999. - 22 с.
14. Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева. //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С.17.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз», 2006. - 224 с.
16. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
17. Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис.. ..доктора пед. наук,СанктПетербург,2002 http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie- osnovy-postroeniya-obrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh- det#ixzz43hIi99eH - (Дата обращения - 25.10.2017 г.).
18. Гирняк Л.И. нетрадиционные формы развития культуры общения
дошкольников - Режим доступа: URL: //https://girnyak-
elosnegka.educrimea.ru/articles/stat ya netradicionnye formy razvitiya kul tury
obweniya doshkol nikov 1 - (Дата обращения - 05.11.2017 г.).
19. Гостюхина О.М. Влияние самостоятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дисс. канд пед. наук. М., 1984. - 24 с.
20. Давидчук А.Н., Тамбовцева А.Г. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада. М., 1988. - 49 с.
21. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: Из-во «Детство-Пресс», 2014.- 280 с.
22. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под ред. Т.А. Репиной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
23. Дудникова Е.А., Винник А.В., Ручинская Н.Д. Технологии социально¬
коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов IX
Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 98-100. С. 98-100. - Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 29146962 77965218.pdf - (Дата
обращения - 22.10.2017 г.).
24. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста /Автореферат дис. на соискание уч.степ. канд.пед. наук. - 13.00.07 - Екатеринбург, 2001. - 21 с.
25. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств.//Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С.21.
26. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2003. - 240 с.
28. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
29. Конохова Е.С. Проблема нравственного воспитания современных дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - С.38-43.
30. Кулысова В.И. др. Крупицы добра. //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С.14-17.
31. Культура // Словарь - Режим доступа: URL:
http: //psihotesti .ru/glo ss/tag/kultura/ - (Дата обращения - 25.11.2017 г.).
32. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2004. - 142 c.
33. Курочкина И.Н. Этикет в развитии детского коллектива //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.28-34.
34. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
35. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
36. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема./ Педагогика и психология. Теория и методика обучения. - М.: «Сфера», 2005. - С. 57.
37. Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н. Детская деятельность как фактор освоения социального мира в условиях дошкольной организации //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.80-88.
38. Малетина Н.С. Воспитание словесной вежливости у детей 4-6 лет в условиях разновозрастной группы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1991.- 18 с.
39. Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада. //Дошкольная педагогика. - 2013. - № 11. - С.1 7-22.
40. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Н.И. Ганощенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.; Под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с.
41. Немов Р.С. Психология. Кн.3. экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
42. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной /Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.- М., 2000.- 372с.
43. Пеньевская Л.А. Влияние на речь маленьких детей общения с более
старшими - Режим доступа: URL:
http://dovosp.ru/magazine preschool education/dv-02-1963 - (Дата обращения - 15.09.2017 г.).
44. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Социально-нравственные проблемы формирования личности дошкольника.//Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5.- С.27.
45. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина // Руководство для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
46. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С.96.
47. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.
48. Радионова О., Алиева Э. История карапушек - как жить в мире с собой и другими? /Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С.16-17.
49. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.38.
50. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у
старших дошкольников: учеб.-методич. Пособие. - М.: Центр
педагогического образования, 2007. - 112 с.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
52. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е
изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. - С.6.
53. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации/ Т.В. Сенько.-Л., 2001.- 348с.
54. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997.- 348с.
55. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С.69-71.
56. Солнцева О.В. Проектирование сюжетно-ролевой игры в образовательном пространстве детского сада //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.62-72.
57. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.
58. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
59. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф.Егорова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
60. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 208 с.
61. Харчевникова А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 10. - С.48-56.
62. Шалова С.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.74-86.
63. Шипицина Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004.
64. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 - 5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984.
65. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)- М: Владос, 2001 г.- 437 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ