ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 6
1.1 Особенности обучения элементарной математике старших дошкольников 6
1.2 Занимательный материал как средство развития математических
представлений у старших дошкольников 17
1.3 Содержание работы по обучению старших дошкольников с использованием занимательного материала 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 35
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у
старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации педагогам по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 6
1.1 Особенности обучения элементарной математике старших дошкольников 6
1.2 Занимательный материал как средство развития математических
представлений у старших дошкольников 17
1.3 Содержание работы по обучению старших дошкольников с использованием занимательного материала 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 35
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у
старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации педагогам по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Математическое развитие дошкольников является важной задачей дошкольного образования, так как математика - один из самых сложных предметов в школьном обучении. Актуальность проблемы заключается в том, что для умственного развития детей формирование математических представлений имеет существенное значение, так как они активно влияют на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.
Обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на развитие математического стиля мышления и формирование математических представлений, для которых характерны краткость, четкость, расчлененность, логичность мысли и точность, умение пользоваться символикой. Вопросы математического развития, в том числе формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Араповой-Пискарёвой, М.А. Беженовой, Л.Ю. Зуевой,
А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей, Л.Г. Петерсон, Г.А. Репиной, А.А. Столяра, А.Н. Фролова, Е.В. Шаталовой, Е.И. Щербаковой и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Р. Непомнящая, Е.М. Щербакова).
Математические представления - это «элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий»; «образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами» (13).
В дошкольной образовательной организации (ДОО) формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства: малые фольклорные жанры (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина), дидактические игры (Л.А. Венгер. З.А. Грачева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр), моделирование (Б.П. Никитин, Г.А. Репина, Е.В. Соловьева). Вопрос об использовании занимательного материала как средства обучения элементарной математике дошкольников рассмотрен недостаточно.
В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования: «Обучение элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала».
Проблема исследования: каковы возможности обучения
элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала
Цель исследования: раскрыть возможности обучения элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала, определить содержание работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по данной проблеме.
Объект исследования: процесс обучения элементарной математике старших дошкольников.
Предмет исследования: возможности обучения элементарной
математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
Гипотеза исследования: успешному обучению старших
дошкольников элементарной математике с использованием занимательного материала будут способствовать следующие педагогические условия:
- включение занимательного материала в содержание ООД (в разных видах деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, в совместной деятельности);
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды занимательным материалом, позволяющим обеспечить самостоятельную и совместную (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок) деятельность детей.
Задачи:
1. Раскрыть особенности обучения элементарной математике детей старших дошкольников.
2. Рассмотреть возможности использования занимательного материала как средства развития математических представлений у старших дошкольников.
3. Охарактеризовать содержание работы по обучению математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, анкетирование;
• количественный и качественный анализ результатов
исследования.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка «Сказка» д/с №69 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на развитие математического стиля мышления и формирование математических представлений, для которых характерны краткость, четкость, расчлененность, логичность мысли и точность, умение пользоваться символикой. Вопросы математического развития, в том числе формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Араповой-Пискарёвой, М.А. Беженовой, Л.Ю. Зуевой,
А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей, Л.Г. Петерсон, Г.А. Репиной, А.А. Столяра, А.Н. Фролова, Е.В. Шаталовой, Е.И. Щербаковой и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Р. Непомнящая, Е.М. Щербакова).
Математические представления - это «элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий»; «образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами» (13).
В дошкольной образовательной организации (ДОО) формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства: малые фольклорные жанры (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина), дидактические игры (Л.А. Венгер. З.А. Грачева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр), моделирование (Б.П. Никитин, Г.А. Репина, Е.В. Соловьева). Вопрос об использовании занимательного материала как средства обучения элементарной математике дошкольников рассмотрен недостаточно.
В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования: «Обучение элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала».
Проблема исследования: каковы возможности обучения
элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала
Цель исследования: раскрыть возможности обучения элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала, определить содержание работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по данной проблеме.
Объект исследования: процесс обучения элементарной математике старших дошкольников.
Предмет исследования: возможности обучения элементарной
математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
Гипотеза исследования: успешному обучению старших
дошкольников элементарной математике с использованием занимательного материала будут способствовать следующие педагогические условия:
- включение занимательного материала в содержание ООД (в разных видах деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, в совместной деятельности);
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды занимательным материалом, позволяющим обеспечить самостоятельную и совместную (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок) деятельность детей.
Задачи:
1. Раскрыть особенности обучения элементарной математике детей старших дошкольников.
2. Рассмотреть возможности использования занимательного материала как средства развития математических представлений у старших дошкольников.
3. Охарактеризовать содержание работы по обучению математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, анкетирование;
• количественный и качественный анализ результатов
исследования.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка «Сказка» д/с №69 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Математическое развитие детей является важной задачей дошкольного образования, так как оно имеет существенное значение для умственного развития ребенка, влияет на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира. Под математическим развитием следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.М. Щербакова).
Проблемой математического развития занимались такие педагоги и психологи, как Н. А. Арапова-Пискарева, Л.А. Венгер, А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В дошкольной образовательной организации формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства, одним из которых является занимательный математический материал.
На основе анализа научной литературы нами были выделены следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному обучению элементарной математике детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала.
В теоретической главе нашего исследования мы проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие», а именно изучили математический аспект. Также, рассмотрели формы, методы и средства обучения элементарной математике детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является занимательный математический материал, условно его делят на 3 группы. Мы описали примерное содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, которая будет способствовать успешному математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МАДОУ д/с №69 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключается в выявлении исходного уровня развития математических представлений у старших дошкольников. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой.
Результаты нашего исследования были следующие:
• высокий уровень - 33% (7 человек);
• нормальный уровень - 49% (10 человек);
• ниже среднего - 9% (2 человека);
• низкий уровень - 9% (2 человека).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления возможностей использования занимательного материала в процессе развития математических представлений. В анкетировании принимали участие 4 педагога МАДОУ д/с №69 г. Белгорода: 2 воспитателя старшей группы, 2 - подготовительной группы. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют занимательный материал в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это дидактические игры, математические загадки, математические игры с блоками, кубиками.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье. В дальнейшем они будут апробированы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Проблемой математического развития занимались такие педагоги и психологи, как Н. А. Арапова-Пискарева, Л.А. Венгер, А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В дошкольной образовательной организации формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства, одним из которых является занимательный математический материал.
На основе анализа научной литературы нами были выделены следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному обучению элементарной математике детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала.
В теоретической главе нашего исследования мы проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие», а именно изучили математический аспект. Также, рассмотрели формы, методы и средства обучения элементарной математике детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является занимательный математический материал, условно его делят на 3 группы. Мы описали примерное содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, которая будет способствовать успешному математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МАДОУ д/с №69 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключается в выявлении исходного уровня развития математических представлений у старших дошкольников. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой.
Результаты нашего исследования были следующие:
• высокий уровень - 33% (7 человек);
• нормальный уровень - 49% (10 человек);
• ниже среднего - 9% (2 человека);
• низкий уровень - 9% (2 человека).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления возможностей использования занимательного материала в процессе развития математических представлений. В анкетировании принимали участие 4 педагога МАДОУ д/с №69 г. Белгорода: 2 воспитателя старшей группы, 2 - подготовительной группы. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют занимательный материал в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это дидактические игры, математические загадки, математические игры с блоками, кубиками.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье. В дальнейшем они будут апробированы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Использование занимательною материала как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В
МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Использование занимательных заданий в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Математическое развитие детей старшего дошкольного
возраста с использованием тетрадей на печатной основе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование элементарных математических представлений дошкольников в системе работы подготовительной к школе группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование логических приемов мышления у старших дошкольников в процессе обучения счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом обучения детей старшего дошкольного возраста счету
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



