ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 6
1.1 Особенности обучения элементарной математике старших дошкольников 6
1.2 Занимательный материал как средство развития математических
представлений у старших дошкольников 17
1.3 Содержание работы по обучению старших дошкольников с использованием занимательного материала 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 35
2.1. Выявление уровня развития математических представлений у
старших дошкольников 35
2.2. Методические рекомендации педагогам по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Математическое развитие дошкольников является важной задачей дошкольного образования, так как математика - один из самых сложных предметов в школьном обучении. Актуальность проблемы заключается в том, что для умственного развития детей формирование математических представлений имеет существенное значение, так как они активно влияют на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.
Обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на развитие математического стиля мышления и формирование математических представлений, для которых характерны краткость, четкость, расчлененность, логичность мысли и точность, умение пользоваться символикой. Вопросы математического развития, в том числе формирования и развития математических представлений у детей дошкольного возраста отражены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Араповой-Пискарёвой, М.А. Беженовой, Л.Ю. Зуевой,
А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, Н.И. Непомнящей, Л.Г. Петерсон, Г.А. Репиной, А.А. Столяра, А.Н. Фролова, Е.В. Шаталовой, Е.И. Щербаковой и др.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Р. Непомнящая, Е.М. Щербакова).
Математические представления - это «элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка дошкольного возраста житейских и научных понятий»; «образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные с понятиями количества, величины, пространства, времени, геометрической формой и фигурами» (13).
В дошкольной образовательной организации (ДОО) формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства: малые фольклорные жанры (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, А.М. Леушина), дидактические игры (Л.А. Венгер. З.А. Грачева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, А.А. Столяр), моделирование (Б.П. Никитин, Г.А. Репина, Е.В. Соловьева). Вопрос об использовании занимательного материала как средства обучения элементарной математике дошкольников рассмотрен недостаточно.
В связи с этим мы выбрали следующую тему исследования: «Обучение элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала».
Проблема исследования: каковы возможности обучения
элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала
Цель исследования: раскрыть возможности обучения элементарной математике старших дошкольников с использованием занимательного материала, определить содержание работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по данной проблеме.
Объект исследования: процесс обучения элементарной математике старших дошкольников.
Предмет исследования: возможности обучения элементарной
математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
Гипотеза исследования: успешному обучению старших
дошкольников элементарной математике с использованием занимательного материала будут способствовать следующие педагогические условия:
- включение занимательного материала в содержание ООД (в разных видах деятельности детей, в самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, в совместной деятельности);
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды занимательным материалом, позволяющим обеспечить самостоятельную и совместную (ребенок-взрослый, ребенок-ребенок) деятельность детей.
Задачи:
1. Раскрыть особенности обучения элементарной математике детей старших дошкольников.
2. Рассмотреть возможности использования занимательного материала как средства развития математических представлений у старших дошкольников.
3. Охарактеризовать содержание работы по обучению математике старших дошкольников с использованием занимательного материала.
4. Выявить уровень развития математических представлений у старших дошкольников.
5. Разработать методические рекомендации по использованию занимательного материала в обучении старших дошкольников элементарной математике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, анкетирование;
• количественный и качественный анализ результатов
исследования.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка «Сказка» д/с №69 г. Белгорода, старшая группа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Математическое развитие детей является важной задачей дошкольного образования, так как оно имеет существенное значение для умственного развития ребенка, влияет на развитие умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира. Под математическим развитием следует понимать изменения и сдвиги познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций (А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, Е.М. Щербакова).
Проблемой математического развития занимались такие педагоги и психологи, как Н. А. Арапова-Пискарева, Л.А. Венгер, А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Е.А. Носова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению многих авторов, именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование и развитие математических представлений, что связано с их умственным развитие, социальной адаптацией и подготовкой к школьному обучению.
В дошкольной образовательной организации формируются и развиваются следующие математические представления: количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные. В процессе обучения элементарной математике используются разнообразные средства, одним из которых является занимательный математический материал.
На основе анализа научной литературы нами были выделены следующие педагогические условия, которые будут способствовать успешному обучению элементарной математике детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала.
В теоретической главе нашего исследования мы проанализировали задачи образовательной области «Познавательное развитие», а именно изучили математический аспект. Также, рассмотрели формы, методы и средства обучения элементарной математике детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких средств является занимательный математический материал, условно его делят на 3 группы. Мы описали примерное содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, которая будет способствовать успешному математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 21 ребенок старшей группы МАДОУ д/с №69 г. Белгорода. Эксперимент состоял из одного этапа - констатирующего.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключается в выявлении исходного уровня развития математических представлений у старших дошкольников. Для проведения эксперимента мы использовали диагностические задания, предложенные А.В. Белошистой.
Результаты нашего исследования были следующие:
• высокий уровень - 33% (7 человек);
• нормальный уровень - 49% (10 человек);
• ниже среднего - 9% (2 человека);
• низкий уровень - 9% (2 человека).
Также, в рамках констатирующего этапа нами было проведено анкетирование воспитателей с целью выявления возможностей использования занимательного материала в процессе развития математических представлений. В анкетировании принимали участие 4 педагога МАДОУ д/с №69 г. Белгорода: 2 воспитателя старшей группы, 2 - подготовительной группы. Анкета не вызвала трудностей у педагогов, они активно используют занимательный материал в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, в основном это дидактические игры, математические загадки, математические игры с блоками, кубиками.
На основе результатов нашего исследования мы дали методические рекомендации воспитателям, которые будут способствовать успешному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье. В дальнейшем они будут апробированы в практической деятельности.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / под ред. С.Л. Новоселовой.- М., 2001. - 35 с.
2. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации / А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 370 с.
3. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.А. Арапова-Пискарёва. - М.: Мозаика-Синтез. 2008. - 98 с.
4. Артамонова О. А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.А. Артамонова // Дошкольное воспитание. 2005. - №4. - С. 37-42
5. Беженова М. А. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений / М.А. Баженова.- М.: Эксмо, 2005. - 64 с.
6. Браташ Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э.Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2.
7. Белошистая А. В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. -
2012. - № 1. - С. 6-17.
8. Белошистая А.В. Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания / А.В. Белошистая // Современный детский сад. - 2012. - № 3. - С.31-38.
9. Белошистая А.В. О диагностике математического развития детей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3.
10. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. Заведений / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
11. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 386 с.
12. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1998. - 95 с.
13. Власенко Н.В. Математическое развитие дошкольников на основе интегрированного подхода / Н.В. Власенко, Е.В. Шаталова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 125-125.
14. Волина В. Праздник числа: Пособие для учителя / В. Волина.- М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 264 с.
15. Волчкова В. Занимательный счёт / В. Волчкова // Дошкольное воспитание. -1993. - № 1. - С. 45.
16. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева - СПб.: Питер,
2013. - 464 с.
17. Громова Е.А. Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей у дошкольников / Е.А. Громова // Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования (дни науки МГПУ - 2017). - М.: ООО Издательство «Спутник+», 2017. - С. 15-19.
18. Данилова В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. - М.: Просвещение, 2000. - 175 с.
19. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного,
образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в
соответствии ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
20. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352 с.
21. Дунина Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность / Р.А. Дунина // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 174-177.
22. Зуева Л.Ю. Математика это интересно / Л.Ю. Зуева, Н.А. Зайцева. - М.: АРС - Пресс, 2010. - 276 с.
23. Ковешникова Н. Г. Современные подходы в создании развивающей предметно-пространственной среды ДОО для формирования познавательной активности дошкольников как необходимые условия развития первичных математических представлений / Н.Г. Ковешникова, Н.А. Николаева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №1. - С. 45¬47.
24. Коломеец А.В. Организация эффективной работы по математическому развитию дошкольников в ДОО в свете требований ФГОС ДО / А.В. Коломеец // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (268). - С. 35-41
25. Кулагина О.Е. Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими склонность к математике / О.Е. Кулагина, О.И. Аксёнова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5.
26. Лемешко А.Н. Организация совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе обучения элементарной математике / А.Н. Лемешко // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2.
27. Леушина А. М. Обучение счёту в детском саду / А.М. Леушина. - М.: 2015.
28. Мельникова Н. В. Математическое образование в ДОУ / Н.В. Мельникова // Молодой ученый. - 2015. - №22.4. - С. 2-4.
29. *Микляева Н.В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник / Н.В. Микляева. - М.: Академия, 2015. - 352 с.
30. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике // З.А. Михайлова - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 144 с.
31. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. ФГОС / З.А. Михайлова, С.Д. Ермолаев. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
32. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384с.
33. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дъенеша и цветными палочками Кюизенера / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 128 с.
34. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет / И. Морозова. - М. Мозаика-Синтез, 2008. - 136 с.
35. Нищеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
36. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез. 2000. - 112 с.
37. Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет: Конспекты занятий / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
38. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,
2014. - 368 с.
39. Петерсон Л.Г. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. - М.: «Баласс», 2002 - 176 с.
40. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 464 с. - (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).).
41. Рахматуллина А.Р. Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий успешности математического развития дошкольников / А.Р. Рахматуллина, Н.Л. Гребенникова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (7). - С. 123-127.
42. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления / Г.А. Репина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
43. Репина Г.А. Математическое моделирование на плоскости со старшими дошкольниками : пособие для педагогов и родителей / Г.А. Репина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 112 с.
44. Семенова Е.В. Методика математического развития детей дошкольного возраста: учебно-методические и дидактические материалы / Е.В. Семенова. - СПб., 2008. - 78 с.
45. Соловьева Е.В. Учимся считать: в мире чисел: для старшего дошкольного возраста / Е.В.Соловьева. - М.: Просвещение, 2015. - 48с.
46. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева - М.: Просвещение, 2007.
- 197 с.
47. Столяр А.А. Формировние элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. - М, 1988. - 304 с.
48. Стойлова Л. П. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Л.П. Стойлова, Н.И. Фрейлах. - М.: Гном-Пресс, 2001. - 96 с.
49. Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие. ФГОС ДО / Т.В. Тарунтаева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 224 с.
50. Торохова Г. Н. Математическое развитие как условие активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Г.Н. Торохова // Вестник ВятГУ. - 2011. - №4-3.
51. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова - М.: Просвещение, 2003. - 98 с.
52. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2009. - 208 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
54. Фролова А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А.Н. Фролова // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 120-125.
55. Чеплашкина И. И. Математика - это интересно. / И. И. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 53 с.
56. Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Е.В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005. - 75 с.
57. Шаталова Е.В. Взаимодействие детей и взрослых в процессе разрешения проблемно-игровых ситуаций / Е.В. Шаталова, Р.Х. Головченко // Проблемы социализации и индивидуализации личности в
образовательном пространстве: Материалы Всеросс. конф. с междунар. участием (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.). - Белгород: ИПЦ
«ПОЛИТЕРРА», 2015. - С.88-90.
58. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. Заведений / Е.И. Щербакова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 - 272 с.