ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Формирование навыка образования прилагательных в
онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методический аспект формирования навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Изучение состояния навыка образования притяжательных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одной из важнейших и актуальных проблем в логопедии.
Словообразование играет важную роль в развитии лексики ребенка. Словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, включащающий ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Исследованиями закономерностей, последовательности и этапов развития словообразовательных возможностей в онтогенезе занимались ученые-лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.).
По мнению ряда ученых (О Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, А.В. Ястребова и др.), нарушение словообразовательных процессов является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, авторы констатирует у них недостаточность словообразовательных
навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия . Наиболее поздно в речи ребенка появляются прилагательные, и несмотря на то, что притяжательные прилагательные появляются первыми, дети с недоразвитием речи испытывают трудности при словообразовании именно этих прилагательных.
Направления и содержание работы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного разрабатывались Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г В. Чиркиной и др.
Но в то же время следует отметить, что учителя-логопеды испытывают определенные трудности в организации и реализации логопедической работы по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить этапы, направления и содержание логопедической работы по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности навыка образования
притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: этапы, направления и содержание
логопедической работы по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать закономерности появления притяжательных прилагательных в онтогенезе, особенности овладения ими детьми с общим недоразвитием речи, осуществляться поэтапно, реализовывать следующие направления: развитие речемыслительной деятельности; формирование предварительной ориентировки детей в формально - семантической структуре; словообразование с использованием продуктивных суффиксов; закрепление умения использовать продуктивные суффиксы; формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.
Теоретико-методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики: о закономерностях речевого развития ребенка в
онтогенезе (А.Н. Гвоздев, A.B. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин и др.); современные представления о возрастных этапах, закономерностях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, Е.С. Кубрякова, Ф.А. Сохин, А Г. Тамбовцева, Т.Н Ушакова, и др.); современные представления о структуре общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.); исследования в области формирования словообразовательных навыков у детей с ОНР (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова и др.).
В исследовании нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
эмпирические: анализ продуктов устно-речевой деятельности;
количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 82 г. Белгорода.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил сделать нам следующие выводы.
Формирование навыка образования прилагательных в онтогенезе происходит постепенно от наиболее продуктивных словообразовательных моделей до менее продуктивных. Формирование словообразовательных операций тесно связано с лексикой, в онтогенезе словообразование формируется во взаимосвязи с развитием мышления ребенка, процессов анализа, синтеза, сравнения, выявления различий и сходства в семантике и формально-языковых признаках слов. Словообразования прилагательных начинается с использования суффиксов ласкательности и уменьшительности, дети дошкольного возраста в основном используют морфемный способ образования.
К особенностям формирования навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи авторы относят: значительное отставание детей с ОНР от сверстников с нормально развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова, у детей с ОНР отмечен низкий уровень сформированности предпосылочных для развития словообразования условий, у этих отмечены детей существенные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое состояние живых объектов, при образовании притяжательных прилагательных дети используют
синонимичные суффиксы, заменяют суффиксами другого деривационного значения, повторяют заданное слов.
Проведенное нами изучение состояния навыка образования
притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи подтвердило существующие данные о том, что у детей с ОНР есть нарушения формирования навыка образования притяжательных прилагательных, и показало, что для 75% дошкольников с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень сформированности навыка образования притяжательных прилагательных в экспериментальной группе, для 25% - средний уровень. Результаты исследования в контрольной группе показали, что 33,3% для дошкольников без нарушений речи характерным являлся высокий уровень сформированности навыка образования притяжательных прилагательных, для 66,7% детей - средний уровень. Старшие дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, затруднялись при образовании новых слов, чаще всего они заменяли суффиксы на синонимичные, повторяли заданное слово, придумывали свои слова или не могли справиться с заданием. По сравнению с дошкольниками, относящимися к контрольной группе, эти дети, выполняли задания медленнее, отвлекались, допускали большее количество ошибок, не могли исправить ошибки даже при подсказе или направляющей и стимулирующей помощи взрослого.
В методических рекомендациях по формированию навыка образования притяжательных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработанных на основе исследований Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, указано, что логопедическая работа должна проводиться поэтапно и включать в себя реализацию таких направлений работы, как развитие речемыслительной деятельности, формирование предварительной ориентировки детей в формально-семантической структуре, словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ИН-, -ОВ-, закрепление умения использовать продуктивные суффиксы -ИН-,-ОВ-, формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил, словообразование с использование суффикса -Й- без изменения звуковой структуры корня производного слова, словообразование с помощью суффикса -Й- и с чередование в корне.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что все задачи решены, цель достигнута, гипотеза доказана
1. Анисимова, Е.А. Морфемика. ... Словообразование: учебное пособие для вузов [Текст]/ Е.А. Земская, 5-е изд, - М.: Флинта, 2008. - 231 с.
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова. - М.: Владос, 2005. - 296 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О. М Вершинина // Логопед. - 2006. -№ 1. -С. 34-40.
4. Виноградов, В.В. Современный русский язык. - М.: Русский язык, 2001. - 154 с.
5. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию [Электронный ресурс]. URL: http://philology.ru/linguistics2/vinokur-59.htm
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2011. - 255 с.
7. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка и культура речи: учебник для академического бакалавриата [Текст] / И.Б. Голуб, С.Н. Стародубец. - М.: Издательство Юрайт, 20176. - 455 с.
8. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Электронный
ресурс]. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url
=/notices/index/IdNotice:83643/Source:default
9. Земская, Е.А., Кубрякова, Е.С., Проблемы словообразования на современном этапе //Вопросы языкознания [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/suffiksalnoe-slovoobrazovanie
10. Ковшиков, В.А. Особенности употребления падежных окончаний существительных детьми с экспрессивной алалией /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.elective.ru/arts/ped03-a0615-p30391.phtml
11. Лалаева, Р.И. Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова. - СПб.: Каро 2006. - 160с.
12. Лиманская, О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -128 с.
13. Никашина Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на
логопедических пунктах [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0012/2_0012- 1.shtml
14. Нищева Н.В. адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст]. - Спб.: Детство-Пресс, 2015. - 245 с.
15. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. Г Нищева. - М.: Владос 2006. - 576с
16.Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2008. - 287 с.
17. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/139194/
18. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушениями речи. [Текст] / Л. Ф. Спирова - М.: Просвещение 2006. - 163с.
19. Стрельцова, М.И. Образование прилагательных в детской речи //
Детская речь как предмет лингвистического изучения [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-stella-ceytlin/43223-ocherki-po-
slovoobrazovaniyu-i-formoobrazovaniyu-v-detskoy-rechi-stella- ceytlin/read/page-43.html
20. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http: //www.bankreferatov.ru/referats/
21. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова [Текст]. - М.: 2002. - 132 с.
22. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дисс.. доктора пед. наук. - М., 2005.
23. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР/ Т.Б. Уварова [Текст]// Логопед. - 2000. - №4. - С.48-54.
24. Филичева, Л. Е. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л. Е. Филичева. - М.: Владос 2005 - 487
25. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0050/2_0050-27.shtml# book_ page_
26. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М: Владос, 2000. - 240 с.
27. Шахнарович, А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения язык [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond .ru/view.aspx?id=493078
28. Шевцова, И.К. Формирование навыков словообразования у
дошкольников с общим недоразвитием речи //Логопедический портал [Электронный ресурс]. URL: http://logoportal.ru/formirovanie-navyikov- slovoobrazovaniya-u-doshkolnikov-s-onr/.html