ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Методические аспекты формирования навыка пересказа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Изучение уровня сформированности навыка пересказа дошкольников с
общим недоразвитием речи 26
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Методические аспекты формирования навыка пересказа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Изучение уровня сформированности навыка пересказа дошкольников с
общим недоразвитием речи 26
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие связной речи является одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, самостоятельно излагать свои суждения, умение давать развернутые ответы на вопросы - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах
А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой, Л.В. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы занятий, обучающие различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Установлено, что старшие дошкольники с ОНР испытывают трудности в овладении навыками связной речи, в том числе, навыками пересказа.
По мнению ряда исследователей, одним из эффективных средств развития связной речи является обучение детей с ОНР пересказу. Пересказ - это творческое, осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его воображение и память. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах А.М. Бородич, Е.И. Тихеевой,
В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для развития связной речи, для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Связь между особенностями речевого развития и уровнем сформированности пересказа у дошкольников раскрыта в исследованиях В.П. Глухова, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, Г.И. Жаренковой, Л.Н. Ефименковой. Особую роль обучения пересказу в формировании связной речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бородич, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Л.П. Федоренко и др.). Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа описательных текстов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.А. Зрожевская и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательной речи (О.С. Ушакова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина). В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку содержательнее, точнее, последовательнее его излагать.
Однако, исследования в логопедической практике показывают, что у детей с ОНР в пересказах наблюдаются следующие характерные проявления: нарушение связности и последовательности изложения; пропуск смысловых звеньев; нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений; затруднения в самостоятельном выполнении пересказа.
В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалификационной работы можно рассматривать как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: процесс развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методы и приемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности
детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева,
С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области в области обучения пересказу детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г.Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Гипотеза исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и особенностями пересказа как одного из видов связного высказывания.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка
пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности пересказа различных типов текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы: теоретический анализ литературы; педагогический
эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 г. Белгорода
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, самостоятельно излагать свои суждения, умение давать развернутые ответы на вопросы - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах
А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой, Л.В. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы занятий, обучающие различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Установлено, что старшие дошкольники с ОНР испытывают трудности в овладении навыками связной речи, в том числе, навыками пересказа.
По мнению ряда исследователей, одним из эффективных средств развития связной речи является обучение детей с ОНР пересказу. Пересказ - это творческое, осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его воображение и память. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах А.М. Бородич, Е.И. Тихеевой,
В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для развития связной речи, для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Связь между особенностями речевого развития и уровнем сформированности пересказа у дошкольников раскрыта в исследованиях В.П. Глухова, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, Г.И. Жаренковой, Л.Н. Ефименковой. Особую роль обучения пересказу в формировании связной речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бородич, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Л.П. Федоренко и др.). Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа описательных текстов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.А. Зрожевская и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательной речи (О.С. Ушакова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина). В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку содержательнее, точнее, последовательнее его излагать.
Однако, исследования в логопедической практике показывают, что у детей с ОНР в пересказах наблюдаются следующие характерные проявления: нарушение связности и последовательности изложения; пропуск смысловых звеньев; нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений; затруднения в самостоятельном выполнении пересказа.
В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалификационной работы можно рассматривать как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: процесс развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методы и приемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности
детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева,
С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области в области обучения пересказу детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г.Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Гипотеза исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и особенностями пересказа как одного из видов связного высказывания.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка
пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности пересказа различных типов текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы: теоретический анализ литературы; педагогический
эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 г. Белгорода
Выпускная квалификационная работа посвящена разработке методических рекомендаций по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР. В связи с поставленной целью в первой главе исследования были рассмотрены особенности связной речи дошкольников и проанализированы методические аспекты обучения пересказу старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил провести опытно-экспериментальную работу по обучению пересказа старших дошкольников с ОНР и выявлению динамики уровня умения пересказа в процессе экспериментальной работы.
Констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что к основным признакам связной развернутой речи относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Важной характеристикой развернутого высказывания является последовательность изложения.
Качественный и количественный анализ пересказа показал: задания пересказать текст повествовательного и описательного характера без опоры на картинки или с опорой на серию картинок вызвали у детей затруднение. Наблюдения показали, что большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности умения пересказа, им требовалась помощь учителя-логопеда; также отмечались серьезные затруднения в структурной организации пересказа, было характерно нарушение логики и композиционного построения; отмечались бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Но было отмечено, что пересказы детей с опорой на серию картинок более содержательные.
По итогам первого этапа экспериментальной работы мы сделали вывод: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что работа над обучением пересказу дошкольников с ОНР должна осуществляться целенаправленно и систематически.
С целью обучения пересказа детей старшего дошкольного возраста с ОНР на формирующем этапе исследования мы разработали методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к данному виду развёрнутого высказывания: адекватность прочитанному тексту, достаточная полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, грамматически правильное языковое оформление, интонационная выразительность речи.
Формирование навыка пересказа мы рассматриваем как
многосторонний процесс, предполагающий использование различных методических приёмов: пересказ сказки сообща, по «цепочке»;
воспроизведение текста рассказа с опорой на иллюстративный материал, компьютерные презентации и словесную помощь педагога; пересказ с помощью иллюстративного панно и условной наглядной схемы; пересказ с элементами творчества, по ролям и т.д.
Мы предполагаем, что организованная логопедическая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволит избежать детям многих трудностей в школьном обучении.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил провести опытно-экспериментальную работу по обучению пересказа старших дошкольников с ОНР и выявлению динамики уровня умения пересказа в процессе экспериментальной работы.
Констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что к основным признакам связной развернутой речи относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Важной характеристикой развернутого высказывания является последовательность изложения.
Качественный и количественный анализ пересказа показал: задания пересказать текст повествовательного и описательного характера без опоры на картинки или с опорой на серию картинок вызвали у детей затруднение. Наблюдения показали, что большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности умения пересказа, им требовалась помощь учителя-логопеда; также отмечались серьезные затруднения в структурной организации пересказа, было характерно нарушение логики и композиционного построения; отмечались бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Но было отмечено, что пересказы детей с опорой на серию картинок более содержательные.
По итогам первого этапа экспериментальной работы мы сделали вывод: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что работа над обучением пересказу дошкольников с ОНР должна осуществляться целенаправленно и систематически.
С целью обучения пересказа детей старшего дошкольного возраста с ОНР на формирующем этапе исследования мы разработали методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к данному виду развёрнутого высказывания: адекватность прочитанному тексту, достаточная полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, грамматически правильное языковое оформление, интонационная выразительность речи.
Формирование навыка пересказа мы рассматриваем как
многосторонний процесс, предполагающий использование различных методических приёмов: пересказ сказки сообща, по «цепочке»;
воспроизведение текста рассказа с опорой на иллюстративный материал, компьютерные презентации и словесную помощь педагога; пересказ с помощью иллюстративного панно и условной наглядной схемы; пересказ с элементами творчества, по ролям и т.д.
Мы предполагаем, что организованная логопедическая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволит избежать детям многих трудностей в школьном обучении.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию грамматических конструкций
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Формирование навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на материале устного народного творчества
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



