ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ, БИЗНЕС-СТРУКТУР И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества 8
1.1. Сущность взаимоотношений власти, бизнеса и общества как
фактора социально-экономического развития 8
1.2. Модели и формы взаимодействия региональной власти, бизнес-
структур и гражданского общества 19
1.3. Методология оценки эффективности проектов государственно¬
частного партнерства как механизма взаимодействия власти и бизнес! в регионе 29
Глава 2. Анализ взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области 42
2.1. Социально-экономическая характеристика Белгородской области..42
2.2. Состояние и способы развития организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства в Белгородской области.. .51
2.3. Оценка состояния, уровень и эффективность взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области.. ..61
Глава 3. Ключевые направления повышения эффективности управления экономикой региона. на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества 74
3.1. Государственно-частное партнерство в реализации стратегий
регионального развития. Основные направления государственной поддержки предприятий Белгородской области 74
3.2. Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в
Белгородской области 81
3.3. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнерства 90
Заключение 103
Список используемых источников 108
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества 8
1.1. Сущность взаимоотношений власти, бизнеса и общества как
фактора социально-экономического развития 8
1.2. Модели и формы взаимодействия региональной власти, бизнес-
структур и гражданского общества 19
1.3. Методология оценки эффективности проектов государственно¬
частного партнерства как механизма взаимодействия власти и бизнес! в регионе 29
Глава 2. Анализ взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области 42
2.1. Социально-экономическая характеристика Белгородской области..42
2.2. Состояние и способы развития организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства в Белгородской области.. .51
2.3. Оценка состояния, уровень и эффективность взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области.. ..61
Глава 3. Ключевые направления повышения эффективности управления экономикой региона. на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества 74
3.1. Государственно-частное партнерство в реализации стратегий
регионального развития. Основные направления государственной поддержки предприятий Белгородской области 74
3.2. Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в
Белгородской области 81
3.3. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнерства 90
Заключение 103
Список используемых источников 108
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современный мировой опыт показывает важность и актуальность партнерских отношений государства и бизнеса. В таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для бизнес- структур - это способ получения от государства комфортных условий функционирования и получения прибыли от участия в выгодных совместных проектах.
В современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны и региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без тесного сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Государство по-прежнему будет играть ведущую роль в создании условий для развития России, но в этот раз, чтобы добиться успеха, оно должно будет тесно сотрудничать с бизнесом и институтами гражданского общества. Признанной во всем мире формой такого способа взаимодействия выступает государственно-частное партнерство.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на данный момент уже отчетливо видно, что российскому предпринимательству присущи определенные черты, несвойственные другим странам, и западный опыт невозможно продублировать на российские реалии. Кроме того, несмотря на широкую освещенность данной темы в научной дискуссии, в литературе до сих пор нет четких и общепризнанных взглядов относительно данной проблемы; также на данный момент общественно-политическая ситуация в стране довольно динамична - все это только актуализирует изучения в данном направлении.
Также актуальность исследования обусловлена, тем, что происходящие в России фундаментальные преобразования в экономической и политической сферах общества требуют разностороннего изучения принципов, форм, тенденций и возможных вариантов развития взаимодействия между политикой и экономикой, государственной властью и бизнесом. Несмотря на широкую освещенность на сегодняшний день, остались обделенными вниманием проблемы политического представительства бизнеса, а именно институционализация взаимоотношений между государством и бизнесом.
Современный исследовательский потенциал, терминологические подходы, теоретические и эмпирические разработки известных отечественных и зарубежных ученых, касающиеся изучения проблемы взаимодействия между государством, бизнес-структурами и гражданским обществом, не только не являются исчерпывающими, но, напротив, предопределяют необходимость активизации научного поиска.
Источниками при написании работы послужили учебно-методические материалы, законодательные и нормативные акты государственных органов РФ, основные теоретические и предметные разработки российских и зарубежных авторов по проблемам взаимодействия органов власти и гражданского общества, роли деятельности «третьего сектора», а также межсекторного взаимодействия.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления экономикой регионов на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Достижение поставленной цели предусматривает необходимость постановки и решения ряда научно-исследовательских задач, определивших логику, концепцию и структуру диссертации:
- изучить теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества;
- проанализировать экономическое положение и развитие региона;
- оценить состояние, уровень и эффективность взаимодействия бизнес- структур и органов региональной власти в области;
- разработать ключевые направления повышения эффективности управления экономикой региона на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества;
Объектом исследования является взаимодействие государства, бизнес-структур и гражданского общества.
Предметом исследования служат процессы формирования механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в современном российском обществе.
Теоретической основой исследования послужили ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных теории отношений государства и бизнеса, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов государственного управления и др.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, предопределяющие изучение социально-экономических явлений, процессов и закономерностей в постоянном развитии и взаимосвязи.
При проведении исследования был использован ряд методов научного познания: методы сравнительного анализа, аналитический, статистических группировок, графических построений, а также синтеза, обобщения и научной абстракции, в соответствии с которыми рассматриваемая проблема анализируется во взаимосвязи с экономическими процессами, происходящими на различных уровнях управления.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных подходов к формированию эффективного взаимодействия государства и бизнеса на базе партнерства и определению возможных путей налаживания партнерских отношений между ними, имеющих важное стратегическое значение для социально-экономического развития регионов, результатом которых является повышение эффективности регионального управления за счет результативного использования государственных и частных ресурсов.
Теоретические, методологические и концептуальные положения, предложенные в диссертации, существенно дополняют и расширяют теоретический аспект исследования взаимоотношений государства и бизнеса. Результаты исследования могут служить теоретической основой разработки концепций, стратегий и программ развития системы взаимоотношений государства и бизнеса.
Практическая значимость результатов исследования заключается в доведении положений концептуального подхода к исследованию взаимоотношений государства, бизнес-структур и гражданского общества с использованием механизма государственно-частного партнерства до практических рекомендаций посредством формирования методологических положений.
Результаты могут использоваться в процессе преподавания экономической теории, а также в системе подготовки и переподготовки специалистов по вопросам становления и развития партнерских отношений между государством и бизнесом.
Структура и объем выпускной квалификационной работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, оценивается степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи работы, формулируется объект и предмет исследования, характеризуется новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе изучены теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества на базе исследований данной проблемы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых. Выявлены особенности взаимодействия власти и бизнеса с помощью механизма государственно-частного партнерства. Рассмотрены модели и формы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Во второй главе рассматривается экономическое положение и развитие региона. Проведен анализ и оценка эффективности взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности управления экономикой региона на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Заключение включает в себя выводы и предложения, в которых сформулированы основные теоретические и практические результаты исследования теоретико - методического и прикладного характера.
В современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны и региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без тесного сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Государство по-прежнему будет играть ведущую роль в создании условий для развития России, но в этот раз, чтобы добиться успеха, оно должно будет тесно сотрудничать с бизнесом и институтами гражданского общества. Признанной во всем мире формой такого способа взаимодействия выступает государственно-частное партнерство.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на данный момент уже отчетливо видно, что российскому предпринимательству присущи определенные черты, несвойственные другим странам, и западный опыт невозможно продублировать на российские реалии. Кроме того, несмотря на широкую освещенность данной темы в научной дискуссии, в литературе до сих пор нет четких и общепризнанных взглядов относительно данной проблемы; также на данный момент общественно-политическая ситуация в стране довольно динамична - все это только актуализирует изучения в данном направлении.
Также актуальность исследования обусловлена, тем, что происходящие в России фундаментальные преобразования в экономической и политической сферах общества требуют разностороннего изучения принципов, форм, тенденций и возможных вариантов развития взаимодействия между политикой и экономикой, государственной властью и бизнесом. Несмотря на широкую освещенность на сегодняшний день, остались обделенными вниманием проблемы политического представительства бизнеса, а именно институционализация взаимоотношений между государством и бизнесом.
Современный исследовательский потенциал, терминологические подходы, теоретические и эмпирические разработки известных отечественных и зарубежных ученых, касающиеся изучения проблемы взаимодействия между государством, бизнес-структурами и гражданским обществом, не только не являются исчерпывающими, но, напротив, предопределяют необходимость активизации научного поиска.
Источниками при написании работы послужили учебно-методические материалы, законодательные и нормативные акты государственных органов РФ, основные теоретические и предметные разработки российских и зарубежных авторов по проблемам взаимодействия органов власти и гражданского общества, роли деятельности «третьего сектора», а также межсекторного взаимодействия.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления экономикой регионов на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Достижение поставленной цели предусматривает необходимость постановки и решения ряда научно-исследовательских задач, определивших логику, концепцию и структуру диссертации:
- изучить теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества;
- проанализировать экономическое положение и развитие региона;
- оценить состояние, уровень и эффективность взаимодействия бизнес- структур и органов региональной власти в области;
- разработать ключевые направления повышения эффективности управления экономикой региона на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества;
Объектом исследования является взаимодействие государства, бизнес-структур и гражданского общества.
Предметом исследования служат процессы формирования механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества в современном российском обществе.
Теоретической основой исследования послужили ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных теории отношений государства и бизнеса, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов государственного управления и др.
Методологической основой исследования выступают общенаучные методы познания, предопределяющие изучение социально-экономических явлений, процессов и закономерностей в постоянном развитии и взаимосвязи.
При проведении исследования был использован ряд методов научного познания: методы сравнительного анализа, аналитический, статистических группировок, графических построений, а также синтеза, обобщения и научной абстракции, в соответствии с которыми рассматриваемая проблема анализируется во взаимосвязи с экономическими процессами, происходящими на различных уровнях управления.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных подходов к формированию эффективного взаимодействия государства и бизнеса на базе партнерства и определению возможных путей налаживания партнерских отношений между ними, имеющих важное стратегическое значение для социально-экономического развития регионов, результатом которых является повышение эффективности регионального управления за счет результативного использования государственных и частных ресурсов.
Теоретические, методологические и концептуальные положения, предложенные в диссертации, существенно дополняют и расширяют теоретический аспект исследования взаимоотношений государства и бизнеса. Результаты исследования могут служить теоретической основой разработки концепций, стратегий и программ развития системы взаимоотношений государства и бизнеса.
Практическая значимость результатов исследования заключается в доведении положений концептуального подхода к исследованию взаимоотношений государства, бизнес-структур и гражданского общества с использованием механизма государственно-частного партнерства до практических рекомендаций посредством формирования методологических положений.
Результаты могут использоваться в процессе преподавания экономической теории, а также в системе подготовки и переподготовки специалистов по вопросам становления и развития партнерских отношений между государством и бизнесом.
Структура и объем выпускной квалификационной работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, оценивается степень разработанности проблемы, определяются цели и задачи работы, формулируется объект и предмет исследования, характеризуется новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе изучены теоретические основы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества на базе исследований данной проблемы в научных трудах отечественных и зарубежных ученых. Выявлены особенности взаимодействия власти и бизнеса с помощью механизма государственно-частного партнерства. Рассмотрены модели и формы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Во второй главе рассматривается экономическое положение и развитие региона. Проведен анализ и оценка эффективности взаимодействия бизнес-структур и органов региональной власти в Белгородской области.
В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности управления экономикой региона на основе развития системы взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Заключение включает в себя выводы и предложения, в которых сформулированы основные теоретические и практические результаты исследования теоретико - методического и прикладного характера.
Государство, бизнес и общество в лице некоммерческого сектора являются основными элементами системы социального партнерства.
От модели взаимодействия региональной власти и бизнес-структур зависят достижение социально-экономических показателей, определяющих уровень развития региона, скорость и качество реализации государственных программ с участием бизнес-структур, уровень и качество жизни населения, скорость внедрения инноваций в хозяйственную деятельность.
В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. При этом наблюдается некий дуализм: государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социальных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником приращения общественного богатства. Развивающееся партнерство в отличие от традиционных отношений создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство - объединение материальные и нематериальных ресурсов государства и частной компании на долговременной и взаимовыгодной основе для реализации социально значимых инвестиционных проектов.
Белгородская область, образованная в 1954 году - одна из самых молодых в России. Регион входит в число динамично развивающихся регионов России. Состояние экономики Белгородской области в 2017 году характеризовалось в основном положительными тенденциями. Обеспечено увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объема строительных работ, сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.
Проанализировав параметры бюджета Белгородской области, можно сделать вывод о дефицитном бюджете области за счет снижения безвозмездных поступлений в областной бюджет, также наблюдается рост расходов на 15 % по сравнению с 2016 годом. Данная динамика свидетельствует о негативной тенденции развития области.
В настоящее время возникла необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области, исходя из целевых ориентиров социально-экономического развития, на основе:
• разработки стратегического плана действий, воплощенного в реализации конкретных инвестиционных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;
• совершенствования системы регионального управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;
• эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие.
В целях привлечения средств частных инвесторов при создании социальных объектов и объектов инфраструктуры в области развиваются механизмы государственно-частного партнерства. В соответствии с принятым Федеральным законом о государственно-частном партнерстве в области утверждена нормативная основа для реализации проектов государственно-частного партнерства.
Проанализировав основные показатели реализации проектов государственно-частного партнерства в Белгородской области, можно сделать вывод, что в период с 2015 по 2017 годы было отмечено увеличение роста численности реализованных проектов государственно-частного партнерства, в связи с чем, наблюдаем рост по основным показателям. Сумма
привлеченных частных инвестиций за рассматриваемый период выроста на 4 882,7 млн. рублей или в 3,6 раза. Доля государственных расходов в реализации проектов ГЧП наоборот снизились с 80% в 2015 году до 75% в 2017 году. Однако, данная динамика (более 50% бюджета проекта составляют государственные средства) свидетельствует о недостаточной заинтересованности частного сектора в инвестировании проектов государственно-частного партнерства.
По данным департамента экономического развития Белгородской области, наделенного полномочиями по подготовке, координации, сопровождению проектов государственно-частного партнерства, на разных стадиях реализации находятся 45 проектов. Это проекты по созданию спортивных объектов, объектов здравоохранения, образования, культуры, объектов для организации отдыха граждан и туризма, объектов коммунального хозяйства, пассажирского транспорта.
Говоря о сотрудничестве бизнес-структур и органов государственной власти, неправильно полагать, что бизнес повсеместно хочет добиться от государства привилегий, а государство, напротив, хочет полностью подчинить себе бизнес. Проблема состоит в том, как выстроить эффективную коммуникацию и взаимодействие для дальнейшего развития и социально-экономической модернизации общества. Взаимодействие бизнес- структур с органами государственной власти обсуждается в деловых кругах и в обществе в целом. Но, в то же время, до сих пор не установлены четкие и неизменные правила игры, имеющаяся правовая база не гарантирует неприкосновенность частной собственности.
Сформируем основные условия, необходимые для успешного внедрения и результативности настоящих рекомендаций в Белгородской области. Соблюдение данных условий обеспечит более комфортную среду для реализации проектов государственно-частного партнерства:
1. Нацеленность органов власти активнее вовлекать частные компании к оказанию услуг в отраслях общественной инфраструктуры;
2. Развитие применения механизмов государственно-частного партнерства для развития общественной инфраструктуры и социально-значимых проектов;
3. Формирование эффективной системы
государственного стратегического планирования в Белгородской области.
Основные направления улучшения делового климата в Белгородской области можно сформулировать следующим образом:
- проведение организационной работы в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
- формирование и ведение реестра проектов с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства ;
- проведение Рейтинга муниципальных образований Белгородской области по уровню развития сферы МЧП.
- проведение обучающих мероприятий по реализации проектов ГЧП/МЧП и концессионных соглашений для органов исполнительной власти и муниципальных образований области.
- мониторинг реализации соглашений о государственно-частном партнерстве;
- методологическая поддержка по подготовке
Порядков межведомственного взаимодействия муниципальных районов и городских округов области при подготовке и реализации проектов МЧП;
- мониторинг реализации инвестиционных проектов.
Эффективной точкой роста потенциала развития территорий является реализация проектов по созданию частных промышленных (индустриальных) парков. Развитие промышленных парков имеет важное значение, поскольку это один из инструментов, с помощью которого бизнес и государство могут объединить свои усилия, вывести экономику вперед, создать новую экономику, находящуюся на передовых технологических рубежах глобального мира.
Таким образом, предлагается создание промышленного парка «Индустриальный» на основе государственно-частного партнерства на территории Белгородского района.
Целью создания парка является комплексное развитие территорий Белгородской области посредством создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышения предпринимательской активности, внедрения новых технологий, создания и развития конкурентоспособных промышленных производств.
Затраты на создание объектов инфраструктуры промпарка составят 2 761,9 млн. рублей. Финансирование будет осуществляться за счет средств областного бюджета, Министерства экономического развития РФ и внебюджетных источников. При реализации данного проекта будет получен социально-экономический эффект для всех участников проекта. Налоги в консолидированный бюджет области составят 50 млн. рублей в год, годовой объем выручки - 1 896 млн. рублей. Это говорит о том, что в данный проект можно вкладывать средства.
Создание промышленного парка «Индустриальный» повысит инвестиционную привлекательность региона, станет залогом успешного развития региональной экономики и будет являться гарантией перехода к инновационному типу развития, а значит и повышения благосостояния населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что проекты государственно-частного партнерства положительно сказываются на экономике, так как использование частных ресурсов вкупе с применением регулирующих функций государства обеспечивает не только простое и расширенное воспроизводство на предприятиях, являющихся объектом сотрудничества, но и позволяет добиться эффекта синергии, внести свой вклад в решение проблем инвестиционной привлекательности государства.
От модели взаимодействия региональной власти и бизнес-структур зависят достижение социально-экономических показателей, определяющих уровень развития региона, скорость и качество реализации государственных программ с участием бизнес-структур, уровень и качество жизни населения, скорость внедрения инноваций в хозяйственную деятельность.
В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. При этом наблюдается некий дуализм: государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социальных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником приращения общественного богатства. Развивающееся партнерство в отличие от традиционных отношений создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство - объединение материальные и нематериальных ресурсов государства и частной компании на долговременной и взаимовыгодной основе для реализации социально значимых инвестиционных проектов.
Белгородская область, образованная в 1954 году - одна из самых молодых в России. Регион входит в число динамично развивающихся регионов России. Состояние экономики Белгородской области в 2017 году характеризовалось в основном положительными тенденциями. Обеспечено увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объема строительных работ, сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.
Проанализировав параметры бюджета Белгородской области, можно сделать вывод о дефицитном бюджете области за счет снижения безвозмездных поступлений в областной бюджет, также наблюдается рост расходов на 15 % по сравнению с 2016 годом. Данная динамика свидетельствует о негативной тенденции развития области.
В настоящее время возникла необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области, исходя из целевых ориентиров социально-экономического развития, на основе:
• разработки стратегического плана действий, воплощенного в реализации конкретных инвестиционных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;
• совершенствования системы регионального управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;
• эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие.
В целях привлечения средств частных инвесторов при создании социальных объектов и объектов инфраструктуры в области развиваются механизмы государственно-частного партнерства. В соответствии с принятым Федеральным законом о государственно-частном партнерстве в области утверждена нормативная основа для реализации проектов государственно-частного партнерства.
Проанализировав основные показатели реализации проектов государственно-частного партнерства в Белгородской области, можно сделать вывод, что в период с 2015 по 2017 годы было отмечено увеличение роста численности реализованных проектов государственно-частного партнерства, в связи с чем, наблюдаем рост по основным показателям. Сумма
привлеченных частных инвестиций за рассматриваемый период выроста на 4 882,7 млн. рублей или в 3,6 раза. Доля государственных расходов в реализации проектов ГЧП наоборот снизились с 80% в 2015 году до 75% в 2017 году. Однако, данная динамика (более 50% бюджета проекта составляют государственные средства) свидетельствует о недостаточной заинтересованности частного сектора в инвестировании проектов государственно-частного партнерства.
По данным департамента экономического развития Белгородской области, наделенного полномочиями по подготовке, координации, сопровождению проектов государственно-частного партнерства, на разных стадиях реализации находятся 45 проектов. Это проекты по созданию спортивных объектов, объектов здравоохранения, образования, культуры, объектов для организации отдыха граждан и туризма, объектов коммунального хозяйства, пассажирского транспорта.
Говоря о сотрудничестве бизнес-структур и органов государственной власти, неправильно полагать, что бизнес повсеместно хочет добиться от государства привилегий, а государство, напротив, хочет полностью подчинить себе бизнес. Проблема состоит в том, как выстроить эффективную коммуникацию и взаимодействие для дальнейшего развития и социально-экономической модернизации общества. Взаимодействие бизнес- структур с органами государственной власти обсуждается в деловых кругах и в обществе в целом. Но, в то же время, до сих пор не установлены четкие и неизменные правила игры, имеющаяся правовая база не гарантирует неприкосновенность частной собственности.
Сформируем основные условия, необходимые для успешного внедрения и результативности настоящих рекомендаций в Белгородской области. Соблюдение данных условий обеспечит более комфортную среду для реализации проектов государственно-частного партнерства:
1. Нацеленность органов власти активнее вовлекать частные компании к оказанию услуг в отраслях общественной инфраструктуры;
2. Развитие применения механизмов государственно-частного партнерства для развития общественной инфраструктуры и социально-значимых проектов;
3. Формирование эффективной системы
государственного стратегического планирования в Белгородской области.
Основные направления улучшения делового климата в Белгородской области можно сформулировать следующим образом:
- проведение организационной работы в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации;
- формирование и ведение реестра проектов с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства ;
- проведение Рейтинга муниципальных образований Белгородской области по уровню развития сферы МЧП.
- проведение обучающих мероприятий по реализации проектов ГЧП/МЧП и концессионных соглашений для органов исполнительной власти и муниципальных образований области.
- мониторинг реализации соглашений о государственно-частном партнерстве;
- методологическая поддержка по подготовке
Порядков межведомственного взаимодействия муниципальных районов и городских округов области при подготовке и реализации проектов МЧП;
- мониторинг реализации инвестиционных проектов.
Эффективной точкой роста потенциала развития территорий является реализация проектов по созданию частных промышленных (индустриальных) парков. Развитие промышленных парков имеет важное значение, поскольку это один из инструментов, с помощью которого бизнес и государство могут объединить свои усилия, вывести экономику вперед, создать новую экономику, находящуюся на передовых технологических рубежах глобального мира.
Таким образом, предлагается создание промышленного парка «Индустриальный» на основе государственно-частного партнерства на территории Белгородского района.
Целью создания парка является комплексное развитие территорий Белгородской области посредством создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, повышения предпринимательской активности, внедрения новых технологий, создания и развития конкурентоспособных промышленных производств.
Затраты на создание объектов инфраструктуры промпарка составят 2 761,9 млн. рублей. Финансирование будет осуществляться за счет средств областного бюджета, Министерства экономического развития РФ и внебюджетных источников. При реализации данного проекта будет получен социально-экономический эффект для всех участников проекта. Налоги в консолидированный бюджет области составят 50 млн. рублей в год, годовой объем выручки - 1 896 млн. рублей. Это говорит о том, что в данный проект можно вкладывать средства.
Создание промышленного парка «Индустриальный» повысит инвестиционную привлекательность региона, станет залогом успешного развития региональной экономики и будет являться гарантией перехода к инновационному типу развития, а значит и повышения благосостояния населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что проекты государственно-частного партнерства положительно сказываются на экономике, так как использование частных ресурсов вкупе с применением регулирующих функций государства обеспечивает не только простое и расширенное воспроизводство на предприятиях, являющихся объектом сотрудничества, но и позволяет добиться эффекта синергии, внести свой вклад в решение проблем инвестиционной привлекательности государства.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формы и механизмы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в Российской Федерации (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНФЛИКТНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы коммуникации субъектов гражданского общества
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5520 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Государственные и негосударственные НКО : их роль в развитии регионов РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016



