Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Работа №29467
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметмуниципальное управление
Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия власти и бизнеса 6
1.1. Объективная необходимость и сущность взаимодействия бизнеса и
власти 6
1.2. Типология моделей взаимодействия власти и бизнеса 13
1.3. Система представительства интересов бизнеса в органах
государственной и муниципальной власти 20
2. Анализ взаимодействия власти и бизнеса в современной России на
примере регионов Приволжского федерального округа РФ (Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Марий-Эл, Удмуртии и Ульяновской области) 27
2.1. Анализ социально-экономического развития регионов Приволжского
федерального округа РФ 27
2.2. Законодательные акты, действующие на территории регионов
Приволжского федерального округа РФ по развитию бизнеса 27
2.3. Модели взаимодействия власти и бизнеса регионов Приволжского
федерального округа РФ 34
3. Проблемы и пути развития взаимодействия власти и бизнеса в
современной России 51
3.1. Тенденции взаимодействия государственной власти и региональных
бизнес- структур регионов Приволжского федерального округа РФ 51
3.2. Основные проблемы взаимодействия власти и бизнеса регионов
Приволжского федерального округа РФ 60
3.3. Перспективы развития отношений власти и бизнеса 64
Заключение 82
Список использованных источников

Если говорить о взаимодействии органов власти и бизнеса, то это происходит в виде разработки и реализации совместных проектов в самых разных отраслях. Так, совместные проекты присущи банковскому сектору, финансовому сектору, отрасли энергосбережения, трудовым отношениям и социальной политике. Также взаимодействие органов власти и бизнеса происходит в процессе разработки программ поддержки малого и среднего бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Необходимо отметить то факт, что происходящие в стране реформы способствуют тому, что усиливается воздействие и давление на бизнес, в том числе и частный сектор, со стороны государственных властей.
Актуальность данного исследования. Политические и социальноэкономические преобразования, происходящие в России, направлены на формирование демократического гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики. Более плодотворному и эффективному преобразованию будет способствовать тесное взаимодействие органов власти и бизнеса. Такое положение позволит укрепить экономическую систему общества и будет способствовать скорейшему решению социальных и экономических проблем.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность, проблема взаимодействия органов власти и бизнеса до сих пор остаётся в стороне от массовых исследований экономической науки. Данная тема периодически рассматривается в российских и западных источниках. Так, практические вопросы взаимодействия бизнеса и власти изучались в трудах российских ученых П. Авена, Ю. Алексеева, М. Борисова, А.Гапоненко, С. Глазьева, Г. Горланова, М.Горшкова, Ю.Дульщикова, Б.Злобина, В.Ишаева, М.Каминской,В.Колесова,П.Минакера,В. Орешина,Ю. Осипова, A. Панкрухина, Д.Розенкова, П.Смолянска, В.Савченко, С. Стрижова,B. Тимченко, В.Уколова, С.Хорзова, В.Чалова, И.Чернявского, Ю.Швыркова, Ф.Шамхалова, В.Яковлева и другими. Среди зарубежных специалистов, занимавшихся данной проблемой, можно выделить труды С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р.Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других.
Объект дипломного исследования - взаимодействие власти и бизнеса в современном российском обществе.
Предмет исследования - особенности реализации механизмов взаимодействия власти и бизнеса в современной России.
Цель дипломной работы состоит в изучении форм и механизмов взаимодействия государства и бизнеса в России на современном этапе и разработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию взаимодействия власти и бизнеса в современной России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общие подходы взаимодействия государства и бизнеса;
- проанализировать особенности взаимодействия государства и бизнеса;
- рассмотреть основные формы развития взаимодействия государства и бизнеса;
- определить перспективы и проблемы развития взаимодействия государства и бизнеса в России;
- разработать рекомендации по развитию взаимодействия власти и бизнеса.
В качестве гипотезы работы выступает предположение, о том, что, при оптимальной организации и использовании разнообразных технологий взаимодействия, власть и бизнес могут стать значимым фактором социальноэкономического развития
Методологическая основа. Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: методы теоретического анализа, анализ статистических данных и документации, анализ и обобщение опыта корпоративной социальной ответственности российских компаний, сравнительный и системный анализ.
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что рассмотрена система межсекторального взаимодействия и на основе анализа международного и российского опыта представлены наиболее эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления проблем и перспектив взаимоотношений власти и бизнеса. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области межсекторального взаимодействия.
Структура работы обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Анализ функций бизнеса и власти приводит к выводу о их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.
Основная проблема развития государственно-частного партнерства в России в том, что государство нуждается в бизнесе больше, чем бизнес в государстве. Органы власти в России призывают бизнес к сотрудничеству, в более успешной западной практике государственно-частного партнерства именно бизнес является «инициатором совместных инфраструктурных проектов», государство обеспечивает ему высокую доходность.
Для взаимодействия бизнеса и власти в современных условиях необходимы формирования позитивных форматов. В настоящее время актуальной задачей политической власти и ее лидеров является преодоление последствий криминального и полукриминального элитообразования, осуществление предметных усилий для формирования успешной, результативной, полезной для общества элиты, обеспечения ее социальной представительности на всех уровнях власти.
Экономики всех развитых стран построены на принципах взаимодействия власти и бизнеса, Россия же пока находится на пути становления этих отношений. Взаимодействие власти и бизнеса будет успешным только тогда, когда каждый субъект этого взаимодействия в процессе своей деятельности будет учитывать интересы другого таким образом, чтобы их сотрудничество приводило к достижению единой цели - эффективному использования общественных и экономических ресурсов и их развитию. Это сотрудничество должно быть прозрачным и открытым.
Безусловно, жизнь в каждом конкретном регионе или муниципальном образовании гораздо сложнее любой из моделей, рассмотренных выше, их элементы постоянно переплетаются, сосуществуют, обогащают и усложняют друг друга. Задача любой модели моделей - дать инструмент для понимания ситуации и планирования взаимодействия бизнеса и власти.
Регионы России отличаются качественной неравномерностью в социально - экономическом развитии. Данной неравномерности для каждого региона характерны природно-климатические условия, природные ресурсы, сложившейся инфраструктура, бюджетное финансирование и другие факторы объективного характера. Однако, для региона наличие большого объема природных ресурсов и благоприятных природно-климатических условий не является конечным показателем. Конечно, это имеет базовое и, возможно, основное значение, но грамотное использование существующих ресурсов и эффективное их распределение также является не маловажным фактором.
Для выявления существующих проблем и определения степени развитости региона, на примере Приволжского федерального округа, проанализируем социально - экономическую ситуацию данного региона.
Основные факторы, мешающие социально-экономическому развитию Приволжского федерального округа, связаны с наличием следующих проблем реального сектора экономики:
- наличие ограничений в транспортной и энергетической инфраструктуре;
- преобладание фондоемких, материалоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей; низкая производительность труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт;
- высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды, вследствие чего - технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
- недостаточно эффективное взаимодействие экономических субъектов между собой;
- низкий уровень взаимодействия между производством и наукой; недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры.
Вместе с тем происходят и позитивные изменения.
Для того чтобы достичь более высокого и стабильного состояния социально-экономической системы, следует разработать эффективный механизм взаимодействия региональной власти, бизнес-структур и гражданского общества.
Практически во всех регионах ПФО действуют программы государственной поддержки бизнеса, приняты законодательные акты.
Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации. Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию.
Совершенствование малого бизнеса в нашей стране существенно отстает от возможностей и запросов отечественной экономики и общества. Есть существенная разница в уровне развития и системе поддержки малого предпринимательства в некоторых областях нашей страны. Самое существенное развитие малого бизнеса отмечается там, где органы власти целенаправленно и регулярно поддерживают малый бизнес (Москва, Санкт- Петербург, Краснодарский край и др.). Вместе с тем, в остальных областях страны малый бизнес не выступает сферой серьезного внимания со стороны органов власти. Однако при должном уровне внимания органов власти в регионах, малый бизнес может стать надежным источником социальноэкономической стабильности в регионах, решать проблемы с трудоустройством, повышать собираемость региональных и местных бюджетов, увеличить объем ВРП.
Анализ показывает, что ключевой задачей развития взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур в ПФО является снижение роли «серых» и «черных» практик и усиление роли формальных инструментов взаимодействия. В частности, необходимо совершенствование механизмов управления бизнес-структурами. Соответственно, развитие системы управления нуждается в дальнейших теоретических и практических исследованиях.
Анализируя показатели малого и среднего бизнеса, инвестиционной привлекательности, инфраструктурного развития региона можно сделать выводы об уровне отношении бизнеса и власти в регионах и влияние этих факторов на развитие проектов государственно-частного партнерства. Республика Татарстан подготовил достаточно проработанную основу для реализации проектов ГЧП: высокая инвестиционная привлекательность, развития инфраструктура, доверительные отношения бизнеса и власти. Однако большинство других регионов испытывает ряд проблем. На наш взгляд, улучшение климата для ведения бизнеса, повышение привлекательности региона и развитие инфраструктуры создаст среду для реализации долгосрочных и капиталоемких проектов на основе ГЧП, влияющих на конкурентоспособность региона на мировом уровне.



1. Закон Республики Башкортостан от 28.12.2007 г. № 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. от 28.04.2012 г. №529-з).
2. Закон РТ от 03.10.2008 N 79-ЗРТ (ред. от 14.10.2010) “Об установлении предельных значений площади арендуемых помещений, приобретаемых субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества“ (принят ГС РТ 10.09.2008)// СПС ГАРАНТ
1. Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2013 г. N 161// СПС ГАРАНТ
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 июля
2009 г. N 466 "О государственном имуществе Республики Татарстан инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"// // СПС Г АРАНТ
3. Распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 15.12.2009 N 2754-р "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам отчуждения недвижимого имущества, находящегося в
собственности Республики Татарстан и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" // СПС ГАРАНТ
4. Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл на 2016-2020 годы // СПС ГАРАНТ
5. Республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2012-2020 годы» // СПС ГАРАНТ
6. Андреев, И.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. - 2015. - №10. - С.10-11.
7. Андреева, И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса // Общество и экономика. - 2012. - № 7. - С.43-47.
8. Бабинцев И.П. Проблемы консолидации местных сообществ // Вестник Института социологии. - 2016. - № 2 (17)
9. Бизнес и власть в России: взаимодействие в условиях кризиса: коллект. монография /науч. ред. и рук. авт. колл. А. Н. Шохин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
10. Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата: монография / науч. ред. и рук. авт. колл. А.
H. Шохин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.
11. Большаков С.Н., Большакова Ю.М., Михальченкова Н.А., Ткачев С.А. О проблеме взаимодействия современного российского бизнеса и государства: общее и частное // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 1-14.
12. Бутова Т.В., Чехлань Е.Ю., Дахкильгов И.Б. Современные модели взаимодействия властных структур и бизнеса // Вестник Академии. - 2014. - №I. - С. 44-48.
13. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов; СПбГТУРП. - СПб., 2015.- 86 с.
14. Виленский А. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. - 2015. - N 6. - С. 149-155.
15. Вихорева О.М. Малый инновационный бизнес в российской экономике / О.М.Вихорева, К.С.Инструментов // Вестник Московского университета. Сер.
6. Экономика. - 2015. - N 5. - С.27-40.
16. Герасимов Б.И. Макроэкономическая мировая статистика. Учебное пособие [текст] / Б.И. Герасимов, Л.Ш. Гурова, В.В. Дробышева, В.М. Золотухина. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. - 112 с.
17. Глинский В.В. О государственном регулировании малого предпринимательства в России / В.В.Глинский, Л.К.Серга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - N 19. - С.2-8.
18. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru.
19. Гришин К.Е. Методические подходы к формированию организационных основ взаимодействия власти и предпринимательских структур. 2011// URL:// http: ftp://lib.herzen.spb.ru/text/ grishin_ 22_53_290_ 293.pdf
20. Давыдов, А.Е. Моделирование функционирования субъектов малого предпринимательства в инновационной системе региона // Экономика и управление. - 2012. - №3. - С.31-35.
21. Дергачев, В.А. Вардомский Л. Б. Регионоведение : учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012 . - 464 с.
22. Захарченко А. А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Муниципальная экономика. - 2015. - N 3. - С.2-13.
23. Истомин А.В. Малое предпринимательство в странах Содружества Независимых Государств и его роль в международной интеграции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2015. - N 4. - С.68-73.
24. Кивель, Э. Как рубль превратить в тысячу. «Идея» - парк высоких технологий // Известия Татарстан. - 2012. - №45 (251).
25. Конаныхина О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона// Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2017, № 2, С. 184-189.
26. Королева Е.В. Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства в России в сфере инноваций и интеллектуальной собственности / Е.В.Королева, О.И.Стрелков // Инновации. - 2015. - N 10. -С.36-42.
27. Курбатова М., Левин Г. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. 2015, № 10.
28. Майданская, А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. - 2015. - №6. - С.53-57.
29. Малюгина А. А. Инфраструктура поддержки малого и среднего
предпринимательства [текст] / А. А. Малюгина // Лизинг. Технологии бизнеса.- 2012. - №5. С. 37-42.
30. Малюгина А. А. Опыт поддержки малых и средних инновационных предприятий во Франции [текст] / А. А. Малюгина // Банковские услуги. -
2015. - №4. С. 23-26.
31. Морозов О. А. Продвижение интересов компании в органах
государственной власти: учебно-практическое пособие. - ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2017.- 107 с.
32. Муртазин А.А., Кашапова З.С. Влияние инвестиционной
привлекательности на развитие государственного частного партнерства в Приволжском Федеральном округе // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17219 (дата обращения: 04.05.2018).
33. Осипов П.И., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Понятие и необходимость взаимодействия органов государственной власти и бизнеса // Вестник Академии. - 2014. - № 2. С. 48-52.
34. Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм. Под редакцией Б.В. Кузнецова. Изд.дом Высшей школы экономики, 2014.
35. Петрова Ю.ИЮ, Добрина Л.Р., Дахкильгов И.Б. Особенности системы партнерства власти и бизнес-структур при реализации социальных функций на муниципальном уровне // Вестник Академии. - 2014. - № 2. - С. 63-68.
36. Плотников В. Малый и средний бизнес - экономический катализатор развития российского села // Национальные проекты. - 2015. - N 11/12. - С.26-28.
37. Пожидаева А.В., Морозова С.А. Анализ социально-экономических показателей Самарской области // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 111-115.
38. Предпринимательство: Учебник/ВЗФЭИ; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара - М.: ЮНИТИ, 2010. - 735с.
39. Расходчиков А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 263—273.
40. РИА Рейтинг. Россия сегодня [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.riarating.ru.
41. Россия в цифрах: статистический сборник [текст] / - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2015. - 340 с.
42. Современные классики теории предпринимательства. Пер. с англ. под науч. ред. Чепуренко А.Ю. Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.
43. Солодова Е.П. Взаимодействие государства и субъектов малого предпринимательства // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 2. - С. 16-20.
44. Тухватуллин Р.Ф. Методы оценки социально-экономического развития реального сектора региона (на примере Приволжского федерального округа) // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. - № 22. - С. 4025-4036.
45. Черепухин Т. Ю. Государственно-частное партнерство как составной элемент экономического механизма государственной поддержки АПК // Вестник Института дружбы народов Кавказа Теория экономики и управления
народным хозяйством. - 2014. - Т. 3. - № 31. - С. 20.
46. Чирикова А.В. Власть в России в неформальной проекции: регионы и малые города //Вестник Тамбовского университета. Сер. Общественные науки. - 2015. - № 1 (1). -С. 5-25.
47. Эволюция современного бизнеса: новые правила игры / Bizscool. URL: http://www.bizschool.ru/ (дата обращения 08.05.2018).
48. Эдиева А.К. Формирование эффективной инфраструктуры
государственной поддержки развития малого предпринимательства // Национальные проекты. - 2010. - N 12. - С.91-93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.
.