Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ

Работа №29521

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы145
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
578
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия власти и некоммерческих
организаций 7
1.1. Основные понятия, формы и механизмы взаимодействия власти и
некоммерческих организаций 7
1.2. Модели и основные методы оценки взаимодействия органов власти и
некоммерческих организаций 17
2. Анализ форм и методов взаимодействия власти и некоммерческих организаций: политика Российской Федерации и региональный аспект .... 27
2.1. Государственная политика Российской Федерации в отношении
социальноориентированных некоммерческих организаций: количественная и качественная характеристика 27
2.2. Оценка состояния развития форм взаимодействия власти и
некоммерческих организаций в регионах России 51
3. Направления развития взаимодействия власти и некоммерческих
организаций в Российской Федерации 88
3.1. Основные проблемы и возможности развития взаимодействия власти и некоммерческих организаций в Российской Федерации с учетом лучших мировых практик 88
3.2. Разработка проекта социальной рекламы для некоммерческих
организаций 105
Заключение 111
Список использованных источников 117
Приложения


В современном обществе роль некоммерческих организаций (далее: НКО) в взаимосвязи с государством становится все более значимой, возрастает степень участия НКО в деятельности институтов гражданского общества. Некоммерческие организации артикулируют и агрегируют интересы населения, обеспечивая взаимодействие общества и органов государственной власти, являясь таким образом непосредственным субъектом социально-политической сферы жизни общества. НКО являются проводником «обратной связи» между властью и гражданами, благодаря которой политические решения становятся более эффективными в силу получения ответной реакции со стороны населения.
Особая роль принадлежит некоммерческим организациям в странах,вставших на путь демократического развития. Здесь НКО являются связующим элементом всех структур гражданского общества, призванного обеспечить реализацию интересов широких слоев граждан. Развивая социально-правовую базу общества, некоммерческие организации укрепляют демократические основы государства. В Российской Федерации необходимость развития деятельности НКО очевидна: во-первых, в целом общественно-политический процесс невозможен без диалога власти и населения, а неправительственные организации выступают в качестве влиятельной силы общественности. Во-вторых, для улучшения системы государственного управления необходимо привлекать талантливых и профессиональных управленцев из сектора некоммерческих организаций, поскольку это способствует повышению уровня доверия к власти, а также улучшению взаимоотношений между государством и гражданским обществом. В-третьих, особый интерес представляет роль взаимодействия власти и НКО в сфере социальной сфере, поскольку для полноценного функционирования институтов гражданского общества необходимо делегирование государством части своих социальных функций неправительственным структурам, поскольку они наиболее приближены к населению и могут своевременно реагировать на поступающие запросы. Таким образом, роль некоммерческих организаций в аспекте взаимодействия с органами власти достаточно высока, однако необходимо определить оптимальный механизм взаимоотношений между властью и сектором НКО, поскольку такие решения способствуют успешной государственной социальной политике.
Целью данной работы является исследование форм и методов взаимодействия власти и некоммерческих организаций, определение направлений их развития в РФ и регионах. Для достижения этой цели следует решить несколько задач:
- рассмотреть понятие, основные формы и механизмы взаимодействия власти и НКО;
- выявить модели и методы оценки взаимодействия власти и НКО;
-проанализировать государственную политику РФ в отношении социально ориентированных НКО, дать количественную и качественную характеристику;
- оценить состояние развития форм взаимодействия власти и НКО в регионах России;
-выделить основные проблемы и возможности развития взаимодействия власти и НКО в РФ с учетом лучших мировых практик;
-разработать проект социальной рекламы для НКО.
В качестве объекта исследования выступает взаимодействие власти и некоммерческих организаций в РФ, а также в Республике Татарстан, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Пензенской областях. Предмет исследования - формы, методы и другие аспекты взаимодействия власти и НКО.
В ходе работы были использованы исследования о состоянии российских некоммерческих организаций: статьи из журналов, газет и интернет источников, а также нормативно-правовые акты из федерального и регионального законодательств. Отдельного внимания заслуживают работы А.Ю. Сунгурова , проанализировавшего проблемы институтов гражданского общества в России, А.В. Тарасенко , рассмотревшей российский некоммерческий сектор с точки зрения неолиберальных трендов и О.Ю. Косенко , показавшей роль НКО в оказании социальных услуг населению.Были использованы труды ученых по экономике общественного сектора и государственному регулированию экономики как Е.С.Тетерева , И.В.Мерсияновой определявших в своих монографиях аспекты взаимодействия власти и некоммерческих организаций, а также данные из официального сайта Федеральной службы государственной статистики, с сайтов региональных Министерств и Общественных палат, федеральные, региональные программы и законы, материалы, размещенные в интернет сети.
В исследовании использовались такие методы как статистический анализ, эконометрический (корреляционный) анализ, социологический опрос,сравнительный анализ, а также синтез и обобщение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, заключения, где сделаны основные выводы по проделанной работе, и основной части. Основная часть включает три главы. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы изучаемой темы: определены понятия, цели, задачи НКО, основные формы и стратегии взаимодействия их с властью, а также определена методологическая база оценки взаимодействия власти и НКО. Во второй главе проведен анализ состояния государственной политики по отношению к социально ориентированным НКО, статистический анализ основных количественных показателей, корреляционный анализ, а также рассмотрены результаты социологического опроса; проведен сравнительный анализ развития форм взаимодействия в исследуемых регионах. И, наконец, в третьей главе выявлены проблемы и рекомендации как для РФ, так и для регионов. Также предложен проект социальной рекламы как обращение властей к НКО с целью призыва к сотрудничеству.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Некоммерческие организации - неотъемлемый компонент общественного сектора, который призван улучшать качество жизни населения, удовлетворяя потребности людей в различных благах и услугах. Он также является основополагающим элементом гражданского общества. Некоммерческий сектор экономики наряду с государством и коммерческим сектором решает проблемы различных областей жизнедеятельности населения. Но для этого важно успешное функционирование НКО в стране и поддержка со стороны государства. К сожалению, на сегодняшний день некоммерческий сектор в России недостаточно устойчив и стабилен. Это во многом объясняется неправильной политикой самих НКО и неразвитой системой установления связей с общественностью.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
-рассмотрены понятие, основные формы и стратегии взаимодействия власти и НКО;
- выявлены модели и методы оценки взаимодействия;
- проанализирована политику РФ по отношению к СО НКО, рассмотрены количественные и качественные аспекты данной проблематики, проведен корреляционный анализ ключевых показателей развития некоммерческого сектора;
- проведен сравнительный анализ исследуемых регионов по уровню развития взаимодействия власти и НКО, изучены результаты опроса, выявлены основные тенденции развития в этих регионах;
- изучены зарубежные модели функционирования некоммерческого сектора, выявлены актуальные проблемы в развитии взаимодействия власти и НКО в РФ и регионах;
-разработан проект социальной рекламы для НКО как призыв к сотрудничеству со стороны власти.
По результатам исследования можно сформулировать основные выводы. На сегодняшний день в теоретическом аспекте область взаимодействия власти и НКО мало изучена. Немногие авторы в научных статьях и монографиях дали описание и оценку различным моделям взаимодействия власти и НКО. Можно выделить несколько ключевых форм этого взаимодействия - социальное обслуживание, заказ, государственное социальное спонсорство, стимулирование социальной активности прямым финансированием, социальное побуждение негосударственных спонсоров. Авторы выделяют три основных функций НКО - экономическую, социальную и институциональную.
В РФ деятельность НКО в основном регулируется следующими законами:
- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Рассматривая основные модели взаимодействия государства и некоммерческого сектора в теоретическом плане можно выделить три направления взаимодействия органов власти и НКО: сотрудничество (партнерское, доминирование, подчинение), игнорирование (отсутствие сотрудничества) и конфронтация.
Для оценки взаимодействия власти и НКО можно использовать различные методы: количественные и качественные. Можно провести статистический, экономический, эконометрический анализ ключевых показателей развития форм взаимодействия. А также проанализировать результаты интервью, опросов, контент-анализа.
Рассмотрев и качественную, и количественную стороны государственной политики по отношению к СО НКО в РФ в целом, а также аспекты взаимодействия власти и некоммерческих организаций, следует сделать некоторые выводы:
- количественные показатели, характеризующие деятельность СО НКО, а также аспекты взаимодействия власти и некоммерческого сектора, отражают весьма неоднозначную динамику за весь рассматриваемый период 2012-2016 гг.;
- из динамики количественных показателей следует вывод о том, что в РФ активно используются такие формы поддержки государством СО НКО как финансовые вложения, гранты, информационно-консультационная поддержка, имущественная поддержки в виде аренды и безвозмездного пользования государственными и муниципальными нежилыми помещениями;
-можно проследить за изменением показателей, непосредственно отражающих функционирование СО НКО, и выявить взаимосвязь с целевыми поступлениями из бюджетов различных уровней власти, объемом грантов и пожертвований;
- корреляционный анализ показал, что на основные показатели развития некоммерческого сектора имеют определенное влияние параметры взаимодействия власти и НКО, а также формы поддержки со стороны власти. Ключевыми формами поддержки выступают прямые государственные и муниципальные финансовые вложения, а также гранты и пожертвования;
- по результатам опроса следует вывод о том, что основными формами взаимодействия власти и СО НКО в РФ является социальное обслуживание и социальный заказ;
- по результатам опроса можно выделить такие недостатки и угрозы в развитии системы НКО (при социальном обслуживании и заказе): возможность коммерциализации рынка социальных услуг, и, как следствие, потеря качества предоставления социальных услуг, отсутствие доверия к некоммерческому сектору, недоверительные отношения между властью и некоммерческим сектором, слабое информирование населения об оказываемых социальных услугах со стороны некоммерческого сектора;
- со стороны некоммерческого сектора подчеркивается проблема несправедливости и непрозрачности формы взаимодействия власти и СО НКО как социальное обслуживание (конкурсных процедур, заключения контрактов, неравного доступа к социальному обслуживанию);
- некоммерческие организации находятся на стадии ожидания «шагов» со стороны органов власти (законодательное закрепление, регламенты и т.п.)
- государство, в свою очередь, готово предоставлять поддержку СО НКО не только как поставщику социальных услуг, но и в целом по ведению их деятельности (информационная, консультационная, ресурсная, финансовая поддержки, помощь в продвижении НКО, льготное налогообложение, льготная аренда, безвозмездное пользование помещениями, грантовая поддержка, техническое обеспечение).
Исходя из результатов статистического анализа основных показателей, характеризующих состояние взаимодействия власти и НКО, а также анализа исходов опроса НКО в исследуемых регионах можно сделать несколько выводов:
- в регионах используются такие механизмы поддержки НКО со стороны власти как целевые поступления из бюджетов всех уровней (субсидии), гранты, пожертвования, имущественная и иная поддержки;
- финансирование НКО напрямую воздействует на количество СО НКО, функционирующих в регионе, а также показатели их деятельности;
- расчет интегрального индекса взаимодействия власти и НКО позволил составить рейтинг исследуемых регионов по данной проблематике;
- во всех изучаемых регионах разработаны и реализуются программы, подпрограммы, регламентирующие формы и другие аспекты взаимодействия субъектов, а также имеются органы и организации, оказывающие поддержку НКО;
- практически во всех регионах есть особые платформы взаимодействия власти и НКО, в рамках которых реализуются совместные проекты;
- основным преимуществом РТ перед другими регионами является заинтересованность Президента и Правительства РТ (президентские гранты за вклад в развитие гражданского общества);
- основное преимущество Самарской области - наличие большого количества платформ, в рамках которых власть «общается» с НКО;
- основное преимущество Ульяновской области - наличие большого количества организаций при Общественной Палате УО, которые оказывают поддержку НКО;
- основное преимущество Нижегородской области - заинтересованность властей (наличие советов при законодательном органе, губернаторе);
- в Пензенской области видимых преимуществ перед другими регионами нет;
- все изучаемые регионы принимали участие в проекте «Добрый город», в рамках которого взаимодействуют благотворительные НКО, бизнес и органы власти;
-результаты опроса показали, что далеко не все НКО ведут информационно открытую деятельность, что существенно тормозит процесс взаимодействия с властью;
- не все НКО стремятся поучаствовать в мероприятиях, которые организовали органы власти;
- из всех посещаемых мероприятий НКО отдают предпочтения региональным мероприятиям.
Основные актуальные проблемы состояния взаимодействия власти и НКО в России и регионах:
- неразвитость определенных форм взаимодействия власти и НКО;
-нехватка инфраструктуры поддержки НКО;
-недоверительные отношения между субъектами;
-непрозрачность процедур конкурсов на получение грантов;
-информационная неоткрытость НКО и др.
Для устранения этих проблем были предложены рекомендации:
- увеличение числа ресурсных центров для НКО;
- проведение консультаций по вопросам деятельности НКО;
-обеспечение открытых и честных процедур конкурсов;
-четкие регламенты по деятельности НКО, по проведению конкурсов, получению поддержки и т.д.
- стимулирование развития социального заказа и обслуживания; -стимулирование негосударственных спонсоров;
-участие в совместных социальных проектах и мероприятиях.
Президент РФ Владимир Путин при обращении с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию значительное внимание уделяет развитию некоммерческого сектора: «По итогам гражданского форума «Сообщество», предлагаю ряд конкретных решений. Первое - будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки НКО. Второе - для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, будет установлен правовой статус - «некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг» и предоставлен ряд льгот и преференций». Таким образом, нельзя сказать, что со стороны российских органов власти не предоставляются возможности для всестороннего развития некоммерческого сектора. С точки зрения информационно-коммуникативной деятельности все зависит от самих НКО, от важности и актуальности их целей, от их отношения к внешней общественности. Если российские НКО будут более информационно открыты и инициативны, в российском обществе можно будет наладить успешный диалог «власть-некоммерческий сектор».



1. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О
некоммерческих организациях" // «Собрание законодательства РФ», 1996. №3.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 1995. №57.
3. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. 05.12.2017) «Об Общественной палате РФ» // «Собрание законодательства РФ», 2005. №42.
4. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // «Собрание законодательства РФ», 1995. №98.
5. Федеральный закон от 05.04.2010 №40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // «Собрание законодательства РФ», 2010. №34.
6. Федеральный закон от 20.07.2012 №121-ФЗ «Об иностранных агентах» // «Собрание законодательства РФ», 2012. №63.
7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2015 №
693 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.06.2009 № 373 «О предоставлении государственной поддержки некоммерческим организациям Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты». [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Татарстан: официальные документы. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/nekommercheskim-organizatsiyam.htm. (Дата обращения: 23.04.2018)
8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.02.2015 № 99
«О Республиканском конкурсе на оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Татарстан: официальные документы. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/nekommercheskim-
organizatsiyam.htm. (Дата обращения: 23.04.2018)
9. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.01.2015 № 47 «О предоставлении государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Татарстан». [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Татарстан: официальные документы. Режим доступа: http://minjust.tatarstan.ru/nekommercheskim-organizatsiyam.htm. (Дата обращения: 23.04.2018)
10. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.06.2009 №
373 «О предоставлении государственной поддержки некоммерческим
организациям Республики Татарстан, реализующим социально значимые проекты». [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Республики Татарстан: официальные документы. Режим доступа:
http://minjust.tatarstan.ru/nekommercheskim-organizatsiyam.htm. (Дата обращения:
23.04.2018)
11.Закон Самарской области от 10.12.2012 №127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области» (в ред. от 11.10.2017). [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464000873 (Дата обращения: 23.04.2018)
12.Закон Ульяновской области от 26.06.2017 «О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями» (в ред. от 26.06.2017) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/918008108 (Дата обращения: 23.04.2018)
13.Закон Нижегородской области от 07.05.2009 № 52-З «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» (в ред. от
02.03.2017) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/944939455 (Дата обращения: 23.04.2018)
14.Закон Пензенской области от 16.09.2009 года №1786-ЗПО«О взаимодействии органов государственной власти Пензенской области с некоммерческими организациями» (в ред. от 28.04.2018) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/949111319 (Дата обращения: 23.04.2018)
Книги, монографии
15.Заец Е.Н. Формирование гражданского общества в современной России: состояние, тенденции, проблемы: автореф. дис. канд. полит. наук: 23.00.01 / Е.Н. Заец. Московский гос. ун-т. М., 2010. 40с.
16. Крутиков В.К. [и др.]. Некоммерческий сектор экономики и инновационное развитие региона. Калуга: Экономика, 2014. С.146-150
17. Либоракина, М.И., Никонова, Л.С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. / М. И. Либоракина, Л. С. Никонова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. 93с.
18. Мерсиянова И.В., Третий сектор: определение, терминология, границы, данные исследований и тенденции развития. М.:НИУ ВШЭ,2013. 154c.
19. Платонова И.Н. Современные модели социально-экономического развития. М,2014. 96c.
20. Тарасенко А.В. Некоммерческий сектор в странах Европейского Союза и России в контексте трансформации государства благосостояния./ СПб.:Норма.,2015. 251с.
Печатная периодика
21. Андронов, О.В. Некоммерческие организации как фактор политического развития России на современном этапе // Известия Саратовского университета. 2009. №1. С. 126-129.
22. Вейс Т.П., Крутиков В.К., Щербакова Е.С., Некоммерческий сектор современной российской экономики как проводник инновационного развития социальных институтов общества//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №1. С.212-219.
23. Волкова Г.Г. Роль и функции некоммерческого сектора в национальной экономике. // Вестник Саратовского государственного университета. 2012. №5.С.13-19.
24. Косенко О.Ю., К вопросу о роли негосударственных организаций в оказании социальных услуг населению // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №3. С. 146-149
25. Никитина, Е.А. Особенности и основные этапы становления гражданского общества в России // Власть. 2010. №12. С. 8-10.
26. Носаненко Г.Ю., Взаимодействия власти и НКО (по результатам эмпирического исследования) // Известия Саратовского университета. 2015.№3.С.17-19.
27. Орлова В. А. Особенности становления гражданского общества в России / В. А. Орлова // PolitBook. 2012. №2. С. 62-76.
28. Рябев В.В. Гражданское общество современной России: проблемы и
перспективы становления // Вестник МГТУ. 2010. №2. С. 439-445.
29. Савченко П.К. Федорова М.В. Некоммерческие организации в государственном секторе и бизнесе//Вестник института экономики Российской Академии наук. 2008. N3. С.86-101
30. Сайфуллин Э.В. Проблемы формирования гражданского общества в России // Социально-политические науки. 2012. №1. С. 180-183.
31. Якимова Т.Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России // Вестник ТГПУ. 2013. №12. С. 116-118.
Статистические материалы и данные социологических исследований
32. Социально ориентированные некоммерческие организации России - 2012 -
2016 (ЕМИСС). [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа:
http://www.gks.ru/publish/prezent/infograf/nko_rus, (Дата обращения: 27.04.2018)
33. Социально ориентированные некоммерческие организации регионов России-
2012-2016 годы (ЕМИСС). [Электронный ресурс] //Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа:
https://fedstat.ru/organizations/ (Дата обращения: 04.04.2018)
34. Социология гражданского общества, НКО и местного самоуправления
[Электронный ресурс] // Официальный сайт исследовательской группы «Циркон».Режим доступа: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiya-
sotsialnoy-sfery-i-grazhdanskogo-obshchestva/ (Дата обращения: 06.03.2018)
Электронные ресурсы
35. Антюшина Н.А. Американская и шведская модели экономики.[Электронный
ресурс] // Библиофонд: электронная библиотека студента. Витебск, 2014. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=522740 (Дата обращения: 7.04.18) .
36. Выборнова Н.А., Тарасова Д.В., Социальное партнерство как основная стратегия взаимодействия органов власти и НКО. [Электронный ресурс] //Электронная библиотека. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=29166793 (Дата обращения: 10.01.2018)
37. Сунгуров А.Ю., Гражданское общество и его развитие в России. [Электронный
ресурс] // Электронная библиотека России. Режим доступа:
https://www.civisbook.ru/files/File/Sungurov_gr_ob, (Дата обращения: 14.04.2018).
38. Тетерева Е.С., Взаимодействие органов государственной власти и НКО в
области развития гражданского общества. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29337266 (Дата обращения: 10.01.2018)
39. Шлихтер А. А. Некоммерческий сектор США: ресурсы, области деятельности и
эффективность.[Электронный ресурс] // SocPolitika.Ru - информационноаналитический портал. М.,2014. Режим доступа:
http://socpolitika.ru/rus/ngo/foreign_experience/document4996.shtml (Дата обращения: 7.04.18)
40. Официальный сайт сети ресурсных центров НКО Приволжского федерального округа «СО НКО» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nko-pfo.ru/ (Дата обращения: 23.04.2018)
41. Официальный сайт ресурсного центра «НКО-портал» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nkoportal.ru/ (Дата обращения: 23.04.2018)
42. База данных НКО [Электронный ресурс] // сайт «Каталог НКО». Режим доступа: http://so-nko.ru/ (Дата обращения: 07.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ