ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ И
МЕТОДИКИ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Научно-технический прогресс и основные тенденции в изменении
содержания, средств и методов обучения в современном образовании 8
1.2 Современные концепции зарубежных исследователей
программированного обучения 13
1.3 Подход отечественных исследователей к разработке вопросов теории и
методики программированного обучения 17
2 ОБЗОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 25
2.1 Создание обучающей программы 25
2.2 Использование программы «Camtasia Studio» для создания видео-лекций 28
2.3 Создание теста в программе TestEdu 36
2.4 Описание генератора кроссвордов crossWORDcraft 39
3 СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 43
3.1 Описание обучающей системы «Обучение и Тестирование» 43
3.2 Апробация обучающей системы обучения «ОБУЧЕНИЕ и
ТЕСТИРОВАНИЕ» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Повышение эффективности качества профессиональной подготовки в системе отечественного высшего образования является очевидным. Её необходимость связана с социально-экономическими преобразованиями и научно-техническим прогрессом. Информационное образовательное пространство, в условиях которого осуществляется подготовка, требует навыков самостоятельной переработки больших объемов информации и принятия на их основе профессиональных компетентных решений.
Стремительный рост объема и сложности изучаемого материала привели к тому, что традиционная система обучения стала недостаточно эффективной и требует инновационных технологий, основанных на использовании информационно-вычислительной техники. Выполнение социального заказа на высокоэффективные технологии подготовки и переподготовки кадров потребовало нового научно-методического осмысления организации самостоятельной работы студентов на основе использования компьютерных средств, одним из которых является автоматизированная обучающая система.
Анализ литературы по применению автоматизированных обучающих систем свидетельствует о возросшем профессиональном интересе отечественных ученых к созданию и эффективному внедрению этих систем в учебный процесс высшей школы. Однако изучение данной литературы позволяет сделать вывод о том, что принципы разработки автоматизированных обучающих систем и методическое обеспечение их внедрения пока не стали предметом комплексного исследования. За годы компьютеризации разработано много обучающих программ различного назначения и качества, но большинство из них создавались в коммерческих целях в отрыве от педагогического процесса, без участия педагогов- практиков, что существенно отразилось на их качестве, эффективности и использовании.
На сегодня переход на новые учебные планы вызвал значительное сокращение часов аудиторных занятий студентов с преподавателем. В результате многие разделы учебных программ определяются студентам для самостоятельного изучения. Это актуализирует вопросы контроля и разработки специальных автоматизированных обучающих систем применительно к программированной работе студентов.
Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью разрешения противоречий:
1) социально-педагогического уровня - между возросшими
требованиями информационного общества к качеству подготовки выпускников вузов и сохраняющимися традиционными подходами к организации программированной работы обучающихся, не
обеспечивающими должного уровня навыков самостоятельной работы студентов;
2) научно-теоретического уровня - между потенциальными возможностями автоматизированных обучающих систем в организации программированной работы студентов и недостаточной разработанностью теоретико-методологических аспектов применения таких систем в вузах;
3) научно-методического уровня - между возможностью автоматизированных обучающих систем вести учет индивидуальной самостоятельной работы студентов и отсутствием таких систем и методического обеспечения их использования, которые эффективны при организации программированной работы и доступны для использования преподавателями высшей школы.
Теоретическая и практическая значимость поставленной проблемы обусловили выбор темы диссертационной работы: «Использование
элементов программированного обучения при изучении дисциплины «Информационные технологии в образовании».
Цель ВКР - разработать, обосновать и экспериментально проверить возможности программированного обучения студентов вуза с использованием обучающей системы.
Объект исследования - программированное обучение.
Предмет исследования - организация программированного обучения студентов вуза с применением обучающей системы как педагогического средства.
Гипотеза исследования: эффективная организация программированной работы студентов вуза возможна, если:
-определены признаки и структурные элементы обучающей системы, обоснованы ее возможности и функции как педагогического средства изучаемого процесса;
-разработана структурно-содержательная модель организации программированного обучения студентов вуза с использованием обучающей системы на основе интеграции системного, деятельностного и информационно-технологических подходов, где отражены взаимосвязи ее компонентов: целевого, содержательного, технологического и оценочно-результативного;
-выявлен и реализован комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели, включающий: 1) формирование у студентов вуза устойчивой внутренней мотивации к самостоятельной работе; 2) реализацию требований информационно-технологического подхода при выполнении студентами самостоятельных заданий; 3) разработку и внедрение в процесс самостоятельной работы обучающей системы «Обучение и Тестирование»;
-внедрено и апробировано методическое обеспечение
рассматриваемого процесса, вбирающее: обучающую систему «Обучение и Тестирование».
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные направления в разработке теории и методики программированного обучения.
2. Рассмотреть современные концепции зарубежных
исследователей программированного обучения.
3. Изучить подход советских исследователей к разработке вопросов теории и методики программированного обучения.
4. Разработать и апробировать на практике учебно-методическое обеспечение изучаемого процесса.
Теоретико-методологической базой исследования выступают основные положения теории познания, положения системного, деятельностного, информационного и технологического подходов (Г. А. Атанов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, В. А. Беликов, Т. А. Ильина, А. Н. Леонтьев, Л. Н. Лында, В. А. Новиков, Н. Ф. Талызина и др.); теории и концепции организации самостоятельной работы обучающихся (С. И. Архангельский, Е. А. Голант, В В. Гузеев, С. И. Змеев, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, Р. М. Микельсон, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.); теории высшего профессионального образования (С. И. Архангельский,
Экспериментальная база исследования. Эксперимент проходил на базе НИУ «БелГУ», факультет дошкольного, начального и специального образования педагогического института, группа 02021505.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) доказана целесообразность использования автоматизированной обучающей системы как педагогического средства организации самостоятельной работы студентов вуза путем реализации её уточненных функций, уточнены признаки обучающей системы и разработаны ее структурные элементы;
2) выявлены и обоснованы связи и компоненты структурно-содержательной модели организации программированной работы студентов вуза с использованием автоматизированной обучающей системы, основанной на интеграции системного, деятельностного и информационно- технологических подходов;
3) выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, направленный на формирование устойчивой мотивации студентов к самостоятельной работе, реализацию принципов информационно-технологического подхода при выполнении заданий и целенаправленное внедрение автоматизированной обучающей системы «Обучение и Тестирование;
4) теоретически разработано учебно-методическое обеспечение рассматриваемого процесса, которое вбирает в себя: автоматизированную обучающую систему, тестовые материалы.
Выполненное теоретико-экспериментальное исследование показало, что проблема организации самостоятельной работы студентов с использование АОС «ОиТ» является одной из актуальных проблем в педагогической теории, требующей своего дальнейшего осмысления.
Выполненное исследование посвящено решению проблемы, повышения эффективности организации самостоятельной работы студентов с использованием информационных средств обучения, в частности автоматизированной обучающей системы «Обучение и Тестирование».
Цель нашего исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверки методического обеспечения организации самостоятельной работы студента с использованием автоматизированной обучающей системы «Обучение и Тестирование». В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1) проанализирована разработанность проблемы исследования в педагогической теории и практике вузов, определены перспективные подходы к ее решению и уточнен понятийный аппарат исследования;
2) теоретически обоснованы компоненты и связи в структурно-содержательной модели организации самостоятельной работы студентов вуза с использованием АОС;
3) выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели.
4) разработано и апробировано на практике учебно-методическое обеспечение изучаемого процесса.
Проанализировав ряд научных источников, мы рассматриваем программированную работу студентов с использованием
автоматизированной обучающей системы как учебно-познавательную деятельность, направленную на выполнение заданий, при которой студент усваивает необходимые знания, овладевает умениями и навыками, учится планомерно, систематически работать, мыслить, формирует свой стиль умственной деятельности с использованием автоматизированной обучающей системы. При этом автоматизированная обучающая система является педагогическим средством организации самостоятельной работы студентов вуза и направлена на реализацию интерактивно-системной функции, связанной не только с регистрацией прохождения студентом учебных модулей, времени работы, количества допущенных ошибок, но и функции статистического анализа информационной наполняемости тестовых заданий для проведения корректировки методических материалов преподавателем и оперативной обратной связи.
Чтобы решить любую научную проблему, в том числе проблемы повышения эффективности организации программированной работы студентов университетов с использованием автоматизированной системы обучения «Обучение и тестирование», необходимо выбрать стратегию, основанную на одном или нескольких подходах, мы показали, что наиболее эффективными являются системные, информационные технологии и подходы к деятельности, а также концептуальные - информация и технологии. Основными принципами этого подхода в отношении исследуемой проблемы являются: принцип технологической адаптации и выбор подходящих методов и инструментов, принцип адаптации, принцип интеграции (иерархия управления, обратная связь), принцип соответствия информации (разделение материала на части, индивидуальные темпы обучения).
Учитывая эти принципы в рассматриваемом процессе, мы разработали методологию организации программы работы как системы взаимосвязанных методов, инструментов и форм, а также обеспечили оптимальный выбор содержания учебно-методических материалов для заполнения автоматизированная система обучения «Обучение и тестирование».
Теоретически обоснованы компоненты и связи в структурно-контентной модели организации запрограммированной работы студентов университета с использованием автоматизированной системы обучения, представленной четырьмя взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами: цель; значимый технологический компонент; оценки и эффективности.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало, что эффективность организации в процессе обучения работы студентов с использованием автоматизированной обучающей системы определяется реализацией следующего комплекса организационно-педагогических условий:
1) формирование у студентов вуза устойчивой внутренней мотивации к самостоятельной работе;
2) реализация требований информационно-технологического подхода при выполнении студентами самостоятельных заданий;
3) разработка и внедрение в процесс обучения автоматизированную обучающую систему «Обучение и Тестирование».
Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
1. Аванесов Б.С. Состав тестовых задач / В. С. Аванесов. 2-е изд., ред. и др. - М.: Адепт, 1998. -217 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современной человеческой науки / Б.Г. Ананьев. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 263 с.
3. Архангел С.И. Лекции по теории обучения в высшем образовании / С.И. Архангел. М: Высш. Шк., 1974. - 384 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. - 159 с.
5. Атанов Г.А. Подход активности в преподавании / Г. А. Атанов. - Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001. - 160 с.
6. Бережнова Е.В. Основы учебно-научной деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.
7. Габай, Т. V. Образовательная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 254 с.
8. Гершунский Б.С. Воспитательная педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: обучение. пособие / Б.С. Гершунский. - М .: Флинт; Наука, 2003. 768 с.
9. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в образовании: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
10. Гоетц, K. Программирование в Visual Basic 6 и VBA. Руководство разработчика: trans. с английским. / C. Getz, M. Gilbert. - Киев: Издательская группа BHV, 2001.-912 с.
11. Давыдов В. В. Образовательная деятельность: состояние и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - с. 5-14.
12. Девятов Д.Х. Системный анализ: преподавание. Девятов, И.М. Ячиков, А.П. Морозов. Магнитогорск: МГТУ, 2001, - 67с.
13. Дистанционное обучение: учебники. пособие / ред. E.S. Полат. - Москва: Humanite. редактор центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
14. Дюшин А.К. Избранные педагогические работы / A. Disterverg. - M.: Uchpedgiz, 1956. 375 с.
15. Есипов Б.П. Независимая работа студентов в классе / Б.П. Есипов. -М. : Uchpedgiz., 1961.-239 с.
16. Ефремова Н. Ф. Педагогические измерения в системе образования / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова // Педагогика. 2006. -№ 2-С. 14-22.
17. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: / И.М. Ибрагимов; Издание А. Н. Ковшова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
18. Карлащук В.И. Образовательные программы / В. И. Карлащук. М .: Издательский дом «Солон-Р». 2001. - 528 с.
19. Климов Е. Э. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к работе и выбора профессии / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1985. -№ 4. - С. 17-21.
20. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: метод обучения. пособие / Т. Е. Климова. - Магнитогорск: Магнитогорск, государство. Univ., 2000. 96 p.
21. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М. : Педагогика, 1981. 186 с.
22. Логунова О.С. Семинар по эконометрике: учебник. пособие / О.С. Логунова, Э.А. Ильина.
23. Макарова Н. В. Информатика в системе непрерывного образования / Н. В. Макарова, А. Г. Степанов. СПб .: Издательство Политехнического университета, Университет, 2005. -338 с.
24. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе студентов в процессе обучения / Р. М. Микельсон.
25. Острейковский В.А. Информатика: учебник для вузов. - М .: Высш. Шк., 1999.-511 с.
26. Павлов И.П. Павловская обстановка. Полный. собирать. соч. в 5 томах. Том 2. И. П. Павлов. М.: Из-во, 1949. - 639 с.
27. Петровский А. В. Беседы о психологии / А. В. Петровский. - Москва: Образование, 1962. 199 с.
28. Петровский А. В. Теоретическая психология: учебник. учебное пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва: Академия, 2003. - 496 с.
29. Петушкова О. Г. Автоматизированная система обучения «O & T»» для самостоятельной работы студентов / О.Г. Петушкова, Е.А. Ильина // Применение новых технологий в образовании: материалы XVI стажера. Conf. Троицк, 2005. - С. 367-369.
30. Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A.Rean, N.B. Бордовская, С.И. Розум. Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 432 с.
31. Ричмонд, У. К. Преподаватели и машины / У. К. Ричмонд. М.: Мир, 1968.-277 с.
32. Рогинский, В. М. Азбука педагогическая работа / В. М. Рогинский. М: Высш. Шк., 1990. - 112 с.
33. Рубаник А. Независимая работа студентов / А. Рубаник, Г. Большакова, Н. Тельных // Высшее образование в России. 2005. - № 6.-C. 120-124.
34. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии / С. А. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1973. - 422 с.
35. Рыков А.С. Модели и методы системного анализа: принятие решений и оптимизация / А.С. Рыков - М.: • MISIS. Издательский дом «Руда и металлы», 2005. - 352 с.
36. Рядинская З. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учебник. пособие/Pidkasisty. - М .: Пед. в России, 2005.-144 с.
37. Савельев А.Я. Обучающие технологии и их роль в реформе образования / А.Я. Савельев // Высшее образование в России-1994. №2. - С. 29-37.
38. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: Учеб. пособие / Т.П. Сальникова. - М .: TC Sfera, 2005- 96 с.
39. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебник. пособие / Е.Е. Сапогова. М .: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
40. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2
томах. Том 1 / Г.К. Селевко. М .: Научно-исследовательский институт
школьных технологий, 2006 - 816 с.
41. Срода, Р.Б. Воспитание деятельности и независимость студентов в обучении / Р. Б. Срода. М.: РС РСФСР, 1956. - 55 с.
42. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средней педагогики. учреждений / Н. Ф. Талызин. - 3-е изд. стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
43. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программирования / Н. Ф. Талызина. Москва: Изд-во Моск. Университет, 1969. - 133 с.
44. Уильям, Р. Компьютеры в школе / Р. Уильямс, К. Маклин; сделка от английского; Общество. Издание и запись. Изобразительное искусство. В.В. Рубцова. Москва: Прогресс, 1988. - 336 с.