Развитие компетенций руководителя по управлению финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Требования к управлению финансово-хозяйственной 8 деятельностью образовательной организации
1.2 Методологические подходы к процессу профессионального 15
развития руководителя образовательной организации
1.3 Специфика экономической компетентности руководителя 25 образовательной организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 33
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
НА ПРИМЕРЕ МКДОУ № 458
2.1 Диагностика уровня развития экономической компетентности 33 администрации ДОУ
2.2 Способы преодоления стереотипов решения экономических 44 задач в управленческой практике образовательной организации
2.3 Способы обогащения управленческого опыта руководителя в 52 сфере финансово-хозяйственной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Требования к управлению финансово-хозяйственной 8 деятельностью образовательной организации
1.2 Методологические подходы к процессу профессионального 15
развития руководителя образовательной организации
1.3 Специфика экономической компетентности руководителя 25 образовательной организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 33
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
НА ПРИМЕРЕ МКДОУ № 458
2.1 Диагностика уровня развития экономической компетентности 33 администрации ДОУ
2.2 Способы преодоления стереотипов решения экономических 44 задач в управленческой практике образовательной организации
2.3 Способы обогащения управленческого опыта руководителя в 52 сфере финансово-хозяйственной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в результате ограниченного бюджетного финансирования и изменений законодательной базы по финансированию образовательных организаций обостряются проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Однако недостаток финансирования образовательных организаций оборачивается не одной, а несколькими проблемами: собственно недостаточным финансированием из государственного (или муниципального) бюджета; а также некомпетентностью руководства в финансово-экономической области управления образовательной организацией.
Закон об образовании № 273 - ФЗ предоставляет образовательным организациям право самостоятельного осуществления образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности 1. К функциональным обязанностям образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями . Организация бюджетного процесса через выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на утвержденной смете, в соответствии с планом. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации в первую очередь определяется необходимостью выплаты работникам сферы образования заработной платы и разного рода доплат и надбавок. В результате статьи расходов, связанные с обеспечением образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных организаций и их развитием, финансируются недостаточно. С этой точки зрения становится очевидной необходимость обеспечения образовательных организаций экономически грамотными руководителями, способными в правовом поле решать задачи финансового, материально¬технического, учебно-методического и информационного обеспечения.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме выявил ряд противоречий между:
- уровнем развития теории управления и практическими подходами к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации;
- требованием времени к развитию профессиональной компетентности руководителя образовательной организации и возможностями реальной практики управления финансово-хозяйственной деятельностью в организации;
- управлением финансово-хозяйственной деятельностью
образовательной организации и реальным состоянием ее материально-технической и финансовой обеспеченности.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: какие компетенции руководителя обеспечат эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Поэтому тема исследования - «Развитие компетенций руководителя по управлению финансово¬хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: управление финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: компетенции руководителя по управлению финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: обосновать комплекс компетенций руководителя образовательной организации для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью и определить механизм их развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проблемные вопросы управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации можно решить, если:
- четко определен набор экономических компетенций, необходимых руководителю;
- выявлены актуальные направления экономических знаний;
- преодолены стереотипы решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации;
- реализуется практика обогащения управленческого опыта в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
2. Описать методологические подходы к процессу профессионального развития руководителя образовательной организации.
3. Выяснить специфику экономической компетентности руководителя образовательной организации.
4. Диагностировать уровень экономических компетенций руководителей образовательной организации.
5. Выявить способы преодоления стереотипов решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации.
6. Определить пути обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: компетентностный подход (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской); системно-деятельностный (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и личностно ориентированный подходы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. А. Маркова.); теория компетентности (Т. Г. Браже, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. К. Маркова, Дж. Равен, Ю. Г. Татур).
Нормативной базой исследования явились: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Национальная доктрина Российской Федерации до 2025года».
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ специальной и психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов, документов; систематизация и интерпретация фактов; сопоставление, аналогия, обобщение;
- эмпирические: беседа, опрос, оценивание (самооценка), тестирование, изучение продуктов управленческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике управления образовательной организацией и дополнительном профессиональном образовании.
База исследования: МКДОУ города Новосибирска, детский сад № 458 комбинированного вида. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Закон об образовании № 273 - ФЗ предоставляет образовательным организациям право самостоятельного осуществления образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности 1. К функциональным обязанностям образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями . Организация бюджетного процесса через выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на утвержденной смете, в соответствии с планом. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации в первую очередь определяется необходимостью выплаты работникам сферы образования заработной платы и разного рода доплат и надбавок. В результате статьи расходов, связанные с обеспечением образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных организаций и их развитием, финансируются недостаточно. С этой точки зрения становится очевидной необходимость обеспечения образовательных организаций экономически грамотными руководителями, способными в правовом поле решать задачи финансового, материально¬технического, учебно-методического и информационного обеспечения.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме выявил ряд противоречий между:
- уровнем развития теории управления и практическими подходами к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации;
- требованием времени к развитию профессиональной компетентности руководителя образовательной организации и возможностями реальной практики управления финансово-хозяйственной деятельностью в организации;
- управлением финансово-хозяйственной деятельностью
образовательной организации и реальным состоянием ее материально-технической и финансовой обеспеченности.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: какие компетенции руководителя обеспечат эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Поэтому тема исследования - «Развитие компетенций руководителя по управлению финансово¬хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: управление финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: компетенции руководителя по управлению финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: обосновать комплекс компетенций руководителя образовательной организации для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью и определить механизм их развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проблемные вопросы управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации можно решить, если:
- четко определен набор экономических компетенций, необходимых руководителю;
- выявлены актуальные направления экономических знаний;
- преодолены стереотипы решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации;
- реализуется практика обогащения управленческого опыта в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
2. Описать методологические подходы к процессу профессионального развития руководителя образовательной организации.
3. Выяснить специфику экономической компетентности руководителя образовательной организации.
4. Диагностировать уровень экономических компетенций руководителей образовательной организации.
5. Выявить способы преодоления стереотипов решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации.
6. Определить пути обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: компетентностный подход (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской); системно-деятельностный (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и личностно ориентированный подходы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. А. Маркова.); теория компетентности (Т. Г. Браже, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. К. Маркова, Дж. Равен, Ю. Г. Татур).
Нормативной базой исследования явились: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Национальная доктрина Российской Федерации до 2025года».
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ специальной и психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов, документов; систематизация и интерпретация фактов; сопоставление, аналогия, обобщение;
- эмпирические: беседа, опрос, оценивание (самооценка), тестирование, изучение продуктов управленческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике управления образовательной организацией и дополнительном профессиональном образовании.
База исследования: МКДОУ города Новосибирска, детский сад № 458 комбинированного вида. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Место и значение экономических компетенций в жизни и деятельности руководителя образовательной организации определяются условиями общественного развития. В теоретической части диссертационного исследования рассмотрены требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации, определены методологические подходы к процессу профессионального развития руководителя образовательной организации и выявлена специфика экономической компетентности руководителя.
Требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации включают: руководство и оценку обеспеченности, эффективности использования образовательной организацией основных производственных фондов; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости образовательной организации; проведение работы по привлечению инвестиций и систематическому анализу экономической деятельности образовательной организации.
Использование компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов позволило использовать методы, понятия, принципы данных подходов и выстроить логику исследовательской работы. Выделены основные компоненты экономической компетентности руководителя образовательной организации: информационно-аналитический; организационно¬управленческий и личностный.
Вторая глава отражает практику формирования компетенций для управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации на примере МКДОУ № 458. Исследование динамики развития экономической компетентности администрации дошкольной образовательной организации включала:
- подготовительный этап, реализующий диагностическую, прогностическую, организационную функции;
- практический этап, основное содержание которого состояло из анализа решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации, способов обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
- обобщающий этап, представляющий анализ результатов и их оформление.
Для проведения диагностики уровня развития экономической компетентности администрации ДОУ использована методика А. В. Либина на наличие предприимчивости, методика определения мотивации на успех или неудачу Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Для выявления сильных и слабых сторон, рисков и возможностей в управленческой практике проведен SWOT-анализ экономической компетентности руководства ДОУ. Определены закономерности процесса формирования экономической компетентности, основанные на двух аспектах: объективно-технологическом и субъективно-личностном, которые обеспечивают связь между характеристиками, приобретенными ранее и сформированными вновь. Закономерности атрибутивности, детерминированности, оптимальности взаимодействуют друг с другом и создают единую систему формирования экономической компетентности.
Раскрыты способы преодоления стереотипов в решении экономических задач на примере практики исследуемого ДОУ: расширение границ мышления, развитие самоконтроля и самосознания, поэтапное изменение мышления и поведения. Обоснованы способы усовершенствования управленческого опыта руководства в области финансово-хозяйственной деятельности. Определено, что самообучение является одной их форм развития опыта наряду с анализом управленческих действий и переосмыслением опыта других образовательных организаций с целью увеличения его информационной емкости. Проанализированы методы обогащения опыта и уровни формирования экономической компетентности.
В выпускной квалификационной работе приведена оценка экономической компетентности администрации МКДОУ № 458. Выявлены компетенции, требующие коррекции, разработаны шаги по обогащению управленческого опыта и преодолению стереотипов мышления. Повторное тестирование позволило показать рост экономической компетентности руководства количественно и качественно. Изменения в экономической компетентности администрации ДОУ, последовательное и результативное решение финансово-экономических задач позволяют утверждать, что задачи решены, гипотеза доказана и цель достигнута.
Требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации включают: руководство и оценку обеспеченности, эффективности использования образовательной организацией основных производственных фондов; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости образовательной организации; проведение работы по привлечению инвестиций и систематическому анализу экономической деятельности образовательной организации.
Использование компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов позволило использовать методы, понятия, принципы данных подходов и выстроить логику исследовательской работы. Выделены основные компоненты экономической компетентности руководителя образовательной организации: информационно-аналитический; организационно¬управленческий и личностный.
Вторая глава отражает практику формирования компетенций для управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации на примере МКДОУ № 458. Исследование динамики развития экономической компетентности администрации дошкольной образовательной организации включала:
- подготовительный этап, реализующий диагностическую, прогностическую, организационную функции;
- практический этап, основное содержание которого состояло из анализа решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации, способов обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
- обобщающий этап, представляющий анализ результатов и их оформление.
Для проведения диагностики уровня развития экономической компетентности администрации ДОУ использована методика А. В. Либина на наличие предприимчивости, методика определения мотивации на успех или неудачу Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Для выявления сильных и слабых сторон, рисков и возможностей в управленческой практике проведен SWOT-анализ экономической компетентности руководства ДОУ. Определены закономерности процесса формирования экономической компетентности, основанные на двух аспектах: объективно-технологическом и субъективно-личностном, которые обеспечивают связь между характеристиками, приобретенными ранее и сформированными вновь. Закономерности атрибутивности, детерминированности, оптимальности взаимодействуют друг с другом и создают единую систему формирования экономической компетентности.
Раскрыты способы преодоления стереотипов в решении экономических задач на примере практики исследуемого ДОУ: расширение границ мышления, развитие самоконтроля и самосознания, поэтапное изменение мышления и поведения. Обоснованы способы усовершенствования управленческого опыта руководства в области финансово-хозяйственной деятельности. Определено, что самообучение является одной их форм развития опыта наряду с анализом управленческих действий и переосмыслением опыта других образовательных организаций с целью увеличения его информационной емкости. Проанализированы методы обогащения опыта и уровни формирования экономической компетентности.
В выпускной квалификационной работе приведена оценка экономической компетентности администрации МКДОУ № 458. Выявлены компетенции, требующие коррекции, разработаны шаги по обогащению управленческого опыта и преодолению стереотипов мышления. Повторное тестирование позволило показать рост экономической компетентности руководства количественно и качественно. Изменения в экономической компетентности администрации ДОУ, последовательное и результативное решение финансово-экономических задач позволяют утверждать, что задачи решены, гипотеза доказана и цель достигнута.
Подобные работы
- Управленческое консультирование по формированию системы распределенного лидерства в образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Мотивационное управление персоналом (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Рыбинский детский сад «Колобок» село Рыбное, Красноярский край, Рыбинский район)
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Компетенции лидера в организации
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование методики разработки бизнес-плана в образовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Развитие образовательных учреждений и совершенствование их деятельности (на примере МБДОУ «Детский сад №33» г. Воркуты)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование аттестации персонала бюджетных организаций
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2022



