ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Требования к управлению финансово-хозяйственной 8 деятельностью образовательной организации
1.2 Методологические подходы к процессу профессионального 15
развития руководителя образовательной организации
1.3 Специфика экономической компетентности руководителя 25 образовательной организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 33
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
НА ПРИМЕРЕ МКДОУ № 458
2.1 Диагностика уровня развития экономической компетентности 33 администрации ДОУ
2.2 Способы преодоления стереотипов решения экономических 44 задач в управленческой практике образовательной организации
2.3 Способы обогащения управленческого опыта руководителя в 52 сфере финансово-хозяйственной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время в результате ограниченного бюджетного финансирования и изменений законодательной базы по финансированию образовательных организаций обостряются проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью. Однако недостаток финансирования образовательных организаций оборачивается не одной, а несколькими проблемами: собственно недостаточным финансированием из государственного (или муниципального) бюджета; а также некомпетентностью руководства в финансово-экономической области управления образовательной организацией.
Закон об образовании № 273 - ФЗ предоставляет образовательным организациям право самостоятельного осуществления образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности 1. К функциональным обязанностям образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями . Организация бюджетного процесса через выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на утвержденной смете, в соответствии с планом. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации в первую очередь определяется необходимостью выплаты работникам сферы образования заработной платы и разного рода доплат и надбавок. В результате статьи расходов, связанные с обеспечением образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных организаций и их развитием, финансируются недостаточно. С этой точки зрения становится очевидной необходимость обеспечения образовательных организаций экономически грамотными руководителями, способными в правовом поле решать задачи финансового, материально¬технического, учебно-методического и информационного обеспечения.
Анализ научных исследований и педагогической практики по теме выявил ряд противоречий между:
- уровнем развития теории управления и практическими подходами к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации;
- требованием времени к развитию профессиональной компетентности руководителя образовательной организации и возможностями реальной практики управления финансово-хозяйственной деятельностью в организации;
- управлением финансово-хозяйственной деятельностью
образовательной организации и реальным состоянием ее материально-технической и финансовой обеспеченности.
Выявленные противоречия определили проблему исследования: какие компетенции руководителя обеспечат эффективность управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Поэтому тема исследования - «Развитие компетенций руководителя по управлению финансово¬хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: управление финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: компетенции руководителя по управлению финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: обосновать комплекс компетенций руководителя образовательной организации для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью и определить механизм их развития.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проблемные вопросы управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации можно решить, если:
- четко определен набор экономических компетенций, необходимых руководителю;
- выявлены актуальные направления экономических знаний;
- преодолены стереотипы решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации;
- реализуется практика обогащения управленческого опыта в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
2. Описать методологические подходы к процессу профессионального развития руководителя образовательной организации.
3. Выяснить специфику экономической компетентности руководителя образовательной организации.
4. Диагностировать уровень экономических компетенций руководителей образовательной организации.
5. Выявить способы преодоления стереотипов решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации.
6. Определить пути обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: компетентностный подход (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской); системно-деятельностный (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев) и личностно ориентированный подходы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. А. Маркова.); теория компетентности (Т. Г. Браже, И. А. Зимняя, В. А. Кальней, А. К. Маркова, Дж. Равен, Ю. Г. Татур).
Нормативной базой исследования явились: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», «Национальная доктрина Российской Федерации до 2025года».
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ специальной и психолого-педагогической литературы по теме исследования, законодательных актов, документов; систематизация и интерпретация фактов; сопоставление, аналогия, обобщение;
- эмпирические: беседа, опрос, оценивание (самооценка), тестирование, изучение продуктов управленческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике управления образовательной организацией и дополнительном профессиональном образовании.
База исследования: МКДОУ города Новосибирска, детский сад № 458 комбинированного вида. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Место и значение экономических компетенций в жизни и деятельности руководителя образовательной организации определяются условиями общественного развития. В теоретической части диссертационного исследования рассмотрены требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации, определены методологические подходы к процессу профессионального развития руководителя образовательной организации и выявлена специфика экономической компетентности руководителя.
Требования к управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации включают: руководство и оценку обеспеченности, эффективности использования образовательной организацией основных производственных фондов; создание условий для обеспечения финансовой устойчивости образовательной организации; проведение работы по привлечению инвестиций и систематическому анализу экономической деятельности образовательной организации.
Использование компетентностного, деятельностного и личностно ориентированного подходов позволило использовать методы, понятия, принципы данных подходов и выстроить логику исследовательской работы. Выделены основные компоненты экономической компетентности руководителя образовательной организации: информационно-аналитический; организационно¬управленческий и личностный.
Вторая глава отражает практику формирования компетенций для управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации на примере МКДОУ № 458. Исследование динамики развития экономической компетентности администрации дошкольной образовательной организации включала:
- подготовительный этап, реализующий диагностическую, прогностическую, организационную функции;
- практический этап, основное содержание которого состояло из анализа решения экономических задач в управленческой практике образовательной организации, способов обогащения управленческого опыта руководителя в сфере финансово-хозяйственной деятельности.
- обобщающий этап, представляющий анализ результатов и их оформление.
Для проведения диагностики уровня развития экономической компетентности администрации ДОУ использована методика А. В. Либина на наличие предприимчивости, методика определения мотивации на успех или неудачу Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. Для выявления сильных и слабых сторон, рисков и возможностей в управленческой практике проведен SWOT-анализ экономической компетентности руководства ДОУ. Определены закономерности процесса формирования экономической компетентности, основанные на двух аспектах: объективно-технологическом и субъективно-личностном, которые обеспечивают связь между характеристиками, приобретенными ранее и сформированными вновь. Закономерности атрибутивности, детерминированности, оптимальности взаимодействуют друг с другом и создают единую систему формирования экономической компетентности.
Раскрыты способы преодоления стереотипов в решении экономических задач на примере практики исследуемого ДОУ: расширение границ мышления, развитие самоконтроля и самосознания, поэтапное изменение мышления и поведения. Обоснованы способы усовершенствования управленческого опыта руководства в области финансово-хозяйственной деятельности. Определено, что самообучение является одной их форм развития опыта наряду с анализом управленческих действий и переосмыслением опыта других образовательных организаций с целью увеличения его информационной емкости. Проанализированы методы обогащения опыта и уровни формирования экономической компетентности.
В выпускной квалификационной работе приведена оценка экономической компетентности администрации МКДОУ № 458. Выявлены компетенции, требующие коррекции, разработаны шаги по обогащению управленческого опыта и преодолению стереотипов мышления. Повторное тестирование позволило показать рост экономической компетентности руководства количественно и качественно. Изменения в экономической компетентности администрации ДОУ, последовательное и результативное решение финансово-экономических задач позволяют утверждать, что задачи решены, гипотеза доказана и цель достигнута.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 19.10.2017).
2. Закон о государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей №129-ФЗ от 08.08.2001. [Электронный ресурс] - URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/12123875/paragraph/147212/highlight/129%20%D1%8 4%D0%B7:1 (дата обращения: 21.10.2017).
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 2
февраля 2006 г. № 19-ФЗ. [Электронный ресурс] - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/12112604/paragraph/21034113/highlight/ (дата
обращения: 23.10.2017).
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
(принят Государственной думой РФ 21.10.1994 г.), (ред. от 10.01.2003 г.). [Электронный ресурс] - URL:
http://ivo.garant.ru/#/document/10164072/paragraph/521837163/highlight (дата
обращения: 29.10.2017).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс] - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/194365/paragraph/6/doclist/0/selflink/0/highlight/ (дата обращения: 12.11.2017).
6. Федеральная Целевая Программа Развития Образования на 2016-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. [Электронный ресурс] - URL: https://www.edusite.ru/DswMedia/fcpro_2016- 2020.pdf (дата обращения: 15.11.2017)
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751. Программа развития до 2025 года. [Электронный ресурс] - URL: https://4fo.ru/zakon/1152-nacionalnaya- doktrina-obrazovaniya-v-rossij skoj -federacii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-04-10- 2000-n-751-programma-razvitiya-do-2025-g-celi-zadachi-sposoby-ix-dostizhenie-i- rezultaty/ (дата обращения: 19.11.2017).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением. [Электронный ресурс] - URL: http://ivo.garant.ru/#/basesearch (дата обращения:
21.11.2017) .
9. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении проекта профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации" (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016). [Электронный ресурс] - URL:
http: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/56574265/#ixzz55EHgS6Xw (дата
обращения: 20.01.2018).
10. Абрамян А. А. Возможности исследования развития профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ // Теория и практика общественного развития. Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2011. С. 169-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-17749256 (дата обращения:
25.11.2018) .
11. Акчурина Г. Р. Система управления финансами в системе образования
путем раскрытия основных финансовых механизмов // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. Новосибирск: Изд-во Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2013. №2. С. 218-222. URL:
https://elibrary.ru/item.asp7id-20710599 (дата обращения: 22.06.2019).
12. Апенько С. Н., Еременко Е. И. Инновационные технологии формирования и оценки профессиональных управленческих компетенций слушателей программ дополнительного образования вузов // Известия Иркутской гос. эконом. академии. Иркутск: Изд-во Байкальский гос. ун-т, 2015. №5. С. 834¬841. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24313980 (дата обращения: 24.11.2018).
13. Асеева И. В., Буксикова О. Б. Личностно - ориентированный подход в обучении // Студенческий форум: электрон. научн. журн., 2017. № 3(3). С. 15-18. URL: https://nauchforum.rU/journal/stud/3/19130 (дата обращения: 21.08.2019).
14.
14. Боднева Н. А., Милованова Е. С., Омарова А. Д Компетентностный
подход в обучении руководителей высшего звена образовательных организаций // KANT, 2018. №2(27). С. 20-23. URL:
https://cyberleninka.ru/viewer_images/17764397/f/1.png (дата обращения:
18.11.2018) .
15. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. М., 2010. 80 с.
16. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Пер. с англ. М.: ГИППО, 2008. 352 с.
17. Букина Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование, 2010. № 1. С. 56-61.
18. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: Монография / Колл. авт. / Под ред. Я. И. Кузьминова, Д. В. Пузанкова, И. Б. Федорова, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2004. 328 с.
19. Варакина Е. А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук: (13.00.08). Оренбург, 2009. 25 с. URL: https://new- disser.ru/_avtoreferats/01004365293.pdf (дата обращения: 18.04.2019).
20. б. статей X Междунар. науч.- практ. конф. В 2-х частях. Отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. Изд-во: «5 за знания» Московский гос. пед. ун-т, 2018. С. 457-460. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35007002
21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29850150 (дата обращения:
20.11.2018) .
22. Головцова И. Г. Особенности организационно-экономического механизма системы управления качеством образовательной деятельности // Век качества. 2013. № 4. С. 35-37.
23. Горбатова О. А. Организационно-экономический механизм управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации // Научная школа Т. И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. Сб. статей X Междунар. науч.-практ. конф. В 2-х частях. Отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. Н. Шклярова. М.: Изд-во « 5 за знания» Московский гос. пед ун-т, 2018. С. 239-242. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35354813 (дата обращения: 24.06.2019).
24. Гречко М. В. Человеческий капитал как интенсивный фактор развития
отечественной экономики в условиях глобальных изменений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 27 (216) С. 10-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-kak-intensivnyy-faktor- razvitiya-otechestvennoy-ekonomiki-v-usloviyah-globalnyh-izmeneniy (дата
обращения: 18.07.2019).
25. Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 102-103.
26. Егорычев С. А. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием муниципального образования // Вестник Оренбургского гос. ун-та, 2014. № 1 (162). С. 49-56.
27. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 280 с.
28. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. 7 изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.
29. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого¬социального ин-та, 2005. 215 с.
30. Капиева К. Р. Психический ресурс личности. Паттерны и
детерминанты // Гуманизация образования. 2015. № 3. С. 75-81.
URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/psihicheskiy-resurs-lichnosti-patterny-i- determinanty-razvitiya (дата обращения: 19.08.2019).
31. Карасева Н. П. Финансовый менеджмент в образовательной организации // Известия института педагогики и психологии образования. Москва: Изд-во Московский городской пед. ун-т, 2018. С. 22-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36272221 (дата обращения: 22.06.2019).
32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23547484
34.
33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36839857 (дата обращения: 24.06.2019).
34. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив. монография / под ред. В. А. Козыревой, Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 391 с.
35. Коршунова Н. Л. Деятельностный подход в современном образовании: сущность, проблемные зоны, перспективы реализации // Известия ВГПУ. 2014. №2(263). С. 5559.
36. Коршунова Н. Л. Компетентностный и деятельностный подходы в модернизации высшей школы // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. Брест: Изд-во: Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2017. № 2 (10). С. 184-192. URL:(дата обращения: 21.03.2019).
37. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика, методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
38. Ларюшкин С. А., Рахметов Р. Р. Формирование экономической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования // Научно-теоретический журнал, 2015. №4(25). С. 35-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26104127 (дата обращения: 20.11.2018).
39. GAP- анализа // Гуманитарные науки и образование. Саранск: Изд-во Мордовский гос. пед. ин-т им. М. В. Евсевьева, 2017. № 1(29). С. 7-11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28856756 (дата обращения: 22.06.2019).
40. Лебедев С. А. Философия наук: словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2006. 320 с.
41. Либин А. В. Методические рекомендации по проведению семинара "Начни свое дело". [Электронный ресурс]. URL: https://genskayformula.Com/images/kontent/predpriimhivost/4.png (дата обращения: 07.10.2019).
42. Литвиненко Н. В., Глаголева И. В. Механизмы эффективного управления дошкольным образовательным учреждением в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации // Мир детства и образование. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун¬т, 2012. С. 44-48.
43. Макичян А. А. Качество управления дошкольными образовательными организациями как следствие экономической компетенции руководителей // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2014. № 16. С. 114-116. URL:
44. Матушанский Г. У., Кудаков О. Р., Завада Г. В. Структура и
содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала - специалиста // Вестник Казанского технологического у-та: электрон. журн., 2009. С.319-328. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-
68
kompetentnostnogo-podhoda-k-podgotovke-professionala-spetsialista (дата
обращения: 15.07.2019).
45. Мишанова О. Г. Личностно ориентированный подход как общенаучная основа концепции педагогического управления коммуникативным образованием обучающихся // Вестник Челябинского гос. пед. у-та. , 2010. С. 107¬116. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnostno-orientirovannyy-podhod- kak-obschenauchnaya-osnova-kontseptsii-pedagogicheskogo-upravleniya- kommunikativnym-obrazovaniem (дата обращения: 21.08.2019).
46. Мусарский М. М. «Новое» в компетенции руководителя образовательной организации по управлению финансово-экономической деятельностью // Экономика образования. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2014. №2. С. 37-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21820669 (дата обращения: 20.03.2019).
47. Назарова О. Г. Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных лицеев при изучении курса «Экономическая культура» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. С-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. № 49. С. 344-347. URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM2534874 (дата обращения:14.06.2019).
48. Неустроев С. С., Нестерова О. В. Профессиональное развитие руководителя образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 4-10.
49. Павлов В. П. Философские основания менеджмента: Деятельностный подход: дис. канд. философ. наук: (09.00.11). Казань. 2004. 159 с.
50. Парьева М. С. Менеджмент качества дошкольного образования: новый стиль руководства // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 66¬68.
51. Патронова И. А. Развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации // дис. ... канд. пед. наук: (13.00.08). Орел, 2006. 219 с.
52. Патронова И. А. Технологический подход в развитии профессиональной компетентности руководителей // Новые педагогические исследования. Москва: Изд-во Академия проф. образования, 2006. № 6. С. 87-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-14571834 (дата обращения: 21.10.2018).
53. Подготовка студентов к осуществлению финансово-хозяйственной деятельности ДОУ в современных социально-экономических условиях / В. А. Леонгардт, Л. В. Моисеева // Материалы 7-й Международной науч.-практ. конф. «Педагогические системы развития творчества». Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2008. С. 251-255. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-36541608 (дата обращения: 18.03.2019).
54. Правовые основы управления и организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ/ Л. М. Маневцова, С. А. Езопова // Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. под ред. С. В. Фроловой, С. Л. Коротковой, М. А. Сморгуновой. Саратов: Изд-во ИЦ «Наука», 2017. С. 181-187. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-21393651 (дата обращения: 18.03.2019).
55. Пургина Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2015. 275 с.
56. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2002. 396 с.
57. Ряписов Н. А. Механизм оценки компетенций в системе управления образованием. Новосибирск: НГПУ, 2007. 128 с.
58. Селина Т. М. Совершенствование модели повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.08) / Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2006. 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-15902278 (дата обращения: 19.03.2019).
59. Сергеева М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России // Экономическое возрождение России. С.- Петербург: Ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в проведении научных исследований» Ин-т нового индустриального развития им. С. Ю. Витте, 2008. №1(15). С.50-55.
60. Современные подходы к профессиональному развитию
руководителей общеобразовательных организаций / Е. Д. Чечель // Сборник статей XVIII Междисциплинарной науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей. Науч. ред. Новоселова С. Ю. Москва: Изд-во ФГБОУ доп. проф. образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2015. С. 129-141. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=23833185 (дата обращения: 21.10.2018).
61. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. М.: ИНФРА-М, 2003. 476 с.
62. Смирнова Е. Е., Надеждин Е. Н. Когнитивный анализ механизма экономической компетентности выпускника университета // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 2. С. 1-12. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=24174 (дата обращения: 05.01.2020).
63. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2010. 384 с.
64. Старостина К. И., Драгункина М. И. Проблема формирования
экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки, 2014. №2. С. 1-11. URL: http: //www. apriori-j ournal. ru/seria1/2-2014/Starostina-Dragunkina. pdf (дата
обращения: 14.08.2019).
65. Сторожева О. И. Развитие профессиональной компетенции руководителя образовательного учреждения // Образование и наука. Известия УРО РАО. Изд-во Уральский гос. пед. ун-т филиал УрГПУ в г. Серове, 2010.
№6(74). С. 12-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-15101267 (дата обращения: 21.10.2018).
66. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-37148300 (дата обращения: 21.06.2019).
67. URL:(дата обращения: 18.03.2019).
68. Тарасенко В. В. Ведущие методологические подходы к формированию управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности // Молодой ученый, 2010. №9. С. 279-282. URL: https://moluch.ru/archive/20/2037/ (дата обращения: 10.07.2019).
69. Терюкова Т. С. Экономическая компетентность: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций // Экономика в школе. С. 42-47. URL: https://docplayer.ru/35197931-Ekonomicheskie-kompetencii-sushchnost-struktura-i- mesto-v-sisteme-klyuchevyh-kompetenciy.html (дата обращения: 14.08.2019).
70. Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 224 с.
71. Фалюшина Л. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно методическое пособие. / Под ред. М. А. Тихомирова. М.: АРКТИ, 2005. 114 с.
72. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журн. 2002. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/0423.htm (дата обращения: 15.03.2019).
73. Хайкин В. Л. Эффективное управление дошкольными образовательными организациями как важный составной элемент педагогического процесса // Психологическая наука и образование, 2013. № 4. С. 103-106.
74. Чекина Е. В. Закономерности и принципы формирования социально¬экономической компетентности будущих специалистов образования // Вестник Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы, 2016. № 3. С. 110-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id-29186968fe (дата обращения: 04.12.2019).
75. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Формы и методы профессионального становления и развития директора общеобразовательной организации // Управление образованием: теория и практика, 2014. №3. С. 97-107. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formy-i-metody-professionalnogo-stanovleniya-i- razvitiya-direktora-obscheobrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 23.08.2019).
76. Чечель И. Д. Модель критериального оценивания профессиональной компетенции руководителя образовательного учреждения // Управление образованием: теория и практика, 2013. № 2. С. 80-90.
77. Чигиринская Н. В. Генезис экономической компетентности: институциональный подход // Известия Волгоградского технического университета. Волгоград: Изд-во Волгоградский гос. тех. ун-т, 2011. № 4 (77). С. 32-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM7038522 (дата обращения: 24.10.2018).
78. Чигиринская Н. Л., Шаховская Л. С. Экономическая природа компетентности: общеметодологические подходы к проблеме // Экономические науки. Москва: Изд-во «Экономические науки», 2008. № 41. С.406-411. URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM1580655 (дата обращения: 22.10.2018).
79. Чуваткин П. П., Материкина А. Е. Формирование организационно-экономического механизма управления качеством услуг дошкольного образования // Современная научная мысль, 2015. № 3. С. 115-124.
80. Шабанов Д. М. Сущность, структура и факторы экономической устойчивости образовательных организаций в условиях рыночной среды // Новые технологии, 2018. С. 1-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura- i-faktory-ekonomicheskoy-ustoychivosti-obrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah- rynochnoy-sredy/viewer (дата обращения: 19.09.2019).
81. Шилова О. М. К определению понятий экономическая компетентность и экономические компетенции // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. Череповец: Изд-во Филиал ФГБОУ ВО «Санкт- Петербургский гос. эконом. ун-т» в г. Череповце, 2015. №2. С. 147-151. URL: https://elibrary.ru/item.asp7id=25662068 (дата обращения: 22.06.2019).
82. Щедрина И. В., Клименкова Т. А. Возможности преодоления ограничений и управление изменениями мышления менеджера в новых экономических реалиях // Лидерство и менеджмент. 2015. Том 2. № 1. С. 57-72. URL: https://creativeconomy.ru/lib/9665 (дата обращения: 12.10.2019).
83. Щербакова В. В. К вопросу о профессиональной компетенции // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Издательство НГПУ «Немо Пресс», 2008. №2. С. 139-145.
84. Экономические механизмы и финансовое обеспечение деятельности образовательной организации: учебное пособие / И. И Жуклинец, Н. Г.. Сильведойне, под ред. А. С. Горшкова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбАППО, 2018. С.186-215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37286483 (дата обращения: 21.06.2019).
85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36468901 (дата обращения:
22.06.2019).
86. Яковлева Г. В. Подготовка руководителей дошкольных образовательных учреждений к управлению реализацией государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Челябинск: Изд-во Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2016. С. 81-84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28915057 (дата обращения: 20.03.2019).
87. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
88. Яковлева И. Г. Экономическая компетентность в структуре основных
категорий экономического образования // Сибирский педагогический журнал. Изд-во: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2012. №2. С. 57-62. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17865730 (дата обращения: 15.05.2019).