ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения... 7
1.1 Технологии критического мышления: сущность, виды,
характеристика 7
1.2 Основные приёмы, используемые в технологии развития
критического мышления у младших школьников 16
1.3 Особенности применения технологии развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного 22 чтения
1.4 Анализ развивающих возможностей технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках 28
литературного чтения
Глава 2 Практическое исследование развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. 33
2.1 Диагностика критического мышления у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с
применением технологии развития критического мышления 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 49
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Глава 1 Теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения... 7
1.1 Технологии критического мышления: сущность, виды,
характеристика 7
1.2 Основные приёмы, используемые в технологии развития
критического мышления у младших школьников 16
1.3 Особенности применения технологии развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного 22 чтения
1.4 Анализ развивающих возможностей технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках 28
литературного чтения
Глава 2 Практическое исследование развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. 33
2.1 Диагностика критического мышления у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с
применением технологии развития критического мышления 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 49
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Модернизация системы образования в России, смена ею ориентиров на личностное развитие ученика, на формирование его интеллектуального потенциала и обеспечение постоянного самосовершенствования, требует изменений и в системе современного начального образования. Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентации на результаты образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Таким образом, возникает необходимость использования в педагогической деятельности новых приёмов и современных общеобразовательных технологий [46].
Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ), целью которой не является научить учащихся на всю жизнь, а научить их учиться всю жизнь. В центре внимания современного образования должны быть не только учебные предметы, а так же способы мышления и деятельности школьника. В Концепции развития образования РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость научить ребенка критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать и учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В настоящее время это особенно актуально: способность критически мыслить подчеркивают
стандарты нового поколения, которые направлены на освоение универсальных учебных действий.
В программе ФГОС НОО целью изучения литературного чтения в начальной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетентности путём освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определённого социального опыта. Задачей учебного предмета «Литературное чтение» является формирование читательской компетентности младших школьников, базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовка их к систематическому изучению литературы в основной школе.
Успешность и эффективность формирования компетентностей младших школьников зависят от форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетными в этом смысле становятся современные педагогические технологии, которые обеспечивают активные формы деятельности учащихся, привлекают их к творческому процессу познания, исследования проблем, формирование собственного мнения и самореализации.
Одной из таких является технология развития критического мышления. Цель вышеуказанной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные аспекты явлений и тому подобное).
Над проблемой развития критического мышления работало много учёных. Большое влияние имели положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; идеи Ш.А. Амонашвили и В.А. Сухомлинского о развитии познавательной деятельности, возможности отрицать собственные мысли; отдельные аспекты формирования критического мышления у учащихся рассматривались в работах С.И. Векслера, А.С. Байрамова, А.И. Липкиной, В.М. Синельникова.
В.Ф. Корнилова описала опыт работы по использованию технологии критического мышления на уроках литературного чтения [27]. Ее опыт доказывает эффективность использования данной технологии на уроках в начальной школе. Однако, не смотря на интерес методистов к данной теме, исследования в этой области эпизодичны и фрагментарны, отсутствуют
методические рекомендации для обучения младших школьников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, была определена проблема исследования: каковы особенности использования и возможности технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературы в начальной школе?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - методические основы использования элементов технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления будет способствовать развитию критического мышления младших школьников, если:
- грамотно осуществляется выбор форм и методов развития критического мышления младших школьников;
- систематически будут использоваться такие приёмы как «Мозговой штурм», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», «Ассоциативный куст», «Кластер», «Верные или неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы» и «синквейн».
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность, виды, общую характеристику технологии критического мышления.
2. Выявить особенности использования технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Проанализировать развивающие возможности технологии развития критического мышления на уроках литературы.
4. Экспериментально проверить эффективность технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования: труды ряда учёных-методистов по методике использования технологии развития критического мышления в начальной школе (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко); по проблеме содержания и методики применения ТРКМ на уроках литературного чтения (И.Б. Соколова, А.И. Павлова, Е.А. Домченко).
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез научной педагогической и психологической литературы; обобщение полученной информации; классификация понятий и терминов, аналогия, моделирование педагогических ситуаций; экспериментальные: тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся; математические: качественная и
количественная обработка данных.
База исследования. МБОУ СОШ с. Большие Санники, Ульчского района, Хабаровского края, 4 класс УМК «Гармония» литературное чтение О.В. Кубасова.
Практическая значимость. Предложен комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления для учащихся 4 класса, который может быть использован в работе учителей начальных классов.
Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ), целью которой не является научить учащихся на всю жизнь, а научить их учиться всю жизнь. В центре внимания современного образования должны быть не только учебные предметы, а так же способы мышления и деятельности школьника. В Концепции развития образования РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость научить ребенка критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать и учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В настоящее время это особенно актуально: способность критически мыслить подчеркивают
стандарты нового поколения, которые направлены на освоение универсальных учебных действий.
В программе ФГОС НОО целью изучения литературного чтения в начальной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетентности путём освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определённого социального опыта. Задачей учебного предмета «Литературное чтение» является формирование читательской компетентности младших школьников, базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовка их к систематическому изучению литературы в основной школе.
Успешность и эффективность формирования компетентностей младших школьников зависят от форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетными в этом смысле становятся современные педагогические технологии, которые обеспечивают активные формы деятельности учащихся, привлекают их к творческому процессу познания, исследования проблем, формирование собственного мнения и самореализации.
Одной из таких является технология развития критического мышления. Цель вышеуказанной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные аспекты явлений и тому подобное).
Над проблемой развития критического мышления работало много учёных. Большое влияние имели положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; идеи Ш.А. Амонашвили и В.А. Сухомлинского о развитии познавательной деятельности, возможности отрицать собственные мысли; отдельные аспекты формирования критического мышления у учащихся рассматривались в работах С.И. Векслера, А.С. Байрамова, А.И. Липкиной, В.М. Синельникова.
В.Ф. Корнилова описала опыт работы по использованию технологии критического мышления на уроках литературного чтения [27]. Ее опыт доказывает эффективность использования данной технологии на уроках в начальной школе. Однако, не смотря на интерес методистов к данной теме, исследования в этой области эпизодичны и фрагментарны, отсутствуют
методические рекомендации для обучения младших школьников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, была определена проблема исследования: каковы особенности использования и возможности технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературы в начальной школе?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - методические основы использования элементов технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления будет способствовать развитию критического мышления младших школьников, если:
- грамотно осуществляется выбор форм и методов развития критического мышления младших школьников;
- систематически будут использоваться такие приёмы как «Мозговой штурм», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», «Ассоциативный куст», «Кластер», «Верные или неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы» и «синквейн».
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность, виды, общую характеристику технологии критического мышления.
2. Выявить особенности использования технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Проанализировать развивающие возможности технологии развития критического мышления на уроках литературы.
4. Экспериментально проверить эффективность технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования: труды ряда учёных-методистов по методике использования технологии развития критического мышления в начальной школе (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко); по проблеме содержания и методики применения ТРКМ на уроках литературного чтения (И.Б. Соколова, А.И. Павлова, Е.А. Домченко).
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез научной педагогической и психологической литературы; обобщение полученной информации; классификация понятий и терминов, аналогия, моделирование педагогических ситуаций; экспериментальные: тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся; математические: качественная и
количественная обработка данных.
База исследования. МБОУ СОШ с. Большие Санники, Ульчского района, Хабаровского края, 4 класс УМК «Гармония» литературное чтение О.В. Кубасова.
Практическая значимость. Предложен комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления для учащихся 4 класса, который может быть использован в работе учителей начальных классов.
В ходе проведённого исследования целью, которого было изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления, сформулированы следующие выводы.
ТРКМ - это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Мы изучили методические аспекты применения этапов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе. Алгоритм технологии развития критического мышления имеет трёхфазную структуру: фазу вызова, фазу осмысления (реализации), фазу рефлексии.
Функции трёх фаз на уроках литературного чтения реализуются следующим образом: фаза вызова служит для актуализации имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения; фаза осмысления (реализации) имеет функции получения новой информации, самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, использования активных методов (пометки, записи, графическое представление информации), корректировки учеником поставленных целей обучения; фаза рефлексии служит для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции, оценки процесса, постановки учащимся новых целей обучения.
Мы выявили педагогические условия применения ТКРМ на уроках литературного чтения. Методика проведения уроков литературного чтения посредством применения ТРКМ имеет особенности, заключающиеся в приёмах их проведения и формируемых речевых умениях четвероклассников: рассуждать, строить связный текст, пересказывать и оценивать сюжет произведения, выражать своё мнение о прочитанном и др.
Эффективность технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся, способствует созданию условий для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать мнения своих собеседников, сопоставляя их со своей точкой зрения и собственным жизненным опытом.
Во 2 главе было проведено практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения на базе МБОУ СОШ с. Большие Санники. В педагогическом эксперименте участвовало 20 учеников 4-го класса. На первом этапе мы определили критерии и показатели критического мышления младших школьников. Затем разработали и провели с обучающимися 2 диагностические работы. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что при работе с бытовым материалом у младших школьников критическое мышление развито на высоком уровне. Однако при работе с литературным материалом большинство младших школьников показали средние результаты. В следствии чего мы сделали вывод, что критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения развито недостаточно. Наименее сформированными являются умение осуществлять анализ и сравнение объектов, умение сравнивать и выделять главное, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения, умения осуществлять классификацию.
Исходя из полученных результатов, был разработан и апробирован комплекс уроков литературного чтения с применением ТРКМ. Данные уроки включали в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Нами были использованы различные приёмы ТРКМ, такие как «Ассоциативный куст», «Кластер», «Мозговой штурм», «Верные или неверные утверждения», диспут, круглый стол, «Анаграмма», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», самооценивание,«Синквейн», «Ромашка Блума». Применение ТКРМ на уроках литературного чтения формирует умение задавать вопросы, спрашивать то, что им непонятно. В ходе проведённых уроков обучающиеся активно отвечали, проявляли инициативу и интерес к новому литературному материалу. Они находились в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы. У учащихся развивались умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы.
После апробации данного комплекса уроков литературного чтения была проведена контрольная диагностическая работа, которая позволила нам выявить динамику развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Высокий уровень развития критического мышления повысился на 40%, так как многие младшие школьники перешли со среднего уровня на высокий, средний уровень снизился на 15% за счёт детей, которые перешли на высокий уровень, на низком уровне только 5% обучающихся, тогда как на констатирующем этапе было 20%. Данная динамика связана с тем, что большинство детей перешли с низкого на средний уровень.
Таким образом, апробированный в 4 классе комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления является эффективным и способствует развитию критического мышления младших школьников.
Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
ТРКМ - это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Мы изучили методические аспекты применения этапов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе. Алгоритм технологии развития критического мышления имеет трёхфазную структуру: фазу вызова, фазу осмысления (реализации), фазу рефлексии.
Функции трёх фаз на уроках литературного чтения реализуются следующим образом: фаза вызова служит для актуализации имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения; фаза осмысления (реализации) имеет функции получения новой информации, самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, использования активных методов (пометки, записи, графическое представление информации), корректировки учеником поставленных целей обучения; фаза рефлексии служит для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции, оценки процесса, постановки учащимся новых целей обучения.
Мы выявили педагогические условия применения ТКРМ на уроках литературного чтения. Методика проведения уроков литературного чтения посредством применения ТРКМ имеет особенности, заключающиеся в приёмах их проведения и формируемых речевых умениях четвероклассников: рассуждать, строить связный текст, пересказывать и оценивать сюжет произведения, выражать своё мнение о прочитанном и др.
Эффективность технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся, способствует созданию условий для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать мнения своих собеседников, сопоставляя их со своей точкой зрения и собственным жизненным опытом.
Во 2 главе было проведено практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения на базе МБОУ СОШ с. Большие Санники. В педагогическом эксперименте участвовало 20 учеников 4-го класса. На первом этапе мы определили критерии и показатели критического мышления младших школьников. Затем разработали и провели с обучающимися 2 диагностические работы. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что при работе с бытовым материалом у младших школьников критическое мышление развито на высоком уровне. Однако при работе с литературным материалом большинство младших школьников показали средние результаты. В следствии чего мы сделали вывод, что критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения развито недостаточно. Наименее сформированными являются умение осуществлять анализ и сравнение объектов, умение сравнивать и выделять главное, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения, умения осуществлять классификацию.
Исходя из полученных результатов, был разработан и апробирован комплекс уроков литературного чтения с применением ТРКМ. Данные уроки включали в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Нами были использованы различные приёмы ТРКМ, такие как «Ассоциативный куст», «Кластер», «Мозговой штурм», «Верные или неверные утверждения», диспут, круглый стол, «Анаграмма», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», самооценивание,«Синквейн», «Ромашка Блума». Применение ТКРМ на уроках литературного чтения формирует умение задавать вопросы, спрашивать то, что им непонятно. В ходе проведённых уроков обучающиеся активно отвечали, проявляли инициативу и интерес к новому литературному материалу. Они находились в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы. У учащихся развивались умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы.
После апробации данного комплекса уроков литературного чтения была проведена контрольная диагностическая работа, которая позволила нам выявить динамику развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Высокий уровень развития критического мышления повысился на 40%, так как многие младшие школьники перешли со среднего уровня на высокий, средний уровень снизился на 15% за счёт детей, которые перешли на высокий уровень, на низком уровне только 5% обучающихся, тогда как на констатирующем этапе было 20%. Данная динамика связана с тем, что большинство детей перешли с низкого на средний уровень.
Таким образом, апробированный в 4 классе комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления является эффективным и способствует развитию критического мышления младших школьников.
Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
САМООЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных ориентиров младших школьников
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование базовых логических действий младших школьников на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления (Сахалинский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Формирование у обучающихся 3 класса познавательных учебных действий в процессе организации проектной деятельности на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020



