РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 8
1.1. Формирование познавательных универсальных учебных
действий в обучении младших школьников 8
1.2. Методические особенности обучения письму младших
школьников в период обучения грамоте 16
1.3. Основные направления в развитии познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на
уроках письма в период обучения грамоте 38
2.1. Диагностика познавательных универсальных учебных
действий учащихся экспериментального класса 38
2.2. Описание работы по развитию познавательных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках письма 46
2.3. Динамика развития познавательных универсальных учебных
действий в экспериментальном классе 52
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Глава 1. Теоретико-методические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 8
1.1. Формирование познавательных универсальных учебных
действий в обучении младших школьников 8
1.2. Методические особенности обучения письму младших
школьников в период обучения грамоте 16
1.3. Основные направления в развитии познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на
уроках письма в период обучения грамоте 38
2.1. Диагностика познавательных универсальных учебных
действий учащихся экспериментального класса 38
2.2. Описание работы по развитию познавательных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках письма 46
2.3. Динамика развития познавательных универсальных учебных
действий в экспериментальном классе 52
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. необходимо в период начального школьного обучения привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать развитию стремления расширять кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.
Принципиальным отличием современных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится на системно-деятельностном подходе и подразумевает, прежде всего, переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к самостоятельному его приобретению учащимися. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в активную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем(ФГОС НОО, 2009).
Учитель играет ведущую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте будет эффективным, если:
1) обеспечивается мотивация деятельности учащихся в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
2) учащиеся включаются в выполнение заданий, направленных на развитие учебно-логических умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определения понятий и решения проблем).
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2. Изучить опыт педагогов по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
3. Организовать экспериментальную работу на уроках письма по теме исследования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 7» города Белгорода. В
исследовании приняли участие учащиеся 1 «В» класса.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в ходе выступления c докладом на секции Всероссийской конференции с
международным участием конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.); в публикации тезисов доклада в материалах
Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24-26 марта 2016 г.).
Принципиальным отличием современных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится на системно-деятельностном подходе и подразумевает, прежде всего, переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к самостоятельному его приобретению учащимися. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в активную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем(ФГОС НОО, 2009).
Учитель играет ведущую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте будет эффективным, если:
1) обеспечивается мотивация деятельности учащихся в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
2) учащиеся включаются в выполнение заданий, направленных на развитие учебно-логических умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определения понятий и решения проблем).
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2. Изучить опыт педагогов по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
3. Организовать экспериментальную работу на уроках письма по теме исследования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 7» города Белгорода. В
исследовании приняли участие учащиеся 1 «В» класса.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в ходе выступления c докладом на секции Всероссийской конференции с
международным участием конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.); в публикации тезисов доклада в материалах
Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24-26 марта 2016 г.).
Актуальность исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой деятельностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельной учебной дисциплины к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы познавательных универсальных учебных действий как эффективного средства обучения письму.
В процессе решения проблемы, поставленной в выпускной квалификационной работе, была изучена и проанализирована психологическая, педагогическая, и научно-методическая литература.
В ходе теоретического изучения основ познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка была представлена характеристика деятельностного подхода в психолого¬педагогической литературе, рассмотрены основные направления в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка, проанализирован педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий в школьной практике.
В ходе теоретического исследования было определено, что развитие познавательных универсальных учебных действий обеспечивает успешное освоение знаний, умений и навыков; формирует картину мира и компетентности в любой предметной области познания; создает условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности «научить учиться», высокой социальной и профессиональной мобильности.
Познавательные универсальные учебные действия обуславливают формирование умений в области построения самостоятельного поиска в соответствии с предметом исследования, а также выработку совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Именно поэтому особое внимание следует уделить учителям первой ступени обучения формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В исследовании участвовали обучающиеся 1 «В» класса, в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ «СОШ № 7» города Белгород.
На констатирующем этапе был определен общий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий экспериментального класса. Формирующий этап включал в себя организацию работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального 1 «В» класса на уроках письма.
Контрольный этап позволил зафиксировать положительную динамику в формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на уроках письма.
Организация и проведение уроков письма по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной работы мы апробировали те приемы и формы работы, которые были выявлены нами в процессе изучения теоретических источников, а также анализа педагогического опыта, имеющегося в школьной практике.
В процессе решения проблемы, поставленной в выпускной квалификационной работе, была изучена и проанализирована психологическая, педагогическая, и научно-методическая литература.
В ходе теоретического изучения основ познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка была представлена характеристика деятельностного подхода в психолого¬педагогической литературе, рассмотрены основные направления в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка, проанализирован педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий в школьной практике.
В ходе теоретического исследования было определено, что развитие познавательных универсальных учебных действий обеспечивает успешное освоение знаний, умений и навыков; формирует картину мира и компетентности в любой предметной области познания; создает условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности «научить учиться», высокой социальной и профессиональной мобильности.
Познавательные универсальные учебные действия обуславливают формирование умений в области построения самостоятельного поиска в соответствии с предметом исследования, а также выработку совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Именно поэтому особое внимание следует уделить учителям первой ступени обучения формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В исследовании участвовали обучающиеся 1 «В» класса, в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ «СОШ № 7» города Белгород.
На констатирующем этапе был определен общий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий экспериментального класса. Формирующий этап включал в себя организацию работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального 1 «В» класса на уроках письма.
Контрольный этап позволил зафиксировать положительную динамику в формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на уроках письма.
Организация и проведение уроков письма по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной работы мы апробировали те приемы и формы работы, которые были выявлены нами в процессе изучения теоретических источников, а также анализа педагогического опыта, имеющегося в школьной практике.
Подобные работы
- ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2023 - РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование метапредметных результатов у младших школьников в процессе обучения грамоте
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - Развитие у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка (Вятский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



