Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 8
1.1. Формирование познавательных универсальных учебных
действий в обучении младших школьников 8
1.2. Методические особенности обучения письму младших
школьников в период обучения грамоте 16
1.3. Основные направления в развитии познавательных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте 26
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на
уроках письма в период обучения грамоте 38
2.1. Диагностика познавательных универсальных учебных
действий учащихся экспериментального класса 38
2.2. Описание работы по развитию познавательных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках письма 46
2.3. Динамика развития познавательных универсальных учебных
действий в экспериментальном классе 52
Заключение 60
Библиографический список 62
Приложение
Проблема развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. необходимо в период начального школьного обучения привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать развитию стремления расширять кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания - важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.
Принципиальным отличием современных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования строится на системно-деятельностном подходе и подразумевает, прежде всего, переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к самостоятельному его приобретению учащимися. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в активную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем(ФГОС НОО, 2009).
Учитель играет ведущую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте будет эффективным, если:
1) обеспечивается мотивация деятельности учащихся в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
2) учащиеся включаются в выполнение заданий, направленных на развитие учебно-логических умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, определения понятий и решения проблем).
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и установить степень разработанности исследуемой темы.
2. Изучить опыт педагогов по развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
3. Организовать экспериментальную работу на уроках письма по теме исследования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 7» города Белгорода. В
исследовании приняли участие учащиеся 1 «В» класса.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение
педагогического опыта, изучение продуктов деятельности учащихся, метод математической и графической обработки данных, моделирование учебного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма в период обучения грамоте.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в ходе выступления c докладом на секции Всероссийской конференции с
международным участием конференции «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.); в публикации тезисов доклада в материалах
Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24-26 марта 2016 г.).
Актуальность исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой деятельностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельной учебной дисциплины к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы познавательных универсальных учебных действий как эффективного средства обучения письму.
В процессе решения проблемы, поставленной в выпускной квалификационной работе, была изучена и проанализирована психологическая, педагогическая, и научно-методическая литература.
В ходе теоретического изучения основ познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка была представлена характеристика деятельностного подхода в психолого¬педагогической литературе, рассмотрены основные направления в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка, проанализирован педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий в школьной практике.
В ходе теоретического исследования было определено, что развитие познавательных универсальных учебных действий обеспечивает успешное освоение знаний, умений и навыков; формирует картину мира и компетентности в любой предметной области познания; создает условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, для формирования компетентности «научить учиться», высокой социальной и профессиональной мобильности.
Познавательные универсальные учебные действия обуславливают формирование умений в области построения самостоятельного поиска в соответствии с предметом исследования, а также выработку совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Именно поэтому особое внимание следует уделить учителям первой ступени обучения формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках письма.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В исследовании участвовали обучающиеся 1 «В» класса, в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ «СОШ № 7» города Белгород.
На констатирующем этапе был определен общий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий экспериментального класса. Формирующий этап включал в себя организацию работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального 1 «В» класса на уроках письма.
Контрольный этап позволил зафиксировать положительную динамику в формировании познавательных универсальных учебных действий учащихся экспериментального класса на уроках письма.
Организация и проведение уроков письма по предмету исследования позволили нам убедиться в правильности предположений, выдвинутых нами в гипотезе. В ходе экспериментальной работы мы апробировали те приемы и формы работы, которые были выявлены нами в процессе изучения теоретических источников, а также анализа педагогического опыта, имеющегося в школьной практике.
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. - М.: Университет, 1990. - 88с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
4. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. / К. Барт. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
5. БезрукихМ.М.Дети с трудностями обучения письму и чтению. Развитие личности ребенка. / М.М. Безруких. - Екатеринбург, У-Фактория, 2006. - 168 с.
6. Безруких М.М. Пропись. / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова - М.:Вентана-Граф, 2013. - 78 с.
7. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. / М.М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 163 с.
8. Васильева И. Н. Обучение письму в 1 классе./ И.Н. Васильева // Начальная школа.- 2008. - № 5. - С. 29-31.
9. Виноградова Н.Ф. Как в УМК «Начальная школа XXI века» реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2009. - № 6. - С. 14-18.
10. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный
компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Эйдос:
интернет-журнал. - 2007.- №3.//Центр дистанционного образования
«Эйдос»[Офиц. сайт].иКЕ:ййр://’№№№.е1боз.ги/]оигпа1/2007 /0930-9.htm.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - 3-йт.Проблемы развития психики. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Григорьев Д. В. Познавательная деятельность школьников. / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Владос, 2010. - 233 с.
13. Денисова А.А. Развитие знаково-символической деятельности у младших школьников как фактор готовности к обучению в основной школе: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Денисова. - СПб., 2003. - 211 с.
14. Дубровина И. В. «Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2007. - 180 с.
15. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников./ Л.Я. Желтовская. - М.: Просвещение, 1987. - 124 с.
16. Журова Л.Е. Беседы с учителем: Первый класс четырехлетней начальной школы / ред. Л.Е. Журова. - М.:Вентана-Граф, 2002. - 384 с.
17. Журова Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальное образование. - 2010. - № 1. - С. 8-13.
18. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
19. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей /
С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. - М.: Издательство Московского
Университета, 1978. - 166 с.
20. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках / И.В. Кузьмина // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С. 41-45.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: 2005. - 352 с.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
23. Макаров М.И. Формирование знаково-символической деятельности будущих учителей-словесников в процессе изучения научно-педагогических понятий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.И. Макаров. - Барнаул, 1998. - 203 с.
24. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
25. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс. - 2011. - № 11. - С. 59.
26. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. /В. С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1999. - 640 с.
27. Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида / А.И. Назаров // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 3. - С. 40-61.
28. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников / Н.В. Небосова // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 18-20.
29. НемовР.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2002, -608 с.
30. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. -М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. - 560 с.
31. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-12.
32. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 26-31.
33. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2001. - 400 с.
34. Пчёлко А.С. Основы методики начального обучения письму./ А.С. Пчёлко. - М.: Просвещение, 1965. - 42 с.
35. Рамзаева Т.Г. Учебник «Русский язык» для IV класса как средство организации познавательной деятельности учащихся / Т.Г. Рамзаева // Начальная школа, 1989. - № 8. - С.18-23.
36. Саломатина Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования/ Л.С. Саломатина // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 14-22.
37. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 288 с.
38. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 203 с.
39. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении./ М.Н. Скаткин // Материал к научной конференции по дидактике. - М.:Школа-Пресс, 1965. - 5 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Рос.акад. образования, 2009. - 96 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 109 с.
42. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 240 с.
43. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1999. - 175с.
44. ЦукановаВ.С.Развивающие занятия по моделированию в начальной школе / В.С. Цуканова. -М.:Феникс, 2003. - 80 с.
45. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?/ Г.А. Цукерман. - Москва - Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. - 224 с.
46. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков при работе с прописью-раскраской./ Ю.Л. Цыновникова// Начальная школа. - 2001. - № 7. - С. 36-39.
47. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г.В. Шакина, И.В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10.
48. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении грамоте / Т.И. Шамова. - М.: Новосибирск, 1969. - 68с.
49. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. - 2009. - № 7.С.26-29.
50. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 97 с.
51. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1988. - 334 с.