ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ВАРИАТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
ВАРИАТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Современное состояние проблемы построения вариативной
развивающей образовательной среды в теории и практике дошкольного образования 10
1.2. Компоненты вариативной развивающей образовательной
среды дошкольной организации 18
1.3. Педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной
организации 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ВАРИАТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Анализ вариативной развивающей образовательной среды в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 78 «Гномик» г.Белгород 39
2.2. Апробация педагогических условий построения вариативной
развивающей образовательной среды в дошкольной организации 51
2.3. Результаты экспериментальной работы по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной
организации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
ВАРИАТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Современное состояние проблемы построения вариативной
развивающей образовательной среды в теории и практике дошкольного образования 10
1.2. Компоненты вариативной развивающей образовательной
среды дошкольной организации 18
1.3. Педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной
организации 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОСТРОЕНИЮ ВАРИАТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Анализ вариативной развивающей образовательной среды в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 78 «Гномик» г.Белгород 39
2.2. Апробация педагогических условий построения вариативной
развивающей образовательной среды в дошкольной организации 51
2.3. Результаты экспериментальной работы по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной
организации 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время актуальной задачей дошкольных образовательных организаций становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей образовательной среды в детском саду, позволяющей каждому ребенку проявить собственную активность и наиболее полно удовлетворить свои образовательные потребности. Развивающая образовательная среда, окружающая ребенка в детском саду, оказывает большое влияние на формирование образа мира дошкольника, способствует обретению и обогащению всестороннего воспитания.
В связи с этим особое внимание уделяется построению образовательной среды, как вариативной и развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Образовательная среда, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, - это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Проблемой образовательной среды и ее влияния на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались А.М. Вербенец, Н.А. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова и др.
Изучение отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературы показало, что в науке активно используются принципы и способы использования возможностей и потенциала вариативной развивающей образовательной среды в реализации целей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Например, в исследованиях Г.Ю. Беляева отражен анализ психолого-педагогических исследований и выделены сущностные характеристики образовательной среды с точки зрения
различны ученых: исключительная пластичность (Л.С. Выготский),
событийность (В.И. Слободчиков), культуросообразость (Н.Б. Крылова), системность (В.А. Ясвин) и др.
Проблема организации вариативной развивающей образовательной среды и определение степени ее влияния на результативность и качество дошкольного образования занимает одно из ключевых мест в педагогике и психологии. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная среда детского сада, в первую очередь, должна гарантировать охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей (пункт 3.1. ФГОС ДО).
Следует отметить, что создание вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста, обеспечивает эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста, способствует профессионально-педагогическому развитию воспитателей, создает оптимальные условия для развивающего вариативного дошкольного образования (интегративное, инклюзивное и т.д.), обеспечивает открытость дошкольного образования (сайт ДОО, родительские и метод уголки, газета, информация через СМИ) и создает необходимые условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Несмотря на актуальность проблемы построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях, подтвержденной законодательными и нормативными документами, существует ряд противоречий:
- между включением воспитателей в процесс построения вариативной развивающей образовательной среды и низкой эффективностью этой работы в дошкольной образовательной организации;
- между потребностью в организации вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации и недостаточным уровнем проектирования данной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- между необходимостью в построении вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и отсутствием многоуровневого управления данным процессом.
Проблема исследования заключается в выявлении и обоснования педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - вариативная развивающая образовательная среда в дошкольной организации.
Предмет исследования - педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- формирование готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды;
- проектирование вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы построения вариативной развивающей образовательной среды в теории и практике дошкольного образования.
2. Раскрыть компоненты вариативной развивающей образовательной среды дошкольной организации.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются общие вопросы исследования, проектирования и формирования воспитательной и образовательной среды, характер и условия ее влияния на подрастающее поколение (Г.Ю. Беляев, О.Б. Ершова, Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.); концепции систем развивающего образования (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); концепции построения развивающей предметно¬пространственной среды в дошкольном учреждении (А.М. Вербенец, Н.А. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева С.Л. Новоселова, В.А. Петровский,
М.Н. Полякова и др.).
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит научном обосновании педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации
Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-методического обеспечения процесса построения
вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. Результаты и основные положения исследования могут использоваться в дошкольной образовательной организации в процессе проектирования деятельности старшего воспитателя по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические (анализ научной литературы);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент);
- количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Этапы исследования:
I этап (май 2015 г. - сентябрь 2016 г.) - теоретико-аналитический:
изучение научной литературы по проблеме построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое
осмысление.
II этап (октябрь 2016 г. - ноябрь 2017 г.) - экспериментальный:
констатирующий этап педагогического эксперимент - анализ вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации, определение диагностического инструментария, организация и проведение диагностического обследования; формирующий этап педагогического эксперимент - проверка гипотезы исследования; контрольный этап педагогического эксперимент - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
III этап (декабрь 2017 г. - январь 2018 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, публикация основных идей и положений исследования, оформление и защита магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 «Гномик» г. Белгород.
Основные положения магистерской диссертации представлены на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (26-27 ноября 2015 г. г. Белгород), Всероссийской научно¬практической конференции «Современные тенденции развития образования» (25 ноября 2016 г., г. Орел), Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» (31 марта 2017 г., г. Тамбов), Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (г. Орел). Материалы исследования апробированы в региональных конкурсах научно¬исследовательских, методических и творческих работ «Моя Белгородская область», «Педагогические компетенции педагогических работников дошкольного образования» и в муниципальном конкурсе «Лучшая образовательная среда на игровых площадках».
В связи с этим особое внимание уделяется построению образовательной среды, как вариативной и развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Образовательная среда, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, - это совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Проблемой образовательной среды и ее влияния на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались А.М. Вербенец, Н.А. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова и др.
Изучение отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературы показало, что в науке активно используются принципы и способы использования возможностей и потенциала вариативной развивающей образовательной среды в реализации целей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Например, в исследованиях Г.Ю. Беляева отражен анализ психолого-педагогических исследований и выделены сущностные характеристики образовательной среды с точки зрения
различны ученых: исключительная пластичность (Л.С. Выготский),
событийность (В.И. Слободчиков), культуросообразость (Н.Б. Крылова), системность (В.А. Ясвин) и др.
Проблема организации вариативной развивающей образовательной среды и определение степени ее влияния на результативность и качество дошкольного образования занимает одно из ключевых мест в педагогике и психологии. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная среда детского сада, в первую очередь, должна гарантировать охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие детей (пункт 3.1. ФГОС ДО).
Следует отметить, что создание вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста, обеспечивает эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста, способствует профессионально-педагогическому развитию воспитателей, создает оптимальные условия для развивающего вариативного дошкольного образования (интегративное, инклюзивное и т.д.), обеспечивает открытость дошкольного образования (сайт ДОО, родительские и метод уголки, газета, информация через СМИ) и создает необходимые условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Несмотря на актуальность проблемы построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях, подтвержденной законодательными и нормативными документами, существует ряд противоречий:
- между включением воспитателей в процесс построения вариативной развивающей образовательной среды и низкой эффективностью этой работы в дошкольной образовательной организации;
- между потребностью в организации вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации и недостаточным уровнем проектирования данной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- между необходимостью в построении вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и отсутствием многоуровневого управления данным процессом.
Проблема исследования заключается в выявлении и обоснования педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования - вариативная развивающая образовательная среда в дошкольной организации.
Предмет исследования - педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- формирование готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды;
- проектирование вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы построения вариативной развивающей образовательной среды в теории и практике дошкольного образования.
2. Раскрыть компоненты вариативной развивающей образовательной среды дошкольной организации.
3. Обосновать и апробировать педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Теоретико-методологической основой исследования являются общие вопросы исследования, проектирования и формирования воспитательной и образовательной среды, характер и условия ее влияния на подрастающее поколение (Г.Ю. Беляев, О.Б. Ершова, Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.); концепции систем развивающего образования (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); концепции построения развивающей предметно¬пространственной среды в дошкольном учреждении (А.М. Вербенец, Н.А. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, Н.А. Короткова, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева С.Л. Новоселова, В.А. Петровский,
М.Н. Полякова и др.).
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит научном обосновании педагогических условий построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации
Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-методического обеспечения процесса построения
вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. Результаты и основные положения исследования могут использоваться в дошкольной образовательной организации в процессе проектирования деятельности старшего воспитателя по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретические (анализ научной литературы);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент);
- количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Этапы исследования:
I этап (май 2015 г. - сентябрь 2016 г.) - теоретико-аналитический:
изучение научной литературы по проблеме построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое
осмысление.
II этап (октябрь 2016 г. - ноябрь 2017 г.) - экспериментальный:
констатирующий этап педагогического эксперимент - анализ вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации, определение диагностического инструментария, организация и проведение диагностического обследования; формирующий этап педагогического эксперимент - проверка гипотезы исследования; контрольный этап педагогического эксперимент - сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.
III этап (декабрь 2017 г. - январь 2018 г.) - заключительный: анализ результатов исследования, систематизация полученных результатов, уточнение выводов исследования, публикация основных идей и положений исследования, оформление и защита магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 78 «Гномик» г. Белгород.
Основные положения магистерской диссертации представлены на Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве» (26-27 ноября 2015 г. г. Белгород), Всероссийской научно¬практической конференции «Современные тенденции развития образования» (25 ноября 2016 г., г. Орел), Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки» (31 марта 2017 г., г. Тамбов), Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (г. Орел). Материалы исследования апробированы в региональных конкурсах научно¬исследовательских, методических и творческих работ «Моя Белгородская область», «Педагогические компетенции педагогических работников дошкольного образования» и в муниципальном конкурсе «Лучшая образовательная среда на игровых площадках».
На формирование и развитие личности ребенка дошкольного возраста оказывает влияние множество факторов, в том числе, и образовательная среда, т.е. окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность. В отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, обуславливающих процесс и результаты развития ребенка (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн и др.). С точки зрения психологии, среда - это процесс и результат, условие саморазвития личности (А.Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств. В аспекте дошкольного образования концептуальные положения образовательной среды отражены в работах А.М. Вербенец, Н.А. Виноградовой, А.Г. Гогоберидзе,
Л.М. Клариной, Н.А. Коротковой, Н.В. Микляевой, Н.В. Нищевой, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, М.Н. Поляковой и др.
На основании анализа научных исследований мы выявили ряд противоречий, которые определили проблему нашего исследования:
- между включением воспитателей в процесс построения вариативной развивающей образовательной среды и низкой эффективностью этой работы в дошкольной образовательной организации;
- между потребностью в организации вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации и недостаточным уровнем проектирования данной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- между необходимостью в построении вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и отсутствием многоуровневого управления данным процессом.
Мы определили, что вариативная развивающая образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста. Мы считаем, что не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольная организация должно стремиться создать необходимые условия для каждого дошкольника, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического, физического и социального здоровья.
Нами были определены компоненты вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации: 1) взаимодействие участников педагогического процесса как согласованную деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов; 2) предметно-пространственную развивающую образовательную среда дошкольной организации; 3) содержание дошкольного образования как систему представлений, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно¬эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта детей дошкольного возраста.
В процессе экспериментальной работы для решения задач педагогического эксперимента мы выявили критерии и показатели анализа и оценки вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации, проанализировали и дали оценку состояния вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. На формирующем этапе эксперимента мы апробировали педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации через решение ряда задач по составлению работы по формированию готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды, по разработке проекта по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса и включением родителей в многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. На контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития компонентов вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации: оценка показателей взаимодействия субъектов образовательного процесса выросла с 4 баллов до 6 баллов; оценка показателей развивающей предметно-пространственной среды изменилась с 5 баллов до 7 баллов; оценка показателей содержания дошкольного образования увеличилась с 5 баллов до 6 баллов.
В ходе экспериментальной работы мы доказали, что процесс построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
- формирование готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды;
- проектирование вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы проектирования вариативной развивающей образовательной среды в системе социального партнерства институтов детства.
Л.М. Клариной, Н.А. Коротковой, Н.В. Микляевой, Н.В. Нищевой, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, М.Н. Поляковой и др.
На основании анализа научных исследований мы выявили ряд противоречий, которые определили проблему нашего исследования:
- между включением воспитателей в процесс построения вариативной развивающей образовательной среды и низкой эффективностью этой работы в дошкольной образовательной организации;
- между потребностью в организации вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации и недостаточным уровнем проектирования данной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- между необходимостью в построении вариативной развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных организациях и отсутствием многоуровневого управления данным процессом.
Мы определили, что вариативная развивающая образовательная среда - это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста. Мы считаем, что не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольная организация должно стремиться создать необходимые условия для каждого дошкольника, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического, физического и социального здоровья.
Нами были определены компоненты вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации: 1) взаимодействие участников педагогического процесса как согласованную деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов; 2) предметно-пространственную развивающую образовательную среда дошкольной организации; 3) содержание дошкольного образования как систему представлений, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно¬эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта детей дошкольного возраста.
В процессе экспериментальной работы для решения задач педагогического эксперимента мы выявили критерии и показатели анализа и оценки вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации, проанализировали и дали оценку состояния вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. На формирующем этапе эксперимента мы апробировали педагогические условия построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации через решение ряда задач по составлению работы по формированию готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды, по разработке проекта по построению вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса и включением родителей в многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации. На контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития компонентов вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации: оценка показателей взаимодействия субъектов образовательного процесса выросла с 4 баллов до 6 баллов; оценка показателей развивающей предметно-пространственной среды изменилась с 5 баллов до 7 баллов; оценка показателей содержания дошкольного образования увеличилась с 5 баллов до 6 баллов.
В ходе экспериментальной работы мы доказали, что процесс построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации будет более эффективным при следующих педагогических условиях:
- формирование готовности воспитателей к процессу построения вариативной развивающей образовательной среды;
- проектирование вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;
- многоуровневое управление процессом построения вариативной развивающей образовательной среды в дошкольной организации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы проектирования вариативной развивающей образовательной среды в системе социального партнерства институтов детства.
Подобные работы
- Проектирование безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО ОПЫТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБОГАЩЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Информационно-образовательная среда как условие оптимизации процесса ознакомления детей с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Особенности когнитивного развитии детей дошкольноз о и младшего
школьного возраста в условиях разной образовательной среды
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



