СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЖ
|
Введение 3
1 Теоретическое обоснование применения системно-деятельностного
подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ 7
1.1 Концептуальные основы системно-деятельностного подхода ... 7
1.2 Понятие гражданско-патриотического воспитания 10
1.3 Методологические особенности внеклассной работы по ОБЖ .... 15
2 Реализация основных форм гражданско-патриотического
воспитания с применением системно-деятельностного подхода в
рамках внеклассной работы по ОБЖ 24
2.1 Описание применения методик определения уровня
сформированности гражданско-патриотического воспитания
старших школьников 24
2.2 Систематизация опыта работы по реализации цикла внеклассных
мероприятий гражданско-патриотической направленности с применением системно-деятельностного подхода 29
2.3 Определение результатов эксперимента по применению
системно-деятельностного подхода среди обучающихся среднего звена во внеклассной работе по ОБЖ 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение
1 Теоретическое обоснование применения системно-деятельностного
подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ 7
1.1 Концептуальные основы системно-деятельностного подхода ... 7
1.2 Понятие гражданско-патриотического воспитания 10
1.3 Методологические особенности внеклассной работы по ОБЖ .... 15
2 Реализация основных форм гражданско-патриотического
воспитания с применением системно-деятельностного подхода в
рамках внеклассной работы по ОБЖ 24
2.1 Описание применения методик определения уровня
сформированности гражданско-патриотического воспитания
старших школьников 24
2.2 Систематизация опыта работы по реализации цикла внеклассных
мероприятий гражданско-патриотической направленности с применением системно-деятельностного подхода 29
2.3 Определение результатов эксперимента по применению
системно-деятельностного подхода среди обучающихся среднего звена во внеклассной работе по ОБЖ 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение
Воспитание гражданина и патриота своей страны для школы всегда была и остается одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание в той или иной степени присутствует на всех уроках и, в особенности, в ходе внеурочной и внеклассной деятельности. А уроки ОБЖ наиболее подходят для реализации этой цели.
Достойное воспитание школьников сегодня обеспечит процветание и развитие России в будущем. На территории нашей страны утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Проблему гражданско-патриотического воспитания в школе поднимали и изучали многие отечественные педагоги:
- патриотическое воспитания молодежи (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.В. Новиков);
- теории гражданского воспитания (В.Г. Белинский, Н.К. Крупская,
A. В.Макаренко, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.);
- основы военного и патриотического воспитания (И.А. Алёхин, Л.А.Бублик, Т.С. Буторина, А.К. Быков, В.В. Высоцкий, О.Е. Жиренко,
B. М.Лапик, О.В. Лебедева, В.В. Макаров, Н.П. Овчиникова, С.Н. Томилина, В.Ф.Фролова. Н.О. Яковлева, и др.);
- концепции повышения эффективности патриотического воспитания (А.В. Барабанщиков, Т.С. Буторин, В.В. Высоцкий, Д.Ф. Гаврилюк, Н.И.Дьяченко, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, П.В. Петрий, В.Е. Уткин, И.П. Финский, В.Ф. Фролов, Ф.И. Царев, Л.В. Черкасов и др.).
Дать единое определение патриотизму сложно, так как это неоднозначное и многовариативное понятие. Так же сложно подобрать меру измерения патриотизма, любовь и уважение к Отечеству приобретает значение, если это чувство прожито и принято в ходе деятельности.
Политика нашего государства сегодня направлена на возрождение общенациональных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание приобретает приоритетное значение.
Системно-деятельностный подход принят основополагающим в реализации федеральных образовательных стандартов. В ходе такого подхода деятельность школьников играет основную роль в процессе обучения.
Основные положения деятельностного, системного, аксиологического, культурологического, компетентностного и системного подходов в обучении и воспитании описывали С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, А.Н.Леонтьев,
С.П.Рубинштейн, Ю.К.Бабанский, Б.С.Герушинский, И.Ф.Исаев, И.А.Зимняя, А.В.Кирьянова, А.И.Титаренко, Е.Н.Шиянов, Н.П.Шаталова,
Э. Г. Юдин и др.
В современном мире, где влияние средств массовой информации на школьников очень высоко, где у них есть доступ в интернет, содержащий наряду с достоверной информацией, ошибочные суждения и лживые факты, школа должна подобрать и применять действенную модель гражданско- патриотического воспитания. Сказанное выше обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования мы определили: гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ.
Предмет исследования: системно-деятельностный подход в ходе
гражданско-патриотической воспитательной работы по ОБЖ.
Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал результативность применения системно-деятельностного подхода. В качестве гипотезы выдвинули предположение, что данные подход будет эффективен в ходе внеклассной деятельности по ОБЖ для гражданско-патриотического воспитания в старших классах.
Цель: подобрать эффективные формы реализации системно¬
деятельностного подхода во внеклассной работе по ОБЖ для гражданско- патриотического воспитания старшеклассников.
Задачи:
- изучить основы системно-деятельностного подхода и его
применимость в процессе обучения старших школьников;
- проанализировать научную литературу по вопросу гражданско- патиротического воспитания и определить общее понятие применимое для среднего звена;
- структурировать методологию внеклассной работы по ОБЖ;
- подобрать методики определения уровня сформированности
гражданско-патриотического воспитания старших школьников;
- представить описание особенностей организации и проведения учебно-полевых сборов в рамках программы ОБЖ;
- определить особенности применения военно-патриотических игры для старших школьников;
- разработать цикл проектных мероприятий гражданско- патриотической направленности для обучающихся старших классов.
В качестве практической базы исследования выступили 10-11 классы МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области, где реализуют
экспериментальную образовательную программу по ФГОС СОО.
В качестве методологической базы нашего исследования определены:
- теоретические методы: анализ педагогической литературы и
исследований по проблеме; систематизация, классификация;
- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ
практической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложений.
Первая глава - теоретическое обоснование применения системно¬
деятельностного подхода как методологической основы гражданско- патриотического воспитания школьников. В ней подробнее описано изучение основ системно-деятельностного подхода и его применимость в процессе обучения старших школьников; проанализирована научная литература по вопросу гражданско-патиротического воспитания и определено общее понятие, применимое для среднего звена; структурирована методология внеклассной работы по ОБЖ.
Во второй главе описан анализ применения методики определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников, определены особенности организации и проведения учебно¬полевых сборов в рамках программы ОБЖ; описана методика применения военно-патриотических игр для старших школьников; разработан цикл проектных мероприятий гражданско-патриотической направленности для обучающихся старших классов.
Достойное воспитание школьников сегодня обеспечит процветание и развитие России в будущем. На территории нашей страны утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Проблему гражданско-патриотического воспитания в школе поднимали и изучали многие отечественные педагоги:
- патриотическое воспитания молодежи (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.В. Новиков);
- теории гражданского воспитания (В.Г. Белинский, Н.К. Крупская,
A. В.Макаренко, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.);
- основы военного и патриотического воспитания (И.А. Алёхин, Л.А.Бублик, Т.С. Буторина, А.К. Быков, В.В. Высоцкий, О.Е. Жиренко,
B. М.Лапик, О.В. Лебедева, В.В. Макаров, Н.П. Овчиникова, С.Н. Томилина, В.Ф.Фролова. Н.О. Яковлева, и др.);
- концепции повышения эффективности патриотического воспитания (А.В. Барабанщиков, Т.С. Буторин, В.В. Высоцкий, Д.Ф. Гаврилюк, Н.И.Дьяченко, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, П.В. Петрий, В.Е. Уткин, И.П. Финский, В.Ф. Фролов, Ф.И. Царев, Л.В. Черкасов и др.).
Дать единое определение патриотизму сложно, так как это неоднозначное и многовариативное понятие. Так же сложно подобрать меру измерения патриотизма, любовь и уважение к Отечеству приобретает значение, если это чувство прожито и принято в ходе деятельности.
Политика нашего государства сегодня направлена на возрождение общенациональных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание приобретает приоритетное значение.
Системно-деятельностный подход принят основополагающим в реализации федеральных образовательных стандартов. В ходе такого подхода деятельность школьников играет основную роль в процессе обучения.
Основные положения деятельностного, системного, аксиологического, культурологического, компетентностного и системного подходов в обучении и воспитании описывали С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, А.Н.Леонтьев,
С.П.Рубинштейн, Ю.К.Бабанский, Б.С.Герушинский, И.Ф.Исаев, И.А.Зимняя, А.В.Кирьянова, А.И.Титаренко, Е.Н.Шиянов, Н.П.Шаталова,
Э. Г. Юдин и др.
В современном мире, где влияние средств массовой информации на школьников очень высоко, где у них есть доступ в интернет, содержащий наряду с достоверной информацией, ошибочные суждения и лживые факты, школа должна подобрать и применять действенную модель гражданско- патриотического воспитания. Сказанное выше обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования мы определили: гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ.
Предмет исследования: системно-деятельностный подход в ходе
гражданско-патриотической воспитательной работы по ОБЖ.
Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал результативность применения системно-деятельностного подхода. В качестве гипотезы выдвинули предположение, что данные подход будет эффективен в ходе внеклассной деятельности по ОБЖ для гражданско-патриотического воспитания в старших классах.
Цель: подобрать эффективные формы реализации системно¬
деятельностного подхода во внеклассной работе по ОБЖ для гражданско- патриотического воспитания старшеклассников.
Задачи:
- изучить основы системно-деятельностного подхода и его
применимость в процессе обучения старших школьников;
- проанализировать научную литературу по вопросу гражданско- патиротического воспитания и определить общее понятие применимое для среднего звена;
- структурировать методологию внеклассной работы по ОБЖ;
- подобрать методики определения уровня сформированности
гражданско-патриотического воспитания старших школьников;
- представить описание особенностей организации и проведения учебно-полевых сборов в рамках программы ОБЖ;
- определить особенности применения военно-патриотических игры для старших школьников;
- разработать цикл проектных мероприятий гражданско- патриотической направленности для обучающихся старших классов.
В качестве практической базы исследования выступили 10-11 классы МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области, где реализуют
экспериментальную образовательную программу по ФГОС СОО.
В качестве методологической базы нашего исследования определены:
- теоретические методы: анализ педагогической литературы и
исследований по проблеме; систематизация, классификация;
- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ
практической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложений.
Первая глава - теоретическое обоснование применения системно¬
деятельностного подхода как методологической основы гражданско- патриотического воспитания школьников. В ней подробнее описано изучение основ системно-деятельностного подхода и его применимость в процессе обучения старших школьников; проанализирована научная литература по вопросу гражданско-патиротического воспитания и определено общее понятие, применимое для среднего звена; структурирована методология внеклассной работы по ОБЖ.
Во второй главе описан анализ применения методики определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников, определены особенности организации и проведения учебно¬полевых сборов в рамках программы ОБЖ; описана методика применения военно-патриотических игр для старших школьников; разработан цикл проектных мероприятий гражданско-патриотической направленности для обучающихся старших классов.
Системно-деятельностный подход выступает основополагающим в реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на практике доказана высокая эффективность его применения и наличие положительных результатов. Считаем, что реализация принципов системно-деятельностного подхода эффективна и для программ основного и среднего общего образования. Деятельностный подход в воспитании старшеклассников позволяет формировать многие сложные нравственные качества личности.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания актуален не первое десятилетие, но его реализация должна осуществляться с опорой на существующее социально-экономическое состояние государства, запросы и возможности субъектов образовательного процесса, с учетом специфики личности каждого школьника.
Применение различных форм внеклассной работы по ОБЖ, предполагающих активное действие, самоорганизацию, является наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания обучающихся.
В данной работе применяется диагностика определения уровня патриотического воспитания, адаптированная для старшеклассников, приведен пример анализа полученных результатов.
Собраны рекомендации по организации учебных военно-полевых сборов и военно-патриотических спортивных игр, обобщен опыт вовлечения обучающихся 10-11 классов в проектную деятельность гражданско- патриотической воспитательной направленности.
Работа имеет практическую значимость для учителей основ безопасности жизнедеятельности, преподавателей-организаторов ОБЖ, классных руководителей старших классов, воспитателей кадетских классов.
Практика показала, что такая форма работы как военно-полевые сборы, зарекомендовала себя положительно. Результаты - это быстрая адаптация ребят в армейской среде, освоение знаний по военным специальностям, воспитание духа товарищества и патриотизма.
Игры на местности позволяют демонстрировать полученные школьниками знания и умения, слаженность работы команды, обостряют патриотические и нравственные качества.
Таким образом, вовлечение школьников в практическую деятельность в виде спортивных игр, участия в полевых сборах, реализацию исследовательских проектов, позволяет им в живую соприкоснуться с, казалось бы, такими абстрактными понятиями, как патриотизм, гражданское самосознание и чувства долга и уважения к стране. Деятельность позволяет по-новому определить указанные понятия и свое отношение к ним.
Положительным итогом эксперимента считаем высокий уровень заинтересованности выпускников по военно-патриотическому направлению деятельности. Трое юношей изъявили желание поступить в военные училища, восемь человек записались в спортивные секции военно-патриотической направленности местного клуба СК «Булат».
Вопрос гражданско-патриотического воспитания актуален не первое десятилетие, но его реализация должна осуществляться с опорой на существующее социально-экономическое состояние государства, запросы и возможности субъектов образовательного процесса, с учетом специфики личности каждого школьника.
Применение различных форм внеклассной работы по ОБЖ, предполагающих активное действие, самоорганизацию, является наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания обучающихся.
В данной работе применяется диагностика определения уровня патриотического воспитания, адаптированная для старшеклассников, приведен пример анализа полученных результатов.
Собраны рекомендации по организации учебных военно-полевых сборов и военно-патриотических спортивных игр, обобщен опыт вовлечения обучающихся 10-11 классов в проектную деятельность гражданско- патриотической воспитательной направленности.
Работа имеет практическую значимость для учителей основ безопасности жизнедеятельности, преподавателей-организаторов ОБЖ, классных руководителей старших классов, воспитателей кадетских классов.
Практика показала, что такая форма работы как военно-полевые сборы, зарекомендовала себя положительно. Результаты - это быстрая адаптация ребят в армейской среде, освоение знаний по военным специальностям, воспитание духа товарищества и патриотизма.
Игры на местности позволяют демонстрировать полученные школьниками знания и умения, слаженность работы команды, обостряют патриотические и нравственные качества.
Таким образом, вовлечение школьников в практическую деятельность в виде спортивных игр, участия в полевых сборах, реализацию исследовательских проектов, позволяет им в живую соприкоснуться с, казалось бы, такими абстрактными понятиями, как патриотизм, гражданское самосознание и чувства долга и уважения к стране. Деятельность позволяет по-новому определить указанные понятия и свое отношение к ним.
Положительным итогом эксперимента считаем высокий уровень заинтересованности выпускников по военно-патриотическому направлению деятельности. Трое юношей изъявили желание поступить в военные училища, восемь человек записались в спортивные секции военно-патриотической направленности местного клуба СК «Булат».
Подобные работы
- Военно-патриотическое воспитание обучающихся старшей школы на базе клуба «Витязь»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2024



