Введение 3
1 Теоретическое обоснование применения системно-деятельностного
подхода как методологической основы гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе ОБЖ 7
1.1 Концептуальные основы системно-деятельностного подхода ... 7
1.2 Понятие гражданско-патриотического воспитания 10
1.3 Методологические особенности внеклассной работы по ОБЖ .... 15
2 Реализация основных форм гражданско-патриотического
воспитания с применением системно-деятельностного подхода в
рамках внеклассной работы по ОБЖ 24
2.1 Описание применения методик определения уровня
сформированности гражданско-патриотического воспитания
старших школьников 24
2.2 Систематизация опыта работы по реализации цикла внеклассных
мероприятий гражданско-патриотической направленности с применением системно-деятельностного подхода 29
2.3 Определение результатов эксперимента по применению
системно-деятельностного подхода среди обучающихся среднего звена во внеклассной работе по ОБЖ 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложение
Воспитание гражданина и патриота своей страны для школы всегда была и остается одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание в той или иной степени присутствует на всех уроках и, в особенности, в ходе внеурочной и внеклассной деятельности. А уроки ОБЖ наиболее подходят для реализации этой цели.
Достойное воспитание школьников сегодня обеспечит процветание и развитие России в будущем. На территории нашей страны утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
Проблему гражданско-патриотического воспитания в школе поднимали и изучали многие отечественные педагоги:
- патриотическое воспитания молодежи (А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.В. Новиков);
- теории гражданского воспитания (В.Г. Белинский, Н.К. Крупская,
A. В.Макаренко, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский и др.);
- основы военного и патриотического воспитания (И.А. Алёхин, Л.А.Бублик, Т.С. Буторина, А.К. Быков, В.В. Высоцкий, О.Е. Жиренко,
B. М.Лапик, О.В. Лебедева, В.В. Макаров, Н.П. Овчиникова, С.Н. Томилина, В.Ф.Фролова. Н.О. Яковлева, и др.);
- концепции повышения эффективности патриотического воспитания (А.В. Барабанщиков, Т.С. Буторин, В.В. Высоцкий, Д.Ф. Гаврилюк, Н.И.Дьяченко, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, П.В. Петрий, В.Е. Уткин, И.П. Финский, В.Ф. Фролов, Ф.И. Царев, Л.В. Черкасов и др.).
Дать единое определение патриотизму сложно, так как это неоднозначное и многовариативное понятие. Так же сложно подобрать меру измерения патриотизма, любовь и уважение к Отечеству приобретает значение, если это чувство прожито и принято в ходе деятельности.
Политика нашего государства сегодня направлена на возрождение общенациональных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание приобретает приоритетное значение.
Системно-деятельностный подход принят основополагающим в реализации федеральных образовательных стандартов. В ходе такого подхода деятельность школьников играет основную роль в процессе обучения.
Основные положения деятельностного, системного, аксиологического, культурологического, компетентностного и системного подходов в обучении и воспитании описывали С.И.Архангельский, И.В.Блауберг, А.Н.Леонтьев,
С.П.Рубинштейн, Ю.К.Бабанский, Б.С.Герушинский, И.Ф.Исаев, И.А.Зимняя, А.В.Кирьянова, А.И.Титаренко, Е.Н.Шиянов, Н.П.Шаталова,
Э. Г. Юдин и др.
В современном мире, где влияние средств массовой информации на школьников очень высоко, где у них есть доступ в интернет, содержащий наряду с достоверной информацией, ошибочные суждения и лживые факты, школа должна подобрать и применять действенную модель гражданско- патриотического воспитания. Сказанное выше обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования мы определили: гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе ОБЖ.
Предмет исследования: системно-деятельностный подход в ходе
гражданско-патриотической воспитательной работы по ОБЖ.
Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал результативность применения системно-деятельностного подхода. В качестве гипотезы выдвинули предположение, что данные подход будет эффективен в ходе внеклассной деятельности по ОБЖ для гражданско-патриотического воспитания в старших классах.
Цель: подобрать эффективные формы реализации системно¬
деятельностного подхода во внеклассной работе по ОБЖ для гражданско- патриотического воспитания старшеклассников.
Задачи:
- изучить основы системно-деятельностного подхода и его
применимость в процессе обучения старших школьников;
- проанализировать научную литературу по вопросу гражданско- патиротического воспитания и определить общее понятие применимое для среднего звена;
- структурировать методологию внеклассной работы по ОБЖ;
- подобрать методики определения уровня сформированности
гражданско-патриотического воспитания старших школьников;
- представить описание особенностей организации и проведения учебно-полевых сборов в рамках программы ОБЖ;
- определить особенности применения военно-патриотических игры для старших школьников;
- разработать цикл проектных мероприятий гражданско- патриотической направленности для обучающихся старших классов.
В качестве практической базы исследования выступили 10-11 классы МОУ «СОШ № 1» г.Валуйки Белгородской области, где реализуют
экспериментальную образовательную программу по ФГОС СОО.
В качестве методологической базы нашего исследования определены:
- теоретические методы: анализ педагогической литературы и
исследований по проблеме; систематизация, классификация;
- эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, анализ
практической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложений.
Первая глава - теоретическое обоснование применения системно¬
деятельностного подхода как методологической основы гражданско- патриотического воспитания школьников. В ней подробнее описано изучение основ системно-деятельностного подхода и его применимость в процессе обучения старших школьников; проанализирована научная литература по вопросу гражданско-патиротического воспитания и определено общее понятие, применимое для среднего звена; структурирована методология внеклассной работы по ОБЖ.
Во второй главе описан анализ применения методики определения уровня сформированности гражданско-патриотического воспитания старших школьников, определены особенности организации и проведения учебно¬полевых сборов в рамках программы ОБЖ; описана методика применения военно-патриотических игр для старших школьников; разработан цикл проектных мероприятий гражданско-патриотической направленности для обучающихся старших классов.
Системно-деятельностный подход выступает основополагающим в реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на практике доказана высокая эффективность его применения и наличие положительных результатов. Считаем, что реализация принципов системно-деятельностного подхода эффективна и для программ основного и среднего общего образования. Деятельностный подход в воспитании старшеклассников позволяет формировать многие сложные нравственные качества личности.
Вопрос гражданско-патриотического воспитания актуален не первое десятилетие, но его реализация должна осуществляться с опорой на существующее социально-экономическое состояние государства, запросы и возможности субъектов образовательного процесса, с учетом специфики личности каждого школьника.
Применение различных форм внеклассной работы по ОБЖ, предполагающих активное действие, самоорганизацию, является наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания обучающихся.
В данной работе применяется диагностика определения уровня патриотического воспитания, адаптированная для старшеклассников, приведен пример анализа полученных результатов.
Собраны рекомендации по организации учебных военно-полевых сборов и военно-патриотических спортивных игр, обобщен опыт вовлечения обучающихся 10-11 классов в проектную деятельность гражданско- патриотической воспитательной направленности.
Работа имеет практическую значимость для учителей основ безопасности жизнедеятельности, преподавателей-организаторов ОБЖ, классных руководителей старших классов, воспитателей кадетских классов.
Практика показала, что такая форма работы как военно-полевые сборы, зарекомендовала себя положительно. Результаты - это быстрая адаптация ребят в армейской среде, освоение знаний по военным специальностям, воспитание духа товарищества и патриотизма.
Игры на местности позволяют демонстрировать полученные школьниками знания и умения, слаженность работы команды, обостряют патриотические и нравственные качества.
Таким образом, вовлечение школьников в практическую деятельность в виде спортивных игр, участия в полевых сборах, реализацию исследовательских проектов, позволяет им в живую соприкоснуться с, казалось бы, такими абстрактными понятиями, как патриотизм, гражданское самосознание и чувства долга и уважения к стране. Деятельность позволяет по-новому определить указанные понятия и свое отношение к ним.
Положительным итогом эксперимента считаем высокий уровень заинтересованности выпускников по военно-патриотическому направлению деятельности. Трое юношей изъявили желание поступить в военные училища, восемь человек записались в спортивные секции военно-патриотической направленности местного клуба СК «Булат».
1. Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Модель методики внеклассной
работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»,
способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.
2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. Молодой ученый. 2014.№12(71). С.245-248.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов. Практика образования. 2008. № 2.С. 31-37.
4. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. 2012. № 9. С.21-24.
5. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал.1992. № 2. С. 9-12.
6. Демко Т.Н. Воспитательная деятельность во внеурочное время / Ресурс доступа: [ЬЬр://Ьешко1966.ги5еЬи.пеЕ]
7. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в
обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/
pspoZ2005_7_1Zdoc_pdfZKolyada.pdf]
8. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
9. Дорофеев В. И. Патриотизм как важнейшая часть политической культуры общества // Проблемы политологии и политической истории. Вып. 11. Саратов, 2004. С. 63-67.
10. Зельцерман Б. Особенности организации внеучебной
деятельности учащихся./ Б. Зельцерман - Ресурс доступа: [http: ZZwww.experiment.lvZrusZbibl]
11. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Молодежь и патриотическое воспитание // Социология 2002.№3. С.89-91.
12. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. 2003. №3. С.301-306.
13. Ильичев Н. О сущности содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества, 2002, № 3. С. 87-90.
14. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников./ В. Казаренков - Ресурс доступа: [ littpAwww.giimer.inlb ].
15. Калашникова Н.Г., Шелковникова Л.Ф. Уроки системно-деятельностного типа: учебно-методическое пособие / Н.Г. Калашникова, Л.Ф. Шелковникова. - Барнаул : АКИПКРО, 2014. - 56с.
16. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова / Внешкольник. - 2013. - № 4. - С. 43-47.
17. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ./ Молодой ученый. 2014. №12 (71). С.277-280.
18. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина /Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. - С. 20-23.
19. Кудрявцева Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева// Справочник заместителя директора.-2011.-№4. С.13-27.
20. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.:Мнемозина, 2012 - 199 с.
21. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 87- 88.
22. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/ Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2001. С. 18-24.
23. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898)// Официальные документы в образовании. - 2007. - №18. С. 7-13.
24. Методические рекомендации по организации урока в рамках
системно-деятельностного подхода. Режим доступа:
[http://omczo .org/publ/393-1 -0-2468].
25. Михайлов А. А. Внеурочные занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»./ А.А. Михайлов. - Шуя: ШГПУ, 2011. - 80 с.
26. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ.// Официальные документы в образовании. - 2013. - №2,№3.- С.2-92; Администратор образования. - 2013. - №3.- С.2-78,№4. - С.11-33.
27. Основина В. А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе. //Методист. - 2013. - №7. - С.54-57.
28. Основы подготовки к военной службе: Методические материалы и документы: Книга для учителя /под ред. В.А. Васнева. - М.: Просвещение, 2014. - 192 с.
29. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2012. Т. Вып.3. С. 31-36.
30. Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов / Ресурс доступа: [НЕр://есзосшап.Нзе.ги/ба1а/2011/09/20/1267451007/Ргошпа.рй1].
31. Равич-Щербо И.В., Радзиховский Л.А., Розин М.В. Системно-деятельностный подход в психологии личности. М., 2008. С. 74-82.
32. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к
военной службе./под ред. В.С. Добровольского. -
М.: Высшая школа, 2014. - 256 с.
33. Силакова О.В., Яковлева Е.С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ. Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 125-129.
34. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/].
35. Смирнов А.Т. Учебник по ОБЖ для учащихся 10 классов./ А.Т. Смирнов. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
36. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Естественнонаучное образование» (профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности»»). / Михайлов Л.А., Киселева
Э.М., Русак О.Н., Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Попова Р.И., Ребко Э.М./ Под редакцией Л.А. Михайлова. Москва, 2009. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности. С. 111-117.