ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы экономической безопасности региона 7
1.1. Экономическое содержание экономической безопасности региона 7
1.2. Подходы к классификации угроз экономической безопасности 21
1.3. Методики оценки экономической безопасности региона, её внутренних
и внешних угроз 31
Глава 2. Выявление и оценка угроз экономической безопасности региона (на примере Белгородской области) 51
2.1. Мониторинг социально-экономического развития региона 51
2.2. Анализ уровня экономической безопасности региона 65
2.3. Выявление и оценка угроз экономической безопасности региона 75
Глава 3. Совершенствование механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности региона 85
3.1. Методы обеспечения экономической безопасности региона 85
3.2. Механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности региона
90
Заключение 109
Список использованной литературы 112
Приложение
Глава 1. Теоретико-методические основы экономической безопасности региона 7
1.1. Экономическое содержание экономической безопасности региона 7
1.2. Подходы к классификации угроз экономической безопасности 21
1.3. Методики оценки экономической безопасности региона, её внутренних
и внешних угроз 31
Глава 2. Выявление и оценка угроз экономической безопасности региона (на примере Белгородской области) 51
2.1. Мониторинг социально-экономического развития региона 51
2.2. Анализ уровня экономической безопасности региона 65
2.3. Выявление и оценка угроз экономической безопасности региона 75
Глава 3. Совершенствование механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности региона 85
3.1. Методы обеспечения экономической безопасности региона 85
3.2. Механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности региона
90
Заключение 109
Список использованной литературы 112
Приложение
В современных условиях экономическая безопасность России приобретает первостепенное значение вследствие того, что именно она дает основные ориентиры для принятия системных социально-экономических решений. Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и ее приоритетов является основой интеграции России в мировую экономику. Только при взвешенной и обоснованной выработке и реализации стратегии экономической безопасности наша страна может занять достойное место в системе глобального экономического пространства. Данное положение определяет основные направления, изложенные в Концепции национальной безопасности, утвержденной указом президента РФ 10.01.2001 года.
В проблеме экономической безопасности страны ключевую роль играет региональный уровень, что исходит из реализации идеи национального единства, недопущения сепаратизма в регионах, интеграционных экономических процессов как внутри страны, так и с ее стратегическими союзниками. В этих условиях важной задачей является разработка стратегии экономической безопасности региона, исходя из его национально-культурных, социально-демографических, природно¬
климатических, экономических и исторических особенностей формирования и развития субъектов Российской Федерации. Правильное концептуальное обоснование стратегии безопасности региона - это не только важнейший элемент политики, но и фактор консолидации регионов. Стратегия обеспечения экономической безопасности региона является важным инструментом в руках политической, духовной, экономической элиты, основанием для стратегического и тактического управления. Экономический инструментарий достижения региональной безопасности не идентичен с подходами странового уровня. Поэтому в задаче обеспечения экономической безопасности страны безопасность регионов является самостоятельной задачей.
Важность и актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования, которая предполагает системное рассмотрение угроз экономической безопасности региона в контексте мировых и общероссийских тенденций с учетом взаимосвязи ее различных элементов.
На уровне государства основы комплексной теории экономической безопасности сформулированы такими отечественными и зарубежными исследователями, как Абалкин Л.И., Бурцев В.В., Илларионов А., Олейников Е.А., Сенчагов В.К., Фетисов Г.Г., Коржов Г.В., Лонская Г.М. и другие.
Вопросам зависимости экономической безопасности от взаимодействия экономических процессов в тесной связи с институциональными структурами посвящены труды Архипова А., Белоусова Р., Герасименко В., Глазьева С., Капканщикова С., Ноздрань Н., Овсиенко Ю., Шибалкина О.
Глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на обеспечение экономической безопасности, что особенно касается финансовой политики государства. Такие проблемы рассматриваются в работах Болдырева Г., Горелик В., Лаврова В., Левчук И., Никольского П., Озерова И., Павлова В., Родионова В., Семеновой Г., Сычева Н., Шерменевой М.
Теоретические основы экономической безопасности России и ее регионов были отражены в трудах Богомолова В., Вечканова Г., Кочергиной Т. и др. Однако до сих пор не сформировано единое понятие экономической безопасности государства и регионов, не выработаны четкие критерии и пороговые значения индикаторов экономической безопасности страны и, особенно, регионов, не определены основные факторы, влияющие на экономическую безопасность. Особенно слабо проработанными являются вопросы региональной безопасности. Разработка стратегии экономической безопасности регионов - не только важнейший элемент государственной политики, но и фактор консолидации регионов, что и обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление угроз внешнего и внутреннего характера, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое развитие территории, совершенствование теоретических и практических аспектов разработки направлений нейтрализации негативного воздействия и обеспечение экономической безопасности региона в условиях глобализационных процессов.
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующей совокупности задач:
- определить понятие «экономическая безопасность региона» и его специфику;
- изучить подходы к классификации угроз экономической безопасности региона;
- описать методики оценки экономической безопасности региона, а также её внутренних и внешних угроз;
- провести анализ уровня экономической безопасности Белгородской области;
- выявить и оценить угрозы, влияющие на экономическую безопасность Белгородской области;
- разработать мероприятия по совершенствованию механизмов нейтрализации угроз экономической.
Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования экономической безопасности на региональном уровне.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе регионального обеспечения экономической безопасности в современных условиях.
Теоретической и методологической основой исследования послужили проанализированные методологические приемы и подходы представителей различных научных школ отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономической безопасности, а также законодательные и нормативные акты РФ по вопросам социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления и защиты экономических интересов, решения проблем обеспечения безопасности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии управления МВД России, Академии экономической безопасности МВД России и ряда других институтов по вопросам экономической безопасности.
Работа опирается на системный и процессный подходы и другие общеметодологические принципы ведения научного исследования. В работе использованы методы экономического и сопоставительного анализа, экономического прогнозирования и сценарного планирования.
Информационной и эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Концепция и Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, законы Российской Федерации и Белгородской области, Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы.
В проблеме экономической безопасности страны ключевую роль играет региональный уровень, что исходит из реализации идеи национального единства, недопущения сепаратизма в регионах, интеграционных экономических процессов как внутри страны, так и с ее стратегическими союзниками. В этих условиях важной задачей является разработка стратегии экономической безопасности региона, исходя из его национально-культурных, социально-демографических, природно¬
климатических, экономических и исторических особенностей формирования и развития субъектов Российской Федерации. Правильное концептуальное обоснование стратегии безопасности региона - это не только важнейший элемент политики, но и фактор консолидации регионов. Стратегия обеспечения экономической безопасности региона является важным инструментом в руках политической, духовной, экономической элиты, основанием для стратегического и тактического управления. Экономический инструментарий достижения региональной безопасности не идентичен с подходами странового уровня. Поэтому в задаче обеспечения экономической безопасности страны безопасность регионов является самостоятельной задачей.
Важность и актуальность проблемы обусловили выбор темы исследования, которая предполагает системное рассмотрение угроз экономической безопасности региона в контексте мировых и общероссийских тенденций с учетом взаимосвязи ее различных элементов.
На уровне государства основы комплексной теории экономической безопасности сформулированы такими отечественными и зарубежными исследователями, как Абалкин Л.И., Бурцев В.В., Илларионов А., Олейников Е.А., Сенчагов В.К., Фетисов Г.Г., Коржов Г.В., Лонская Г.М. и другие.
Вопросам зависимости экономической безопасности от взаимодействия экономических процессов в тесной связи с институциональными структурами посвящены труды Архипова А., Белоусова Р., Герасименко В., Глазьева С., Капканщикова С., Ноздрань Н., Овсиенко Ю., Шибалкина О.
Глобализация мировой экономики оказывает существенное влияние на обеспечение экономической безопасности, что особенно касается финансовой политики государства. Такие проблемы рассматриваются в работах Болдырева Г., Горелик В., Лаврова В., Левчук И., Никольского П., Озерова И., Павлова В., Родионова В., Семеновой Г., Сычева Н., Шерменевой М.
Теоретические основы экономической безопасности России и ее регионов были отражены в трудах Богомолова В., Вечканова Г., Кочергиной Т. и др. Однако до сих пор не сформировано единое понятие экономической безопасности государства и регионов, не выработаны четкие критерии и пороговые значения индикаторов экономической безопасности страны и, особенно, регионов, не определены основные факторы, влияющие на экономическую безопасность. Особенно слабо проработанными являются вопросы региональной безопасности. Разработка стратегии экономической безопасности регионов - не только важнейший элемент государственной политики, но и фактор консолидации регионов, что и обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление угроз внешнего и внутреннего характера, оказывающих негативное влияние на социально-экономическое развитие территории, совершенствование теоретических и практических аспектов разработки направлений нейтрализации негативного воздействия и обеспечение экономической безопасности региона в условиях глобализационных процессов.
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующей совокупности задач:
- определить понятие «экономическая безопасность региона» и его специфику;
- изучить подходы к классификации угроз экономической безопасности региона;
- описать методики оценки экономической безопасности региона, а также её внутренних и внешних угроз;
- провести анализ уровня экономической безопасности Белгородской области;
- выявить и оценить угрозы, влияющие на экономическую безопасность Белгородской области;
- разработать мероприятия по совершенствованию механизмов нейтрализации угроз экономической.
Объектом исследования являются процессы, закономерности и тенденции формирования, развития и совершенствования экономической безопасности на региональном уровне.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе регионального обеспечения экономической безопасности в современных условиях.
Теоретической и методологической основой исследования послужили проанализированные методологические приемы и подходы представителей различных научных школ отечественных и зарубежных ученых по вопросам экономической безопасности, а также законодательные и нормативные акты РФ по вопросам социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления и защиты экономических интересов, решения проблем обеспечения безопасности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии управления МВД России, Академии экономической безопасности МВД России и ряда других институтов по вопросам экономической безопасности.
Работа опирается на системный и процессный подходы и другие общеметодологические принципы ведения научного исследования. В работе использованы методы экономического и сопоставительного анализа, экономического прогнозирования и сценарного планирования.
Информационной и эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, Концепция и Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, законы Российской Федерации и Белгородской области, Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы.
Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.
Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.
Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет. Энергетическую безопасность регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
Для того, чтобы улучшить экономическую безопасность в регионе необходимо устранить угрозы в производственной, социальной и инновационной сферах. С целью повышения уровня экономического потенциала региона постановлением правительства Белгородской области был утвержден комплекс мер по увеличению важнейших экономических показателей, решены вопросы, связанные с предоставлением инвесторам земельных участков, осуществляется опережающее развитие энергосистем, расширяется перечень налоговых льгот, к субъектам малого предпринимательства применяются имущественные льготы, постоянно увеличиваются объемы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализованы мероприятия по продвижению имиджа Белгородской области как инвестиционно-привлекательного региона на территории Российской Федерации и за рубежом, а также в сфере кадрового обеспечения экономики области и создания благоприятных организационных условий для ведения предпринимательской деятельности. Помимо этого, реализуется комплекс мероприятий по сокращению производственных затрат, в том числе за счет внедрения новых прогрессивных технологий, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения неэффективных расходов, производственного брака. Реализация региональных программ и проектов по социальному, производственному, инновационному, организационно-управленческому и другим важнейшим направлениям, несомненно, положительно скажется на повышении уровня экономической безопасности Белгородской области.
Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.
Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.
Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.
Существующие комплексные системы показателей оценки и мониторинга экономической безопасности в регионе используемые при анализе ситуации в производственной сфере и энергетике нуждаются в усовершенствовании. Анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет. Энергетическую безопасность регионов, не имеющих собственных источников в балансе топлива и электроэнергии целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива.
Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности, однако ни в названиях, ни в целях и задачах этих программ термин безопасность не употребляется.
Для того, чтобы улучшить экономическую безопасность в регионе необходимо устранить угрозы в производственной, социальной и инновационной сферах. С целью повышения уровня экономического потенциала региона постановлением правительства Белгородской области был утвержден комплекс мер по увеличению важнейших экономических показателей, решены вопросы, связанные с предоставлением инвесторам земельных участков, осуществляется опережающее развитие энергосистем, расширяется перечень налоговых льгот, к субъектам малого предпринимательства применяются имущественные льготы, постоянно увеличиваются объемы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализованы мероприятия по продвижению имиджа Белгородской области как инвестиционно-привлекательного региона на территории Российской Федерации и за рубежом, а также в сфере кадрового обеспечения экономики области и создания благоприятных организационных условий для ведения предпринимательской деятельности. Помимо этого, реализуется комплекс мероприятий по сокращению производственных затрат, в том числе за счет внедрения новых прогрессивных технологий, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения неэффективных расходов, производственного брака. Реализация региональных программ и проектов по социальному, производственному, инновационному, организационно-управленческому и другим важнейшим направлениям, несомненно, положительно скажется на повышении уровня экономической безопасности Белгородской области.
Подобные работы
- ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЙИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Оценка угроз экономической безопасности и способы их нейтрализации в ООО «Трактороторг»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ УГРОЗ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Выявление и нейтрализация угроз экономической безопасности предприятия (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный институт управления))
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023



