Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия валеологическая культура 8
1.2. Особенности формирования валеологической культуры
младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования валеологической
культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 22
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 32
2.2. Диагностика уровня сформированности валеологической
культуры младших школьников 38
2.3. Содержание работы по формированию валеологической
культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир 42
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% — от природного окружения, на 7-10% — от уровня здравоохранения. Социально¬генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека в первую очередь зависит от его образа жизни. По данным Ю.М. Комарова, Ю.П. Лисицына и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье человека.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, т.е. весь комплекс составляющих здорового образа жизни. Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим воздействиям внешней среды. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагается ответственность за формирование валеологической культуры младших школьников (Ионова, 2015).
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделяется отдельное направление по формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения. С учетом требований ФГОС НОО методология воспитания у обучающихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровьесбережения, включает и формирование мотивации на введение здорового образа жизни, и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых осознанных форм поведения, полезных для здоровья (ФГОС НОО, 2018).
Особую актуальность проблема формирования валеологической культуры приобрела на уроках «Окружающего мира», где каждый ребенок должен получить определенный объем знаний по валеологии, необходимый ему для ведения правильного образа жизни. Деятельность учителя в этом плане является образовательно-оздоровительной и представляет собой комплекс действий гигиенической, психолого-педагогической, природно¬оздоровительной, художественно-эстетической направленности. На уроках окружающего мира у младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Дети должны понять, только здоровый человек может жить полноценной жизнью и приносить максимальную пользу людям.
К настоящему времени сделаны шаги в становлении валеологии, определении основных валеологических задач в рамках системы образования, создании ее концепции, оформлении ее в виде нового направления в науке о системно-интегративном образовании, а также в виде педагогической системы, направленной на формирование и внедрение здорового образа жизни школьников во все сферы их жизнедеятельности, в том числе - учебу (Куличенко, 2013).
Различные подходы к решению проблем формирования валеологической культуры отражены в работах Р.И. Айзмана, В.Ф. Базарного, Ю.К. Бахтина, В.И. Белова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Д.Н. Давиденко, В.В. Колбанова, Д.В. Колесова, Н.Н. Куинджи, В.П. Казначеева, Т.А. Солдатова, В.В. Строкань, Л.Г. Татарниковой.
Таким образом, возникает необходимость формирования потребности у детей валеологической культуры, которая приведет к сохранению и развитию здоровья. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний валеологическая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни.
Вышеизложенным объясняется выбор темы исследования: «Формирование валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования валеологической культуры младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность по изучению собственного организма;
2) использовать разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач исследования:
1) раскрыть сущность понятия валеологическая культура;
2) выявить особенности формирования валелогической культуры младших школьников;
3) выделить педагогические условия формирования
валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4) изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по проблеме исследования;
5) провести экспериментальную работу по формированию валеологической культуры младших школьников;
6) разработать содержание работы по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение передового педагогического опыта;
- эксперимент.
База исследования: 2 класс МОУ «Мясоедовская ООШ» с. Мясоедово
Белгородского района Белгородской области.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МОУ «Мясоедовская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Результаты исследования были представлены в виде статьи в электронном сборнике международной научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Белгород, 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»» раскрывается понятие «валеологическая культура», описываются особенности формирования валеологической культуры младших школьников, приводится анализ педагогических условий по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»» представлен анализ опыта учителей по проблеме исследования, описываются ход и результаты экспериментальной работы, содержание работы по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены выводы.
Теоретический анализ показал, что проблеме формирования валеологической культуры младших школьников уделяется достаточное внимание в научно-методической литературе и практической работе.
Мы убедились в актуальности рассматриваемой темы. На сегодняшний день необходимо формировать у детей валеологическую культуру, которая, в конечном счете, приведет к сохранению и укреплению здоровья.
Выяснили, что валеология - это наука о здоровье и здоровом образе жизни. Валеологическая культура - это часть общей культуры человека, представляет собой сознательную систему действий и отношений к своему здоровью и здоровью других людей, т.е. умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
При этом формирование валеологической культуры необходимо начинать в младшем школьном возрасте, поскольку именно в это возрасте закладываются стандартные модели поведения, складывается образ жизни. Немаловажно, чтобы дети в данном возрасте могли получить элементарные сведения о способах укрепления и сохранения здоровья, осознали его как одну из основных ценностей жизни, выработали здоровые привычки, которые в будущем оформятся в осознанные поведенческие модели - здоровый образ жизни.
В ходе проведенного исследования была достигнута цель и решены все поставленные задачи. Теоретически подтверждена эффективность педагогических условий формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир». Это следующие условия: происходит интеграция здоровьесберегающего компонента в учебный материал предмета «Окружающий мир»; происходит организация исследовательской деятельности по изучению собственного организма; используются разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников; уроки организуются и проводятся с использованием нетрадиционных форм обучения.
Формирование здорового образа жизни относится к обязательным требованиям образовательных стандартов. На уроках окружающего мира педагоги должны воспитывать у школьников стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, педагог обязан планировать работу по развитию данного вида культуры.
Проанализировав опыт учителей по проблеме исследования, мы выяснили, что педагоги на уроках используют разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, исследовательскую деятельность по изучению собственного организма, нетрадиционные формы уроков, что эффективно и благотворно влияет на формирование валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
В качестве критериев сформированности валеологической культуры младших школьников выступили: когнитивный, ценностнный и
деятельностно-практический критерии.
Полученные результаты экспериментальной работы, проведенной на базе МОУ «Мясоедовская ООШ» с. Мясоедово Белгородской области, показали, что большинство обучающихся имеют средний уровень формирования валеологической культуры. Младшие школьники не до конца владеют знаниями основ здорового образа жизни в полном объеме, имеют неполные представления о правилах личной гигиены, о соблюдении режима дня, о правильном питании, двигательной активности, а также о пользе закаливания. Также есть результаты высокого и низкого уровней представлений о здоровом образе жизни, что говорит о необходимости дальнейшей работы по формированию валеологической культуры.
Мы обнаружили, что проделанная нами работа по формированию валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективной, если: учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность по изучению собственного организма. Ведь каждый ребёнок по своей природе - исследователь, он ещё многого не знает об окружающем мире, поэтому для него важно узнать обо всём. У детей лучше усваиваются знания по изучению своего организма, если они получили их сами, увидев, услышав, потрогав и т.д. Использовать разнообразные задания для развития представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Такие задания помогают в формировании знаний о здоровье и здоровом образе жизни по окружающему миру, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивает интеллект, эрудицию учеников. Гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса учащихся, дети осваивают материал в своем ритме, максимально реализовывают свои возможности и способности, развивают свою творческую самостоятельность.
Таким образом, выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследования проблемы. Перспективы дальнейшей ее разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования валеологической культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
1. Ананьев В. А. Общая валеология: конспект лекций / В.А. Ананьев. - СПб.: БПА, 2000.- 263 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 610 с.
3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья для здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г.Л. Апанасенко. - СПб.: Наука, 2003. - 268 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
5. Белов В.И. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 641 с.
6. Бондаренко Т.М. Из опыта работы по программе Ф.Н. Виноградова / Т.М. Бондаренко // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 102-106.
7. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 260 с.
8. Вахненко Л.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Л.И. Вахненко // Начальная школа. - 2014. - №8. - С. 62-66.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 47 с.
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 96с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. - №6. - С. 65-80.
12. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины / В.И. Гарбузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2005. - 369 с.
13. Горшков А.Г. Интегративный подход в формировании валеологической культуры студентов / А.Г. Горшков. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 73-75 с.
14. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника / С.И. Громбах. - М.: Академия, 2012. - 371 с.
15. Давиденко Д.Н. Основы здорового образа / Д.Н. Давиденко // ОБЖ. - 2003. - №3. - С. 50-54.
16.Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования / Г.К. Зайцев. - СПб.: Наука, 2001. - 192 с.
17. Ионова Е.О. Решение проектной задачи «Доктор Айболит» / Е.О. Ионова // Начальная школа. - 2015. - №4. - С. 43-47.
18. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебн. пос. для студентов высших учеб. Заведений. / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 320 с.
19. Казначеев В.П. Основы общей валеологии: Учебн. пособие /
В.П. Казначеев. - М.:ВАКО, 2007. - 213 с.
20. Касперович Е.В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович. - Мн.: БГУ, 2005. - 206 с.
21. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику /
М.Б. Каченовский. - М.: Академия. - 2008. - с. 370.
22. Климова В.И. Человек и его здоровье / В.И. Климова.- М.: Знание, 2013. - 194 с.
23. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. - Спб.: ДЕАН, 2008. - 132 с.
24. Колесов Д.В. Валеология - новое направление в педагогических науках / Д.В. Колесов // Валеология в школе. - 2007. - № 7. - С. 15-21.
25. Кропочева Т.П. Нетрадиционные уроки, естествознание в начальной школе / Т.П. Кропочева // Начальная школа. - 2004. - №5. - С. 57-63.
26. Кузнецова Л.Ф. Здоровый образ жизни: жизненные навыки: пособие для педагогов к факультат. занятиям в 5-м кл. общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Кузнецова. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 144 с.
27. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000.- 139 с.
28. Куличенко Р.М. Валеологическая культура как компонент социального здоровья населения / Р.М. Куличенко // Вестник ТГУ . - 2013. - №9. - С. 141-145.
29. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 224 с.
30. Литовченко И.Н. Из опыта работы по программе Н.Ф. Виноградовой / И.Н. Литовченко // Образование в современной школе. - 2011. - №10. - С. 50-55.
31. Маркова А.К. Мотивация и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлова. - М.: Изд-во «Просвещение», 1993. - 320 с.
32. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. - М.: Медицина. - 2006. - 224 с.
33. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах /А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 360 с.
34. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий / Т.М. Михайленко. - Изд-во «Два комсомольца», 2011. - 146 с.
35. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - М.: Современная школа, 2010. - 720 с.
36. Романцов М.Г. Валеология: материалы к изучению курса / М.Г. Романцов, Н.Г. Терехова. - Калининград, 2007. - 190 с.
37. Рудакова Е.М. Из опыта работы по программе А.А. Плешакова / Е.М. Рудакова // Начальная школа. - 2006. - №6. - С. 100-105.
38. Рымкевич В.В. Лицеистам - здоровый образ жизни / В.В. Рымкевич. - Мн.: БГУ, 2005. - 243 с.
39. Солдатова Т.А. Система здоровьетворящего образования / Т.А. Солдатова. — СПб.: СПбГУПМ, 1996. - 353 с.
40. Соловьев Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. - Минск: БГУ, 2011. - 220 с.
41. Строкань В.В. Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений / В.В. Строкань // Образование в современной школе. - 2009. - №8. - С. 21-25.
42. Сычева О.А. Сохранение здоровья школьников в процессе экологического образования / О.А. Сычева // Начальная школа. - 2016. - №8. - С. 45-48.
43. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве: Мо-ногр.- эссе. -СПб.: Крисмас +, 2008. - 171 с.
44. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности / Н.В. Тверская ученика // Образование в современной школе. - 2005. - №2. - С. 48-51.
45. Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 9-12.
46. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник / Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 340 с.
47. Тюмасева З.И. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование. - 2002. № 7. С. 73-79.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - 6-е изд., переработанное. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
49. Харибутова Ю.Н. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников / Ю.Н. Харибутова // Начальная школа. - 2017. - №10. - С. 47-50.
50. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.