ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 8
1.1 Закономерности развития младших школьников 8
1.2 Особенности обучения младших школьников на уроках окружающего
мира 15
1.3 Возможности экскурсий в обучении младших школьников на уроках
окружающего мира 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 36
2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 36
2.2 Содержание формирующего этапа исследования 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 1 75
Приложение 2 80
Приложение 3 83
Приложение 4 85
Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 8
1.1 Закономерности развития младших школьников 8
1.2 Особенности обучения младших школьников на уроках окружающего
мира 15
1.3 Возможности экскурсий в обучении младших школьников на уроках
окружающего мира 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий 36
2.1 Организация констатирующего этапа эксперимента 36
2.2 Содержание формирующего этапа исследования 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Заключение 64
Библиографический список 67
Приложение 1 75
Приложение 2 80
Приложение 3 83
Приложение 4 85
Актуальность темы исследования. В настоящее время Концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности [38]. Особенно актуальна это проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности.
По мнению Л.С. Выготского [13], И.Ю. Кулагиной [29], О.В. Чикишевой [63], в младшем школьном возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Поэтому для достижения общих задач обучения необходимо определение метапредметных знаний и умений. Соблюдение данного условия позволяет формировать образовательное пространство младшего школьника, что в свою очередь способствует комплексному изучению окружающего мира.
В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности младших школьников на уроках окружающего мира традиционно особое место занимает экскурсия. Экскурсия несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Проблема обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Н.Т. Брыкиной [6], Н.Ф. Виноградовой [11], З.А. Клепининой [23], А.А. Плешакова [47], О.Т. Поглазовой [49], Е.И. Руднянской [54], В.А. Хариной [61], А.А. Цугановой [62] и др. Ученые утверждают, что экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.
Однако в настоящее время экскурсия теряет свою популярность у учителей, несмотря на свою дидактическую значимость. На практике количество экскурсий, по сравнению с традиционными уроками, незначительно - зачастую не более трех-пяти в год. В связи с этим, анализ сложившейся ситуации по данному вопросу, позволил выявить противоречие между значительным воспитательным и развивающим потенциалом экскурсий в обучении младших школьников на уроках окружающего мира и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по их педагогически грамотному использованию среди учителей начальных классов.
Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: Каковы возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира? Недостаточная разработанность данного вопроса
определяет выбор темы нашего исследования: «Экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать,
экспериментально проверить возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира и разработать комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективнее, если разработать комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий:
- систематическое использование экскурсий в образовательном процессе;
- целенаправленное формирование познавательных УУД младших школьников;
Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать закономерности развития младших школьников;
2) рассмотреть особенности обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
3) определить потенциал экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
4) экспериментально проверить эффективность комплекса
педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение; эмпирические - тестирование, 6
наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, качественный количественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано обоснование способов обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий;
- определены уровни сформированности познавательных УУД младших школьников (низкий, средний, высокий), дана их качественная характеристика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс педагогических мероприятий и практические рекомендации могут быть использован педагогами начальных классов при определении содержания, форм и методов работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Расширить практическую значимость, конкретизировать разделы или темы, возможно. Сейчас практическая значимость не точная и абстрактная.
База исследования: МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список из 66 источников и 4 приложения.
По мнению Л.С. Выготского [13], И.Ю. Кулагиной [29], О.В. Чикишевой [63], в младшем школьном возрасте развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Поэтому для достижения общих задач обучения необходимо определение метапредметных знаний и умений. Соблюдение данного условия позволяет формировать образовательное пространство младшего школьника, что в свою очередь способствует комплексному изучению окружающего мира.
В настоящее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности младших школьников на уроках окружающего мира традиционно особое место занимает экскурсия. Экскурсия несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Проблема обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Н.Т. Брыкиной [6], Н.Ф. Виноградовой [11], З.А. Клепининой [23], А.А. Плешакова [47], О.Т. Поглазовой [49], Е.И. Руднянской [54], В.А. Хариной [61], А.А. Цугановой [62] и др. Ученые утверждают, что экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.
Однако в настоящее время экскурсия теряет свою популярность у учителей, несмотря на свою дидактическую значимость. На практике количество экскурсий, по сравнению с традиционными уроками, незначительно - зачастую не более трех-пяти в год. В связи с этим, анализ сложившейся ситуации по данному вопросу, позволил выявить противоречие между значительным воспитательным и развивающим потенциалом экскурсий в обучении младших школьников на уроках окружающего мира и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по их педагогически грамотному использованию среди учителей начальных классов.
Выделенное противоречие указывает на проблему исследования: Каковы возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира? Недостаточная разработанность данного вопроса
определяет выбор темы нашего исследования: «Экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать,
экспериментально проверить возможности экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира и разработать комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: экскурсия как форма обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить эффективнее, если разработать комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий:
- систематическое использование экскурсий в образовательном процессе;
- целенаправленное формирование познавательных УУД младших школьников;
Для проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать закономерности развития младших школьников;
2) рассмотреть особенности обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
3) определить потенциал экскурсий как формы обучения младших школьников на уроках окружающего мира;
4) экспериментально проверить эффективность комплекса
педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Методы исследования: теоретические - анализ литературы, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение; эмпирические - тестирование, 6
наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, качественный количественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано обоснование способов обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий;
- определены уровни сформированности познавательных УУД младших школьников (низкий, средний, высокий), дана их качественная характеристика.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс педагогических мероприятий и практические рекомендации могут быть использован педагогами начальных классов при определении содержания, форм и методов работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Расширить практическую значимость, конкретизировать разделы или темы, возможно. Сейчас практическая значимость не точная и абстрактная.
База исследования: МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список из 66 источников и 4 приложения.
Проблема обучения младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий в современных исследованиях отражена недостаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ по данному вопросу и прийти к следующим выводам.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Именно в это время необходимо подобрать наиболее оптимальные методы, формы и средства обучения, которые будут способствовать активизации их познавательной деятельности.
Главная особенность содержания курса «Окружающий мир» выражается в его интегрированном и культурологическом характере. Каждая из этих областей знаний синтезирует знания нескольких наук. Возможности дисциплины можно представить следующим образом: предметные - реализация содержания дисциплины «Окружающий мир» через проблемное обучение с опорой на опыт и имеющиеся представления; метапредметные - включение детей в исследовательскую и проектную деятельность на уроках и внеурочных занятиях по курсу «Окружающий мир»; личностные - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Кроме того, уроки окружающего мира способствуют формированию у младших школьников целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют пониманию взаимосвязей различных областей науки, развивают познавательные интересы детей, создают положительный эмоциональный фон обучения.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы, поскольку объединяют школьный учебный процесс с практической деятельностью, при этом позволяя обучающимся непосредственно знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира. Кроме того, экскурсии выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, т.к. в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и с практикой, повышают познавательную активность учащихся.
Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий проводилось на базе МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Констатирующий этап эксперимента предполагал выявление исходного уровня развития познавательных УУД у младших школьников. Оценка познавательных УУД учащихся осуществлялась в соответствии со следующими критериями: логические учебные действия, выделение типа задачи, способа ее решения, знаково-символические умения. При изучении уровня развития операций словесно-логического мышления было выявлено, что дети испытывают существенные сложности с выделением существенных и несущественных смысловых единиц текста. Кроме того, учащиеся затрудняются в обобщении, абстрагировании, установлении отношений и логических связей между понятиями. В свою очередь, анализ умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения показал, что у младших школьников возникают сложности с нахождением соответствующей схемы к каждой задаче, что свидетельствует о недостаточно уровне развития познавательных логических и знаково-символических действий. Кроме того, в ходе констатирующего этапа была выявлена несформированность умения использовать модели и схемы для решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать.
Формирующий этап эксперимента был посвящен созданию и реализации комплекса педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Основными видами экскурсий в работе по обучению младших школьников явились: реальные - обзорные экскурсии, тематические экскурсии; виртуальные экскурсии. Структура экскурсий была представлена следующими основными моментами: вводной беседой, самостоятельной работой детей по выполнению заданий, беседой по материалам самостоятельных работ, обобщающей беседой, подведением итогов экскурсии.
Результаты, полученные по итогам эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития операций словесно-логического мышления, умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения, умения осуществлять кодирование с помощью символов в единицу времени. В обеих группах преобладает высокий уровень данных показателей. Однако, работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, с детьми экспериментальной группы оказалась наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют показатели, которые в сравнении с результатами контрольной группы, оказались выше. После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной группе увеличилось количество детей , находящихся на высоком уровне, и сократилось количество детей с низким уровнем до нуля, в свою очередь, в контрольной группе остались дети, у которых был обнаружен низкий уровень. В связи с этим, комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий доказал свою эффективность.
Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Перспектива дальнейшего исследования заключается в построении целостной системы педагогической работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения. Именно в это время необходимо подобрать наиболее оптимальные методы, формы и средства обучения, которые будут способствовать активизации их познавательной деятельности.
Главная особенность содержания курса «Окружающий мир» выражается в его интегрированном и культурологическом характере. Каждая из этих областей знаний синтезирует знания нескольких наук. Возможности дисциплины можно представить следующим образом: предметные - реализация содержания дисциплины «Окружающий мир» через проблемное обучение с опорой на опыт и имеющиеся представления; метапредметные - включение детей в исследовательскую и проектную деятельность на уроках и внеурочных занятиях по курсу «Окружающий мир»; личностные - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Кроме того, уроки окружающего мира способствуют формированию у младших школьников целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют пониманию взаимосвязей различных областей науки, развивают познавательные интересы детей, создают положительный эмоциональный фон обучения.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы, поскольку объединяют школьный учебный процесс с практической деятельностью, при этом позволяя обучающимся непосредственно знакомиться с предметами и явлениями окружающего мира. Кроме того, экскурсии выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, т.к. в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и с практикой, повышают познавательную активность учащихся.
Опытно-экспериментальная работа по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий проводилось на базе МОБУ СОШ №17 города Якутска.
Констатирующий этап эксперимента предполагал выявление исходного уровня развития познавательных УУД у младших школьников. Оценка познавательных УУД учащихся осуществлялась в соответствии со следующими критериями: логические учебные действия, выделение типа задачи, способа ее решения, знаково-символические умения. При изучении уровня развития операций словесно-логического мышления было выявлено, что дети испытывают существенные сложности с выделением существенных и несущественных смысловых единиц текста. Кроме того, учащиеся затрудняются в обобщении, абстрагировании, установлении отношений и логических связей между понятиями. В свою очередь, анализ умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения показал, что у младших школьников возникают сложности с нахождением соответствующей схемы к каждой задаче, что свидетельствует о недостаточно уровне развития познавательных логических и знаково-символических действий. Кроме того, в ходе констатирующего этапа была выявлена несформированность умения использовать модели и схемы для решения задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать.
Формирующий этап эксперимента был посвящен созданию и реализации комплекса педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий. Основными видами экскурсий в работе по обучению младших школьников явились: реальные - обзорные экскурсии, тематические экскурсии; виртуальные экскурсии. Структура экскурсий была представлена следующими основными моментами: вводной беседой, самостоятельной работой детей по выполнению заданий, беседой по материалам самостоятельных работ, обобщающей беседой, подведением итогов экскурсии.
Результаты, полученные по итогам эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике уровня развития операций словесно-логического мышления, умения учащихся выделять тип задачи и способ ее решения, умения осуществлять кодирование с помощью символов в единицу времени. В обеих группах преобладает высокий уровень данных показателей. Однако, работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, с детьми экспериментальной группы оказалась наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют показатели, которые в сравнении с результатами контрольной группы, оказались выше. После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной группе увеличилось количество детей , находящихся на высоком уровне, и сократилось количество детей с низким уровнем до нуля, в свою очередь, в контрольной группе остались дети, у которых был обнаружен низкий уровень. В связи с этим, комплекс педагогических мероприятий по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий доказал свою эффективность.
Таким образом, проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения гипотезы, целей, задач, логики и содержания научного исследования. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Перспектива дальнейшего исследования заключается в построении целостной системы педагогической работы по обучению младших школьников на уроках окружающего мира посредством экскурсий.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование целостной картины мира у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у младших школьников в проектной деятельности на уроках окружающего мира
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологических представлений у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6980 р. Год сдачи: 2021



