Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий
|
Введение 3-11
Глава I Актуализация витагенного опыта личности как педагогическая проблема
1.1. Историко-логический анализ проблемы 12-44
1.2. Характеристика основных понятий исследования 45-68
1.3. Основные подходы в обучении на современном
этапе 69-85
Глава II Результаты опытно-поисковой работы по развитию интереса к изучению научно¬педагогических понятий с опорой на витагенный опыт
2.1. Характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной
ступени изучения курса 88-106
2.2. Структурно-функциональная модель развития интереса к изучению научно-педагогических понятий на основе витагенного опыта будущих учителей 107-121
2.3. Основные направления и тенденции использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научных понятий 122-132
Заключение 135-137
Библиография 138-15
Глава I Актуализация витагенного опыта личности как педагогическая проблема
1.1. Историко-логический анализ проблемы 12-44
1.2. Характеристика основных понятий исследования 45-68
1.3. Основные подходы в обучении на современном
этапе 69-85
Глава II Результаты опытно-поисковой работы по развитию интереса к изучению научно¬педагогических понятий с опорой на витагенный опыт
2.1. Характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной
ступени изучения курса 88-106
2.2. Структурно-функциональная модель развития интереса к изучению научно-педагогических понятий на основе витагенного опыта будущих учителей 107-121
2.3. Основные направления и тенденции использования витагенного опыта в развитии интереса к изучению научных понятий 122-132
Заключение 135-137
Библиография 138-15
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне заключается в том, что на современном этапе развития образования требуется высокий уровень научно- теоретической подготовки будущих педагогов, однако практика показывает, что это требование не в полной мере реализуется. Реализация данного требования образования предусматривает создание образовательной среды, способствующей социально¬личностному, ценностному и познавательному развитию будущего педагога.
В науке имеется значительное количество исследований, посвященных различным проблемам активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Однако пути решения этих задач во многом имеют традиционный характер, связанный с активизацией мышления, памяти, внимания, практической деятельности, заданий творческого характера под руководством преподающего (Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина). Деятельность учащихся и студентов при этом, не дает им, в этих условиях, полностью раскрыть себя в системе субъект- субъектных отношений в роли активного участника образовательного процесса. Такая ситуация заложена в самой природе учебного процесса, когда педагог выступает в роли гносеоносителя, коммуникатора, носителя информации, а учащийся, студент остается в роли реципиента и ретранслятора знаний. Статус учащегося, студента как субъекта учебного процесса преимущественно лишь декларируется. Возникает необходимость, сложившуюся ситуацию коренным образом изменить, опираясь на жизненный (витагенный) опыт студентов.
Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но использование витагенного опыта в образовательном процессе еще
• недостаточно исследовано современной педагогической наукой. В работах А.С. Белкина, Д.В. Качалова, Е.Н. Темниковой, В.А. Кривенко витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретенным в процессе обучения знаниям, при этом отмечается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
Актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречиями между значительным количеством разработанных технологий (проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии), активизирующих познавательную деятельность учащихся, организации их самостоятельной работы и недостаточностью разработанных
• технологий, использующих жизненный (витагенный) опыт учащихся и студентов в качестве средства стимулирования познавательной деятельности и воспитания ценностного отношения к знаниям вообще, педагогическим в частности.
Исходя из вышеизложенного, возникло противоречие между необходимостью использования витагенного опыта для активизации познавательной деятельности студентов в образовательном процессе и недостаточностью разработок по технологии организации этого процесса. Это обусловило определение проблемы исследования,, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей актуализации витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических
• понятий. Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему: «Актуализация витагенного опыта студентов как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий».
Объект исследования - развитие интереса к изучению научно-педагогических понятий у будущих учителей.
Предмет исследования - актуализация витагенного опыта будущих учителей для развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования витагенного опыта студентов как средство развития их познавательного интереса.
В науке имеется значительное количество исследований, посвященных различным проблемам активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Однако пути решения этих задач во многом имеют традиционный характер, связанный с активизацией мышления, памяти, внимания, практической деятельности, заданий творческого характера под руководством преподающего (Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина). Деятельность учащихся и студентов при этом, не дает им, в этих условиях, полностью раскрыть себя в системе субъект- субъектных отношений в роли активного участника образовательного процесса. Такая ситуация заложена в самой природе учебного процесса, когда педагог выступает в роли гносеоносителя, коммуникатора, носителя информации, а учащийся, студент остается в роли реципиента и ретранслятора знаний. Статус учащегося, студента как субъекта учебного процесса преимущественно лишь декларируется. Возникает необходимость, сложившуюся ситуацию коренным образом изменить, опираясь на жизненный (витагенный) опыт студентов.
Идея витагенного обучения никогда не отвергалась, но использование витагенного опыта в образовательном процессе еще
• недостаточно исследовано современной педагогической наукой. В работах А.С. Белкина, Д.В. Качалова, Е.Н. Темниковой, В.А. Кривенко витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения учащегося к получаемым из окружающей действительности или приобретенным в процессе обучения знаниям, при этом отмечается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
Актуальность проблемы исследования на научно-методическом уровне определяется противоречиями между значительным количеством разработанных технологий (проблемное обучение, развивающее обучение, игровые технологии), активизирующих познавательную деятельность учащихся, организации их самостоятельной работы и недостаточностью разработанных
• технологий, использующих жизненный (витагенный) опыт учащихся и студентов в качестве средства стимулирования познавательной деятельности и воспитания ценностного отношения к знаниям вообще, педагогическим в частности.
Исходя из вышеизложенного, возникло противоречие между необходимостью использования витагенного опыта для активизации познавательной деятельности студентов в образовательном процессе и недостаточностью разработок по технологии организации этого процесса. Это обусловило определение проблемы исследования,, которая заключается в выборе и определении педагогических возможностей актуализации витагенного опыта студентов как средства развития интереса к изучению научно-педагогических
• понятий. Анализ актуальности, противоречий и проблемы исследования позволил нам сформулировать тему: «Актуализация витагенного опыта студентов как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий».
Объект исследования - развитие интереса к изучению научно-педагогических понятий у будущих учителей.
Предмет исследования - актуализация витагенного опыта будущих учителей для развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность использования витагенного опыта студентов как средство развития их познавательного интереса.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ состояния проблемы в философской и психолого-педагогической литературе показал, что вопрос о роли жизненного опыта личности в процессе обучения в истории педагогической науки решался неоднозначно. Выдающиеся просветители прошлого считали жизненный опыт предпосылкой познания. Обращение к жизненному опыту ребенка в их работах рассматривалось в контексте общедидактических проблем. Во второй половине 20 века отмечается обращение к жизненному опыту учащихся в связи с проблемами управления образовательным процессом, с формированием новой парадигмы образования. Однако большинством авторов отмечается лишь возможность фрагментального включения жизненного опыта учащихся в образовательный процесс, в основном как иллюстративного материала. В рамках личностно-ориентированного обучения жизненный опыт рассматривается как средство реализации субъект- субъектных отношений.
Принципиально новое понимание роли жизненного опыта учащегося, студента содержится в теории витагенного обучения, а в 21 веке и в теории витагенного образования. Витагенное образование построено на актуализации жизненного опыта личности, при этом формируется ценностное отношение к окружающей действительности. То есть признается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
2. В авторской трактовке витагенный опыт понимается не как синоним понятия жизненный опыт, на основе инверсионного анализа витагенный опыт рассматривается как личностно-значимая, ценностная, наиболее часто актуализируемая часть витагенного опыта человека. В таком понимании витагенный опыт может служить
• базой для осмысления жизненного пути.
3. Поскольку содержание витагенного опыта можно анализировать, помещая его в отвлеченные рационалистические рамки, то появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе преподавания на витагенный опыт учащихся, студентов как на базовый, личностно-значимый. С другой стороны, - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта.
Обозначенные особенности витагенного опыта доказывают теоретическую возможность использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом динамика изменения витагенного опыта будет
* служить показателем, характеризующим степень развития интереса.
Это теоретическое положение послужило основой для разработки структурно-функциональной модели использования витагенного опыта в процессе развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
4. В нашем исследовании дана характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной стадии изучения курса «Технология педагогической деятельности». Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные параметры, характеризующие витагенный опыт. Изменение витагенного опыта в процессе познавательной деятельности студентов характеризуется динамикой изменения
0 указанных параметров.
5. Предложенная в рамках опытно-поисковой работы структурно-функциональная модель использования витагенного опыта,
адаптированная к курсу «Технология педагогической деятельности», позволила, анализируя изменения в структуре витагенного опыта % студентов в процессе изучения курса, целенаправленно
воздействовать на структуру и содержание витагенного опыта, дополняя верные представления и корректируя ошибочные.
6. Исследование показало правомерность выделения следующих основных направлений использования витагенного опыта учащихся, студентов в развитии интереса к изучению научных понятий:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса. Интересным представляется исследование различных
возможностей применения витагенного опыта студентов при изучении
# психологических дисциплин, поскольку здесь будут задействованы,
вероятно, не только внешние, но и внутренние составляющие витагенного опыта.
1. Теоретический анализ состояния проблемы в философской и психолого-педагогической литературе показал, что вопрос о роли жизненного опыта личности в процессе обучения в истории педагогической науки решался неоднозначно. Выдающиеся просветители прошлого считали жизненный опыт предпосылкой познания. Обращение к жизненному опыту ребенка в их работах рассматривалось в контексте общедидактических проблем. Во второй половине 20 века отмечается обращение к жизненному опыту учащихся в связи с проблемами управления образовательным процессом, с формированием новой парадигмы образования. Однако большинством авторов отмечается лишь возможность фрагментального включения жизненного опыта учащихся в образовательный процесс, в основном как иллюстративного материала. В рамках личностно-ориентированного обучения жизненный опыт рассматривается как средство реализации субъект- субъектных отношений.
Принципиально новое понимание роли жизненного опыта учащегося, студента содержится в теории витагенного обучения, а в 21 веке и в теории витагенного образования. Витагенное образование построено на актуализации жизненного опыта личности, при этом формируется ценностное отношение к окружающей действительности. То есть признается самостоятельная образовательная функция витагенного опыта.
2. В авторской трактовке витагенный опыт понимается не как синоним понятия жизненный опыт, на основе инверсионного анализа витагенный опыт рассматривается как личностно-значимая, ценностная, наиболее часто актуализируемая часть витагенного опыта человека. В таком понимании витагенный опыт может служить
• базой для осмысления жизненного пути.
3. Поскольку содержание витагенного опыта можно анализировать, помещая его в отвлеченные рационалистические рамки, то появляется, с одной стороны, возможность опоры в процессе преподавания на витагенный опыт учащихся, студентов как на базовый, личностно-значимый. С другой стороны, - возможность целенаправленного педагогического воздействия на содержание витагенного опыта.
Обозначенные особенности витагенного опыта доказывают теоретическую возможность использования витагенного опыта как средства развития интереса к изучению научно-педагогических понятий. При этом динамика изменения витагенного опыта будет
* служить показателем, характеризующим степень развития интереса.
Это теоретическое положение послужило основой для разработки структурно-функциональной модели использования витагенного опыта в процессе развития интереса к изучению научно¬педагогических понятий.
4. В нашем исследовании дана характеристика объема и содержания витагенного опыта студентов на исходной стадии изучения курса «Технология педагогической деятельности». Анализ полученных данных позволил выделить количественные и качественные параметры, характеризующие витагенный опыт. Изменение витагенного опыта в процессе познавательной деятельности студентов характеризуется динамикой изменения
0 указанных параметров.
5. Предложенная в рамках опытно-поисковой работы структурно-функциональная модель использования витагенного опыта,
адаптированная к курсу «Технология педагогической деятельности», позволила, анализируя изменения в структуре витагенного опыта % студентов в процессе изучения курса, целенаправленно
воздействовать на структуру и содержание витагенного опыта, дополняя верные представления и корректируя ошибочные.
6. Исследование показало правомерность выделения следующих основных направлений использования витагенного опыта учащихся, студентов в развитии интереса к изучению научных понятий:
- активизация познавательного интереса на начальном этапе обучения;
- усвоение смысла и значения понятий изучаемого курса. Интересным представляется исследование различных
возможностей применения витагенного опыта студентов при изучении
# психологических дисциплин, поскольку здесь будут задействованы,
вероятно, не только внешние, но и внутренние составляющие витагенного опыта.



