«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятий: «нравственность», «нравственное
воспитание», «нравственные
качества» 12
1.2. Состояние изученности нравственного воспитания
детей 18
1.3. Особенности нравственного воспитания
дошкольников в проектной деятельности 38
Выводы по главе 1 55
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в
педагогической практике 60
2.2. Педагогические условия эффективного
нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности 78
2.3. Результаты исследования 88
Выводы по главе II 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение Анкета для воспитателей «Моя система работы по
1 нравственному воспитанию дошкольников» 111
Приложение Анкета для родителей «Нравственное воспитание
2 детей 6-7 лет» 112
Приложение Проект «Добрые волшебники» (по нравственному
3 воспитанию старших дошкольников) 113
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность понятий: «нравственность», «нравственное
воспитание», «нравственные
качества» 12
1.2. Состояние изученности нравственного воспитания
детей 18
1.3. Особенности нравственного воспитания
дошкольников в проектной деятельности 38
Выводы по главе 1 55
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Анализ состояния исследуемой проблемы в
педагогической практике 60
2.2. Педагогические условия эффективного
нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности 78
2.3. Результаты исследования 88
Выводы по главе II 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение Анкета для воспитателей «Моя система работы по
1 нравственному воспитанию дошкольников» 111
Приложение Анкета для родителей «Нравственное воспитание
2 детей 6-7 лет» 112
Приложение Проект «Добрые волшебники» (по нравственному
3 воспитанию старших дошкольников) 113
Актуальность исследования Современное образование
рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной личности, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложнейшей ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
В своем выступлении президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал: «И в обществе, и в дружбе человека оценивают не столько по карьерным успехам, достижениям или богатству, сколько по его поступкам, по уровню культуры, по порядочности, по отношению к семье, к детям, к родителям, к друзьям» [11]. Исходя из этого, целью современного образования должна стать личность, обладающая гражданской ответственностью, толерантностью, высокой нравственностью и культурой, которая способна к социализации и социальному самоопределению.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутки, юмор, игра», - говорил народный артист Е.П. Леонов. Окружающая среда, и в первую очередь семья, являются первоисточниками в процессе формирования нравственных качеств. Поэтому очень важно уделять внимание созданию благоприятных условий, чтобы воспитать нравственную личность.
В научной литературе подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.
В истории образования и педагогической мысли накоплено множество работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.
Проблема нравственного воспитания личности рассматривается в работах А.В. Бабаян, К.В. Зеленского, Р.Р. Калининой, С.А. Козлова, И.С. Марченко, И.С. Марьенко, Н.В. Мельникова, Л.Е. Оболенский и другие).
Нравственное воспитание старших дошкольников осложняется недостаточной сформированностью критериев нравственной воспитанности. В советской педагогике в основе таких критериев лежали идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Мы понимаем, что на современном этапе развития общества для нравственной личности не достаточно только когнитивного компонента нравственной воспитанности. Наличие знания не обеспечивает реального соблюдения нравственных норм. Перед педагогами стоит задача в разработке методов и приемов по формированию деятельностного компонента нравственной воспитанности у старших дошкольников.
Повышению эффективности педагогического воздействия способствует внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Одной из самых распространенных и эффективных инновационных технологий является проектный метод. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Внедренный в педагогическую деятельность Дж. Дьюи и В. Килпатриком, метод проектов представляет различные виды детской деятельности, объединенные в данный момент общим интересом, с высокой степенью самостоятельности.
В процессе реализации проектного метода дети имеют возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет ребенку успешно адаптироваться в социуме и позволяет использовать полученные знания на практике (В.Н. Журавлева, В.И. Слободчиков, Е.С. Палат и другие).
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Использование проектного метода дает педагогам возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Согласно исследованиям ученых (А.М. Гришиной, Т.А. Данилиной, Т.Ц. Дугаровой, В.Н. Журавлевой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, Т.С. Лагода, и других) эффективность проектной деятельности по формированию у старших дошкольников нравственной воспитанности зависит от взаимодействия дошкольной организации и семьи. Поэтому при разработке проекта по нравственному воспитанию педагоги должны внедрять такие формы и методы, которые будут способствовать активному включению родителей в деятельность по формированию нравственной воспитанности у дошкольников.
Внедрение метода проекта в процесс нравственного воспитания старших дошкольников на современном этапе является одной из приоритетных педагогических задач. Однако ее решение затруднено
недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей нравственной воспитанности в проектной деятельности.
В теории и практике дошкольного образования недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся характера и содержания взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника в процессе формирования нравственной воспитанности через проектную деятельность, а также позиции педагога в соответствии с имеющимся социальным заказом современного этапа развития общества.
На научно-методическом уровне проблема нравственного воспитания старших дошкольников недостаточно раскрыта, что проявляется в недостатке рекомендаций по особенностям организации предметно-пространственной среды и соответствующего методического обеспечения, методических пособий, рекомендаций для педагогов и родителей по организации работы в данном направлении.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики по данной проблеме показал ряд противоречий:
- между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода нравственного становления детей и отсутствием психолого-педагогических исследований, в достаточной степени раскрывающих специфику нравственного воспитания современного старшего дошкольника в проектной деятельности;
- между необходимостью формирования нравственной
воспитанности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы.
- между потребностью дошкольных образовательных организаций обеспечивать нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности и неспособностью осуществлять это с максимальным воспитательным эффектом.
Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного нравственного воспитания детей 6-7 лет в проектной деятельности.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловила выбор темы: «Нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности».
Объект исследования: нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Цель исследования: определить педагогические условия
эффективного нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание старших
дошкольников в проектной деятельности будет успешно, если:
1) работа по нравственному образованию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности;
2) в пространстве жизнедеятельности детей будет создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности;
3) разработана и внедрена в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников;
4) осуществляется субъект-субъектное взаимодействие воспитателей - детей - родителей, при этом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности. Раскрыть сущность понятия «нравственное воспитание».
2. Определить и обосновать критерии и уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить наиболее эффективные условия нравственного воспитания детей 6-7 лет в проектной деятельности.
4. Разработать серию проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников, экспериментально проверить их воспитательную эффективность.
Методологическую основу исследования составили подходы: аксиологический; деятельностный; целостный; личностно-ориентированный; системный подход.
Теоретической основой исследования послужили:
- основные подходы к определению понятий «нравственное воспитание» и «нравственная воспитанность» (Н.М. Борытко, Н.А Бердяев, М.С. Каган, И.С. Соловцов, и другие);
- идеи нравственного воспитания личности (С.А. Козлова,
И.С. Марченко, М.Ф. Харламов и другие);
- идеи организации проектной деятельности (Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса, С.М. Зверев, В.И. Слободчиков, Е.С. Полат и другие);
- исследования по проблеме нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности (Т.Ц. Дугарова, Л.С. Киселева, Н.В. Кулдашова, О. Никандрова, Н.М. Сертакова, и другие).
Методы исследования:
- общетеоретические: изучение, анализ и обобщение
психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, систематизация;
- эмпирические: изучение передового и массового опыта педагогов дошкольной образовательной организации, наблюдение, проектирование , педагогический эксперимент;
- статистические: количественный и качественный анализ
результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад №16 города Можайск. Для проведения педагогического эксперимента было создано две группы: экспериментальная (20 человек) и контрольная (20 человек). В исследовании приняли участие родители старших дошкольников (40 человек) и педагоги дошкольной образовательной организации (20 человек).
Для определения уровня теоретической и практической подготовки педагогов к работе по проблеме нравственного воспитания детей в проектной деятельности нами дополнительно проводилась диагностическая работа с воспитателями старших и подготовительных групп, психологами- педагогами, музыкальными руководителями и инструкторами по физкультуре МДОУ №29 п. Спутник и МДОУ №13 п. Строитель Можайского района, МДОУ № 5, МДОУ №1, МАДОУ «Непоседа»
г. Можайск.
Научная новизна исследования: уточнена сущность понятия «нравственное воспитание»
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке серии проектов по нравственному воспитанию детей, в определении эффективных форм субъект-субъектного взаимодействия воспитателей - детей - родителей в этом направлении. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений, в консультационной работе с родителями, в практике повышения уровня педагогической компетентности педагогов по нравственному воспитанию дошкольников.
Положения, выносимые на защиту
1. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс субъективного нравственного пространства, который становится действенным механизмом качественного преобразования личности ребенка: его нравственных чувств, нравственных отношений, нравственного поведения, а также для обогащения и расширения нравственного опыта дошкольника.
2. Критериями проявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются:
- наличие знаний и представлений о нравственных качествах;
- проявление гуманных отношений;
- реализация нравственного поведения.
3. Эффективность нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности обеспечивается следующими условиями: осуществлением систематической работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности; созданием в пространстве жизнедеятельности детей среды, способствующей воспитанию нравственной личности, внедрением в образовательный процесс серии проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников; взаимодействием в системе воспитатели - дети - родители, в ходе которого родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по воспитанию нравственной личности
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на всех этапах проведения диссертационного исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора: (Мартынова М.С., Чепикова Л.В. Нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности // Молодёжь и наука: Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных статей; Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016 - С. 103-108); (Мартынова М.С., Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании бережного отношения к природе у детей 6-7 лет через проектную деятельность // Молодежь - будущее России: материалы VIII Международной научно-практической конференции с участием студентов и аспирантов. Омск, 25 апреля 2016 г. / Отв. ред.: О.Е. Костенко, Е.С. Асмаковец. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016 - С.321-326), а также изложены и обсуждены на студенческой конференции в СмолГУ (апрель, 2017 г., апрель 2018 г.), заседаниях педагогических советов МДОУ - Центр развития ребенка - детский сад №16 города Можайск, семинарах для воспитателей по проблемам нравственного воспитания детей в проектной деятельности.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертации 110 страниц.
рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной личности, формированию гуманистически направленной личности.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложнейшей ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
В своем выступлении президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал: «И в обществе, и в дружбе человека оценивают не столько по карьерным успехам, достижениям или богатству, сколько по его поступкам, по уровню культуры, по порядочности, по отношению к семье, к детям, к родителям, к друзьям» [11]. Исходя из этого, целью современного образования должна стать личность, обладающая гражданской ответственностью, толерантностью, высокой нравственностью и культурой, которая способна к социализации и социальному самоопределению.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутки, юмор, игра», - говорил народный артист Е.П. Леонов. Окружающая среда, и в первую очередь семья, являются первоисточниками в процессе формирования нравственных качеств. Поэтому очень важно уделять внимание созданию благоприятных условий, чтобы воспитать нравственную личность.
В научной литературе подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.
В истории образования и педагогической мысли накоплено множество работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.
Проблема нравственного воспитания личности рассматривается в работах А.В. Бабаян, К.В. Зеленского, Р.Р. Калининой, С.А. Козлова, И.С. Марченко, И.С. Марьенко, Н.В. Мельникова, Л.Е. Оболенский и другие).
Нравственное воспитание старших дошкольников осложняется недостаточной сформированностью критериев нравственной воспитанности. В советской педагогике в основе таких критериев лежали идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Мы понимаем, что на современном этапе развития общества для нравственной личности не достаточно только когнитивного компонента нравственной воспитанности. Наличие знания не обеспечивает реального соблюдения нравственных норм. Перед педагогами стоит задача в разработке методов и приемов по формированию деятельностного компонента нравственной воспитанности у старших дошкольников.
Повышению эффективности педагогического воздействия способствует внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Одной из самых распространенных и эффективных инновационных технологий является проектный метод. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Внедренный в педагогическую деятельность Дж. Дьюи и В. Килпатриком, метод проектов представляет различные виды детской деятельности, объединенные в данный момент общим интересом, с высокой степенью самостоятельности.
В процессе реализации проектного метода дети имеют возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет ребенку успешно адаптироваться в социуме и позволяет использовать полученные знания на практике (В.Н. Журавлева, В.И. Слободчиков, Е.С. Палат и другие).
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Использование проектного метода дает педагогам возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Согласно исследованиям ученых (А.М. Гришиной, Т.А. Данилиной, Т.Ц. Дугаровой, В.Н. Журавлевой, М.Б. Зуйковой, Л.С. Киселевой, Т.С. Лагода, и других) эффективность проектной деятельности по формированию у старших дошкольников нравственной воспитанности зависит от взаимодействия дошкольной организации и семьи. Поэтому при разработке проекта по нравственному воспитанию педагоги должны внедрять такие формы и методы, которые будут способствовать активному включению родителей в деятельность по формированию нравственной воспитанности у дошкольников.
Внедрение метода проекта в процесс нравственного воспитания старших дошкольников на современном этапе является одной из приоритетных педагогических задач. Однако ее решение затруднено
недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей нравственной воспитанности в проектной деятельности.
В теории и практике дошкольного образования недостаточно раскрыты вопросы, касающиеся характера и содержания взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника в процессе формирования нравственной воспитанности через проектную деятельность, а также позиции педагога в соответствии с имеющимся социальным заказом современного этапа развития общества.
На научно-методическом уровне проблема нравственного воспитания старших дошкольников недостаточно раскрыта, что проявляется в недостатке рекомендаций по особенностям организации предметно-пространственной среды и соответствующего методического обеспечения, методических пособий, рекомендаций для педагогов и родителей по организации работы в данном направлении.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики по данной проблеме показал ряд противоречий:
- между пониманием важности старшего дошкольного возраста как сензитивного периода нравственного становления детей и отсутствием психолого-педагогических исследований, в достаточной степени раскрывающих специфику нравственного воспитания современного старшего дошкольника в проектной деятельности;
- между необходимостью формирования нравственной
воспитанности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы.
- между потребностью дошкольных образовательных организаций обеспечивать нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности и неспособностью осуществлять это с максимальным воспитательным эффектом.
Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного нравственного воспитания детей 6-7 лет в проектной деятельности.
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловила выбор темы: «Нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности».
Объект исследования: нравственное воспитание детей.
Предмет исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Цель исследования: определить педагогические условия
эффективного нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: нравственное воспитание старших
дошкольников в проектной деятельности будет успешно, если:
1) работа по нравственному образованию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности;
2) в пространстве жизнедеятельности детей будет создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности;
3) разработана и внедрена в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников;
4) осуществляется субъект-субъектное взаимодействие воспитателей - детей - родителей, при этом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности. Раскрыть сущность понятия «нравственное воспитание».
2. Определить и обосновать критерии и уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить наиболее эффективные условия нравственного воспитания детей 6-7 лет в проектной деятельности.
4. Разработать серию проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников, экспериментально проверить их воспитательную эффективность.
Методологическую основу исследования составили подходы: аксиологический; деятельностный; целостный; личностно-ориентированный; системный подход.
Теоретической основой исследования послужили:
- основные подходы к определению понятий «нравственное воспитание» и «нравственная воспитанность» (Н.М. Борытко, Н.А Бердяев, М.С. Каган, И.С. Соловцов, и другие);
- идеи нравственного воспитания личности (С.А. Козлова,
И.С. Марченко, М.Ф. Харламов и другие);
- идеи организации проектной деятельности (Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса, С.М. Зверев, В.И. Слободчиков, Е.С. Полат и другие);
- исследования по проблеме нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности (Т.Ц. Дугарова, Л.С. Киселева, Н.В. Кулдашова, О. Никандрова, Н.М. Сертакова, и другие).
Методы исследования:
- общетеоретические: изучение, анализ и обобщение
психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, сравнение, систематизация;
- эмпирические: изучение передового и массового опыта педагогов дошкольной образовательной организации, наблюдение, проектирование , педагогический эксперимент;
- статистические: количественный и качественный анализ
результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад №16 города Можайск. Для проведения педагогического эксперимента было создано две группы: экспериментальная (20 человек) и контрольная (20 человек). В исследовании приняли участие родители старших дошкольников (40 человек) и педагоги дошкольной образовательной организации (20 человек).
Для определения уровня теоретической и практической подготовки педагогов к работе по проблеме нравственного воспитания детей в проектной деятельности нами дополнительно проводилась диагностическая работа с воспитателями старших и подготовительных групп, психологами- педагогами, музыкальными руководителями и инструкторами по физкультуре МДОУ №29 п. Спутник и МДОУ №13 п. Строитель Можайского района, МДОУ № 5, МДОУ №1, МАДОУ «Непоседа»
г. Можайск.
Научная новизна исследования: уточнена сущность понятия «нравственное воспитание»
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке серии проектов по нравственному воспитанию детей, в определении эффективных форм субъект-субъектного взаимодействия воспитателей - детей - родителей в этом направлении. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений, в консультационной работе с родителями, в практике повышения уровня педагогической компетентности педагогов по нравственному воспитанию дошкольников.
Положения, выносимые на защиту
1. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс субъективного нравственного пространства, который становится действенным механизмом качественного преобразования личности ребенка: его нравственных чувств, нравственных отношений, нравственного поведения, а также для обогащения и расширения нравственного опыта дошкольника.
2. Критериями проявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются:
- наличие знаний и представлений о нравственных качествах;
- проявление гуманных отношений;
- реализация нравственного поведения.
3. Эффективность нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности обеспечивается следующими условиями: осуществлением систематической работы с детьми по нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности; созданием в пространстве жизнедеятельности детей среды, способствующей воспитанию нравственной личности, внедрением в образовательный процесс серии проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников; взаимодействием в системе воспитатели - дети - родители, в ходе которого родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по воспитанию нравственной личности
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на всех этапах проведения диссертационного исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора: (Мартынова М.С., Чепикова Л.В. Нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности // Молодёжь и наука: Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных статей; Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016 - С. 103-108); (Мартынова М.С., Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании бережного отношения к природе у детей 6-7 лет через проектную деятельность // Молодежь - будущее России: материалы VIII Международной научно-практической конференции с участием студентов и аспирантов. Омск, 25 апреля 2016 г. / Отв. ред.: О.Е. Костенко, Е.С. Асмаковец. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016 - С.321-326), а также изложены и обсуждены на студенческой конференции в СмолГУ (апрель, 2017 г., апрель 2018 г.), заседаниях педагогических советов МДОУ - Центр развития ребенка - детский сад №16 города Можайск, семинарах для воспитателей по проблемам нравственного воспитания детей в проектной деятельности.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертации 110 страниц.
Нравственное воспитание детей является актуальной социально-педагогической проблемой. Анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы позволил определить «нравственное воспитание» применительно к детям старшего дошкольного возраста, определены уровневые характеристики нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разработана серия проектов нравственной направленности, побуждающих детей к реальной нравственной активности и формирования опыта нравственного поведения детей; экспериментально проверены педагогические условия эффективного нравственного воспитания старших дошкольников в проектной деятельности.
Проведенное исследование позволило выделить педагогические условия, способствующие эффективному нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности:
1) работа по нравственному образованию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности;
2) в пространстве жизнедеятельности детей создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности;
3) внедряется в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников;
4) осуществляется взаимодействие в системе воспитатели - дети - родители, в ходе которого родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по воспитанию нравственной личности.
Полученные результаты констатирующего эксперимента показали, не все дети обладают в полной мере достаточной достаточно высоким уровнем нравственности. Проявление сочувствия, сопереживания носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, у детей возникают трудности в ситуации нравственного выбора, сложно оценить поступки сверстником и тем более свои.
Анализ результатов комплекса диагностических методик по выявлению уровня нравственной воспитанности у дошкольников позволил условно распределить детей старшего дошкольного возраста в исследуемой выборке по уровням.
Высокий уровень развития нравственной воспитанности: у детей сформированы начальные представления о нравственных качествах, умение оперировать ситуацией нравственного выбора, проявление позитивного отношения к соблюдению нравственно-этических норм и правил и негативное отношение к их нарушению, развита способность к саморегуляции и самоконтролю поведения.
Средний уровень нравственной воспитанности характеризуется недостаточностью сформированности у детей представлений о нравственных качествах; затруднениями в ходе ситуаций нравственного выбора, оценки своих поступков и других; у них частично сформированы знания о нормах нравственного поведения при этом, нормы поведения соблюдаются не всегда.
Дети с низким уровнем нравственной воспитанности обладают ограниченным объемом знаний и представлений о нравственных качествах; у них отсутствует интерес и стремление к нравственному поведению; испытывают трудности в обосновании и выражении мнения по поводу ситуации нравственного выбора; не осознают их последствий своих действий для окружающих.
На основе результатов констатирующего эксперимента были выявлены уровни проявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, основными критериями, в определении которых были: наличие знаний и представлений о нравственных качествах;
проявление гуманных отношений; реализация нравственного поведения.
Полученные результаты подтвердили необходимость разработки серии проектов нравственной направленности по повышению уровня нравственной воспитанности старших дошкольников.
Формирующий этап эксперимента был направлен на повышение уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективной формой работы по нравственному воспитанию старших дошкольников стала проектная деятельность, которая включает в себя различные виды детской деятельности. Нами была разработана серия проектов, определена их направленность, длительность, а также формы работы не только с детьми, но родителями. Родители стали непосредственными участниками совместных проектов: «Кто я?», «Моя семья», «Мы дружные ребята!», «Сохраним нашу планету», «Все профессии нужны...», «Добрые волшебники», «Можайцы».
В ходе проектной деятельности в рамках взаимодействия ДОУ и семьи, нами были использованы различные формы работы с родителями. На наш взгляд, большой эффект оказал метод взаимодействия с родителями «Книга пожеланий и предложений». В «Книге» родители делились своими пожеланиями, активно предлагали различные направления и формы работы по формированию нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Выбранные формы и методы работы с семьей помогли осознать родителям важность их влияния на формирование системы нравственных ценностей, сознания, основ нравственной культуры дошкольника.
В контексте рассматриваемой проблемы была проведена работа с педагогами по вопросам нравственного воспитания старших дошкольников. Нашей задачей было показать педагогам современное состояние системы дошкольного образования в рамках изучаемой проблемы, а также интегрированные теоретические достижения педагогической и психологической науки и практики. Работа с педагогами на протяжении всего формирующего этапа эксперимента строилась на основе активизации деятельности воспитателей, совместного изучения проблемы, выработки единых стратегий разрешения проблемы.
С педагогами был проведен семинар-практикум на тему «Нравственное воспитание дошкольников». Педагоги приняли участие в деловой игре «У истоков доброты». На формирующем этапе воспитатели были ознакомлены с планом воспитательных мероприятий в рамках разработанной нами серии проектов по нравственному воспитанию. Наиболее интересные этапы проектов были реализованы на практике не только в экспериментальной группе, но и в других группах детского сада.
С целью проверки эффективности осуществленной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента, который показал, что реализация серии проектов по нравственному воспитанию детей экспериментальной группы способствовала расширению системы представлений о нравственных ценностях, у детей появились такие качества как положительное отношение к окружающим людям и объектам природы, расширились знания о нравственных качествах и способах их проявления. Воспитанники научились анализировать свои поступки и поступки других людей, адекватно их оценивать, контролировать свою деятельность по отношению к другим. Дети активнее и более осознанно стали осуществлять нравственный выбор.
Изменения произошли в позиции и деятельности педагогов. Педагоги стали более глубоко понимать сущность и важность проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что воспитатели в своей работе стали чаще использовать проекты не только экологической и патриотической направленности, но и на формирование у детей таких качеств как толерантность, доброжелательность, милосердие и другие. Более того, воспитатели отметили, что соблюдение дошкольниками нравственных норм, сформированных в ходе проектной деятельности, способствовало установлению «благоприятного климата» в группе, что повлияло и на эффективность образовательной деятельности. Повысилась активность педагогов в разработке проектов.
Родители стали активнее включаются в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации, что позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и сотрудничества.
Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности будет успешным, если: работа по нравственному воспитанию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности; в пространстве жизнедеятельности детей будет создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности; разработана и внедрена в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников; родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всех сторон проблемы. Требуют изучения вопросы обеспечения преемственности нравственного воспитания старших дошкольников и младших школьников, особенности воспитания патриотизма в дошкольном учреждении и семье.
Проведенное исследование позволило выделить педагогические условия, способствующие эффективному нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности:
1) работа по нравственному образованию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности;
2) в пространстве жизнедеятельности детей создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности;
3) внедряется в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников;
4) осуществляется взаимодействие в системе воспитатели - дети - родители, в ходе которого родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по воспитанию нравственной личности.
Полученные результаты констатирующего эксперимента показали, не все дети обладают в полной мере достаточной достаточно высоким уровнем нравственности. Проявление сочувствия, сопереживания носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, у детей возникают трудности в ситуации нравственного выбора, сложно оценить поступки сверстником и тем более свои.
Анализ результатов комплекса диагностических методик по выявлению уровня нравственной воспитанности у дошкольников позволил условно распределить детей старшего дошкольного возраста в исследуемой выборке по уровням.
Высокий уровень развития нравственной воспитанности: у детей сформированы начальные представления о нравственных качествах, умение оперировать ситуацией нравственного выбора, проявление позитивного отношения к соблюдению нравственно-этических норм и правил и негативное отношение к их нарушению, развита способность к саморегуляции и самоконтролю поведения.
Средний уровень нравственной воспитанности характеризуется недостаточностью сформированности у детей представлений о нравственных качествах; затруднениями в ходе ситуаций нравственного выбора, оценки своих поступков и других; у них частично сформированы знания о нормах нравственного поведения при этом, нормы поведения соблюдаются не всегда.
Дети с низким уровнем нравственной воспитанности обладают ограниченным объемом знаний и представлений о нравственных качествах; у них отсутствует интерес и стремление к нравственному поведению; испытывают трудности в обосновании и выражении мнения по поводу ситуации нравственного выбора; не осознают их последствий своих действий для окружающих.
На основе результатов констатирующего эксперимента были выявлены уровни проявления нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, основными критериями, в определении которых были: наличие знаний и представлений о нравственных качествах;
проявление гуманных отношений; реализация нравственного поведения.
Полученные результаты подтвердили необходимость разработки серии проектов нравственной направленности по повышению уровня нравственной воспитанности старших дошкольников.
Формирующий этап эксперимента был направлен на повышение уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее эффективной формой работы по нравственному воспитанию старших дошкольников стала проектная деятельность, которая включает в себя различные виды детской деятельности. Нами была разработана серия проектов, определена их направленность, длительность, а также формы работы не только с детьми, но родителями. Родители стали непосредственными участниками совместных проектов: «Кто я?», «Моя семья», «Мы дружные ребята!», «Сохраним нашу планету», «Все профессии нужны...», «Добрые волшебники», «Можайцы».
В ходе проектной деятельности в рамках взаимодействия ДОУ и семьи, нами были использованы различные формы работы с родителями. На наш взгляд, большой эффект оказал метод взаимодействия с родителями «Книга пожеланий и предложений». В «Книге» родители делились своими пожеланиями, активно предлагали различные направления и формы работы по формированию нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста. Выбранные формы и методы работы с семьей помогли осознать родителям важность их влияния на формирование системы нравственных ценностей, сознания, основ нравственной культуры дошкольника.
В контексте рассматриваемой проблемы была проведена работа с педагогами по вопросам нравственного воспитания старших дошкольников. Нашей задачей было показать педагогам современное состояние системы дошкольного образования в рамках изучаемой проблемы, а также интегрированные теоретические достижения педагогической и психологической науки и практики. Работа с педагогами на протяжении всего формирующего этапа эксперимента строилась на основе активизации деятельности воспитателей, совместного изучения проблемы, выработки единых стратегий разрешения проблемы.
С педагогами был проведен семинар-практикум на тему «Нравственное воспитание дошкольников». Педагоги приняли участие в деловой игре «У истоков доброты». На формирующем этапе воспитатели были ознакомлены с планом воспитательных мероприятий в рамках разработанной нами серии проектов по нравственному воспитанию. Наиболее интересные этапы проектов были реализованы на практике не только в экспериментальной группе, но и в других группах детского сада.
С целью проверки эффективности осуществленной работы нами был проведен контрольный этап эксперимента, который показал, что реализация серии проектов по нравственному воспитанию детей экспериментальной группы способствовала расширению системы представлений о нравственных ценностях, у детей появились такие качества как положительное отношение к окружающим людям и объектам природы, расширились знания о нравственных качествах и способах их проявления. Воспитанники научились анализировать свои поступки и поступки других людей, адекватно их оценивать, контролировать свою деятельность по отношению к другим. Дети активнее и более осознанно стали осуществлять нравственный выбор.
Изменения произошли в позиции и деятельности педагогов. Педагоги стали более глубоко понимать сущность и важность проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что воспитатели в своей работе стали чаще использовать проекты не только экологической и патриотической направленности, но и на формирование у детей таких качеств как толерантность, доброжелательность, милосердие и другие. Более того, воспитатели отметили, что соблюдение дошкольниками нравственных норм, сформированных в ходе проектной деятельности, способствовало установлению «благоприятного климата» в группе, что повлияло и на эффективность образовательной деятельности. Повысилась активность педагогов в разработке проектов.
Родители стали активнее включаются в воспитательно-образовательный процесс дошкольной образовательной организации, что позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и сотрудничества.
Проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что нравственное воспитание старших дошкольников в проектной деятельности будет успешным, если: работа по нравственному воспитанию детей проводится систематически в различных видах детской деятельности; в пространстве жизнедеятельности детей будет создана среда, способствующая воспитанию нравственной личности; разработана и внедрена в образовательный процесс серия проектов по нравственному воспитанию старших дошкольников; родители являются непосредственными участниками образовательного процесса по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие всех сторон проблемы. Требуют изучения вопросы обеспечения преемственности нравственного воспитания старших дошкольников и младших школьников, особенности воспитания патриотизма в дошкольном учреждении и семье.
Подобные работы
- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание нравственных качеств старших дошкольников в дошкольной
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Лэпбук как средство умственного воспитания старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические основы социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018



