Нормативные ссылки 7
Определения, обозначения и сокращения 8
Введение 9
1. Теоретическое изучение проблемы обучения дошкольников с 15
тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов наглядного моделирования
1.1 Междисциплинарный подход к обучению составлению 15
творческих рассказов старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи
1.2Методический аспект обучения составлению творческих 19
рассказов старших дошкольников
1 .ЗУсловия использования наглядного моделирования при 28
обучении составлению творческих рассказов детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
2. Экспериментальное изучение возможностей детей старшего 33
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составления творческих рассказов
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 33
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3Результаты изучения педагогических условий в 43
образовательной организации
3. Опытно-экспериментальная работа по обучению старших 48
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов с помощью метода наглядного моделирования
3.1 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента 48
3.2 Результаты формирующего эксперимента 56
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А. Контингент детей 69
Приложение Б. Анкета для родителей 71
Приложение В. Картинки к заданию № 3 72
Приложение Г. Результаты констатирующего исследования 73
Приложение Д. Задание 4, 5, 6 82
Приложение Е. Методы математической обработки результатов 84
Приложение Ж. Беседа с педагогом 87
Приложение И. Конспекты занятий 88
Приложение К. План-схема 103
Приложение Л. Консультация для родителей 105
Приложение М. Родительский тренинг 107
Приложение Н. Результаты формирующего эксперимента 109
Приложение П. Творческие рассказы детей 118
Россия, как любое другое государство, постоянно развивается, модернизируется наука, происходят изменения в обществе. Изменения потребовались в содержании образования. В принятом Законе об Образовании прописана цель современного воспитания - формирование и развитие творческого человека. Образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в целях творческого развития человека. То есть стратегия современного образования ориентирована на развитие творческой личности, которая будет иметь гибкость мышления, глубокие и прочные знания, но и способна решать нестандартные задачи в разных ситуациях [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования формулирует целевые ориентиры: развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Задача развития речевого творчества - формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии [1].
Потребность в коммуникации - это первое условие речевого развития ребёнка. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности на всех этапах развития ребёнка. Ребёнок овладевает речью в общении с взрослым. Первая функция речи - это высказывание, сообщение и понимание, то есть коммуникация. Общение требует соответствующей системы средств, которая позволяет передать свои мысли и переживания, и понять своего собеседника. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Следовательно, своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка. Проблема задержки речевого развития у детей, то есть несвоевременное развитие средств общения,
является тем фактором, который затрудняет полноценное общение, что, в свою очередь, может влиять на весь процесс формирования личности ребёнка.
Овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, действиях, явлениях. Овладевая знаниями, ребёнок учится думать. Думать - это значить использовать речь вслух или про себя. Ещё Корней Чуковский доказывал, что ребёнок обладает огромными творческими возможностями. Именно ребёнок легко ориентируется в «хаосе грамматических форм, чутко усваивает лексику...»[32].
По словам В. Сухомлинского, радость словотворчества - самая доступная для ребенка интеллектуальная одухотворенность [26].
Изучив реестр Программ дошкольного образования, представленных на сайте Федерального института развития образования и допущенных к внедрению, можно сделать вывод, что все программы предусматривают задачу развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста и на этой основе формирование устойчивой потребности в речевой творчестве как виде деятельности [34].
Задачи развития речевого детского творчества в игре, театрализации, совместной деятельности и общении определены, но технологии развития этого речевого творчества не разработаны. Аудитория детей старшего дошкольного возраста слишком разнообразна по уровню сформированности представлений об окружающем мире, речевых и интеллектуальных возможностей. Не все дети без специального обучения способны овладеть творческим рассказыванием.
Анализируя информационное пространство по теме творческого рассказывания, можно сделать вывод, что многие авторы, такие как О.С.Ушакова, С.В. Коноваленко, В.П. Глухов и др. подчёркивают значимость формирования навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Работы, рассматривающие вопросы освоения детьми родного языка, речевой деятельности, развитие на этой базе творческих возможностей ребёнка, поиск новых методов и приёмов обучения их связной речи, приобретают особую актуальность. Одним из эффективных средств развития связной речи является творческое рассказывание. Творческий рассказ - это рассказ, придуманный самим ребёнком, обязательным компонентом которого должны быть самостоятельно созданные ребёнком новые образы, действия, ситуации. «Новые» - это образы, частично встречающиеся в реальной жизни и «достроенные» в воображении.
Одним из способов облегчения планирования связного высказывания служит наглядное моделирование. Использование разного вида наглядности (картины, картинки, иллюстрации, схемы и пр.) позволяет дошкольникам более полно усваивать словесный материал, надолго удерживая его в памяти. Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного высказывания, в частности это относится к творческому рассказыванию.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации: контурные изображения предметов с наименьшим количеством деталей, символические изображения предметов, планы и условные обозначения, используемые в них. План, как наглядная модель, способствует организации процесса творческого рассказывания. Следует отметить, что методические источники не определяют чёткой последовательности работы по обучению детей наглядному моделированию применительно к развитию связной речи.
Все вышеперечисленные аргументы свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы исследования и позволяют сформулировать проблему исследования: каковы условия наглядного моделирования при обучении старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов?
11
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы
исследования и разработка серии логопедических занятий с использованием наглядного моделирования при обучении старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов.
Объект исследования: обучение старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов.
Предмет исследования: процесс использования наглядного
моделирования в логопедических занятиях по обучению составлению творческих рассказов дошкольников 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Можно предположить, что обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов может быть более эффективным, если использовать наглядное моделирование в логопедических занятиях при следующих условиях:
1) использования плана-схемы для облегчения логики построения связного высказывания,
2) кодирования информации в наглядных моделях для облегчения запоминания слов всеми детьми,
3) вариативности выбора слов-моделей для последующего творческого рассказа,
4) участия всех детей в процессе создания наглядных моделей,
5) записи текста в ходе составления творческого рассказа для последующего анализа речевой деятельности детей,
6) изготовления миникнижек для демонстрации результата совместного труда.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2) Разработать методику экспериментального исследования по выявлению возможностей творческого рассказывания старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и педагогические условия в образовательном учреждении по обучению составлению творческих рассказов старших дошкольников.
3) Выявить особенности составления творческих рассказов у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и описать педагогические условия в ДОУ по обучению творческому рассказыванию.
4) Разработать серию логопедических занятий с использованием наглядного моделирования по обучению творческому рассказыванию старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
5) Оценить эффективность работы по обучению детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи творческому рассказыванию с использованием наглядного моделирования.
Методы исследования: изучение литературы по вопросу исследования; эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный; методы математической статистики; качественный и количественный метод обработки результатов эксперимента; наблюдение; изучение педагогической документации; беседа; анкетирование.
Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 88» и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Речецветик». В исследовании приняло участие 36 детей. 12 детей с нормой психофизического развития и 24 ребёнка, имеющие тяжёлые нарушения речи (Приложение А).
Структура выпускной квалификационной работы: магистерская диссертация включает в себя: оглавление, введение, три главы,
заключение, список использованных источников, приложения (33
13
таблицы, 12 рисунков). Вся работа составляет 121 страницу компьютерного набора.
Данная работа посвящена обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи составлению творческих рассказов посредством наглядного моделирования. Анализ научно-методической литературы позволил выявить педагогические условия, необходимые для оптимизации коррекционно-образовательного процесса по формированию у детей указанной категории умений составлять творческие рассказы. Этими условиями являются - использование плана-схемы для облегчения логики построения связного высказывания, кодирование информации в наглядных моделях для облегчения запоминания слов всеми детьми, вариативность выбора слов-моделей для последующего творческого рассказа, участие всех детей в процессе создания наглядных моделей, запись текста в ходе составления творческого рассказа для последующего анализа речевой деятельности детей, изготовление миникнижек для демонстрации результата совместного труда.
На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены особенности умений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи составлять творческие рассказы: несамостоятельность детей в ходе выполнения заданий, грубые ошибки в построении предложений, неадекватное использование слов, крайняя бедность содержания, незаконченность мысли, нарушение грамматических норм и логических связей между частями высказываний, проявление побочных ассоциаций, замена слов в предложении.
Также были определены педагогические условия в образовательном учреждении для обучения детей творческому рассказыванию - наличие системы логопедических занятий с использованием метода наглядного моделирования, организация предметно-пространственной развивающей среды.
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать методику формирующего эксперимента, в основе которой были разработанные логопедические занятия с использованием наглядного моделирования, направленные на обучение детей составлять творческие рассказы.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать вывод о сформированности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, которые участвовали в экспериментальном обучении. Дети данной группы проявили самостоятельность при составлении связных законченных высказываний, отмечается смысловое соответствие творческих рассказов заявленной теме, чёткая выраженность структурных частей рассказов, отсутствие нарушений в построении предложений и полнота использования лексики.
Разработанная система логопедических занятий и использование метода наглядного моделирования при составлении творческих рассказов на логопедических занятиях способствовали переходу процесса развития связной речи детей на более высокий уровень. Использование плана-схемы для облегчения логики построения связного высказывания, кодирование информации в наглядных моделях для облегчения запоминания слов всеми детьми, вариативность выбора слов-моделей для последующего творческого рассказа, участие всех детей в процессе создания наглядных моделей, запись текста в ходе составления творческого рассказа для последующего анализа речевой деятельности детей и создание миникнижек для демонстрации результата совместного труда доказало свою значимость в процессе обучения старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи творческому рассказыванию с помощью метода наглядного моделирования.
Разработанные методические рекомендации для родителей по вопросу обучения детей умению составлять творческие рассказы с помощью 64
наглядных моделей позволили им достаточно успешно взаимодействовать с педагогами по данному разделу.
Таким образом, достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена гипотеза. Мы не претендуем на полноту разработки данной проблемы, считаем, что обучение творческому рассказыванию необходимо продолжать в следующем возрастном периоде.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
3. Аникеева, А.В. Учим детей с ОНР творческому
рассказыванию//Дошкольное воспитание. 2002, № 12. - с.33-42.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей. М.: Просвещение, 1974. - 256 с.
5. Бухтаярова, Е.Ю. Программа развития связной речи дошкольников с ОНР. Волгоград: Учитель, 2012. - 203 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии. 1966. № 6. с. 74.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
8. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
9. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом «Грааль», 2001. - 193 с.
10. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. М., 2001. - 144 с.
11. Глухов, В.П. Наши дети учатся сочинять сказки. / В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. - М., 2005. - 24 с.
12. Елецкая, О.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно¬
методическое пособие / О.В. Елецкая, Е.А.Логинова, Г.А.Пеньковская, В.П.Смирнова, А.А.Тараканова, С.М.Тимакова, Д.А. Щукина. - М.:
ФОРУМ, 2016. - 400 с.
13. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с
нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 312 с.
14. Жукова, Н.С., Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
15. Каталкина, Р.Л. Развитие речи через воображение.// Воспитатель ДОУ. 2005, № 9. - с. 63-68.
16. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. - 256 с.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 367 с.
18. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Л.: Учёные записки ЛЕПИ им. Герцена, 1941. - т. 30. - с. 27-71.
19. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Федоренко Л.П. М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
20. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет / Автор-составитель Л.М.Граб. Волгоград: Учитель, 2010. - 136 с.
21. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009. - 64 с.
22. Прохорова, Л.И. Путешествие по Фанталии. СПб: Детство-Пресс, 2000. - 158 с.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.: ил.
24. Семёнова, И.В. Составление рассказов с элементами творчества// Воспитатель ДОУ. 2009, №7. - с. 79-84.
25. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР. М: Педагогика, 1980. - 192 с.
26. Сухомлинский, В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003 - 192 с.
27. Ванникова, Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. М., 2008. - 95 с.
28. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
29. Туманова, Т.В., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина. М: Дрофа, 2010. - 189 с.
30. Филичева, Т.Б., Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, Просвещение, 1989. - 223 с.: ил.
31. Филичева, Т.Б., Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. М: Просвещение, 2010. - 272 с.
32.Чуковский, К.И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1963. - 382 с.
33. Елецкая, О. В., Смирнова, В. П., Хвостова, О. А., Куликова Н. С. Апробация модели логопедической диагностики состояния учебной деятельности младших школьников с дизорфографией в условиях специальной (коррекционной) школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S23. - с. 11-15. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75280.htm. (свободный доступ)
34. http://www.firo.ru/?page%20id=11684 (свободный доступ)