ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Понятие и структура имиджа организации 9
1.2 Составляющие имиджа современной дошкольной образовательной
организации 22
1.3 Педагогические условия проектирования имиджа дошкольной
образовательной организации 34
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
2.1 Изучение особенностей имиджа дошкольной образовательной
организации 46
2.2 Реализация проекта по формированию имиджа дошкольной
образовательной организации 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
В условиях отсутствия рынка образовательных услуг потребность дошкольных образовательных организаций в широкой самопрезентации не имела устойчивого проявления. За ними закреплялся постоянный контингент воспитанников микрорайона, а педагоги получали направление на работу от органов управления образованием. Понятие «конкурентная борьба» за потребителей образовательных услуг дошкольным организациям было почти не знакомо. Образовательные учреждения, прежде всего, стремились положительно заявить о себе перед вышестоящими властными структурами - органами партийной, законодательной и исполнительной власти. Эти структуры чаще всего определяли передовые, образцовые дошкольные учреждения и поддерживали их положительную репутацию в социуме.
Сегодня складывающийся рынок образовательных услуг обязывает дошкольные образовательные организации больше ориентироваться на потребителя, учитывать его запросы. Появление образовательных учреждений различных типов и видов, предоставление воспитанникам и их родителям (законным представителям) права выбора учреждения, заинтересованность дошкольных организаций в увеличении количества воспитанников из-за перехода к финансированию на нормативной основе, ухудшение социально¬экономического положения педагогов и отток их в более высокооплачиваемые отрасли хозяйства втягивают образовательные учреждения в конкурентную борьбу за детей, родителей (законных представителей), способных оплачивать дополнительные образовательные услуги, педагогов, гранты различных фондов и организаций, расположение школ, окружающего социума.
В разворачивающемся соперничестве образовательные организации прибегают к неценовым и ценовым формам конкуренции - качество, перечень, комплексность, условия предоставления, цена образовательных услуг. Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу.
На наш взгляд, актуальной с научно-практической точки зрения является проблема формирования имиджа дошкольной образовательной организации посредством исследования основных составляющих внутреннего и внешнего имиджа, обусловленного их взаимодействием на уровне восприятия со стороны социального окружения.
Позитивный имидж способствует тому, чтобы конкретная дошкольная образовательная организация была высоко оценена клиентом и выбрана им из ряда других. Многие коллективы образовательных учреждений осознали важность целенаправленного создания имиджа. Вместе с тем они не обладают достаточным профессионализмом, чтобы успешно решить эту задачу. Таким образом, назрела необходимость исследования процесса формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации. Это позволит создать предпосылки для преодоления противоречия между потребностью заведующего и работников учреждения в формировании имиджа и недостаточным уровнем их реальных знаний и умений для осуществления этой деятельности.
Для того чтобы успешно управлять процессом формирования имиджа организации, необходимо знать конкретные механизмы его формирования. Так как основные разработки в данной области проводились зарубежными учеными, результаты этих исследований не могут быть в чистом виде применены в отечественной практике. Соответственно, необходимым является проведение у нас в стране собственных исследований, позволяющих сформировать теоретическую базу, создающую фундамент для разработки практических технологий и выявления способов формирования имиджа дошкольной образовательной организации с учетом российской специфики.
Следовательно, поиск эмпирически подтвержденных закономерностей, построение научно-обоснованных концепций и определение способов формирования имиджа дошкольной образовательной организации являются актуальными направлениями для отечественной науки и практики.
Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что имидж дошкольного образовательного учреждения является одним из основополагающих факторов, определяющих возможности выхода российских организаций на мировые рынки и, следовательно, влияющих на положение России в мире.
Актуальность диссертационной работы, таким образом, заключается в следующем:
- в социальном плане: необходимость управления процессами
формирования имиджа дошкольной образовательной организации с одной стороны, и восприятие этого имиджа потребителями с другой стороны;
- в теоретическом плане: недостаточная изученность проблемы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения;
- в методологическом отношении: недостаточное распространение на практике научных методик формирования имиджа вообще и имиджа дошкольной образовательной организации, в частности;
- с точки зрения практической значимости: потребность дошкольной образовательной организаций в формировании и управлении своим имиджем в глазах потребителей с целью обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Данные факты позволили определить проблему исследования - совершенствование деятельности дошкольной образовательной организации по формированию позитивного имиджа.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать проект по формированию имиджа дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования имиджа дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: условия реализации проекта по формированию имиджа дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации будет эффективным, при условии если:
1) будет разработан проект дошкольной организации, учитывающий реальное состояние имиджа:
- соответствие современному этапу социально-экономического развития общества, в котором функционирует организация;
- соответствие внутреннего имиджа образовательной организации внешнему.
2) в реализацию проекта «Детский сад будущего» будут включены субъекты образовательного процесса (воспитанники, родители (законные представители), педагогический персонал).
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1) теоретически обосновать проблему формирования имиджа дошкольной образовательной организации, его сущность, структуру;
2) определить педагогические условия проектирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации;
3) проанализировать процесс формирования имиджа дошкольной образовательной организации;
4) разработать, обосновать и апробировать проект формирования имиджа дошкольной образовательной организации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий этапы);
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются: исследования имиджа, его сущности, структуры в работах
отечественных и зарубежных ученых (Ф.Джевкинз, А.Ю.Панасюк,
Е.Б.Перелыгина, Г.Г.Почепцов, А.А.Калюжный, Г.Морган); социально-психологические и педагогические концепции, в которых обоснован феномен имиджа дошкольной образовательной организации, приоритетных условий ее формирования (Н.Н.Ибрагимова, Е.И.Зуева, Т.Н.Пискунова, М.С.Пискунов, Е.Б.Карпов); современные исследования в области формирования имиджа образовательной организации (И.Р.Лазаренко, С.С.Лебедева, Т.Н.Щербакова, Е.И.Фадеева).
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем. В результате анализа проблемы формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации в отечественной и зарубежной педагогической теории выявлены основные этапы и тенденции развития имиджа образовательного учреждения, уточнено понятие «имидж дошкольной образовательной организации», определена его структура, выделены педагогические условия реализации проекта формирования имиджа дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость проблемы проектирования имиджа дошкольной образовательной организации состоит в том, что разработанный проект может быть использован в практике работы дошкольного учреждения по обеспечению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на международной научно-практической конференции «Инновационный вектор развития науки» (Уфа, 2014 г.), на международной научно-практической
конференции «Роль науки в развитии общества» (Уфа, 2015 г.); на
педагогическом совете в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 58 «Центр развития ребенка» г.Белгорода; в обобщенном опыте работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 «Центр развития ребенка» г.Белгорода.
Апробирован и внедрен проект в деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 «Центр развития ребенка» г.Белгорода.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 58 «Центр развития ребенка» города Белгорода.
В ходе работы мы изучили научную литературу, провели экспериментальное исследование по данной проблеме и пришли к следующим выводам.
Понятие «имидж» - многогранное, междисциплинарное, широко применяемое в разных сферах жизни. В настоящее время имидж актуален для различных сфер деятельности: политики, бизнеса, масс-медиа, а также для образования.
Под «имиджем образовательной организации» следует понимать сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Имидж дошкольной образовательной организации имеет следующие составляющие: представление социального окружения о качестве образования; представление об уровне комфортности среды; представление о цене на образовательные услуги; образ руководителя образовательного учреждения; образ персонала дошкольной организации; стиль детского сада; внешняя атрибутика.
Имидж на сегодняшний день очень актуален и его результат определяют все члены коллектива. Следовательно, каждый сотрудник должен осознавать и понимать ответственность за свою работу отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции. Для потребителей необходимо обеспечить условия, при которых каждый из них будет удовлетворен в своих запросах, касающихся дошкольной организации и ее услуг. Важно учитывать все составляющие имиджа дошкольной образовательной организации, а, значит, обеспечивать реализацию педагогических условий каждого компонента. К таким компонентам относятся: образ руководителя и персонала, качество образовательных услуг, уровень цен на платные дополнительные услуги, уровень психологического комфорта, стиль дошкольного учреждения, внешняя атрибутика, воздействие на субъект (сотрудников), связи с общественностью, веб-сайт. Учет каждого из компонентов ведет к улучшению имиджа дошкольной образовательной организации.
Экспериментальное исследование, целью которого было изучение состояния имиджа муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 58 «Центр развития ребенка», выявило наличие следующих проблем: недостаточно сформированный
фирменный стиль дошкольной образовательной организации,
неудовлетворенность внешним видом здания и благоустроенностью территории (65%); неудовлетворенность педагогов качеством предоставляемых услуг (65%); низкий уровень деловой культуры, принятый в дошкольной образовательной организации (59,1%).
Решению данной проблемы, на наш взгляд, будет способствовать разработка проекта развития дошкольной образовательной организации, который направлен на поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание запросов потребителей (воспитанников и родителей) и качества образовательных услуг конкурентов; создание элементов фирменного стиля дошкольной образовательной организации; обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций; развитие системы ценностей дошкольной образовательной организации.
Разработанный проект будет эффективным при соблюдении следующих условий: соответствие имиджа образовательного учреждения стратегии его развития; соответствие имиджа образовательной организации этапу ее развития; соответствие внутреннего имиджа образовательной организации внешнему имиджу; соответствие имиджа образовательной организации современному этапу социально-экономического развития общества, в котором существует учреждение.
Реализация проекта предполагается поэтапно в течение трех лет с привлечением участников образовательного процесса.
В заключение следует отметить, что устойчивый позитивный имидж выступает как важный современный ресурс развития дошкольной образовательной организации и способствует повышению качества
предоставляемых услуг; узнаваемости и известности образовательного учреждения; расширению спектра образовательных услуг в соответствии с интересами воспитанников и запросами их родителей (законных представителей).
Материалы исследования по формированию позитивного имиджа дошкольной образовательной организации могут использоваться в дальнейшей работе образовательного учреждения.
1. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие / Л.К. Аверченко. - Новосибирск, 1999. -146 с.
2. Агафонова В. Создание корпоративного имиджа в дошкольном отделении // Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2015. - С.27
3. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. - М.: ЭКМОС, 2002.- 480 с.
4. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ / М.А. Аралова. - М: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
5. Бакланова Ю.О. Управление портфелем проектов развития организации // Монография, 2014
6. Белобрагин В.Я. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки // PR в образовании. 2004. - № 2. -С. 63, Д.В.Журавлев Особенности имиджеологического образования в России // PR в образовании. 2003. - № 6. -
С. 51
7. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г Психологические основы «Паблик Рилейшнз»: 2-е изд./Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 208с.
8. Бухаров Д.В. Имидж образовательного учреждения // Журнал «Человек и образование», № 2, 2009. - С. 11-12
9. Быстрова Т.Ю. Определение имиджа: аналитика и феноменология
имиджа. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.taby27 .ru/image_analytic6.html
10. Гордина И. Имидж организации как объект управления/ И. Гордина // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2007. - № 1. - с.38-42.
11. Горчакова Р.Р. Особенности формирования корпоративного имиджа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, № 2, 2012, С. 18-21
12. Гуменная И.Г. Имидж фирмы: учеб. пособие / И.Г.Гуменная, Л.Е.Стровский. - Екатеринбург, 1997. - 92 с.
13. Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения / Л.В. Даниленко // Справочник руководителя ОУ. - 2003. - № 1. - с.19-24.
14. Деревлева М., Ульянова М. Формирование имиджа руководителя.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.advlab .ru/arxiv/2000/frem_derevleva.htm
15. Дунаева О.В., Лосева Н.А. Особенности формирования имиджа современного дошкольного образовательного учреждения // Концепт - Современные научные исследования. Выпуск 2. - 2014.
16. Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя / Э.К. Дьячкова. - Новосибирск, 1998. - 84 с.
17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 N 448: офиц. текст.
18. Еропкин А.С. Имидж руководителя / А.С. Еропкин. - М.: Эксмо, 2009. -88 с.
19. Журавлев Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения / Д.В. Журавлев // PR в образовании. - 2005. - №
2. - с. 68-74.
20. Зайцева О.И. журнал Управление дошкольным образовательным учреждением № 9/2012, с. 105
21. Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально - психологический аспект / Л.А. Золотовская // PR в образовании. - 2005.- №3.
22. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения. - Режим доступа http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/zueva.html
23. Ибрагимова Е., Особенности применения PR-технологий в
формировании имиджа ДОУ. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.maam.ru/detskij sad/o sobenosti-primenenij a-pr-tehnologii-v-formirovani- imidzha-dou.html
24. Иваненко Ю.А. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного технического университета, №1, том 4, 2006. - С.27-29
25. Ивлева Э.К. Имидж и управление: рабочая книга руководителя /
Э.К.Ивлева. - Новосибирск, 1999. - 115 с.
26. Илюхин Н.С. Имидж корпорации. Имиджелогия. Как нравиться людям / Н.С. Илюхин. -М: Народное образование, 2002 - 157 с.
27. Калюжный А.А. Социально-психологические механизмы построения имиджа //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 2 (13). - М., ГУУ, 2005 - С.52
28. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П. «Корпоративная культура: Теория и практика». - Изд.-во Альфа-Пресс, 2005. - С.31
29. Карпов Е.Б. Имидж в образовании / Е.Б. Карпов // PR в образовании. 2003, № 6, - с. 40-50.
30. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: практическое руководство // Дело и сервис, 2003
31. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового
общения/А.С.Ковальчук. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 220 с.
32. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, № 1, 2011
33. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения
как управленческое новшество/И.Р. Лазаренко//Педагог. - 2000. - № 9.
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_9/stat8. htm
34. Лернер П.С. Векторы реформирования содержания и имиджа общего, среднего и профессионального образования // PR в образовании. 2006, № 2, С.46-48
35. Матвеев А.А., Новиков Д.А., Цветков А.В. Модели и методы управления портфелями проектов. - М.: ПМСОФТ, 2005. - С. 206
36. Меньшикова В.В. Регуляция взаимоотношений организации с общественностью службами PR: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М.: «Пресс-инк», 2004. - 30 с.
37. Моисеева И.М. Позитивный имидж ДОУ: особенности
формирования, журнал Практика управления ДОУ, №07, 2013, с.16-28
38. Никонова А.А. Имидж как объект управления /А.А. Никонова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 10. - с.63-65.
39. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: АСТ, Современный литератор, 2007. - 976 с.
40. Панасюк А.Ю.Я Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж. - М.: Дело, 2003. - 240 с.
41. Панасюк А.Ю. Имиджелогия в структуре наук о психологии взрослых // Мир психологии. 1999. - № 2. - С. 12
42. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники - 3-е изд. / А.Ю. Панасюк. - М.: Издательство «Омега -Л», 2009.
- 266с.
43. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: уч. пособие / Е.Б. Перелыгина.
- М.: Аспект Пресс, 2002. - 154 с.
44. Петрова Е.А. «Имидж и судьба человека»
45. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура
и механизмы формирования//Стандарты и мониторинг в образовании.-1999.- №5.-С.45-55.
46. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного
имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация...кандидата
психологических наук. Москва, 1998. - 148 с.
47. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 2000. - 432 с.
48. Поцепцов Г. Имиджелогия. М: Рефл-бук, 2006
49. Почепцов Г. Профессия имиджмейкер. - Киев: ИД, 2000.221 с.
50. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.refsru.com/referat- 11655-2.html
51. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13: офиц. Текст
52. Саубанова Р.И. Имидж и имидж-риски современной образовательной организации // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г.Москва, ноябрь 2015 г.) - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 24-27
53. Сергиенко С.К. Групповые технологии решения организационно- психологических задач: Автореф. на соиск. д. психол. н. М., 2000. - С.241
54. Фадеева Е.И. Компетентностный подход к формированию имиджа современного педагога / Е.И. Фадеева// Управление образованием, 2008, №2.
55. Фадеева, Е.И. Тайны имиджа: учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева. - СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
56. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - М.: Бек, 2003. - 198 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155: офиц. текст.
58. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (в редакции федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203- ФЗ): офиц. текст.
59. Феофанов О.А. США: реклама и общество, М.: Мысль, 1974. - 266 с..
60. Хелдман К. Профессиональное управление проектом / К.Хелдман; пер. с англ. А.В.Шаврина. - 6-е изд (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
61. Шепель В.М. «Имиджелогия. Как нравиться людям» - С.201
62. Шепель В.М. Секреты личного обаяния.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г.-С.110
63. Шепель В.М. Создатели привлекательного облика // Материалы Второго международного симпозиума «Имиджелогия-2004» -М, РИЦ АИМ, 2004. С. 49-52.
64. Щербаков А.В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008, № 9. - с. 39 - 46.
65. Яковлев И.Ю. Роль имиджа в современном мире / И.Ю. Яковлев // Коммерсант Власть. - 2006. - № 33.