Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Работа №68792

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 7
1.2. Особенности навыков словообразования прилагательных
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.. 13
1.3. Потенциальные возможности использования малых форм
фольклора в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Выявление уровня сформированности навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53


С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Одной из важнейших проблем логопедии является формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как А.Н Гвоздев, М. Кольцова, Т.Н Ушакова, С.Н. Цейтлин, В. Штерн и др.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.
Исследование словообразования показывают, что у дошкольников с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными - относительные прилагательные.
Особенности словообразовательных навыков детей с общим
недоразвитием речи говорят о необходимости нахождения путей формирования навыков словообразования.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей, а также в режимных моментах.
В настоящее время методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно процесса словообразования. Современные условия требуют всестороннего развития словообразовательных навыков детей. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словообразования, на практике они оказываются недостаточно разработанными. Поэтому тема нашего исследования весьма актуальна: «Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Объект исследования - формирование навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора будет эффективной, если:
- при систематическом использовании малых форм фольклора на логопедических занятиях;
- при тщательном отборе средств устного народного творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе научно-методической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследовательскую работу по изучению навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, сделать выводы.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились современные
представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, А.А Леонтьев, Ф.А. Сохин, А Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, С.Н Цейтлин, Г.А. Черемухина, Н.М Юрьева и др.); современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р Е. Левина, Л.Ф Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №19 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема словообразования детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Ведь дошкольный возраст - это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.
В результате теоретического анализа специально литературы мы сделали следующие выводы.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Дети с нарушениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных, все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Малые формы фольклора являются эффективным средством формирования речи у дошкольников. Фольклор можно использовать на логопедических занятиях с целью решения многих задач: обогащение словаря, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и пр., а также для формирования навыков словообразования у детей с речевыми нарушениями.
Игровая форма, мелодичность, доступность и яркая окрашенность малых форм фольклора, дает возможность ребенку обогатить свой словарь и сделать речь разнообразнее.
Пестушки, потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, народные игры, загадки и колыбельные песни, играют огромную роль в духовном развитиии человека, в его нравственно - эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей Родине. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.
Нами была проведена исследовательская работа по выявлению уровня сформированности навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследования показало, что уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, следующий: ниже среднего - 40%, низкий - 60%. Уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников без нарушений речи: высокий уровень - 10%, выше среднего уровень - 20%, средний уровень составил - 70%.
Выявлено, что словообразование прилагательных у детей с ОНР менее развито по сравнению с детьми без речевых нарушений. Анализ ошибок говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР не сформированы функции словообразования. Для старших дошкольников с ОНР все задания были затруднительными, даже образование качественных прилагательных оказалось трудным. Дети с ОНР неправильно использовали суффиксы при образовании слов, отказывались от выполнения задания, не исправляли ошибки, не использовали помощь логопеда. Грамматические формы словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
В методических рекомендациях представлена логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора. Нами разработана система работы по формированию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР с помощью малых форм фольклора, выделены три этапа, в каждом этапе представлены направления. Также предложены план взаимодействия с воспитателями и родителями.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Айдарова, Л.И. Психолингвистические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scilance.com/library/book/35956
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [Текст]. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] //Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.twirpx .com/fil e/36832/
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2011. - 255 с.
6. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст]// Логопед в детском саду. - 2005. - №1. - С.9 -15с
7. Давидович, Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать [Текст]. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
8. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь [Текст]. - М.: Русский язык, 2012. - 976 с.
9. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
10. Жуковская, Р.И. Родной край [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litres.ru/natalya-vinogradova/rodnoy-kray-posobie-dlya-vospitateley- detskogo-sada-1863423 5/
11.Земская, Е.А., Кубрякова, Е.С., Проблемы словообразования на современном этапе //Вопросы языкознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/suffiksalnoe-slovoobrazovanie
12. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 102-106.
13. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1909273/
14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст]. - М.: Педагогика, Педагогика, 2002. - 400 с.
15. Климкина, Е.А., Сизова, В.С. Использование скороговорок в коррекционной логопедической работе на этапе автоматизации звуков [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф.- Новосибирск: СибАК, 2015. № 7(53). - С. 36¬40.
16. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст].- СПБ.: Сатис.1994. - 123с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2001. - 255 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008. - 287 с.
19. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/50799/
20. Никашина, Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refleader.ru/bewqasyfsmer.html
21. Никулина, Л.А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности/ Л.А. Никулина, Т.А. Мирошникова [Текст] // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С.1051-1052
22. Пескишева, Т.А. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи: дисс. ... кан. пед. наук [Текст]. - М., 2008. - 179 с.
23. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст]. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.
24. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.infoliolib .info/philol/putilov/
25. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0318/undefmed
26. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим
строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Советская педагогика [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //superinf.ru/view_article.php?id= 194
27. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.twirpx .com/fil e/767522/
28. Стрижевская, О.Е. Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Логопедический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/282.html
29. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bankreferatov.ru/referats/
30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/290829/
31. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи [Текст]. - М., 2005. - 144 с.
32. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст]// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №6. - С.54-58.
33. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 2001. - №4. - С.69-76.
34. Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед. - 2000. - №4. - С.48-54.
35. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/105233
36. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496522
37. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/6175467/page :23/
38. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 2011. - 165 с.
39. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2618715/
40. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М: Владос, 2000. - 240 с.
41. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. http://www.twirpx.com/file/533680/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ