ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 7
1.2. Особенности навыков словообразования прилагательных
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.. 13
1.3. Потенциальные возможности использования малых форм
фольклора в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Выявление уровня сформированности навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 7
1.1. Формирование навыков словообразования в онтогенезе 7
1.2. Особенности навыков словообразования прилагательных
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.. 13
1.3. Потенциальные возможности использования малых форм
фольклора в логопедической работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 28
2.1. Выявление уровня сформированности навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков
словообразования прилагательных у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Одной из важнейших проблем логопедии является формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как А.Н Гвоздев, М. Кольцова, Т.Н Ушакова, С.Н. Цейтлин, В. Штерн и др.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.
Исследование словообразования показывают, что у дошкольников с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными - относительные прилагательные.
Особенности словообразовательных навыков детей с общим
недоразвитием речи говорят о необходимости нахождения путей формирования навыков словообразования.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей, а также в режимных моментах.
В настоящее время методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно процесса словообразования. Современные условия требуют всестороннего развития словообразовательных навыков детей. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словообразования, на практике они оказываются недостаточно разработанными. Поэтому тема нашего исследования весьма актуальна: «Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Объект исследования - формирование навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора будет эффективной, если:
- при систематическом использовании малых форм фольклора на логопедических занятиях;
- при тщательном отборе средств устного народного творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе научно-методической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследовательскую работу по изучению навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, сделать выводы.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились современные
представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, А.А Леонтьев, Ф.А. Сохин, А Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, С.Н Цейтлин, Г.А. Черемухина, Н.М Юрьева и др.); современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р Е. Левина, Л.Ф Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №19 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одной из важнейших проблем логопедии является формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.
В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).
Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как А.Н Гвоздев, М. Кольцова, Т.Н Ушакова, С.Н. Цейтлин, В. Штерн и др.
Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.
Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.
Исследование словообразования показывают, что у дошкольников с ОНР процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие. Среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с ОНР являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными - относительные прилагательные.
Особенности словообразовательных навыков детей с общим
недоразвитием речи говорят о необходимости нахождения путей формирования навыков словообразования.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей, а также в режимных моментах.
В настоящее время методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе речевого развития детей, а именно процесса словообразования. Современные условия требуют всестороннего развития словообразовательных навыков детей. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словообразования, на практике они оказываются недостаточно разработанными. Поэтому тема нашего исследования весьма актуальна: «Логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Объект исследования - формирование навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора будет эффективной, если:
- при систематическом использовании малых форм фольклора на логопедических занятиях;
- при тщательном отборе средств устного народного творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе научно-методической литературы теоретически обосновать проблему формирования навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследовательскую работу по изучению навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, сделать выводы.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой явились современные
представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования в процессе онтогенеза и его значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, А.А Леонтьев, Ф.А. Сохин, А Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, С.Н Цейтлин, Г.А. Черемухина, Н.М Юрьева и др.); современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р Е. Левина, Л.Ф Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.).
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №19 п.Разумное Белгородского района Белгородской области».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Проблема словообразования детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Ведь дошкольный возраст - это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.
В результате теоретического анализа специально литературы мы сделали следующие выводы.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Дети с нарушениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных, все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Малые формы фольклора являются эффективным средством формирования речи у дошкольников. Фольклор можно использовать на логопедических занятиях с целью решения многих задач: обогащение словаря, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и пр., а также для формирования навыков словообразования у детей с речевыми нарушениями.
Игровая форма, мелодичность, доступность и яркая окрашенность малых форм фольклора, дает возможность ребенку обогатить свой словарь и сделать речь разнообразнее.
Пестушки, потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, народные игры, загадки и колыбельные песни, играют огромную роль в духовном развитиии человека, в его нравственно - эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей Родине. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.
Нами была проведена исследовательская работа по выявлению уровня сформированности навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследования показало, что уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, следующий: ниже среднего - 40%, низкий - 60%. Уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников без нарушений речи: высокий уровень - 10%, выше среднего уровень - 20%, средний уровень составил - 70%.
Выявлено, что словообразование прилагательных у детей с ОНР менее развито по сравнению с детьми без речевых нарушений. Анализ ошибок говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР не сформированы функции словообразования. Для старших дошкольников с ОНР все задания были затруднительными, даже образование качественных прилагательных оказалось трудным. Дети с ОНР неправильно использовали суффиксы при образовании слов, отказывались от выполнения задания, не исправляли ошибки, не использовали помощь логопеда. Грамматические формы словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
В методических рекомендациях представлена логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора. Нами разработана система работы по формированию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР с помощью малых форм фольклора, выделены три этапа, в каждом этапе представлены направления. Также предложены план взаимодействия с воспитателями и родителями.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
В результате теоретического анализа специально литературы мы сделали следующие выводы.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Словообразование - это процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Дети с нарушениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных, все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Малые формы фольклора являются эффективным средством формирования речи у дошкольников. Фольклор можно использовать на логопедических занятиях с целью решения многих задач: обогащение словаря, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и пр., а также для формирования навыков словообразования у детей с речевыми нарушениями.
Игровая форма, мелодичность, доступность и яркая окрашенность малых форм фольклора, дает возможность ребенку обогатить свой словарь и сделать речь разнообразнее.
Пестушки, потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки, народные игры, загадки и колыбельные песни, играют огромную роль в духовном развитиии человека, в его нравственно - эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей Родине. От того, что слышит и видит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.
Нами была проведена исследовательская работа по выявлению уровня сформированности навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследования показало, что уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, следующий: ниже среднего - 40%, низкий - 60%. Уровень сформированности навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников без нарушений речи: высокий уровень - 10%, выше среднего уровень - 20%, средний уровень составил - 70%.
Выявлено, что словообразование прилагательных у детей с ОНР менее развито по сравнению с детьми без речевых нарушений. Анализ ошибок говорит о том, что у старших дошкольников с ОНР не сформированы функции словообразования. Для старших дошкольников с ОНР все задания были затруднительными, даже образование качественных прилагательных оказалось трудным. Дети с ОНР неправильно использовали суффиксы при образовании слов, отказывались от выполнения задания, не исправляли ошибки, не использовали помощь логопеда. Грамматические формы словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
В методических рекомендациях представлена логопедическая работа по формированию навыков словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами малых форм фольклора. Нами разработана система работы по формированию навыков словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР с помощью малых форм фольклора, выделены три этапа, в каждом этапе представлены направления. Также предложены план взаимодействия с воспитателями и родителями.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



