Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника в учреждении дополнительного образования детей
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии 14
1.1 Теоретические подходы к проблеме развития творчества и творческих способностей в отечественных и зарубежных исследованиях... 14
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем
школьном возрасте 19
1.3 Использование возможностей арт-терапии на занятиях с младшими
школьниками в учреждении дополнительного образования
детей 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Практические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования 32
2.1 Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 32
2.2 Разработка и реализации авторском программы «Радужные
ладошки», использующей арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника 39
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развития
творческих способностей младшего школьника в учреждении дополнительного образования детей» средствами арт-терапии 51 Выводы по второй главе 62
Список литературы 66
Приложения 69
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии 14
1.1 Теоретические подходы к проблеме развития творчества и творческих способностей в отечественных и зарубежных исследованиях... 14
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем
школьном возрасте 19
1.3 Использование возможностей арт-терапии на занятиях с младшими
школьниками в учреждении дополнительного образования
детей 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2 Практические аспекты развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования 32
2.1 Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования 32
2.2 Разработка и реализации авторском программы «Радужные
ладошки», использующей арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника 39
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развития
творческих способностей младшего школьника в учреждении дополнительного образования детей» средствами арт-терапии 51 Выводы по второй главе 62
Список литературы 66
Приложения 69
Актуальность исследования
Современный этап развития общества предъявляет человеку качественно новые требования, обусловливает необходимость становления успешной и коммуникативной личности с яркой творческой индивидуальностью. В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании, «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», в и других официальных государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования творчески активной личности, способной эффективно решать проблемы жизни нестандартно,
Потребность в творческом выражении и самоопределении, существующая уже в детском возрасте, является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности. Для достижения качественных результатов законодателем выделяется одно из приоритетных направлений политики в образовании - «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества». Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
В трудах психологи подчеркивают, что творчество выступает как отличительная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.
Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.А. Сухомлинский, К.Д. ., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), Творческие способности, как проблему развития личности рассматривали Ушинский В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорд, Р. Ассаджиоли, А.Адлер, П.Е. Торренс и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческие способности», «творческая личность», представлены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Необходимым условием развития креативности является психолого-педагогическое руководство познавательной деятельностью младшего школьника. Эффективным и действенным инструментом для достижения этой цели может являться арт-терапия.
Основоположниками исследования арт-терапии как средства имеющего богатый потенциал развития творческих способностей личности были E. Кейн, В. Ловенфельд. Они видели неразрывную связь изобразительной деятельности индивида с развитием его познавательной и эмоциональной сфер.
В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических и средств и методов, обеспечивающих развитие у младших школьников творческих способностей посредством арт-терапии. Это определяет актуальность исследования на научно -теоретическом уровне
Однако, множественные исследования в этом направлении носят прежде всего теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо разработать методическое обеспечение реализации этого процесса.
Проблема развития творческих способностей младшего школьника средствами арт-терапии определяется противоречием между сложностью целей, задач творческого развития детей средствами арт-терапии и степенью разработанности методического обеспечения этого процесса.
Что позволило нам определить, проблему исследования - каковы методические условия и средства, обеспечивающие успешность процесса творческого развития младших школьников в учреждениях дополнительного образования посредством арт-терапии.
Определяющим фактором той или иной арт-терапевтической программы, должна являться возможность с ее помощью обеспечить максимальный эффект развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - доказать эффективность использования арт- терапии как средства развития творческих способностей младшего школьника.
Объектом настоящего исследования является процесс арт- терапевтической деятельности, направленный на развитие творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - методические аспекты развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии в условиях дополнительного образования будет эффективно при соблюдении следующих условий: разработка и внедрение авторской методики развития творческих способностей детей средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческих способностей детей.
3. Разработать и реализовать авторскую программу «Радужные ладошки», использующую арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника .
• 4. Провести опытно-экспериментальную работу доказывающую
эффективность предложенной авторской методики развития творческих способностей младшего школьника средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования детей
Методологическую основу исследования данной работы составляют: системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы
Исходные теоретические позиции автора основаны на научных концепциях развития, творческих способностей которые подразделяются на три направления:
• когнитивное (Де Боно, Гилфорд Дж., Дунчев В.Н., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Торренс Е.П., Холодная М.А. и др.);
• личностное (Кокс К., Маслоу А., Тэйлор К., Роджерс К., Роджерс Н., Роу Э., Шавинина Л.В. др.);
• синтетическе (Богоявленская Д.Б., Каплан С., Пертайтите A.M., Раштон Дж., Рензулли Дж., Стернберг Р., Танненбаум А., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К., Яковлева Е.Л. и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, моделирование.
Диагностические методы - опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование.
Эмпирические методы - педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся.
Математические и статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проходила на базе ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина». В эксперименте приняло участие 47 человек, в
возрасте от 7 -11 лет. Один педагог дополнительного образования -
Сидоренко Наталья Владимировна.
Организация и этапы исследования:
1 этап (2018 г.). На первом этапе проводился анализ литературы, передового опыта ведущих арт-терапевтов, определялись исходные позиции исследования, определение актуальности проблемы, постановка целей, задач, рабочей гипотезы, формирование понятийного аппарата., изучались нормативные и программно-методические документы, был проведен анализ. Определялись методологические и теоретические основы исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент
2 этап (2018-2019гг.). осуществлялась работа по определению теоретических положений, создавалась экспериментальная методика, устанавливались этапы и организационно-методические условия формирующего эксперимента; проводился формирующий эксперимент,
3 этап (2019-2020гг.). На этом этапе проводилась систематизация и
анализ полученных данных в результате исследования. Проверка в экспериментальном режиме комплекса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии, разрабатывались методические рекомендации; проводилась
экспериментальная проверка разработанной программы, обрабатывались и оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и составленная программа позволяют более эффективно развивать творческие способности младших школьников средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования, могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования детей.
Разработаны и апробированы в рамках опытно-экспериментальной работы программа «Радужные ладошки», «Пластилинография» «Увлекательное рисование» использующие арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника
Предложена система диагностики уровня креативности, которая может применяться для выявления эффективности развития творческих способностей младших школьников
Достоверность и обоснованность выводов исследования полученных научных выводов обеспечены методологической: обоснованностью исследования; применением комплекса разнообразных методов исследования, соответствующих его объекту, цели, задачам и логике; применением взаимодополняющих психолого-педагогических методов работы, применением методики диагностирования творческих способностей научно обоснованные и изложенные в научных трудах, в учебных и методических пособиях, всесторонним анализом экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования. Разработанная программа подобрана в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, проверена в ходе эксперимента.
Научные положения автора:
1. Творческие способности младших школьников - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Их развитие в учреждении дополнительного образования происходит в направлении развития продуктивного творческого воображения, которое характеризуется богатством продуцируемых образов и направленностью, занятия в УДОД предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
2. Авторская методика развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, включающая программу «Радужные ладошки», которая реализуется по двум направлениям «Пластилинография» и «Изотерапия».
3. Арт-терапия является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, она создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми, способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии, развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации, содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования
1. Публикация Арт-терапия как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Научно¬методический журнал научных исследований. Международная научно¬практическая конференция (28 ноября 2018.).- Сидоренко Н.В. // Пекин. 2018. - 257 с. С. 135-143.
2. Участие в !УМеждународном конкурсе курсовых и выпускных квалификационных работ в области педагогики и психологии «Инновации ХХ1 века» февраль 2019. Диплом участника.
3. Выступление на практико-ориентированном семинаре на тему
«Арттерапия и артпедагогика как эффективный инструмент раскрытия внутренних резервов обучающихся», Ресурсный центр по консультативно-методическому сопровождению педагогических работников
Ставропольского края. Ставрополь, 01.10.2018. Сертификат участника.
4. Выступление с научным докладом «Отражение особенностей национальной культуры в арт-терапевтической работе с детьми младшего школьного возраста» III международный конкурс научно-методических работ в области образования «Горизонты XI века». Невинномысск 06.02.2020 Сертификат участника.
5. Победитель Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Мастерская педагогического опыта современного педагога» ООО НПЦ «Интертехинформ», г. Тула, 02.01.2020, диплом 2 степени.
6. Участник V Международного Интернет-симпозиума
«Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», СКФУ, Ставрополь, 15.11.2020.
7. Публикация «Пластилинография как средство развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста» Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. - № 4 (34). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2020. - 196 с. С.97-104.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения, количество страниц -70.
Современный этап развития общества предъявляет человеку качественно новые требования, обусловливает необходимость становления успешной и коммуникативной личности с яркой творческой индивидуальностью. В Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании, «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», в и других официальных государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования творчески активной личности, способной эффективно решать проблемы жизни нестандартно,
Потребность в творческом выражении и самоопределении, существующая уже в детском возрасте, является условием для дальнейшего развития личности, ее успешной творческой деятельности. Для достижения качественных результатов законодателем выделяется одно из приоритетных направлений политики в образовании - «совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества». Это обусловливает актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
В трудах психологи подчеркивают, что творчество выступает как отличительная, специфическая особенность творческого мышления, которая отличает ее от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.
Проблема развития творческих способностей младших школьников рассматривалась в отечественных и зарубежных исследованиях Д.Б. Богоявленской, В.А. Сухомлинский, К.Д. ., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), Творческие способности, как проблему развития личности рассматривали Ушинский В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорд, Р. Ассаджиоли, А.Адлер, П.Е. Торренс и др. В данных исследованиях раскрыта сущность понятия «творческие способности», «творческая личность», представлены особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Необходимым условием развития креативности является психолого-педагогическое руководство познавательной деятельностью младшего школьника. Эффективным и действенным инструментом для достижения этой цели может являться арт-терапия.
Основоположниками исследования арт-терапии как средства имеющего богатый потенциал развития творческих способностей личности были E. Кейн, В. Ловенфельд. Они видели неразрывную связь изобразительной деятельности индивида с развитием его познавательной и эмоциональной сфер.
В связи с этим существует потребность в теоретическом обосновании и разработке педагогических и средств и методов, обеспечивающих развитие у младших школьников творческих способностей посредством арт-терапии. Это определяет актуальность исследования на научно -теоретическом уровне
Однако, множественные исследования в этом направлении носят прежде всего теоретико-методологический характер. Для осуществления же реального педагогического процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся, необходимо разработать методическое обеспечение реализации этого процесса.
Проблема развития творческих способностей младшего школьника средствами арт-терапии определяется противоречием между сложностью целей, задач творческого развития детей средствами арт-терапии и степенью разработанности методического обеспечения этого процесса.
Что позволило нам определить, проблему исследования - каковы методические условия и средства, обеспечивающие успешность процесса творческого развития младших школьников в учреждениях дополнительного образования посредством арт-терапии.
Определяющим фактором той или иной арт-терапевтической программы, должна являться возможность с ее помощью обеспечить максимальный эффект развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - доказать эффективность использования арт- терапии как средства развития творческих способностей младшего школьника.
Объектом настоящего исследования является процесс арт- терапевтической деятельности, направленный на развитие творческих способностей младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - методические аспекты развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии в условиях дополнительного образования будет эффективно при соблюдении следующих условий: разработка и внедрение авторской методики развития творческих способностей детей средствами арт-терапии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть возможности арт-терапии в развитии творческих способностей детей.
3. Разработать и реализовать авторскую программу «Радужные ладошки», использующую арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника .
• 4. Провести опытно-экспериментальную работу доказывающую
эффективность предложенной авторской методики развития творческих способностей младшего школьника средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования детей
Методологическую основу исследования данной работы составляют: системный, комплексный, личностный и деятельностный подходы
Исходные теоретические позиции автора основаны на научных концепциях развития, творческих способностей которые подразделяются на три направления:
• когнитивное (Де Боно, Гилфорд Дж., Дунчев В.Н., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Торренс Е.П., Холодная М.А. и др.);
• личностное (Кокс К., Маслоу А., Тэйлор К., Роджерс К., Роджерс Н., Роу Э., Шавинина Л.В. др.);
• синтетическе (Богоявленская Д.Б., Каплан С., Пертайтите A.M., Раштон Дж., Рензулли Дж., Стернберг Р., Танненбаум А., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К., Яковлева Е.Л. и др.).
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования, моделирование.
Диагностические методы - опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование.
Эмпирические методы - педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся.
Математические и статистические методы обработки и представления экспериментальных данных.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проходила на базе ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина». В эксперименте приняло участие 47 человек, в
возрасте от 7 -11 лет. Один педагог дополнительного образования -
Сидоренко Наталья Владимировна.
Организация и этапы исследования:
1 этап (2018 г.). На первом этапе проводился анализ литературы, передового опыта ведущих арт-терапевтов, определялись исходные позиции исследования, определение актуальности проблемы, постановка целей, задач, рабочей гипотезы, формирование понятийного аппарата., изучались нормативные и программно-методические документы, был проведен анализ. Определялись методологические и теоретические основы исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент
2 этап (2018-2019гг.). осуществлялась работа по определению теоретических положений, создавалась экспериментальная методика, устанавливались этапы и организационно-методические условия формирующего эксперимента; проводился формирующий эксперимент,
3 этап (2019-2020гг.). На этом этапе проводилась систематизация и
анализ полученных данных в результате исследования. Проверка в экспериментальном режиме комплекса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии, разрабатывались методические рекомендации; проводилась
экспериментальная проверка разработанной программы, обрабатывались и оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования и составленная программа позволяют более эффективно развивать творческие способности младших школьников средствами арт-терапии в учреждении дополнительного образования, могут быть использованы в практике учреждений дополнительного образования детей.
Разработаны и апробированы в рамках опытно-экспериментальной работы программа «Радужные ладошки», «Пластилинография» «Увлекательное рисование» использующие арт-терапию как средство развития творческих способностей младшего школьника
Предложена система диагностики уровня креативности, которая может применяться для выявления эффективности развития творческих способностей младших школьников
Достоверность и обоснованность выводов исследования полученных научных выводов обеспечены методологической: обоснованностью исследования; применением комплекса разнообразных методов исследования, соответствующих его объекту, цели, задачам и логике; применением взаимодополняющих психолого-педагогических методов работы, применением методики диагностирования творческих способностей научно обоснованные и изложенные в научных трудах, в учебных и методических пособиях, всесторонним анализом экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования. Разработанная программа подобрана в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, проверена в ходе эксперимента.
Научные положения автора:
1. Творческие способности младших школьников - это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Их развитие в учреждении дополнительного образования происходит в направлении развития продуктивного творческого воображения, которое характеризуется богатством продуцируемых образов и направленностью, занятия в УДОД предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
2. Авторская методика развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, включающая программу «Радужные ладошки», которая реализуется по двум направлениям «Пластилинография» и «Изотерапия».
3. Арт-терапия является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, она создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми, способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии, развивает чувство внутреннего контроля, создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и невербальные способы коммуникации, содействует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования
1. Публикация Арт-терапия как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Научно¬методический журнал научных исследований. Международная научно¬практическая конференция (28 ноября 2018.).- Сидоренко Н.В. // Пекин. 2018. - 257 с. С. 135-143.
2. Участие в !УМеждународном конкурсе курсовых и выпускных квалификационных работ в области педагогики и психологии «Инновации ХХ1 века» февраль 2019. Диплом участника.
3. Выступление на практико-ориентированном семинаре на тему
«Арттерапия и артпедагогика как эффективный инструмент раскрытия внутренних резервов обучающихся», Ресурсный центр по консультативно-методическому сопровождению педагогических работников
Ставропольского края. Ставрополь, 01.10.2018. Сертификат участника.
4. Выступление с научным докладом «Отражение особенностей национальной культуры в арт-терапевтической работе с детьми младшего школьного возраста» III международный конкурс научно-методических работ в области образования «Горизонты XI века». Невинномысск 06.02.2020 Сертификат участника.
5. Победитель Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Мастерская педагогического опыта современного педагога» ООО НПЦ «Интертехинформ», г. Тула, 02.01.2020, диплом 2 степени.
6. Участник V Международного Интернет-симпозиума
«Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», СКФУ, Ставрополь, 15.11.2020.
7. Публикация «Пластилинография как средство развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста» Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. - № 4 (34). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2020. - 196 с. С.97-104.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения, количество страниц -70.
Проведенные исследования, позволили разработать и реализовать авторские программы «Пластилиновая фантазия», «Увлекательное рисование» и выявить их эффективность в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе освоения техник арт-терапии будет наиболее эффективным на базе обучения по авторской программе «Радужные ладошки» с учетом избирательных упражнений по двум направлениям: «Пластилинография» и «Увлекательное рисование».
Исследование подтвердило эффективность созданных
общедидактических и методических условий и системы занятий по развитию творческих способностей как важного направления системы педагогического образования детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, атр-терапевтические программы для детей младшего школьного возраста должны содержать методику, обеспечивающую избирательное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся.
Для реализации данной методики обучения мы использовали упражнения избирательного характера и обеспечили образовательный процесс путем составления задач таким образом, чтобы творческие способности обучающихся расположенных к повышению развития данной функции попадали под максимальное воздействие данных упражнений.
Комплексы упражнений составляли в соответствии с календарно-тематическим планированием, используя авторскую программу «Радужные
Различительные особенности занятий арт-терапией
предназначены для развития тех или иных творческих способностей.
В выборе упражнений учитывала возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, проводила коррекционные занятия.
Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во вне учебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.
Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.
Арт-терапия выполняет важную роль и место в учебном, и внеучебном процессах детей младшего школьного возраста как средства развития творческих способностей.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе освоения техник арт-терапии будет наиболее эффективным на базе обучения по авторской программе «Радужные ладошки» с учетом избирательных упражнений по двум направлениям: «Пластилинография» и «Увлекательное рисование».
Исследование подтвердило эффективность созданных
общедидактических и методических условий и системы занятий по развитию творческих способностей как важного направления системы педагогического образования детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Таким образом, атр-терапевтические программы для детей младшего школьного возраста должны содержать методику, обеспечивающую избирательное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся.
Для реализации данной методики обучения мы использовали упражнения избирательного характера и обеспечили образовательный процесс путем составления задач таким образом, чтобы творческие способности обучающихся расположенных к повышению развития данной функции попадали под максимальное воздействие данных упражнений.
Комплексы упражнений составляли в соответствии с календарно-тематическим планированием, используя авторскую программу «Радужные
Различительные особенности занятий арт-терапией
предназначены для развития тех или иных творческих способностей.
В выборе упражнений учитывала возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, проводила коррекционные занятия.
Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и во вне учебной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т. д.
Наше исследование будет интересным и полезным в педагогической и психологической практике. Оно позволит организовать деятельность по развитию творческих способностей школьников на разных возрастных этапах.
Арт-терапия выполняет важную роль и место в учебном, и внеучебном процессах детей младшего школьного возраста как средства развития творческих способностей.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Арт-терапия как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018



