Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры

Работа №68776

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения структурысамосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 6
1.1. Проблема конфликтологической культуры в психологии 6
1.2. Особенности развитияконфликтологической культуры подростков ...14
1.3. Структура самосознания в подростковом возрасте 17
Глава II. Эмпирическое исследование структуры самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения структуры самосознания
подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 31
2.3. Рекомендации для психологов по развитию конфликтологической
культуры в подростковом возрасте 45
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 59

Актуальность. Проблема становления самосознания является одной из наиболее изучаемых исследователями в психологической науке, поскольку самосознание - один из ведущих элементов психологического склада личности, которые регулируют деятельность и поведение человека. Проблема изучения самосознания в подростковом возрасте особенно актуальна, поскольку новый уровень развития самосознания на данном возрастном этапе является центральным фактором психологического развития личности, его важнейшим новообразованием (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.).Подростковый возрастявляетсяодним из самых сложных периодов в онтогенезе человека, сопровождающимся важнейшими преобразованиями. Вместе с тем, подростковый возраст является периодом эмоциональных всплесков, зачастую, ведущих к конфликтам, разрешение которых далеко не всегда проходит благоприятно для подростков. Можно предположить, что трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками, конфликтность данных отношений, являются, в том числе, следствием не вполне благополучного становления самосознания подростка.
Развитие конфликтологической культуры подростка может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе. Несмотря на значимость развития конфликтологической культуры, в особенности, в подростковом возрасте, в исследованиях недостаточно изучена проблема взаимосвязи особенностей самосознания и конфликтологической культуры. Именно в этой связи, на наш взгляд, представляется интересным изучение структуры самосознания личности подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры. Актуальность изучения структурных компонентов самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры связана с тем, что 4
данный возраст является периодом формирования самосознания и, в то же время, этот возраст является возрастом конфликтов - внешних и внутренних, однако изучение проблемы конфликтологической культуры и самосознания в подростковом возрасте в современных исследованиях является недостаточным.
Проблемаисследования: какова структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры?
Цельюисследования является решениепоставленной проблемы.
Объект исследования - самосознание личности подростка.
Предмет -структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
Гипотеза исследования:
Структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры имеет отличия: у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с подростками с высоким и средним уровнем конфликтологической культуры.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
2. Исследовать уровень конфликтологической культуры подростков.
3. Изучить структуру самосознания подростков.
4. Выявить особенности структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
5. Разработать рекомендации для психологов по
развитиюконфликтологической культурыв подростковом возрасте.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных -психодиагностический;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов).
2. Опросник определения конфликтологической культуры личности (О.И. Щербакова).
Теоретическая основа исследования. Концепция структуры
самосознания (В.С. Мухиной), исследования, посвященные изучению конфликтологической культуры (О.И. Щербаковой, И.С. Почекаевой, О.В. Шурыгиной).
Эмпирическая база исследования.Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с. Ольшанка». В исследовании приняли участиеподростки в возрасте 11-12 лет в количестве 62 человек.
Достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами изучена степень разработанности в литературе проблемы структуры самосознания подростков с разным уровнем
конфликтологической культуры. В нашей работе мы опирались на подход О.И. Щербаковой, которая относит конфликтологическую культуру к высшему уровню конфликтологической подготовки, включающей также уровни конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности. Нами выявлено, что конфликтологическая культура как качество в подростковом возрасте мало изучено, однако в литературе присутствуют исследования отдельных ее компонентов, в частности, конфликтологической компетентности. В подростковом возрасте развитие конфликтологической культуры может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе, благодаря которому межличностные отношения смогут стать, в большей мере, источником для благоприятного развития самосознания. Депривация структурных звеньев самосознания приводит к отклонениям в развитии личности, что, в свою очередь, отражается на социальной адаптации и проявляется в поведении, в том числе увеличении конфликтных ситуаций, особенностях реагирования в конфликте и умении его урегулировать.
Нами выявлено в ходе проведенного эмпирического исследования, что современные подростки имеют достаточно низкий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит об их неумении грамотно распознавать эмоциональное состояние свое и партнера по общению, недостаточности знаний, умений и навыков, которые помогли бы им грамотно действовать в конфликтной ситуации или предупреждать ее, все это обосновывает необходимость организации педагогической и психологической работы по формированию и развитию
конфликтологической культуры. л
В ходе изучения структуры самосознания было выявлено, что структура самосознания подростов не является достаточно устойчивой, независимой от внешних влияний, наименее устойчивым является такой компонент самосознания как «притязание на признание», их потребность в признании «самости» (уникальности) не всегда удовлетворяется, «чувство взрослости» остается непризнанным окружающими взрослыми. На формирование структурных звеньев самосознания оказывают значительное влияние общение со сверстниками и родителями.
Наиболее выраженной является депривация структурных звеньев самосознания у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры, у которых имеются сложности в формировании таких структурных звеньев самосознания как притязание на признание и идентификация с именем, что, вероятно, связано с тем, что неумение находить общий язык в ситуации конфликта, вербализовать свои эмоции и понять переживания противоположной стороны может обусловливать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и степень «популярности» и принятия подростка в группе сверстников, кроме этого, в конфликтах, которые не регулируются, наиболее вероятны вербальные оскорбления. Подростки же с высоким уровнем конфликтологической культуры ощущают собственную уникальность, самость, у них присутствует осознаваемая перспектива в будущем, стимулирующая личность к развитию, которые способствуют стремлению к позитивным отношениям, умению распознать как свое эмоциональное состояние, так и состояние другого человека, владению саморегуляцией своего состояния.У подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры существуют статистически значимые различия в особенностях развития структурных звеньев самосознания. Для подростков с низким уровнем развития конфликтологической культуры характерен недостаточный уровень развития таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспективы развития личности, что свидетельствует об их депривации.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
С целью оптимизации процесса формирования структурных звеньев самосознания, который являются предпосылкой для развития конфликтологической культуры личности, нами были разработаны рекомендации для педагога - психолога школы, касающиеся организации и содержания его работы с учителями школы (психологическое просвещение), с родителями (психологическое просвещение, консультации по запросу) и с самими подростками, в первую очередь, с теми, у которых выявлен низкий уровень развития всех структурных звеньев самосознания (индивидуальные консультации, групповая работа). Наиболее эффективными методами в работе с подростками мы считаем методы психодрамы, арт-терапии, групповые дискуссии, письменные практики, направленные на развитие рефлексии и пр.



1. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс / В.М. Аллахвердов. - СПб: «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
2. Ананьев, Б.Г. . Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб: Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007. - 412 с.
3. Андреева, Г.А. Психология социального познания /
Г. А. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2005.- 303 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2015. - 528 с.
5. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд,
Дж. Байярд. - М.: Академический проект, 2015. - 208 с.
6. Белопольская, Н.Л. Самосознание проблемных подростков /
Н.Л. Белопольская, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. - М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 332 с.
7. Бернс, Р Развитие Я-концепции и воспитание / Р Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 230 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.
9. Бурмистрова, Ю.Ю. Формирование научных представлений о культуре и культурной политике в классических социологических теориях // Научный диалог. -№1. - 2013. - С. 154-175.
10. Вербицкий, А.А. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход / А.А. Вербицкий, О.И. Щербакова. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 132 с.
11. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С.Волков. - М.: Трикста, 2006. - 256с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2006. - 1136 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -
М.: АСТ, 2008. - 671 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Чувства и конфликты / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: АСТ, 2014. - 160 с.
15. Грановская, Р.М. Врожденные истоки конфликтов /
Р.М. Грановская, Е.А. Дуленкова. - СПб.: Речь, 2014. - 320 с.
16. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2015. - 576с.
17. Джеймс, У Психология/ У Джеймс. - М.: Академический проект,
2011. - 318 с.
18. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. - СПб.:Питер, 2008. - 283 с.
19. Колмогорова, Л.С. Становление психологической культуры
школьника // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 53-58.
20. Кон, И.С. Детство как социальный феномен // Журнал
исследований социальной политики.- 2004. - Т. 2. - № 2. - С. 151-174.
21. Конфликтология. Хрестоматия / под ред. Н.И. Леонова. - М.: Гриф, 2002. - 329 с.
22. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер,
2012. - 940 с.
23. Кручинин, В.А. Развитие конфликтологической культуры личности студента / В.А. Кручинин, О.В. Шурыгина. - Н. Новгород: ННГАСУ,
2013. - 175 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность //
А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 87 с.
25. Лэнгле, А.Что движет человеком? Экзистенциально- аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2013. - 235 с.
26. Мацумото, Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.
27. Методы изучения конфликтов и конфликтного поведения» / Леонов Н.И. - М.: МПСИ, 2013. - 215 с.
28. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения /
В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.
29. Мотков, О. И. Психологическая культура личности // Школьный психолог. - №8. - 1999. - С. 24-29.
30. Мухина, В.С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. - 2002. - №2. - С.117-135.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ, 2011. - 400 с.
32. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды/ Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
33. Почекаева, И. С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности [Электронный ресурс] / И. С. Почекаева // Исследовано в России : электрон.науч. журн. - 2007. - Режим доступа : http: // zhurnal.ape.relarn.ru / articles /2007/ 155.pdf.
34. Почекаева, И. С. Воспитание конфликтологической культуры
старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
И.С. Почекаева. - Ижевск, 2010. - 22 с.
35. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Я. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. - 678 с.
36. Райгородский, Д.Я. Психология личности/ Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2013. - 1056 с.
37. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 584 с.
38. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности/ Х. Ремшмидт. - М.: Изд-во «Мир», 2000. - 437 с.
39. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Эксмо- Пресс, 2002. - 358 с.
40. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2011. - 432 с.
41. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. - СПб. : Речь, 2011. - 232 с.
42. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия/ под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: Бахрах - М, 2008. - 656 с.
43. Самсонова, Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования в системе вузовского образования / Н.В. Самсонова. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - 308 с.
44. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-пресс, 2005. - 460 с.
45. Сгонникова, Е.М. Педагогическая рефлексия и формирование конфликтологической компетенции / Е.М. Сгонникова // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 70-75.
46. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. - 368 с.
47. Суховершина, Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения / Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная. - М. : Акад. проект : Трикста, 2006. - 128 с.
48. Учадзе, С.С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 /
С.С. Учадзе. - Сочи, 2010. - 46 с.
49. Фабер, А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили // А. Фабер, Э. Мазлиш. - М.: Эксмо- Пресс, 2011. - 240 с.
50. Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения: пер. с нем. / К. Фопель. - М.: Генезис, 2002. - 336 с.
51. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность / Б. И. Хасан. - Красноярск: ФМЗ, 1996. - 157 с.
52. Худаева, М.Ю. Психологические условия развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте: дис. . ..канд.психол.наук: 19.00.13 / М.Ю. Худаева. - Белгород, 2007. - 147 с.
53. Хьелл, Л.Теории личности: основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2014. - 607 с.
54. Черняева, Т.Н. Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Н. Черняева. - Калининград, 2004. - 23 с.
55. Щербакова, О. И. Проблема развития конфликтологической культуры личности в образовании [Электронный ресурс] / О. И. Щербакова // 166 Эмиссия Офлайн : электрон. науч.-пед. журн. - 2008. - сент. - Режим доступа : www.emissia.org/offline/2008/1274.htm.
56. Щербакова, О.И. Контексты в конфликтологии / О.И. Щербакова. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 80 с.
57. Щербакова, О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологическая культура личности» в теории и практике современной конфликтологии / О. И. Щербакова // Проблемы современного образования. Новые исследования в образовании. - 2010. - № 2. - С. 78-83.
58. Щербакова, О.И. Развитие конфликтологической культуры личности [Электронный ресурс] / О. И. Щербакова // Психология личности. - 2008. - С. 56-59. - Режим доступа : logosbook.ru/VQS/10_2008/56_59.pdf.
59. Штайнер, Р. Формирование самосознания, психики и организма человека / Р. Штайнер. - М.: Лонгвин, 2013. - 256 с.
60. Шурыгина О. В. Конфликтологическая культура: теоретический
аспект [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два
комсомольца, 2011. — С. 136-139.
61. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды // Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
62. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Просвещение, 2010. - 381 с.
63. Ярычев, Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. У. Ярычев. - Челябинск, 2011. - 45 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ