Структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения структурысамосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 6
1.1. Проблема конфликтологической культуры в психологии 6
1.2. Особенности развитияконфликтологической культуры подростков ...14
1.3. Структура самосознания в подростковом возрасте 17
Глава II. Эмпирическое исследование структуры самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения структуры самосознания
подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 31
2.3. Рекомендации для психологов по развитию конфликтологической
культуры в подростковом возрасте 45
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 59
Глава I. Теоретические основы изучения структурысамосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 6
1.1. Проблема конфликтологической культуры в психологии 6
1.2. Особенности развитияконфликтологической культуры подростков ...14
1.3. Структура самосознания в подростковом возрасте 17
Глава II. Эмпирическое исследование структуры самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры 29
2.1. Организация и методы исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов изучения структуры самосознания
подростков с разным уровнем конфликтологической культуры 31
2.3. Рекомендации для психологов по развитию конфликтологической
культуры в подростковом возрасте 45
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 59
Актуальность. Проблема становления самосознания является одной из наиболее изучаемых исследователями в психологической науке, поскольку самосознание - один из ведущих элементов психологического склада личности, которые регулируют деятельность и поведение человека. Проблема изучения самосознания в подростковом возрасте особенно актуальна, поскольку новый уровень развития самосознания на данном возрастном этапе является центральным фактором психологического развития личности, его важнейшим новообразованием (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.).Подростковый возрастявляетсяодним из самых сложных периодов в онтогенезе человека, сопровождающимся важнейшими преобразованиями. Вместе с тем, подростковый возраст является периодом эмоциональных всплесков, зачастую, ведущих к конфликтам, разрешение которых далеко не всегда проходит благоприятно для подростков. Можно предположить, что трудности в установлении взаимоотношений со сверстниками, конфликтность данных отношений, являются, в том числе, следствием не вполне благополучного становления самосознания подростка.
Развитие конфликтологической культуры подростка может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе. Несмотря на значимость развития конфликтологической культуры, в особенности, в подростковом возрасте, в исследованиях недостаточно изучена проблема взаимосвязи особенностей самосознания и конфликтологической культуры. Именно в этой связи, на наш взгляд, представляется интересным изучение структуры самосознания личности подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры. Актуальность изучения структурных компонентов самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры связана с тем, что 4
данный возраст является периодом формирования самосознания и, в то же время, этот возраст является возрастом конфликтов - внешних и внутренних, однако изучение проблемы конфликтологической культуры и самосознания в подростковом возрасте в современных исследованиях является недостаточным.
Проблемаисследования: какова структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры?
Цельюисследования является решениепоставленной проблемы.
Объект исследования - самосознание личности подростка.
Предмет -структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
Гипотеза исследования:
Структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры имеет отличия: у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с подростками с высоким и средним уровнем конфликтологической культуры.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
2. Исследовать уровень конфликтологической культуры подростков.
3. Изучить структуру самосознания подростков.
4. Выявить особенности структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
5. Разработать рекомендации для психологов по
развитиюконфликтологической культурыв подростковом возрасте.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных -психодиагностический;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов).
2. Опросник определения конфликтологической культуры личности (О.И. Щербакова).
Теоретическая основа исследования. Концепция структуры
самосознания (В.С. Мухиной), исследования, посвященные изучению конфликтологической культуры (О.И. Щербаковой, И.С. Почекаевой, О.В. Шурыгиной).
Эмпирическая база исследования.Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с. Ольшанка». В исследовании приняли участиеподростки в возрасте 11-12 лет в количестве 62 человек.
Достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса.
Развитие конфликтологической культуры подростка может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе. Несмотря на значимость развития конфликтологической культуры, в особенности, в подростковом возрасте, в исследованиях недостаточно изучена проблема взаимосвязи особенностей самосознания и конфликтологической культуры. Именно в этой связи, на наш взгляд, представляется интересным изучение структуры самосознания личности подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры. Актуальность изучения структурных компонентов самосознания подростков с различным уровнем конфликтологической культуры связана с тем, что 4
данный возраст является периодом формирования самосознания и, в то же время, этот возраст является возрастом конфликтов - внешних и внутренних, однако изучение проблемы конфликтологической культуры и самосознания в подростковом возрасте в современных исследованиях является недостаточным.
Проблемаисследования: какова структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры?
Цельюисследования является решениепоставленной проблемы.
Объект исследования - самосознание личности подростка.
Предмет -структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
Гипотеза исследования:
Структура самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры имеет отличия: у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры наблюдается депривация таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспектива развития личности, по сравнению с подростками с высоким и средним уровнем конфликтологической культуры.
Задачи:
1. Изучить степень разработанности в литературе проблемы структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
2. Исследовать уровень конфликтологической культуры подростков.
3. Изучить структуру самосознания подростков.
4. Выявить особенности структуры самосознания подростков с разным уровнем конфликтологической культуры.
5. Разработать рекомендации для психологов по
развитиюконфликтологической культурыв подростковом возрасте.
Методы исследования:
• организационные - сравнительный;
• методы сбора эмпирических данных -психодиагностический;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретации - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов).
2. Опросник определения конфликтологической культуры личности (О.И. Щербакова).
Теоретическая основа исследования. Концепция структуры
самосознания (В.С. Мухиной), исследования, посвященные изучению конфликтологической культуры (О.И. Щербаковой, И.С. Почекаевой, О.В. Шурыгиной).
Эмпирическая база исследования.Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с. Ольшанка». В исследовании приняли участиеподростки в возрасте 11-12 лет в количестве 62 человек.
Достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса.
Нами изучена степень разработанности в литературе проблемы структуры самосознания подростков с разным уровнем
конфликтологической культуры. В нашей работе мы опирались на подход О.И. Щербаковой, которая относит конфликтологическую культуру к высшему уровню конфликтологической подготовки, включающей также уровни конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности. Нами выявлено, что конфликтологическая культура как качество в подростковом возрасте мало изучено, однако в литературе присутствуют исследования отдельных ее компонентов, в частности, конфликтологической компетентности. В подростковом возрасте развитие конфликтологической культуры может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе, благодаря которому межличностные отношения смогут стать, в большей мере, источником для благоприятного развития самосознания. Депривация структурных звеньев самосознания приводит к отклонениям в развитии личности, что, в свою очередь, отражается на социальной адаптации и проявляется в поведении, в том числе увеличении конфликтных ситуаций, особенностях реагирования в конфликте и умении его урегулировать.
Нами выявлено в ходе проведенного эмпирического исследования, что современные подростки имеют достаточно низкий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит об их неумении грамотно распознавать эмоциональное состояние свое и партнера по общению, недостаточности знаний, умений и навыков, которые помогли бы им грамотно действовать в конфликтной ситуации или предупреждать ее, все это обосновывает необходимость организации педагогической и психологической работы по формированию и развитию
конфликтологической культуры. л
В ходе изучения структуры самосознания было выявлено, что структура самосознания подростов не является достаточно устойчивой, независимой от внешних влияний, наименее устойчивым является такой компонент самосознания как «притязание на признание», их потребность в признании «самости» (уникальности) не всегда удовлетворяется, «чувство взрослости» остается непризнанным окружающими взрослыми. На формирование структурных звеньев самосознания оказывают значительное влияние общение со сверстниками и родителями.
Наиболее выраженной является депривация структурных звеньев самосознания у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры, у которых имеются сложности в формировании таких структурных звеньев самосознания как притязание на признание и идентификация с именем, что, вероятно, связано с тем, что неумение находить общий язык в ситуации конфликта, вербализовать свои эмоции и понять переживания противоположной стороны может обусловливать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и степень «популярности» и принятия подростка в группе сверстников, кроме этого, в конфликтах, которые не регулируются, наиболее вероятны вербальные оскорбления. Подростки же с высоким уровнем конфликтологической культуры ощущают собственную уникальность, самость, у них присутствует осознаваемая перспектива в будущем, стимулирующая личность к развитию, которые способствуют стремлению к позитивным отношениям, умению распознать как свое эмоциональное состояние, так и состояние другого человека, владению саморегуляцией своего состояния.У подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры существуют статистически значимые различия в особенностях развития структурных звеньев самосознания. Для подростков с низким уровнем развития конфликтологической культуры характерен недостаточный уровень развития таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспективы развития личности, что свидетельствует об их депривации.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
С целью оптимизации процесса формирования структурных звеньев самосознания, который являются предпосылкой для развития конфликтологической культуры личности, нами были разработаны рекомендации для педагога - психолога школы, касающиеся организации и содержания его работы с учителями школы (психологическое просвещение), с родителями (психологическое просвещение, консультации по запросу) и с самими подростками, в первую очередь, с теми, у которых выявлен низкий уровень развития всех структурных звеньев самосознания (индивидуальные консультации, групповая работа). Наиболее эффективными методами в работе с подростками мы считаем методы психодрамы, арт-терапии, групповые дискуссии, письменные практики, направленные на развитие рефлексии и пр.
конфликтологической культуры. В нашей работе мы опирались на подход О.И. Щербаковой, которая относит конфликтологическую культуру к высшему уровню конфликтологической подготовки, включающей также уровни конфликтологической грамотности и конфликтологической компетентности. Нами выявлено, что конфликтологическая культура как качество в подростковом возрасте мало изучено, однако в литературе присутствуют исследования отдельных ее компонентов, в частности, конфликтологической компетентности. В подростковом возрасте развитие конфликтологической культуры может способствовать благополучному становлению самосознания, стать неким средством для оптимизации психологического развития личности на данном возрастном этапе, благодаря которому межличностные отношения смогут стать, в большей мере, источником для благоприятного развития самосознания. Депривация структурных звеньев самосознания приводит к отклонениям в развитии личности, что, в свою очередь, отражается на социальной адаптации и проявляется в поведении, в том числе увеличении конфликтных ситуаций, особенностях реагирования в конфликте и умении его урегулировать.
Нами выявлено в ходе проведенного эмпирического исследования, что современные подростки имеют достаточно низкий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит об их неумении грамотно распознавать эмоциональное состояние свое и партнера по общению, недостаточности знаний, умений и навыков, которые помогли бы им грамотно действовать в конфликтной ситуации или предупреждать ее, все это обосновывает необходимость организации педагогической и психологической работы по формированию и развитию
конфликтологической культуры. л
В ходе изучения структуры самосознания было выявлено, что структура самосознания подростов не является достаточно устойчивой, независимой от внешних влияний, наименее устойчивым является такой компонент самосознания как «притязание на признание», их потребность в признании «самости» (уникальности) не всегда удовлетворяется, «чувство взрослости» остается непризнанным окружающими взрослыми. На формирование структурных звеньев самосознания оказывают значительное влияние общение со сверстниками и родителями.
Наиболее выраженной является депривация структурных звеньев самосознания у подростков с низким уровнем конфликтологической культуры, у которых имеются сложности в формировании таких структурных звеньев самосознания как притязание на признание и идентификация с именем, что, вероятно, связано с тем, что неумение находить общий язык в ситуации конфликта, вербализовать свои эмоции и понять переживания противоположной стороны может обусловливать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и степень «популярности» и принятия подростка в группе сверстников, кроме этого, в конфликтах, которые не регулируются, наиболее вероятны вербальные оскорбления. Подростки же с высоким уровнем конфликтологической культуры ощущают собственную уникальность, самость, у них присутствует осознаваемая перспектива в будущем, стимулирующая личность к развитию, которые способствуют стремлению к позитивным отношениям, умению распознать как свое эмоциональное состояние, так и состояние другого человека, владению саморегуляцией своего состояния.У подростков с разным уровнем развития конфликтологической культуры существуют статистически значимые различия в особенностях развития структурных звеньев самосознания. Для подростков с низким уровнем развития конфликтологической культуры характерен недостаточный уровень развития таких структурных звеньев самосознания, как: идентификация с именем, притязание на признание и перспективы развития личности, что свидетельствует об их депривации.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
С целью оптимизации процесса формирования структурных звеньев самосознания, который являются предпосылкой для развития конфликтологической культуры личности, нами были разработаны рекомендации для педагога - психолога школы, касающиеся организации и содержания его работы с учителями школы (психологическое просвещение), с родителями (психологическое просвещение, консультации по запросу) и с самими подростками, в первую очередь, с теми, у которых выявлен низкий уровень развития всех структурных звеньев самосознания (индивидуальные консультации, групповая работа). Наиболее эффективными методами в работе с подростками мы считаем методы психодрамы, арт-терапии, групповые дискуссии, письменные практики, направленные на развитие рефлексии и пр.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОКОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА С НИЗКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Социальный портрет современного отца
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Личностные особенности и внутренняя конфликтность на интрасубъектное деструктивное поведение студентов (Удмуртский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020



