ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы школьного музееведения
1.1 История становления школьного музееведения 7
1.2 Нормативно-законодательные основы деятельности
школьного музееведения 18
1.3 Школьный краеведческий музей: особенности организации
и работы 20
2 Обучение географии с использованием школьного краеведческого музея
2.1 Состояние проблемы школьного музееведения в школах
г. Белгорода 32
2.2 Обучение географии в школьном краеведческом музее
МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода 35
2.3 Модель школьного краеведческого музея для МБОУ
«СОШ № 24» г. Белгорода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа объединения «Изучаю родной край»... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока 66
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современной образовательной школе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет характер современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Таким образом, готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, но и степенью освоения духовного опыта поколений, мобильностью, способностью к осознанному выбору профессии, а также развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящее время идет активный поиск новых образовательных моделей, обеспечивающих условия для саморазвития, воспитания и успешной социализации учащихся. Для решения задач современного образования школа должна создать специальную образовательную среду не только для обучения, но и для развития и творческой самореализации каждого ребенка как личности, гражданина. Такой средой может стать школьный музей.
Музей - это не просто особый учебный кабинет или помещение с набором экспонатов. Школьный музей - один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории жизни школы, города, природы родного края. Музей является тем институтом, который вводит подрастающее поколение в мир нашего Отечества и, чтобы этот мир продолжал свое существование, необходимо не прерывать традиции. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная.
Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея), и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом). Важно привлекать к музейной работе все учебные дисциплины. Но это далеко не так просто, так как иногда бывает трудна интеграция со школьным музеем отдельных учебных предметов, напрямую не связанных с тематикой музея.
Особое место среди классических школьных предметов занимает география. Она стоит на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Поэтому она очень хорошо интегрируется практически со всеми школьными предметами, помогая ученику понять целостность картины мира. Из основных документов четко просматривается ориентация государства на усиление воспитательных и развивающих функций преподавания географии. Это можно достигнуть только через эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса. Таким образом, у учителя географии есть прекрасная возможность взаимодействия преподавания со школьным музеем для формирования гражданско- патриотического, экологического воспитания школьников, формирования информационной компетентности по предмету, более глубокому и осознанному изучению отдельных разделов (тем) в географии, формированию универсальных способов деятельности.
Обучение предмету «География» в информационном обществе требует от педагога умения создать разноплановое информационно-образовательное пространство и информационно-образовательную среду для воспитанников.
Важную роль в формировании информационного пространства, учащегося играет знание о географии малой Родины, её наиболее значимых исторических событий и фактов, биографий выдающихся деятелей науки, культуры, искусства. Ключевой задачей учителя географии в этом процессе является развитие умения интегрировать и взаимодействовать.
Краеведческий подход остается по-прежнему основополагающим звеном в изучении географии на всех ступенях школьного образования. При полной комплектации кабинетов географии наглядными пособиями географическая компонента экспозиции краеведческого музея всегда должна быть востребована учителем географии как особенно актуальная.
Объект исследования - школьный краеведческий музей.
Предмет исследования: условия и возможности обучения географии средствами школьного краеведческого музея.
Цель работы - изучить возможности использования школьного краеведческого музея в обучении географии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть историю становления школьного музееведения и нормативно-законодательные основы деятельности школьного музея;
• Выявить особенности организации и работы школьного краеведческого музея;
• Проанализировать состояние проблемы организации школьного музееведения в общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
• Изучить особенности организации и проведения уроков географии в краеведческом музее;
• Разработать модель школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В работе были использованы следующие основные методы исследования: метод теоретического анализа, метод анкетирования, метод моделирования и метод обобщения полученной информации.
Выпускная квалификационная работа выполнена в 2017-2018 учебном году на кафедре информатик, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания.
В ходе теоретического и практического исследования было изучено состояние проблемы школьного музееведения в обучении географии в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрев исторически аспект возникновения и развития применения краеведческих музеев в школах, можно сказать, что данный опыт не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды бурного развития и утрачивала свою актуальность в 90-е годы двадцатого столетия. В настоящее время усовершенствованная музейная деятельность вновь стала привлекать внимание педагогов. Школьный музей способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета, формированию преемственности в отношении к культурно¬историческому наследию. Особенностью школьного музея является его «объединяющее» положение между образованием и культурой.
Обширные возможности школьной дисциплины «География» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и музейную деятельность.
В городе Белгороде в настоящее время функционирует 50 общеобразовательных учебных заведений. Проанализировав Интернет-сайты школ, мы выяснили, что в белгородских школах ведут свою работу следующие музеи: музеи воинской, боевой славы, военной истории, музеи морской славы, музеи «История школы», этнографические музеи, музеи ГИБДД, музеи краеведения и этнографии. В г. Белгороде имеются и, такие школы, в которых расположено сразу несколько музеев, например, в МБОУ «СОШ № 28» находится 3 школьных музея: музей Боевой Славы, победитель областного смотра-конкурса школьных музеев; краеведческий музей и единственный в Белгородской области музей символики Белгородчины.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе краеведческого музея МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода. Школьный музей МБОУ «СОШ №33» обладает богатой, уникальной коллекцией, в которой представлены ключевые, знаковые вехи Великой Отечественной Войны - оборону Брестской крепости, битву за Москву, блокаду Ленинграда, Сталинградское сражение. Отдельные стенды музея касаются истории военно-морского флота России и морской пехоты. Музейный фонд включает в себя оружие, награды, книги, фотодокументы, многие из которых были найдены поисковиками, переданы в дар школьному музею. Среди уникальных экспонатов музея, сделанных руками учащихся школы, - макет сражения под Прохоровкой и макет, посвященный оборонительной операции войск Калининского фронта в июле 1942 года. Помимо этого, в музеи представлены фото рельефа и ландшафтов Белгородской области во время Вов и современные снимки, также в музее можно увидеть коллекцию горных пород и минералов нашего края.
Школьный музей способствует развитию у учеников творческих способностей, экологическому воспитанию, воспитанию активной гражданской позиции, художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня. Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий для школьников и жителей г. Белгорода и с. Стрелецкого. Они повышают свой уровень информационной грамотности, учатся анализировать и систематизировать информацию.
Анализ практических работ 8 и 9 класса показывает, что с применением в обучении географии школьного краеведческого музея качество знаний повышается на 10%.
Проанализировав опыт проведения уроков географии в МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода, выявив положительное влияние его на мотивацию изучения предмета, улучшение качества знаний и умений, учитывая интересы педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода,
нами было предложено организовать краеведческий музей в стенах данной школы. Нами была составлена программа создания школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода, описание экспозиции, подбор экспонатов для деятельности музея. Также для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода была подготовлена рабочая программа
географического кружка «Изучаю родной край».
1. Андриади И.П. Музейная педагогика как методологическая основа
деятельности школьного музея. - М.: ФГБОУВПО «Государственный
университет управления», 2012. - с. 202-210.
2. Бакулина С.Д. Современная музейная практика как механизм трансляции культурной памяти (на примере организации школьного музея) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50). Ч. 1. С. 20-24.
3. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1991. - с. 12-17
4. Большой энциклопедический словарь. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 701 с.
5. Брагина Я.М. Организация музея в начальной школе // Управление начальной школой. - 2011. - №5. - С. 63 - 69.
6. Васильева Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций // Воспитание школьников. - 2011. - №4. - С. 37 - 41.
7. Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. Музей и
образование: материалы для обсуждения. - М.: «Школа» - 1999. - 56.
8. Исенко С.П. Программа развития школьного музея русского народного искусства // Справочник заместителя директора школы. М.: Изд- во МГУ, 2011. С. 76 - 83.
9. Каган М. С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 44-56
10. Кибирева И.В. Музейная деятельность в воспитании учащихся // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - №6. - С. 10 - 16.
11. Комиссарова Е.В. Региональный музей как хранитель и транслятор культурного наследия: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. Волгоград, 2006.
12. Кораблёва Е.Е. Музейная педагогика как средство формирования гражданского образования и патриотического воспитания дошкольников // Методист. - 2016. - №3. - С. 64 - 67.
13. Кудешов П.С. Программа развития музея истории школы и микрорайона // Практика административной работы в школе. - 2011. - №2. - С. 15 - 24.
14. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Сборник «Культурно- образовательная деятельность музеев», М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997 - 56 с.
15. Музей и школа: Пособие для учителя / Е. Г. Ванслова, А. К. Ломунова, Э. А. Павлюченко и др.; Сост. Э. А. Павлюченко; под. общ. ред. Т. А. Кудриной. — М.: Просвещение, 1985.
16. Никулина О.В. Организация работы школьного музея / О.В. Никулина, Т.Г. Чугунская // Справочник классного руководителя. - 2014. - №2. - С. 25 - 32.
17. О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России. № 28-51-181/16 от 12.03.2013.
18. Об организации деятельности школьных музеев. Письмо Минобрнауки России от 27.03.2015 № 09-795 // Администратор образования. - 2015. - №9. - 2-я стр. обл.
19. Обернихина Г.А. Музеи как сохраненное и сохраняющее пространство культуры // Воспитание школьников. - 2015. - №5. - С. 62 - 69.
20. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся: учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 2007 - 160 с.
21. Организация и деятельность школьных музеев. Составитель Е. В. Воронова. — М.: Просвещение, 2010.
22. Персин А. И. Краеведение и школьные музеи: Учебно — методическое пособие. - М., ФЦДЮТиК, 2006.
23. Примерное положение о школьном музее // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2011. - №2. - С. 61 - 68.
24. Размустова Т.О. Исторические модели краеведения в России //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России». - М.: ЦДЮТур РФ, 1999. - С. 94-101.
25. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. - 160 с.
26. Савина Г.В. Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания (на примере изучения биологии) // Воспитание школьников. - 2011. - №2. - С. 50 - 54.
27. Срданович Е.В. Педсовет по теме: «Музейная педагогика как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта» // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2016. - №4. - С. 76 - 116.
28. Тулинова О.В. Музейная педагогика в условиях малого города // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 122 - 125.
29. Уварова Ю.Н. Интеграция музейных лекционных программ в содержание учебного предмета и внеурочную деятельность // Справочник классного руководителя. - 2016. - №2. - С. 53 - 62.
30. Уварова Ю.Н. Музейные культурно-образовательные программы как средство дополнительного образования обучающихся // Справочник классного руководителя. - 2014. - №10. - С. 50 - 55.
31. Урок в музее: что нужно знать педагогу // Управление начальной школой. - 2016. - №10. - С. 30 - 32.
32. Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение / Музейное дело: экспресс-информация. - Вып.№3. 4. - М., 1992.
33. Фокина И.И., Григорян С.А. Музейная педагогика как средство патриотического воспитания // Справочник классного руководителя. - 2015. - №7. - С. 35 - 40.
34. Фокина И.И. Проект «Школьный музей - центр гражданско- патриотического воспитания школьников» // Справочник классного руководителя. - 2015. - №2. - С. 26 - 35.
35. Хотеенков В.Ф. Урок в музее как современная образовательная технология // Управление начальной школой. - 2016. - №2. - С. 40 - 46.
36. Шапиро В.З. Как организовать урок в музее? // Народное образование. - 2015. - №9. - С. 111 - 116.
37. Юхневич М.Ю. «Я поведу тебя в музей»: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Просвещение, 2001 - 31 с.
38. Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский) [Текст]. - М.: НП «СТОиК» , 2007
39. Янковская Л.В. Музейные технологии в учреждении дополнительного образования детей. Из опыта работы историко-краеведческого музея «Гордость моя - Ярославия»: методическое пособие. - М.: ИД «Методист», 2015. - 56 с. - (Приложение к журналу «Методист». - №2).