ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы школьного музееведения
1.1 История становления школьного музееведения 7
1.2 Нормативно-законодательные основы деятельности
школьного музееведения 18
1.3 Школьный краеведческий музей: особенности организации
и работы 20
2 Обучение географии с использованием школьного краеведческого музея
2.1 Состояние проблемы школьного музееведения в школах
г. Белгорода 32
2.2 Обучение географии в школьном краеведческом музее
МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода 35
2.3 Модель школьного краеведческого музея для МБОУ
«СОШ № 24» г. Белгорода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа объединения «Изучаю родной край»... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока 66
1 Теоретические основы школьного музееведения
1.1 История становления школьного музееведения 7
1.2 Нормативно-законодательные основы деятельности
школьного музееведения 18
1.3 Школьный краеведческий музей: особенности организации
и работы 20
2 Обучение географии с использованием школьного краеведческого музея
2.1 Состояние проблемы школьного музееведения в школах
г. Белгорода 32
2.2 Обучение географии в школьном краеведческом музее
МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода 35
2.3 Модель школьного краеведческого музея для МБОУ
«СОШ № 24» г. Белгорода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа объединения «Изучаю родной край»... 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План-конспект урока 66
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современной образовательной школе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет характер современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Таким образом, готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, но и степенью освоения духовного опыта поколений, мобильностью, способностью к осознанному выбору профессии, а также развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящее время идет активный поиск новых образовательных моделей, обеспечивающих условия для саморазвития, воспитания и успешной социализации учащихся. Для решения задач современного образования школа должна создать специальную образовательную среду не только для обучения, но и для развития и творческой самореализации каждого ребенка как личности, гражданина. Такой средой может стать школьный музей.
Музей - это не просто особый учебный кабинет или помещение с набором экспонатов. Школьный музей - один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории жизни школы, города, природы родного края. Музей является тем институтом, который вводит подрастающее поколение в мир нашего Отечества и, чтобы этот мир продолжал свое существование, необходимо не прерывать традиции. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная.
Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея), и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом). Важно привлекать к музейной работе все учебные дисциплины. Но это далеко не так просто, так как иногда бывает трудна интеграция со школьным музеем отдельных учебных предметов, напрямую не связанных с тематикой музея.
Особое место среди классических школьных предметов занимает география. Она стоит на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Поэтому она очень хорошо интегрируется практически со всеми школьными предметами, помогая ученику понять целостность картины мира. Из основных документов четко просматривается ориентация государства на усиление воспитательных и развивающих функций преподавания географии. Это можно достигнуть только через эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса. Таким образом, у учителя географии есть прекрасная возможность взаимодействия преподавания со школьным музеем для формирования гражданско- патриотического, экологического воспитания школьников, формирования информационной компетентности по предмету, более глубокому и осознанному изучению отдельных разделов (тем) в географии, формированию универсальных способов деятельности.
Обучение предмету «География» в информационном обществе требует от педагога умения создать разноплановое информационно-образовательное пространство и информационно-образовательную среду для воспитанников.
Важную роль в формировании информационного пространства, учащегося играет знание о географии малой Родины, её наиболее значимых исторических событий и фактов, биографий выдающихся деятелей науки, культуры, искусства. Ключевой задачей учителя географии в этом процессе является развитие умения интегрировать и взаимодействовать.
Краеведческий подход остается по-прежнему основополагающим звеном в изучении географии на всех ступенях школьного образования. При полной комплектации кабинетов географии наглядными пособиями географическая компонента экспозиции краеведческого музея всегда должна быть востребована учителем географии как особенно актуальная.
Объект исследования - школьный краеведческий музей.
Предмет исследования: условия и возможности обучения географии средствами школьного краеведческого музея.
Цель работы - изучить возможности использования школьного краеведческого музея в обучении географии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть историю становления школьного музееведения и нормативно-законодательные основы деятельности школьного музея;
• Выявить особенности организации и работы школьного краеведческого музея;
• Проанализировать состояние проблемы организации школьного музееведения в общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
• Изучить особенности организации и проведения уроков географии в краеведческом музее;
• Разработать модель школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В работе были использованы следующие основные методы исследования: метод теоретического анализа, метод анкетирования, метод моделирования и метод обобщения полученной информации.
Выпускная квалификационная работа выполнена в 2017-2018 учебном году на кафедре информатик, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания.
В настоящее время идет активный поиск новых образовательных моделей, обеспечивающих условия для саморазвития, воспитания и успешной социализации учащихся. Для решения задач современного образования школа должна создать специальную образовательную среду не только для обучения, но и для развития и творческой самореализации каждого ребенка как личности, гражданина. Такой средой может стать школьный музей.
Музей - это не просто особый учебный кабинет или помещение с набором экспонатов. Школьный музей - один из воспитательных центров открытого образовательного пространства, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории жизни школы, города, природы родного края. Музей является тем институтом, который вводит подрастающее поколение в мир нашего Отечества и, чтобы этот мир продолжал свое существование, необходимо не прерывать традиции. Основная функция школьного музея - образовательно-воспитательная.
Школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением. Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея), и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом). Важно привлекать к музейной работе все учебные дисциплины. Но это далеко не так просто, так как иногда бывает трудна интеграция со школьным музеем отдельных учебных предметов, напрямую не связанных с тематикой музея.
Особое место среди классических школьных предметов занимает география. Она стоит на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Поэтому она очень хорошо интегрируется практически со всеми школьными предметами, помогая ученику понять целостность картины мира. Из основных документов четко просматривается ориентация государства на усиление воспитательных и развивающих функций преподавания географии. Это можно достигнуть только через эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса. Таким образом, у учителя географии есть прекрасная возможность взаимодействия преподавания со школьным музеем для формирования гражданско- патриотического, экологического воспитания школьников, формирования информационной компетентности по предмету, более глубокому и осознанному изучению отдельных разделов (тем) в географии, формированию универсальных способов деятельности.
Обучение предмету «География» в информационном обществе требует от педагога умения создать разноплановое информационно-образовательное пространство и информационно-образовательную среду для воспитанников.
Важную роль в формировании информационного пространства, учащегося играет знание о географии малой Родины, её наиболее значимых исторических событий и фактов, биографий выдающихся деятелей науки, культуры, искусства. Ключевой задачей учителя географии в этом процессе является развитие умения интегрировать и взаимодействовать.
Краеведческий подход остается по-прежнему основополагающим звеном в изучении географии на всех ступенях школьного образования. При полной комплектации кабинетов географии наглядными пособиями географическая компонента экспозиции краеведческого музея всегда должна быть востребована учителем географии как особенно актуальная.
Объект исследования - школьный краеведческий музей.
Предмет исследования: условия и возможности обучения географии средствами школьного краеведческого музея.
Цель работы - изучить возможности использования школьного краеведческого музея в обучении географии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть историю становления школьного музееведения и нормативно-законодательные основы деятельности школьного музея;
• Выявить особенности организации и работы школьного краеведческого музея;
• Проанализировать состояние проблемы организации школьного музееведения в общеобразовательных учреждениях города Белгорода;
• Изучить особенности организации и проведения уроков географии в краеведческом музее;
• Разработать модель школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В работе были использованы следующие основные методы исследования: метод теоретического анализа, метод анкетирования, метод моделирования и метод обобщения полученной информации.
Выпускная квалификационная работа выполнена в 2017-2018 учебном году на кафедре информатик, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания.
В ходе теоретического и практического исследования было изучено состояние проблемы школьного музееведения в обучении географии в общеобразовательных учреждениях.
Рассмотрев исторически аспект возникновения и развития применения краеведческих музеев в школах, можно сказать, что данный опыт не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды бурного развития и утрачивала свою актуальность в 90-е годы двадцатого столетия. В настоящее время усовершенствованная музейная деятельность вновь стала привлекать внимание педагогов. Школьный музей способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета, формированию преемственности в отношении к культурно¬историческому наследию. Особенностью школьного музея является его «объединяющее» положение между образованием и культурой.
Обширные возможности школьной дисциплины «География» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и музейную деятельность.
В городе Белгороде в настоящее время функционирует 50 общеобразовательных учебных заведений. Проанализировав Интернет-сайты школ, мы выяснили, что в белгородских школах ведут свою работу следующие музеи: музеи воинской, боевой славы, военной истории, музеи морской славы, музеи «История школы», этнографические музеи, музеи ГИБДД, музеи краеведения и этнографии. В г. Белгороде имеются и, такие школы, в которых расположено сразу несколько музеев, например, в МБОУ «СОШ № 28» находится 3 школьных музея: музей Боевой Славы, победитель областного смотра-конкурса школьных музеев; краеведческий музей и единственный в Белгородской области музей символики Белгородчины.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе краеведческого музея МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода. Школьный музей МБОУ «СОШ №33» обладает богатой, уникальной коллекцией, в которой представлены ключевые, знаковые вехи Великой Отечественной Войны - оборону Брестской крепости, битву за Москву, блокаду Ленинграда, Сталинградское сражение. Отдельные стенды музея касаются истории военно-морского флота России и морской пехоты. Музейный фонд включает в себя оружие, награды, книги, фотодокументы, многие из которых были найдены поисковиками, переданы в дар школьному музею. Среди уникальных экспонатов музея, сделанных руками учащихся школы, - макет сражения под Прохоровкой и макет, посвященный оборонительной операции войск Калининского фронта в июле 1942 года. Помимо этого, в музеи представлены фото рельефа и ландшафтов Белгородской области во время Вов и современные снимки, также в музее можно увидеть коллекцию горных пород и минералов нашего края.
Школьный музей способствует развитию у учеников творческих способностей, экологическому воспитанию, воспитанию активной гражданской позиции, художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня. Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий для школьников и жителей г. Белгорода и с. Стрелецкого. Они повышают свой уровень информационной грамотности, учатся анализировать и систематизировать информацию.
Анализ практических работ 8 и 9 класса показывает, что с применением в обучении географии школьного краеведческого музея качество знаний повышается на 10%.
Проанализировав опыт проведения уроков географии в МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода, выявив положительное влияние его на мотивацию изучения предмета, улучшение качества знаний и умений, учитывая интересы педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода,
нами было предложено организовать краеведческий музей в стенах данной школы. Нами была составлена программа создания школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода, описание экспозиции, подбор экспонатов для деятельности музея. Также для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода была подготовлена рабочая программа
географического кружка «Изучаю родной край».
Рассмотрев исторически аспект возникновения и развития применения краеведческих музеев в школах, можно сказать, что данный опыт не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в начале двадцатого столетия, она пережила периоды бурного развития и утрачивала свою актуальность в 90-е годы двадцатого столетия. В настоящее время усовершенствованная музейная деятельность вновь стала привлекать внимание педагогов. Школьный музей способствует процессу сохранения социальной информации через эмоциональное воздействие музейного предмета, формированию преемственности в отношении к культурно¬историческому наследию. Особенностью школьного музея является его «объединяющее» положение между образованием и культурой.
Обширные возможности школьной дисциплины «География» позволяют учителям активно внедрять наряду с традиционными методами обучения и музейную деятельность.
В городе Белгороде в настоящее время функционирует 50 общеобразовательных учебных заведений. Проанализировав Интернет-сайты школ, мы выяснили, что в белгородских школах ведут свою работу следующие музеи: музеи воинской, боевой славы, военной истории, музеи морской славы, музеи «История школы», этнографические музеи, музеи ГИБДД, музеи краеведения и этнографии. В г. Белгороде имеются и, такие школы, в которых расположено сразу несколько музеев, например, в МБОУ «СОШ № 28» находится 3 школьных музея: музей Боевой Славы, победитель областного смотра-конкурса школьных музеев; краеведческий музей и единственный в Белгородской области музей символики Белгородчины.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе краеведческого музея МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода. Школьный музей МБОУ «СОШ №33» обладает богатой, уникальной коллекцией, в которой представлены ключевые, знаковые вехи Великой Отечественной Войны - оборону Брестской крепости, битву за Москву, блокаду Ленинграда, Сталинградское сражение. Отдельные стенды музея касаются истории военно-морского флота России и морской пехоты. Музейный фонд включает в себя оружие, награды, книги, фотодокументы, многие из которых были найдены поисковиками, переданы в дар школьному музею. Среди уникальных экспонатов музея, сделанных руками учащихся школы, - макет сражения под Прохоровкой и макет, посвященный оборонительной операции войск Калининского фронта в июле 1942 года. Помимо этого, в музеи представлены фото рельефа и ландшафтов Белгородской области во время Вов и современные снимки, также в музее можно увидеть коллекцию горных пород и минералов нашего края.
Школьный музей способствует развитию у учеников творческих способностей, экологическому воспитанию, воспитанию активной гражданской позиции, художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня. Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий для школьников и жителей г. Белгорода и с. Стрелецкого. Они повышают свой уровень информационной грамотности, учатся анализировать и систематизировать информацию.
Анализ практических работ 8 и 9 класса показывает, что с применением в обучении географии школьного краеведческого музея качество знаний повышается на 10%.
Проанализировав опыт проведения уроков географии в МБОУ «СОШ № 33» г. Белгорода, выявив положительное влияние его на мотивацию изучения предмета, улучшение качества знаний и умений, учитывая интересы педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода,
нами было предложено организовать краеведческий музей в стенах данной школы. Нами была составлена программа создания школьного краеведческого музея для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода, описание экспозиции, подбор экспонатов для деятельности музея. Также для МБОУ «СОШ № 24» г. Белгорода была подготовлена рабочая программа
географического кружка «Изучаю родной край».
Подобные работы
- Школьные краеведческие экскурсии в обучении
окружающего мира и географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ 7 КЛАССА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Экскурсия в музей «Енисейского речного пароходства» как внеурочная форма обучения географии в 9 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности
(с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация обучения школьников средствами природы родного края
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Внеклассная работа по географии
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



