Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68759

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 7
1.1. Диалог как форма общения. Развитие диалогического общения в
онтогенезе 7
1.2. Особенности диалогического общения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
1.3. Возможности использования игры в развитии диалогического
общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..22 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМАЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ 32
2.1. Исследование состояния диалогического общения у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2. Методические рекомендации по развитию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Одной из задач современного дошкольного образования является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования).
Особое значение в развитии дошкольников имеет диалогическое общение, в процессе которого проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание. Диалогическое общение также необходимо для дошкольников, так как в недрах его происходит овладение родным языком и процесс социализации ребенка.
Диалогическое общение, как понятие, до сих пор не является объектом специальных исследований в науке. Оно рассматривается лингвистами, психологами, педагогами в контексте изучения понятий «диалог», «диалогическая речь», компонентов диалога, онтогенеза общения, коммуникативной компетентности и диалога (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Н.И. Лепская, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, Ж. Пиаже, Т.Н. Ушакова, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.).
На современном этапе развития специального (дефектологического) образования актуальным является вопрос о социализации и индивидуализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушениями речи. Нарушения в развитии речи искажают ход коммуникативно-речевого развития ребенка в дошкольном возрасте, приводят к появлению коммуникативных нарушений (О.Е. Грибова, О.Л. Леханова, Р.Е. Левина, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова и др.). Исследователи указывают на специфические коммуникативные трудности, на дефицитарность коммуникативной способности, на недостатки в освоении средств общения, на запаздывание в формировании ее форм. Следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, не сформированность диалогической речи, не заинтересованность в контактах со взрослыми и сверстниками, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Приоритетность задачи развития диалогического общения у дошкольников, в том числе с нарушением речи, на современном обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерных основных образовательных программ дошкольного образования, комплексных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных основных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработками в теории и практики развития речи дошкольников (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, О.А. Базикова, О.Л. Леханова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева, О.С. Ушакова, В.И. Яшина).
В настоящее время в связи с изменениями в законодательстве системы дошкольного образования, с его гуманизацией, востребованы технологии, методы, формы, которые наиболее приближены к возрастным и индивидуальным особенностям детей, их потребностям. К ним можно отнести игру, которая является не только ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, но и более естественной формой детской жизнедеятельности (О.А. Бизикова, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, Е.С. Рычагова, Л.Г. Соловьева, Д.Б. Эльконин).
Рассматривая проблему развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, можно отметить, что, несмотря на наличие интереса исследователей к ней, вопросы использования игры в развитии диалогического общения по-прежнему остаются недостаточно разработанными. Это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Игра как средство развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игры.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игр.
Объект исследования: процесс развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по
формированию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игр.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой, развитие диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игр будет проходить успешно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-будут своевременно выявлены особенности развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
-на основе использования коммуникативно-деятельностного подхода будет обеспечено погружение детей старшего дошкольного возраста в реальные и игровые диалоги;
-содержание работы будет согласовано с лингвистической характеристикой диалогического общения.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игры.
2. Выявить особенности формирования диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игр.
Теоретико-методологической основой нашей работы явились: лингвистические, философские и психологические исследования диалогического общения (М.М. Бахтин, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, А.В. Щерба, Л.П. Якубинский и пр.), исследования детского общения, в том числе и диалогического общения (М.И. Лисина, Н.И. Лепская, А.Г. Рузская, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, С.Н. Цейтлин), исследования особенностей общения и коммуникативного поведения детей с нарушением речевого развития (О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, О.Л. Леханова, Л.Г. Соловьёва, Г.В. Чиркина, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская, Л.Б. Халилова и пр.), концепция развивающего воздействия различных видов игр на психическое и социальное развитие дошкольников, в том числе дошкольников с нарушением речи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Л.Г. Соловьева).
Для решения поставленных задач, были использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ научной и методической литературы по
проблеме исследования;
-эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап), тестирование, наблюдение, беседа;
-метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 8 г. Белгород.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и психолингвистической литературы и результаты проведенного экспериментального исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
Диалогическое общение имеет особое значение в развитии детей дошкольного возраста, так как в недрах его происходит овладение родным языком, проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение, познание и самопознание.
Приоритетность задачи развития диалогического общения у старших дошкольников, поиск форм его формирования, определены требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содержанием комплексных программ дошкольного образования, имеющимися в теории и практике развития речи методическими разработками.
В дошкольном возрасте игра выступает основной и естественной формой активности ребенка, в которой отражается его природа и сущность, происходит формирование диалогического общения. Отмечая роль игры в развитии диалогического общения важно отметить, что она позволяет развивать у детей умения пользоваться в диалоге инициативными репликами и ответными реакциями, соблюдать правила поведения, отражать естественную логику формирования речевых умений.
Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в особых условиях, с учетом имеющихся у них комплекса речевых и неречевых симптомов в структуре речевого дефекта: несформированность средств общения, преобладание низкого уровня выраженности потребности в общении, незаинтересованность в контакте, трудности в установлении контактов с окружающими.
С целью изучения уровня развития диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нами были выделены критерии и показатели, подобран диагностический инструментарий.
Данные констатирующего этапа экспериментальной работы позволили нам отметить, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития диалогического общения. У них нарушены все компоненты диалогического общения - общительность, умение адекватно реагировать на стимулы и вступать в диалог, культура диалога, а также диалогические умения - выражать просьбы, советы, предложения; сообщать о чем-либо; задавать вопросы. Количественный анализ результатов исследования показал, что 10,4% старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют высокий уровень, 24,5% - средний уровень, 39,2% - низкий уровень, 25,98% - критический уровень.
Полученные на констатирующем этапе экспериментальные данные, показали важность и необходимость разработки методических рекомендаций по развитию диалогического общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игры. В методических рекомендациях нами выделены основные принципы коррекционно-педагогической работы (принцип коммуникативно-деятельностного подхода, принцип поэтапности и последовательности, принцип мотивации речевой деятельности, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи); обозначены требования к проектированию образовательной среды и подбору игр и игрового материала; определены направления, этапы и содержание работы.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. А.А. Бодалева. В 2-х тт. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - с. 232
2. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. Автореф.... к.пед.н. [Текст] / Т.В. Антонова. - М., 1983. - с. 20
3. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения со сверстниками [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С. 51-59.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003. - с. 272
5. Базжина, Т.В. Диалог на начальном этапе языкового развития [Текст] / Т.В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб.науч. трудов / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 57-66.
6. Базикова, О.А. Игра как фактор развития диалога. Старший дошкольный возраст. [Текст] / О.А. Базикова // Современный детский сад: теория и практика. - 2011. - № 8. - С. 62-69.
7. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С. 250 - с. 325
8. Берков, В.Ф. Культура диалога [Текст] / В.Ф. Берков, Я.С. Ясеневич.
- Минск: Новое знание, 2002. - с. 152
9. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр [Текст] / О.А. Бизикова. Автореферат.. канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2007.
- с. 27
10. Бодалев, А.А. Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева [Текст] / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев // Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - С. 27-35.
11. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии, коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. - СПб.: Питер, 2005. - с. 289
12. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / авт.-сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2015. - с. 199
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 62-77.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. Собрание соч. в 6-ти тт. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - С. 55.
15. Дмитриевских, Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи [Текст] / Л.С. Дмитриевских // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 168-174.
16. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 16-19.
17. Иванкова, Р.А. А.П. Усова: Об обучении, игре и детской общественности [Текст] / Р.А. Иванкова // Современный детский сад: теория и практика. - 2011. - № 4. - с. 17-27.
18. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи [Текст]: монография / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык. - 1981. - с. 136
19. Исенина, Е.И. Развитие диалога в связи с познанием ребенком другого и себя [Текст] / Е.И. Исенина // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб.науч. трудов / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 23-36.
20. Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида [Текст] / авт.-сост. Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2016. - с. 207
21. Кузнецова, О.О. Развитие коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / О.О. Кузнецова // Проблемы развития речи дошкольников и подготовка специалистов в условиях модернизации образования. Материалы международной научной конференции Института развития образования и МИГУ / под ред. О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной. - М.: РАО, 2004. - С. 45-48.
22. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2014. - с. 368
23. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /
А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. Т.1. - М.:
Просвещение, 2012. - С. 281-303.
24. Лепская, Н.И. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в становлении аспектов, форм и средств коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб.науч. трудов / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 39-49.
25. Леханова, О.Л. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования [Текст] / О.Л. Леханова, О.С. Нетужилова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 3. - Т. 1. - С. 117¬121.
26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М., Воронеж, 2001. - с. 165
27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Гном и Д, 2000. - с. 96
28. Никифорова, Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками [Текст] / Е.В. Никифорова // Дефектология. - 1997. - № 3. - С. 57-62.
29. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - с. 208
30. Онипенко, Н.К. Первые речевые акты: обращения и побуждения в речи ребенка [Текст] / Н.К. Онипенко // Детская речь: Лингвистический аспект: Сб.науч. трудов / ред. С.Н. Цейтлин. - СПб.: Образование, 1992. - С. 106-112.
31. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: ИД «Экономика и финансы», 1997. - с. 304
32. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Римис, 2008. - с. 416
33. Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников [Текст] / Е.А. Пожиленко // - Дефектология. -2005. -№2. - С.22-26.
34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата
обращения: 27.10.2016 г.).
35. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / под ред. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. - с. 386
36. Психологические исследования общения [Текст] / под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 1985. - с. 344
37. Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2003. - с. 288
38. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 1988. - с. 232
39. Ромусик, М.Н. Особенности коммуникации и личностной активности детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи [Электронный ресурс] / М.Н. Ромусик. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-kommunikatsii-i-lichnostnoy- aktivnosti-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 08.01.2017 г.)
40. Рычагова, Е.С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей 4-5 лет в игре. Автореф.. ..к.п.н. [Текст] / Е.С. Рычагова. - М., 2012. - с. 28
41. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей [Текст] / Т. Слама-Казаку // Вопросы психологии. - 1961. - № 2. - С. 97-106.
42. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / О.А. Слинько // Дефектология. - 1992. - № 1. - С. 62-67.
43. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 62-66.
44. Степанова, М.А. Развитие форм и функций речи дошкольников в игровой деятельности. Автореферат..к.пед.н. [Текст] / М.А. Степанова. - М.: ПРОМЕДИЯ, 1987. - с. 25
45. Третьяк, А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами. Автореферат ..к.п.н. [Текст] / А.В. Третьяк. - СПб., 2006. - с. 25
46. Тропина, Т.Д. Особенности общения и межличностных отношений
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Т.Д. Тропина, Н.В. Скоробогатова. URL:
http:ZZshgpi.edu.ru/filesZnauka/vestnikZ2013Z2013-4-20.pdf (дата обращения: 08.01.2017 г.)
47. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - с. 240
48. Ушакова Т.Н. Речь в отношении ребенка [Текст] / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Пвлова, И.Н. Зачесова. - М.: Наука, 1989. - с. 192
49. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык [Текст] / Л.В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М.: Наука, 1996. - с. 208
50. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Г. Федосеева. Автореф к.пед.н. - М., 1999. - с. 19
51. Халилова, Л.Б. Психолингвистика и современная логопедия [Текст] / Л.Б. Халилова. - М.: ИД «Экономика и финансы», 1997. - с. 304
52. Чиркина, Г.В. Коммуникативно - речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: Монография. [Текст] / Г.В. Чиркина, Л.Г. Соловьева - Архангельск, 2009. - с. 100
53. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б Эльконин. - М.: АЛМА-ПРЕСС, 2000. - с. 356
54. Юрьева, Н.М. Проблемы речевого онтогенеза: Производное слово. Диалог [Текст] / Н.М. Юрьева. - М.: Академия гуманитарных исследований, 2006. - с. 488
55. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование [Текст] / Л..П. Якубинский / отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1996. - с. 208



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ