Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование практических методов для формирования биологических понятий у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет, Окружающий мир)

Работа №68750

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы47
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
406
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ «№ 80» г. Барнаула.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 8 лет 11 месяцев до 9 лет 10 месяцев.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников 6
1.1 Биологические понятия и особенности их формирования в начальной школе 6
1.2 Методика формирования системы биологических понятий на уроках окружающего мира в начальной школе 11
1.3 Методы и приемы обучения, направленные на формирование биологических понятий 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических понятий у младших школьников 22
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников 22
2.2. Опытно-экспериментальная работа формированию биологических понятий у младших школьников 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию биологических понятий у младших школьников 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 45

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных показателей качества образования выпускника является сформированность понятийного аппарата.
Формированием системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в разное время занимались такие отечественные исследователи О.В.Алексеева, А.А.Арасланова, Т.П.Богданец, Н.Ф.Виноградова, В.А.Квашнин, З.А.Клепинина и Г.Н.Аквилева, А.В.Миронов, Л.В.Михайловская, М.С.Смирнова, Т.П.Маркель.
Несмотря на довольно большой объем исследований в данной области, на практике уровень сформированности биологических понятий у младших школьников невысок. Таким образом, очевидно, что сегодня объективно существует противоречие между потребностями практики формирования системы биологических понятий и степенью методической подготовленности к осуществлению процесса их формирования в начальной школе.
Цель исследования – определить условия формирования системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Объект исследования – образовательный процесс по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – процесс формирования системы биологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование системы биологических понятий у младших школьников, будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) соблюдение систематичности обучения,
2) применение системы специальной работы, направленной на формирование биологических понятий у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Описать теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников.
2) Выявить уровень сформированности системы биологических понятий младших школьников.
3) Определить и проверить условия формирования системы биологических понятий на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент;
3) количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
База исследования: МБОУ СОШ №80 г. Барнаула
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы в процессе подготовки и проведения уроков по предмету «Окружающий мир» для формирования биологических понятий у младших школьников.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование биологических понятий — один из важнейших этапов обучения в начальной школе. Младшие школьники в курсе «Окружающий мир» знакомятся с большим количеством биологических понятий, как простых, так и сложных.
Формирование понятий возможно только на основе абстрактного мышления. Также в этом процессе участвует воображение и память. Младшие школьники могут сталкиваются с трудностями при формировании понятий, поскольку необходимые высшие психические функции у них могут быть еще недостаточно развиты.
Для того, чтобы формирование биологических понятий на уроках «Окружающий мир» было наиболее эффективным, учителю необходимо следовать методике формирования понятий. Существует два типа такие методик — от наблюдения к понятию и от проблемной ситуации к понятию.
При формировании биологических понятий хороший результат дает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения, что оживляет занятие и способствует формированию правильных биологических представлений и понятий при активизации чувственного познания.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на базе МБОУ СОШ №80 г. Барнаула в 3 «Б» классе в количестве 20 учащихся. Констатирующий этап педагогического эксперимента включал использование тестовой работы с элементами анкетирования, методики «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук, результаты которых выявили преобладание низкого и среднего уровней сформированности биологических понятий. Это обусловило необходимость планирования и проведения специальной работы по формированию биологических понятий с использованием практических методов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовался комплекс практических работ на основе наблюдения, в том числе в процессе экскурсии, а также моделирования.
Практические методы были дополнены упражнениями на родовидовые отношения, на построение пищевых цепочек, на последовательное подчинение понятий и т.д.
Контрольный эксперимент показал, что уровень сформированности биологических понятий в экспериментальном увеличился. При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности биологических понятий у учащихся третьего класса. Количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности биологических понятий выросло, а количество учащихся с низким уровнем сформированности биологических понятий снизилось.
В результате можно сделать следующие выводы:
1) Для продолжения повышения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» практические методы необходимо использовать на каждом уроке, наряду с другими методами, что позволит разнообразить деятельность детей, сохранить интерес к изучаемому объекту или явлению, повысить уровень знаний.
2) Практические методы можно использовать на любом этапе урока.
Разработанные задания и рекомендации по их проведению, могут использоваться учителями начальных классов на практике.



1. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст]: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.
2. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 294 с.
3. Бабакова Т.А. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное пособие для студентов эколого-биологического факультета. / Т. А. Бабакова — Петрозаводск : ПетрГУ, 2014. — 111 с.
4. Битюкова О.А Еще раз о мнемоническом запоминании [Текст] / О.А. Битюкова // Биология — 2009. — №8 — С. 16-17.
5. Богданец, Т.П. Характеристика биологических понятий (К вопросу о формировании естественнонаучных понятий и умственном развитии младших школьников) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/146/146dce74f5fe1e4abe3967f73d53f9d4.pdf
6. Болгова И. В. Формирование биологических понятий [Текст] / Боглова И.В. //Биология в школе, 2002. — № 6. — С. 32-34.
7. Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий [Текст] / Н.П. Бухаленко // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678.
8. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 классы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана Граф, 2005. - 240 с.
9. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ [Текст] / Е.К. Войшвилло. – М. МГУ, 1989. - 239 с.
10. Габдулинова К. Г.Цифровой микроскоп как средство реализации практических методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст]// Концепт. – 2016. – №S20. – С. 26-29.
11. Габдулинова К.Г., Терехова Е.А. Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа [Текст] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №9-10 (25-26). – С. 54-58.
12. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках [Текст] : пособие для учителей /Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская, Г. Ю. Евдокимова : под ред Н.Л. Галеевой — М.: 5 за знания, 2008. - 219с.
13. Гильванова Э.Р., Каримов М.Ф. Естественно-математическая составляющая начального образования детей Российской Федерации [Текст]// Символ науки. – 2018. – №8. – С.54-56.
14. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности [Текст] / З.Я Горностаева // Открытая школа. — 1998. — №2 — С. 32-37
15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
16. Гришко А.Е. Проблемы усвоения научных понятий [Электронный ресурс] // педагогическая психология: URL: http://persev.ru/book/formirovanienauchnyh-ponyatiy (Дата обращения: 28.11.2020).
17. Демидова М. Ю. «Окружающий мир» в стандартах второго поколения [Текст]// Народное образование. – 2010. – №9. – С.44-49.
18. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. – Самара: Учебная литература, 2010. – 139 с.
19. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь [Текст]/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. - М.: Академия, 2008. - 343 с.
20. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст] : методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Л.Л. Дашьянц, Р.А. Шевелева, И.В. Бекишева. – Омск: Омский государственный университет, 2004. – 16 с.
21. Квашнин, В.А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность [Текст] / В.А. Квашнин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №10. – С. 393 – 397.
22. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 246 с.
23. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: «Академия», 2008. - 288 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: «МарТ», 2005. – 448 с.
25. Колбасина Л. В. Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии [Текст] / Л.В Колбасина // Молодой ученый.— 2013.— №12.— С. 553-556.
26. Крицина А. Д. Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира [Текст]// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №3. – С. 12-16.
27. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ Крутецкий В.А. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
28. Крыткина Л. А. Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология» [Текст]// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №4 (38). – С.23-28.
29. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] // Начальная школа. - 2009. - №7. - С.68-71.
30. Маглинова Б. Б., Панькин А. Б. Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» [Текст]// Научная мысль Кавказа. – 2013. – №4 (76). – С.14-18.
31. Малышева В. Г. О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира [Текст] // Вестник экспериментального образования. – 2016. – №1. – С.25-29.
32. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в начальной школе [Текст]: учебное пособие / С.А. Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 109 с.
33. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. [Текст]// Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 15-20.
34. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. - Москва: Академия, - 2000. - 56 с.
35. Нахаева В. И. Использование идеограмм при формировании биологических понятий [Текст] / В.И. Нахаева // Журнал Биология. — 2005—№5— С.33-39
36. Новолодская, Е.Г. Система биологических понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2006. – № 4. – С. 49- 55.
37. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
38. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
39. Рябцева Ю.Н. Работа с «Картой исследователя» на уроках окружающего мира [Текст]// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – №12. – С.85-89.
40. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований [Текст]/ А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2008. - 192 с.
41. Смирнова, М.С. Как изучать Окружающий мир в начальной школе [Текст] / М.С. Смирнова. - М.: Перо, 2016. - 66 с.
42. Соловьев Р.Б Некоторые мнемонические правила [Текст] / Соловьев Р.Б. // Биология. – 2000. —№ 37. – С. 3.
43. Суматохин С. В. Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии // Наука. Инновации. Технологии. - 2004. - №37. - С. 32-36.
44. Суперанская А. В. Общая терминология [Текст]/ А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. — М.: Наука, 1989. — 246с.
45. Талызина В.И Педагогическая психология [Текст] /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведении / В.И. Талызина — М.: Академия, 1988. —288с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва, 2011. – 36 с.
47. Хабибрахманова И. Ю., Черевко И. М. Урок окружающего мира «Арктика. Зона арктических пустынь. Способы получения и применения информации при изучении новой темы» [Текст] // Проблемы Науки. – 2014. – №9 (27).– С.14-18.
48. Хаматова Е.С., Мамаева Ю.П., Бычкова Л.Б. Экскурсия как форма познания природы [Текст]// Инновационная наука. – 2017. – №1-1. – С.101-105.
49. Хусаинов З.А. Учебно-методические комплексы школьного курса «Окружающий мир» [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-2. – С.64-67.
50. Цюпка, В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах [Текст]: учебное пособие / В.П. Цюпка. - Белгород: БелГУ, 2006. - 172 с.
51. Шимко З. И., Подберезный В. В. Мир повседневности в «Окружающем мире» [Текст] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – №2. – С.88-91.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ