Использование практических методов для формирования биологических понятий у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет, Окружающий мир)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ «№ 80» г. Барнаула.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 8 лет 11 месяцев до 9 лет 10 месяцев.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников 6
1.1 Биологические понятия и особенности их формирования в начальной школе 6
1.2 Методика формирования системы биологических понятий на уроках окружающего мира в начальной школе 11
1.3 Методы и приемы обучения, направленные на формирование биологических понятий 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических понятий у младших школьников 22
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников 22
2.2. Опытно-экспериментальная работа формированию биологических понятий у младших школьников 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию биологических понятий у младших школьников 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 45
База исследования: МБОУ СОШ «№ 80» г. Барнаула.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 8 лет 11 месяцев до 9 лет 10 месяцев.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников 6
1.1 Биологические понятия и особенности их формирования в начальной школе 6
1.2 Методика формирования системы биологических понятий на уроках окружающего мира в начальной школе 11
1.3 Методы и приемы обучения, направленные на формирование биологических понятий 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических понятий у младших школьников 22
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников 22
2.2. Опытно-экспериментальная работа формированию биологических понятий у младших школьников 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию биологических понятий у младших школьников 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 45
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных показателей качества образования выпускника является сформированность понятийного аппарата.
Формированием системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в разное время занимались такие отечественные исследователи О.В.Алексеева, А.А.Арасланова, Т.П.Богданец, Н.Ф.Виноградова, В.А.Квашнин, З.А.Клепинина и Г.Н.Аквилева, А.В.Миронов, Л.В.Михайловская, М.С.Смирнова, Т.П.Маркель.
Несмотря на довольно большой объем исследований в данной области, на практике уровень сформированности биологических понятий у младших школьников невысок. Таким образом, очевидно, что сегодня объективно существует противоречие между потребностями практики формирования системы биологических понятий и степенью методической подготовленности к осуществлению процесса их формирования в начальной школе.
Цель исследования – определить условия формирования системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Объект исследования – образовательный процесс по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – процесс формирования системы биологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование системы биологических понятий у младших школьников, будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) соблюдение систематичности обучения,
2) применение системы специальной работы, направленной на формирование биологических понятий у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Описать теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников.
2) Выявить уровень сформированности системы биологических понятий младших школьников.
3) Определить и проверить условия формирования системы биологических понятий на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент;
3) количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
База исследования: МБОУ СОШ №80 г. Барнаула
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы в процессе подготовки и проведения уроков по предмету «Окружающий мир» для формирования биологических понятий у младших школьников.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Формированием системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в разное время занимались такие отечественные исследователи О.В.Алексеева, А.А.Арасланова, Т.П.Богданец, Н.Ф.Виноградова, В.А.Квашнин, З.А.Клепинина и Г.Н.Аквилева, А.В.Миронов, Л.В.Михайловская, М.С.Смирнова, Т.П.Маркель.
Несмотря на довольно большой объем исследований в данной области, на практике уровень сформированности биологических понятий у младших школьников невысок. Таким образом, очевидно, что сегодня объективно существует противоречие между потребностями практики формирования системы биологических понятий и степенью методической подготовленности к осуществлению процесса их формирования в начальной школе.
Цель исследования – определить условия формирования системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Объект исследования – образовательный процесс по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – процесс формирования системы биологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование системы биологических понятий у младших школьников, будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) соблюдение систематичности обучения,
2) применение системы специальной работы, направленной на формирование биологических понятий у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Описать теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников.
2) Выявить уровень сформированности системы биологических понятий младших школьников.
3) Определить и проверить условия формирования системы биологических понятий на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент;
3) количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
База исследования: МБОУ СОШ №80 г. Барнаула
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы в процессе подготовки и проведения уроков по предмету «Окружающий мир» для формирования биологических понятий у младших школьников.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Формирование биологических понятий — один из важнейших этапов обучения в начальной школе. Младшие школьники в курсе «Окружающий мир» знакомятся с большим количеством биологических понятий, как простых, так и сложных.
Формирование понятий возможно только на основе абстрактного мышления. Также в этом процессе участвует воображение и память. Младшие школьники могут сталкиваются с трудностями при формировании понятий, поскольку необходимые высшие психические функции у них могут быть еще недостаточно развиты.
Для того, чтобы формирование биологических понятий на уроках «Окружающий мир» было наиболее эффективным, учителю необходимо следовать методике формирования понятий. Существует два типа такие методик — от наблюдения к понятию и от проблемной ситуации к понятию.
При формировании биологических понятий хороший результат дает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения, что оживляет занятие и способствует формированию правильных биологических представлений и понятий при активизации чувственного познания.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на базе МБОУ СОШ №80 г. Барнаула в 3 «Б» классе в количестве 20 учащихся. Констатирующий этап педагогического эксперимента включал использование тестовой работы с элементами анкетирования, методики «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук, результаты которых выявили преобладание низкого и среднего уровней сформированности биологических понятий. Это обусловило необходимость планирования и проведения специальной работы по формированию биологических понятий с использованием практических методов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовался комплекс практических работ на основе наблюдения, в том числе в процессе экскурсии, а также моделирования.
Практические методы были дополнены упражнениями на родовидовые отношения, на построение пищевых цепочек, на последовательное подчинение понятий и т.д.
Контрольный эксперимент показал, что уровень сформированности биологических понятий в экспериментальном увеличился. При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности биологических понятий у учащихся третьего класса. Количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности биологических понятий выросло, а количество учащихся с низким уровнем сформированности биологических понятий снизилось.
В результате можно сделать следующие выводы:
1) Для продолжения повышения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» практические методы необходимо использовать на каждом уроке, наряду с другими методами, что позволит разнообразить деятельность детей, сохранить интерес к изучаемому объекту или явлению, повысить уровень знаний.
2) Практические методы можно использовать на любом этапе урока.
Разработанные задания и рекомендации по их проведению, могут использоваться учителями начальных классов на практике.
Формирование понятий возможно только на основе абстрактного мышления. Также в этом процессе участвует воображение и память. Младшие школьники могут сталкиваются с трудностями при формировании понятий, поскольку необходимые высшие психические функции у них могут быть еще недостаточно развиты.
Для того, чтобы формирование биологических понятий на уроках «Окружающий мир» было наиболее эффективным, учителю необходимо следовать методике формирования понятий. Существует два типа такие методик — от наблюдения к понятию и от проблемной ситуации к понятию.
При формировании биологических понятий хороший результат дает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения, что оживляет занятие и способствует формированию правильных биологических представлений и понятий при активизации чувственного познания.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на базе МБОУ СОШ №80 г. Барнаула в 3 «Б» классе в количестве 20 учащихся. Констатирующий этап педагогического эксперимента включал использование тестовой работы с элементами анкетирования, методики «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук, результаты которых выявили преобладание низкого и среднего уровней сформированности биологических понятий. Это обусловило необходимость планирования и проведения специальной работы по формированию биологических понятий с использованием практических методов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовался комплекс практических работ на основе наблюдения, в том числе в процессе экскурсии, а также моделирования.
Практические методы были дополнены упражнениями на родовидовые отношения, на построение пищевых цепочек, на последовательное подчинение понятий и т.д.
Контрольный эксперимент показал, что уровень сформированности биологических понятий в экспериментальном увеличился. При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности биологических понятий у учащихся третьего класса. Количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности биологических понятий выросло, а количество учащихся с низким уровнем сформированности биологических понятий снизилось.
В результате можно сделать следующие выводы:
1) Для продолжения повышения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» практические методы необходимо использовать на каждом уроке, наряду с другими методами, что позволит разнообразить деятельность детей, сохранить интерес к изучаемому объекту или явлению, повысить уровень знаний.
2) Практические методы можно использовать на любом этапе урока.
Разработанные задания и рекомендации по их проведению, могут использоваться учителями начальных классов на практике.
Подобные работы
- Формирование знаний о лекарственных растениях у младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, естествознание. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



