Использование практических методов для формирования биологических понятий у младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет, Окружающий мир)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ СОШ «№ 80» г. Барнаула.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 класса в возрасте от 8 лет 11 месяцев до 9 лет 10 месяцев.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников.
Есть приложения (методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников 6
1.1 Биологические понятия и особенности их формирования в начальной школе 6
1.2 Методика формирования системы биологических понятий на уроках окружающего мира в начальной школе 11
1.3 Методы и приемы обучения, направленные на формирование биологических понятий 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию биологических понятий у младших школьников 22
2.1 Диагностика первоначального уровня сформированности биологических понятий у младших школьников 22
2.2. Опытно-экспериментальная работа формированию биологических понятий у младших школьников 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию биологических понятий у младших школьников 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложения 45
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) одним из основных показателей качества образования выпускника является сформированность понятийного аппарата.
Формированием системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в разное время занимались такие отечественные исследователи О.В.Алексеева, А.А.Арасланова, Т.П.Богданец, Н.Ф.Виноградова, В.А.Квашнин, З.А.Клепинина и Г.Н.Аквилева, А.В.Миронов, Л.В.Михайловская, М.С.Смирнова, Т.П.Маркель.
Несмотря на довольно большой объем исследований в данной области, на практике уровень сформированности биологических понятий у младших школьников невысок. Таким образом, очевидно, что сегодня объективно существует противоречие между потребностями практики формирования системы биологических понятий и степенью методической подготовленности к осуществлению процесса их формирования в начальной школе.
Цель исследования – определить условия формирования системы биологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Объект исследования – образовательный процесс по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования – процесс формирования системы биологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование системы биологических понятий у младших школьников, будет эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия:
1) соблюдение систематичности обучения,
2) применение системы специальной работы, направленной на формирование биологических понятий у младших школьников.
Задачи исследования:
1) Описать теоретические подходы к проблеме формирования биологических понятий у младших школьников.
2) Выявить уровень сформированности системы биологических понятий младших школьников.
3) Определить и проверить условия формирования системы биологических понятий на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) педагогический эксперимент;
3) количественная и качественная обработка результатов эксперимента.
База исследования: МБОУ СОШ №80 г. Барнаула
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы в процессе подготовки и проведения уроков по предмету «Окружающий мир» для формирования биологических понятий у младших школьников.
Структура исследования. Данное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Формирование биологических понятий — один из важнейших этапов обучения в начальной школе. Младшие школьники в курсе «Окружающий мир» знакомятся с большим количеством биологических понятий, как простых, так и сложных.
Формирование понятий возможно только на основе абстрактного мышления. Также в этом процессе участвует воображение и память. Младшие школьники могут сталкиваются с трудностями при формировании понятий, поскольку необходимые высшие психические функции у них могут быть еще недостаточно развиты.
Для того, чтобы формирование биологических понятий на уроках «Окружающий мир» было наиболее эффективным, учителю необходимо следовать методике формирования понятий. Существует два типа такие методик — от наблюдения к понятию и от проблемной ситуации к понятию.
При формировании биологических понятий хороший результат дает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения, что оживляет занятие и способствует формированию правильных биологических представлений и понятий при активизации чувственного познания.
Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа с целью изучения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на базе МБОУ СОШ №80 г. Барнаула в 3 «Б» классе в количестве 20 учащихся. Констатирующий этап педагогического эксперимента включал использование тестовой работы с элементами анкетирования, методики «Недописанные тезисы» Ю.А. Полещук, результаты которых выявили преобладание низкого и среднего уровней сформированности биологических понятий. Это обусловило необходимость планирования и проведения специальной работы по формированию биологических понятий с использованием практических методов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы использовался комплекс практических работ на основе наблюдения, в том числе в процессе экскурсии, а также моделирования.
Практические методы были дополнены упражнениями на родовидовые отношения, на построение пищевых цепочек, на последовательное подчинение понятий и т.д.
Контрольный эксперимент показал, что уровень сформированности биологических понятий в экспериментальном увеличился. При сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика сформированности биологических понятий у учащихся третьего класса. Количество учащихся с высоким и средним уровнем сформированности биологических понятий выросло, а количество учащихся с низким уровнем сформированности биологических понятий снизилось.
В результате можно сделать следующие выводы:
1) Для продолжения повышения уровня сформированности биологических понятий у младших школьников на уроках «Окружающего мира» практические методы необходимо использовать на каждом уроке, наряду с другими методами, что позволит разнообразить деятельность детей, сохранить интерес к изучаемому объекту или явлению, повысить уровень знаний.
2) Практические методы можно использовать на любом этапе урока.
Разработанные задания и рекомендации по их проведению, могут использоваться учителями начальных классов на практике.
1. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст]: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.
2. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 294 с.
3. Бабакова Т.А. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное пособие для студентов эколого-биологического факультета. / Т. А. Бабакова — Петрозаводск : ПетрГУ, 2014. — 111 с.
4. Битюкова О.А Еще раз о мнемоническом запоминании [Текст] / О.А. Битюкова // Биология — 2009. — №8 — С. 16-17.
5. Богданец, Т.П. Характеристика биологических понятий (К вопросу о формировании естественнонаучных понятий и умственном развитии младших школьников) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/146/146dce74f5fe1e4abe3967f73d53f9d4.pdf
6. Болгова И. В. Формирование биологических понятий [Текст] / Боглова И.В. //Биология в школе, 2002. — № 6. — С. 32-34.
7. Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий [Текст] / Н.П. Бухаленко // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678.
8. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 - 4 классы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана Граф, 2005. - 240 с.
9. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ [Текст] / Е.К. Войшвилло. – М. МГУ, 1989. - 239 с.
10. Габдулинова К. Г.Цифровой микроскоп как средство реализации практических методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст]// Концепт. – 2016. – №S20. – С. 26-29.
11. Габдулинова К.Г., Терехова Е.А. Изучение темы о грибах на уроке окружающего мира в 3 классе с использованием цифрового микроскопа [Текст] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №9-10 (25-26). – С. 54-58.
12. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках [Текст] : пособие для учителей /Н. Л. Галеева, Е. С. Гостимская, Г. Ю. Евдокимова : под ред Н.Л. Галеевой — М.: 5 за знания, 2008. - 219с.
13. Гильванова Э.Р., Каримов М.Ф. Естественно-математическая составляющая начального образования детей Российской Федерации [Текст]// Символ науки. – 2018. – №8. – С.54-56.
14. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности [Текст] / З.Я Горностаева // Открытая школа. — 1998. — №2 — С. 32-37
15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие/ Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
16. Гришко А.Е. Проблемы усвоения научных понятий [Электронный ресурс] // педагогическая психология: URL: http://persev.ru/book/formirovanienauchnyh-ponyatiy (Дата обращения: 28.11.2020).
17. Демидова М. Ю. «Окружающий мир» в стандартах второго поколения [Текст]// Народное образование. – 2010. – №9. – С.44-49.
18. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс. – Самара: Учебная литература, 2010. – 139 с.
19. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь [Текст]/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. - М.: Академия, 2008. - 343 с.
20. Изучение сезонных изменений на уроках окружающего мира в начальной школе [Текст] : методические рекомендации для учителей начальной школы / Сост. Л.Л. Дашьянц, Р.А. Шевелева, И.В. Бекишева. – Омск: Омский государственный университет, 2004. – 16 с.
21. Квашнин, В.А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность [Текст] / В.А. Квашнин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №10. – С. 393 – 397.
22. Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 246 с.
23. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: «Академия», 2008. - 288 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: «МарТ», 2005. – 448 с.
25. Колбасина Л. В. Вопрос как средство управления самостоятельной деятельностью учащихся на уроках биологии [Текст] / Л.В Колбасина // Молодой ученый.— 2013.— №12.— С. 553-556.
26. Крицина А. Д. Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира [Текст]// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №3. – С. 12-16.
27. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии [Текст]/ Крутецкий В.А. - М.: Просвещение, 1972. - 256 с.
28. Крыткина Л. А. Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология» [Текст]// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2016. – №4 (38). – С.23-28.
29. Ляхова Л.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] // Начальная школа. - 2009. - №7. - С.68-71.
30. Маглинова Б. Б., Панькин А. Б. Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» [Текст]// Научная мысль Кавказа. – 2013. – №4 (76). – С.14-18.
31. Малышева В. Г. О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира [Текст] // Вестник экспериментального образования. – 2016. – №1. – С.25-29.
32. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в начальной школе [Текст]: учебное пособие / С.А. Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 109 с.
33. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. [Текст]// Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 15-20.
34. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]. - Москва: Академия, - 2000. - 56 с.
35. Нахаева В. И. Использование идеограмм при формировании биологических понятий [Текст] / В.И. Нахаева // Журнал Биология. — 2005—№5— С.33-39
36. Новолодская, Е.Г. Система биологических понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. – 2006. – № 4. – С. 49- 55.
37. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с.
38. Плешаков A.A. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст]/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
39. Рябцева Ю.Н. Работа с «Картой исследователя» на уроках окружающего мира [Текст]// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – №12. – С.85-89.
40. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований [Текст]/ А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2008. - 192 с.
41. Смирнова, М.С. Как изучать Окружающий мир в начальной школе [Текст] / М.С. Смирнова. - М.: Перо, 2016. - 66 с.
42. Соловьев Р.Б Некоторые мнемонические правила [Текст] / Соловьев Р.Б. // Биология. – 2000. —№ 37. – С. 3.
43. Суматохин С. В. Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии // Наука. Инновации. Технологии. - 2004. - №37. - С. 32-36.
44. Суперанская А. В. Общая терминология [Текст]/ А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. — М.: Наука, 1989. — 246с.
45. Талызина В.И Педагогическая психология [Текст] /Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведении / В.И. Талызина — М.: Академия, 1988. —288с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва, 2011. – 36 с.
47. Хабибрахманова И. Ю., Черевко И. М. Урок окружающего мира «Арктика. Зона арктических пустынь. Способы получения и применения информации при изучении новой темы» [Текст] // Проблемы Науки. – 2014. – №9 (27).– С.14-18.
48. Хаматова Е.С., Мамаева Ю.П., Бычкова Л.Б. Экскурсия как форма познания природы [Текст]// Инновационная наука. – 2017. – №1-1. – С.101-105.
49. Хусаинов З.А. Учебно-методические комплексы школьного курса «Окружающий мир» [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-2. – С.64-67.
50. Цюпка, В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах [Текст]: учебное пособие / В.П. Цюпка. - Белгород: БелГУ, 2006. - 172 с.
51. Шимко З. И., Подберезный В. В. Мир повседневности в «Окружающем мире» [Текст] // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2012. – №2. – С.88-91.