Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование знаний о лекарственных растениях у младших школьников (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №43157

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

естествознание

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Много приложений (методики)
Введение 3
1 Теоретические основы изучения лекарственных растений 5
1.1 Естественнонаучное образование в начальной школе. История развития 5
1.2 Изучение лекарственных растений в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» 9
2 Методические основы формирования знаний о лекарственных растениях 13
2.1 Организация обучения младших школьников в курсе
«Окружающий мир» 13
2.1 Специфика формирования знаний о лекарственных растениях 20
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 40

Воздействие людей на природу постоянно возрастает, поэтому на современном этапе развития общества особую значимость приобретают естественнонаучные знания
Одной из основных задач естественнонаучного образования является
формирование у учащихся начальных классов системы первоначальных природоведчских знаний. Значимость и необходимость формирования природоведческих понятий и представлений нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [1]. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.
Методика естественнонаучного образования всегда привлекала внимание исследователей. Среди ученых, которые занимались данным вопросом можно назвать К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, Н.М Верзилина и др. Не обошли вниманием эту тему и педагоги, такие как, Д.Н. Богоявленский, Л.В. Занков, Д.Е. Эльконини, В.В. Давыдов.
В рамках естественнонаучного образования младших школьников, рассматривается множество вопросов природоведческой тематики. Однако, некоторые из них недостаточно разработаны в педагогической литературе. Это, в частности, касается темы изучения лекарственных растений. Вопроса методики изучения этой группы растений, коснулись такие ученые как
Н.М. Верзилин, В.А. Корчагин, но специальной литературы по методике преподавания данной темы нет. Отдельные методические рекомендации и разработки публикуются в периодических изданиях. Между тем, знание особенностей лекарственных трав, возможность и правила их использования в медицинских целях, необходимы уже в начальной школе.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности темы исследования.
Цель работы: изучение эффективных форм и методов процесса формирования знаний о лекарственных растениях.
Для достижения цели были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить историю развитию естественнонаучного образования в начальной школе;
2. Раскрыть содержание и особенности современного естесвеннонаучного образования младших школьников;
3. Охарактеризовать основные формы и методы занятий в интегрированном курсе «Окружающий мир»;
4. Изучить методику формирования знаний о лекарственных растениях в рамках курса «Окружающий мир».
Объект исследования – естественнонаучное образование младших школьников.
Предмет – формирование знаний о лекарственных растениях у младших школьников.
Задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации: системно-структурный, системно-функциональный, терминологический, анализ литературы. Кроме того, использовались методы синтеза, обобщения, дедукции и индукции.
Работа написана на основании изучения различных источников: монографий, учебной литературы, публикаций в журналах и сети Интернет. Поставленные в работе вопросы изучались по работам следующих авторов: Е.В. Везетиу, Е.В. Григорьевой, В.И. Демидовой, Н.В. Тимошкиной и др.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. В приложении представлены разработки уроков по изучению лекарственных растений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ресурсы лекарственных растений нашей страны составляют небольшую по объему, но чрезвычайно важную по значению часть биологических ресурсов, так как более трети лечебных средств, применяемых в современной медицине - препараты растительного происхождения Основной путь сохранения лекарственных растений и наиболее полного использования - это введение их в культуру. Для этого необходимо, чтобы граждане знали о значении и необходимости использования и сохранения лекарственных растений. Изучение растительного разнообразия вообще и лекарственных свойств местных растений, в частности, характерно для русской школы.
Формирование знаний о лекарственных растениях происходит в рамках естественнонаучного образования, которое существует уже более двухсот лет. Изучение истории развития естествознания в начальной школе, позволило сделать вывод о специфике данного предмета. В рамках данной дисциплины младшие школьники получают первоначальные знания о природе и окружающем мире. За прошедшие столетия в естественнонаучном образовании произошли существенные изменения. Особенно кардинально поменялся процесс изучения природы в XXI веке. Необходимые знания школьники получают в рамках интегрированного курса Окружающий мир. Кроме природных объектов, ученики познают и элементы истории, культуры, безопасности.
Анализ содержания нового интегрированного курса, позволил заключить, что лекарственным растениям посвящается одна тема раздела «Растения».
Базовыми категориями преподавания Окружающего мира являются представления и понятия. Для правильного их формирование педагоги используют различные средства обучения, которые делятся на вербальные, натуральные и изобразительные предметы и явления. Процесс обучения ведется как в учебное время, так и на внеурочных занятиях. Формы организации учебных занятий: урок, экскурсия, систематического наблюдения в природе и практические работы на местности. Формирование знаний во внеурочное время проходит в форме: систематического наблюдения в природе, работа на учебно-опытном участке, кружковой работе, клубной работе, выполнения домашнего задания.
Основной формой обучения остается урок. Для формирования знаний применяются различные педагогические методы: словесные, наглядные и практические.
В процессе изучения лекарственных растений применяется весь арсенал методов и приемов. На занятиях по формировании знаний о лекарственных растениях необходимо придерживаться общих принципов обучения: научности, доступности, наглядности и краеведения. Краеведческий принцип очень важен, поскольку благодаря ему, учащиеся изучают лекарственные травы в знакомой им местности.
На занятиях используются различные средства обучения: вербальные, натуральные, изображения предметов и явлений. Ведущее место в этом списке при изучении лекарственных растений занимают натуральные средства обучения, которые обеспечивают эффективность процесса обучения.
В качестве методов обучения используются:словесные, наглядные и практические. При формировании новых знаний, целесообразным будет применение словесных методов, но наиболее эффективными являются практические.
Чаще всего занятия проводятся в форме урока изучения нового материала или комбинированного урока. Преимуществом в формировании у школьников необходимых знаний обладает такая форма обучения как экскурсия. Экскурсии применяются как на учебных занятиях, так и во внеурочное время, на занятиях кружков. Углубление полученных знаний происходит в процессе внеурочных занятий: кружковой работы, работы на школьном участке, во время выполнения домашнего задания.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.



1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.01.2019)
2. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов СПО/ Г.Н. Аквилева, З.А. Клепенина.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 240 с.
3. Амбражевич Я.Е.Распознование как метод обучения естествознанию в начальной школе/ Я.Е. Амбражевич// Начальная школа.- 2014.- № 10.- с.78
4. Арбузова Е. Н. Реализация регионального содержания по курсу «Окружающий мир» в процессе обучения младших школьников в соответствии с ФГОС НОО/ Е.Н. Арбузова // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1307-1311
5. Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]/ Е.В. Везитау//Психология и образование: электронный научный журнал.- 2-18.- №4.- Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5667, свободный.- (дата обращения 16.02.2019)
6. Галица Е.В. Взгляды А.Г. Ободовского и П.Г. Редкина на роль интереса при обучении/ Е.В. Галица// European science review.- 2014.- №2- c. 87
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
8. Демидова В.И. Методика изучения ядовитых и лекарственных растений в разделе «Растения»[Электронный ресурс]/ В.И. Демидова, Н.Г. Боброва// Студенческий научный форум.- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014003308, свободный.- (дата обращения 15.02.2019)
9. Дмитриева А.Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум
для СПО / А.Е. Дмитренко, Ю.А. Дмитриев. – 2-е изд. испр., и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 253 с.
10. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружа-ющий мир»: учеб. пособие для бакалавриата / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
11. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
12. Леднева О. С. Экологическое воспитание школьников / О.С. Леднева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 74-79
13. Маглинова Б.Б. Формирование содержания естественнонаучного образования младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»/ Б.Б. Маглинова// Научная мысль Кавказа.- 2013.- №4.- С. 67
14. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших
школьников : учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 206 с.
15. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в
начальной школе: учебное пособие / С.А. Осяк, О.Б. Лобанова, Л.Н. Храмова, Г.Г. Майорова. - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. – 109 с
16. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир»: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А.В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 512 с.
17. Миронов А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя/ А.В. Миронов.- М.: Баласс, 2012.- 56 с.
18. Оловникова И. Н. Анализ учебно-методических комплектов по окружающему миру в аспекте профессионального просвещения младших школьников / И.Н. Оловникова // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 87-92.
19. Основные особенности изучения естествознания в начальной школе [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://superinf.ru/view_article.php?id=270, свободный.- (дата обращения 16.02.2019)
20. Салямова Ш.Р. Естественнонаучные знания как объект познания в начальной школе/ Ш.Р. Салямова// Молодой ученый.- 2015.- №5.- С. 531
21. Тимошкина Н.В. Наблюдение как метод изучения окружающего мира в начальной школе/ Н.В. Тимошкина, Е.Г. Черткоева// Международный студенческий вестник.- 2016.- №2.- С. 34
22. Хаустова В. Н., Изучение экологии в начальной школе/ В.Н. Хаустова, И.В. Бондаренко // Молодой ученый. - 2018. -№3. - С. 214-216


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ