Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИ-ЕМ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Работа №68714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
1.1. Экономическая сущность и классификация банков с государственным
участием 6
1.2. Виды участия государства в банковском секторе в разных
странах 12
1.3. Роль банков с государственным участием в решении
общеэкономических проблем 23
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ С
ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика крупнейших банков с
государственным участием 30
2.2. Анализ деятельности крупнейших российских банков с
государственным участием 39
2.3. Перспективы развития деятельности банков с государственным
участием 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях недостаточного развития банковской инфраструктуры финансовых услуг для предприятий и населения, низкого уровня участия коммерческих банков в развитии экономики и социальной сферы, возрастает роль банков с государственным участием в решении народнохозяйственных задач. Принято считать, что гос. участие в банковской системе сказывается на ее стабильности и надежности. Кроме того, создание банков с государственным участием, как правило, объясняется тем, что существуют сектора экономики, финансирование которых потенциально либо невыгодно, либо слишком рискованно для частных финансовых институтов, - например, сельское хозяйство и торговля. Роль государственных кредитных организаций в банковской системе РФ оценивается неоднозначно. С одной стороны, во времена кризиса именно они получают в первую очередь государственную поддержку в виде кредитов под низкий процент, обеспечивая тем самым ликвидность платежной системы. Такие банки служат оплотом надежности для частных компаний и частных вкладчиков, проводят государственную политику по снижению процентных ставок для реального сектора экономики, задают общий уровень цен ипотечного кредитования.
Степень научной разработанности.
Теоретическое развитие вопросов теории и практики государственного участия в капитале банков рассматривались в работах российских учёных: Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой, В.Я. Горфинкеля, Е.Ф. Жукова и Л.М. Максимова, B.C. Захарова, О.И. Лаврушина, С.Р. Моисеева, А.Ю. Симановского, Л.С. Тарасевича и А.И. Майзеля, Б.Б. Рубцова; в таких периодических изданиях, как «Банковское дело», «Деньги и кредит», «Современные проблемы науки и образования», а также освещались на Международных научных конференциях.
Цель исследования - оценить перспективы влияния деятельности банков с гос. участием на экономику России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить сущность и классификацию банков с государственным участием и определить их роль в решении общеэкономических проблем;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику
деятельности крупнейших банков в Российской Федерации и оценить ключевые показатели их деятельности;
- исследовать влияние деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ и обосновать необходимость их существования.
Объектом исследования является деятельность четырех банков с государственным участием - АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Г азпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе реализации роли банков с государственным участием в экономике России.
Теоретическую основу проведённого исследования составили фундаментальные исследования как отечественных, так и зарубежных учёных.
В качестве информационной базы для работы использовались нормативные документы, такие как Гражданский Кодекс РФ, Распоряжения Правительства РФ, Инструкции Банка России и ФЗ, работы и статьи отечественных и зарубежных авторов в области финансов и банковского дела (Грязнова А.Г., Козлова Е.П., Галанина Е.Н., Лапидус М.Х., Лаврушин О.И., Стоян И.И. и другие), различные периодические издания («Агрокредит. Экономика и финансы в сельском хозяйстве», «Актуальные вопросы современной науки», «Рейтинги и ренкинги российских коммерческих банков»), обзоры банковского сектора, данные статистики Росимущества, а также тематические публикации с ресурсов Интернет.
Методологическую базу исследования составили общенаучные и специальные методы и приемы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, соотношение общего, особенного и единичного, метод системного подхода, исторической и логической оценки экономических явлений.
Практическая значимость работы определяется тем, что на основании проделанного анализа теоретических и практических основ роли банков в кредитовании реального сектора экономики, соответствующей практики банков АО «Россельхозбанк», ПАО Банк ВТБ, АО «Газпромбанк» и ПАО Сбербанк.
Объем и структура ВКР. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 наименований, и шести приложений. В первой главе определены теоретические аспекты деятельности банков: сущность банков с государственным участием, их классификация и роль в решении общеэкономических проблем. Во второй главе производится оценка их деятельности, организационно-экономическая характеристика и определение влияния деятельности банков с гос. участием на социально-экономическое развитие РФ. В работе содержится 10 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 61 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время в России не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы, объемы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Участие субъектов РФ и органов местного самоуправления своим имуществом и денежными средствами в формировании уставных капиталов кредитных организаций возможно лишь на основании особого законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.
В результате такого подхода в банковской системе России имеет место применение различных стандартов в статусе, порядке создания, функционирования и ликвидации кредитных организаций с участием государства.
В связи с этим рядом экономистов высказывается мнение о необходимости издания специального закона о государственных банках с разработкой на его основе унифицированной нормативной базы, регулировать деятельность всех банков с государственным участием. На мой взгляд, более приемлемым является предложение Е.Б. Солохиной о включении в ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» специальной главы «Кредитные организации с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и субфедеральных образований», в которой необходимо определить статус этих кредитных организаций, цели их деятельности и функции в банковской системе, а также особенности их регулирования и надзора. Необходимым, на мой взгляд, является и законодательное закрепление понятия банка с государственным участием, а также субъектов, ответственных за управление государственной долей.
Несмотря на то, что эффективность деятельности банков с государственным участием в России доказана, среди экономистов есть противники участия государства в капитале банковского сектора. Они уповают на то, что государственные банки, прежде всего, препятствуют добросовестной конкуренции на рынке банковских услуг из-за получаемых со стороны государства преференций, льгот, административной поддержки; они содействуют неэффективному использованию бюджетных средств и коррупции, а также сдерживают формирование полноценного финансового рынка и системы рыночного распределения ресурсов в стране. В связи с этим хотелось бы отметить, что в современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны. Кроме того, они способны противостоять финансовым кризисам и оказать финансовую поддержку другим кредитным институтам страны, подпитывая их ликвидность. Как отмечают некоторые авторы в период низкой хозяйственной конъюнктуры госбанки совершают кредитование в меньшей степени, чем другие участники рынка, стабилизируя тем самым национальную экономику.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что банки с государственным участием - это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. Зачастую банки с государственным участием за рубежом не показывают высокие показатели деятельности (доходность, рентабельность, ликвидность) из-за того, что кредитуют убыточные, инновационные отрасли, крупные инвестиционные проекты, срок окупаемости которых находится на длительном горизонте, что вынуждены нести более высокие социальные расходы, чем другие банки. При этом они играют стратегическую или значительную социальную роль, получая ряд преференций от государства, позволяющих продолжать свою деятельность.
В связи с этим они могли бы выполнять функции банков развития, инновационных институтов, участвовать в реализации других проектов, кредитование которых для коммерческих банков слишком рискованно. Масштабы задач, решаемые банками с государственным участием в каждой из стран, различны и определяются рядом взаимосвязанных факторов: исторически сложившимися условиями в стране, современной стадией развития экономики, местом банковской системы в народном хозяйстве, конкурентоспособностью национальной экономики, социальными, экономическими, культурными и другими факторами. Соответственно, уровни участия государства в банковской системе каждой из стран различны.
Каждый рассмотренный банк играет большую роль для народного хозяйства РФ: ПАО Сбербанк обслуживает преимущественно физ. лица, АО «Россельхозбанк» развивает сельское хозяйство, Газпромбанк - газовую и нефтяную промышленности, Банк ВТБ - государственно-частные проекты. Государство принимает полное участие в управлении АО «Россельхозбанк» (100% акций), частичное участие в управлении АО Газпромбанк (45,7%) и ПАО ВТБ (60%).
Анализ ключевых показателей банков показал, что около 70% занимают вклады ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ, АО «Россельхозбанк» и АО Газпромбанк в общем объеме банковского сектора экономики, это 45,4 трлн. рублей. Больше половины (18,7 трлн. рублей) это вклады ПАО Сбербанк. Активы исследуемых банков в сумме на начало 2017 года составили 42% от ВВП России. Объем кредитного портфеля крупнейших банков с гос. участием по отношению к КП банковского сектора и к ВВП активно снижается на протяжении исследуемого периода (с 40 до 42%).
Таким образом, роль банков с государственным участием в экономике России возрастает. С одной стороны, потенциальные клиенты доверяют таким банкам из-за высокой доли участия государства в их капитале, что говорит о надежности банка, а с другой, за счет инвестирования в государственные инвестиционные проекты, а также поддержки значимых для государства отраслей.
В современных условиях развития интеграции и глобализации на мировых финансовых рынках важнейшим плюсом доминирования на российском банковском рынке банков с государственным участием является тот факт, что государственные банки сдерживают экспансию иностранных банков, темпы роста присутствия которых на российском банковском рынке весьма существенны банки, контролируемые государством, финансируют крупные инвестиционные проекты федерального значения. Эти две причины обуславливают благоприятные перспективы развития банков с государственным участием.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г. (ред. 06.04.2015г.) СПС «Консультант- Плюс».
2. О ликвидации специализированного государственного учреждения
[Текст] : «Российский фонд федерального имущества: Распоряжение
Правительства РФ» № 947-р от 28.06.2008 г. / СПС «Консультант-Плюс».
3. О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации [Текст] : Указание Банка России от 12.11.2009 г. № 2332-У (ред. 15.02.2015 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
4. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществления банковских операций [Текст] : Инструкция Банка России от 02.04.2010 г. № 135-И (ред. 25.11.2014 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
5. О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) [Текст] : Инструкция Банка России от 05.12.2013 г. № 147-И (ред. 17.07.2014 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
6. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [Текст] :
Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. 29.12.2014 г.) / СПС
«Консультант-Плюс».
7. Об обязательных нормативах банков [Текст] : Инструкция Банка
России от 03.12.2012 г. № 139-И (ред. 16.02.2015 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
8. Об оплате уставного капитала кредитных организаций за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления [Текст] : Указание Банка России от 14.08.2002 N 1186-У (ред. от 14.10.2014) / СПС «Консультант-Плюс».
9. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах [Текст] : Положение Банка России от 16.12.2003 г. № 242-П (ред. 24.04.2014 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
10. Об оценке экономического положения банков: Указание Банка России от 30.04.2008 г. № 2005-У (ред. 11.03.2015 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
11. Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы [Текст] : Распоряжение Правительства РФ № 1111-р от 01.07.2013 г. / СПС «Консультант-Плюс».
12. Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)» [Текст] : утверждённым Банком России 28.12.2012 г. № 395-П (ред. 15.03.2015 г.) / СПС «Консультант-Плюс».
13. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 05.04.2016) [Текст] : СПС «Консультант-Плюс»
14. Андрюшин, С.А. Банковские системы [Текст] / С.А. Андрюшин. - М.: Инфра-М, Альфа-М, 2015. - 384 с.
15. Ашмарина, Е.М. Банковское право [Текст] / Е.М. Ашмарина, Ф.К. Гизатулин и др. - М.: Юрайт, 2013. - 554 с.
16. Банковское дело [Текст] / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Кнорус,
2012. - 560 с.
17. Белотелова, Н.П. Деньги. Кредит. Банки [Текст] / Н.П. Белотелова, Ж.С. Белотелова. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 400 с.
18. Вешкин, Ю.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка [Текст] / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян . - М: Магистр, 2013. - 352 с.
19. Волков, С.А. Роль государства в формировании суверенной банковской системы России [Текст] / С.А.Волков // Банковское дело. - 2013. - №11. - С.54-65.
20. Воловник, А.Д. Базель-III: испытание надежности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции [Текст] / А.Д. Воловник, Н.С. Зиядуллаев и др. // Экономика мегаполисов и регионов. - 2014. - №3(39). -
С.40-49.
21. Дмитриев, М.Э. Российская банковская система в условиях кризиса [Текст] / М.Э. Дмитриев, С.М. Дробышевский и др. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 128 с.
22. Жарковская, Е.П. Финансовый анализ деятельности коммерческого банка [Текст] / Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2013. - 325 с.
23. Зуенко, М.Ю. Совершенствование регулирования банковской системы России [Текст] / М.Ю. Зуенко// Проблемы современной экономики: материалы V Международная научная конференция (г. Самара, август 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 1-5.
24. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России [Текст] / Официальный сайт Банка России, 2014
25. Костерина, Т.М. Банковское дело [Текст] / Т.М. Костерина. - М.: Юрайт, 2015. - 336 с.
26. Котляров, М.А. Методологические принципы и приоритеты развития системы регулирования банковской деятельности [Текст] / М.А. Котляров // Деньги и кредит. - 2014. - №6. - С.52-64.
27. Курилова, А.А. Банковский менеджмент, его понятие и элементы [Текст] / А. А. Курилова // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 5 (48) - С.78-83.
28. Лаврушин, О.И. Банковская система в современной экономике [Текст] / О.И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2012. - 366 с.
29. Лысенко, М.В. Оценка деятельности банковского сектора экономики в современных условиях [Текст] / М. В. Лысенко // Современные проблемы науки и образования. -2015. -№ 1. - С.632.
30. Магазинер Я.А. Банки с государственным участием в современной банковской системе Российской Федерации [Текст] / Я.А. Магазинер // Научно-технические ведомости СПбГПУ, Экономические науки. - 2014. - № 4. - С.138¬
147.
31. Мамедов, А.А. Банковская система России как объект государственного управления [Текст] / А.А. Мамедов // Вестник РУДН, серия «Юридические науки». - 2014. - № 3. - С.20- 33.
32. Набиев, С.А. Общая характеристика банковской деятельности в системе административного управления [Текст] / С. А. Набиев // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 43. - С.171-180.
33. Пшеничников, А.Г. Банки с государственным участием: правовые и экономические основы деятельности [Текст] / А.Г.Пшеничников // Деньги и кредит. - 2014. - №3. - С.32-41.
34. Семибратова, О.И. Банковское дело [Текст] / О.И. Семибратова. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
35. Симановский, А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора [Текст] / А.Ю. Симановский // Деньги и кредит. - 2014. - №5. - С.20-30.
36. Тосунян, Г.А. Банкинизация России: право, экономика, политика [Текст] / Г.А. Тосунян. - М.: ЗАО «Олимпия-Бизнес», 2013. - 400 с.
37. Трушина, К.В. Банки с государственным участием: виды, функции и перспективы развития [Текст] / К.В. Трушина // Банковское дело. - 2014. - № 10. - С.18-28.
38. Федорова, А.Е. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации [Текст] : учебное пособие / под ред. А. Ю. Казака, М. С. Марамыгина. Екатеринбург: Изд-во АМБ. 2016. 144 с.
39. Шагунова, М.А. Роль внутрибанковского контроля в деятельности коммерческого банка [Текст] / М.А. Шагунова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 1-2. - С. 7.
40. Шеремет, А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке / А.Д. Шеремет, Г.Н. Щербакова. - М.: Финансы и статистика. - 2013. - 422 с.
41. Щенин, Р.К. Банковские системы стран мира [Текст] / Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 398 с.
42. Макроэкономические тенденции. 2014 г. - прогноз 2015 г. Обзор
Минэкономразвития [Электронный ресурс] : Официальный сайт
Минэкономразвития. - Режим доступа:http://economy.gov.ru.
43. Морина, Т. Банковский сектор России: устойчивость усилиями
Центробанка [Электронный ресурс] / Т. Морина. - Режим доступа:
http://arb.ru/banks/analitycs/bankovskiy_sektor_rossii_ustoychivost_usiliyami_tsentrob anka-10003278/
44. Налоги и налоговая система : учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. - Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 - 130 с.
45. Соловьева Н.Е., Быканова Н.И., Мельникова Н.С. Направления развития корпоративного страхования на рынке страховых услуг// Научные ведомости НИУ БелГУ. Серия Экономика. Информатика.- 2017.-№16(265).В.43.- С.16-25
46. Vladyka, M.V. Investments to the innovation economy of Russian regions: dynamics, structure. Risks. International Business Management. 2016. Т. 10. № 19. С. 4592-4596.
47. Титов, А.Б. Методический подход к определению перспективных отраслей региона в условиях турбулентности экономики /Титов А.Б., Ваганова О.В.// Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 56-63.
48. Мельникова, Н.С. Методика определения эффективности реинжиниринга бизнес-процессов в коммерческом банке на основе системного подхода [Текст] / Н. С. Мельникова // Сетевой научно-практический журнал «Научный результат. Экономические исследования № 1(11) 2017г . - С. 66-72.
49. Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального
имущества на 2017 - 2019 гг. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р. - Режим доступа:
http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71510908/
50. Обзор банковского сектора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru, свободный.
51. Обзоры банковского сектора Российской Федерации. Аналитические
показатели (Интернет-версия), 2013- 2016 [Электронный ресурс] : Официальный сайт Банка России. - Режим доступа: http://cbr.ru/analytics/bank_system,
свободный.
52. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] : Официальный сайт Банка России. - Режим доступа:http://www.cbr.ru/,свободный.
53. Результаты опроса топ-менеджеров российский коммерческих банков. [Электронный ресурс] : Исследование рейтингового агентства ЭКСПЕРТ РА. 2016 г. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/, свободный.
54. Рейтинги и рэнкинги российских коммерческих банков на 01.01.2016 г. [Электронный ресурс] : ЭКСПЕРТ РА. - Режим доступа:www.raexpert.ru/,свободный.
55. Статистика Росимущества [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. - Режим доступа:http://www.rosim.ru/,свободный.
56. Vaganova O.V., Kucheryavenko S.A., Bykanova N.I., Stenyushkina S.G .THE ANALYSIS OF INDICATORS OF SOCIAL DEVELOPMENT IN THEMACROREGION (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT)// Научный результат. Серия: Экономические исследования. - 2016. - Т. 2. - № 3. - С. 29-37.
57. Vladyka M.V., Kucheryavenko, O.V. Vaganova, S.A., Sivtsova, N.F., Borodin, A.I.Investments as an Accelerator of Regional Innovation Development // InternationalBusinessManagement. - 2016. - №10 (19). - P. 4592-4596.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ