Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников на
уроках технологии ………………………………………… 8
1.1. Сущность логических универсальных учебных действий
младших школьников ………………...………………………... 8
1.2. Особенности формирования логических универсальных
учебных действий в младшем школьном возрасте ……… 16
1.3. Возможности уроков технологии в формировании логических универсальных учебных действий младших школьников …………………………………………………… 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию логических универсальных учебных действий младших
школьников на уроках технологии ………………………… 34
2.1. Диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий учащихся экспериментального
класса …………………………………… 34
2.2. Содержание работы по формированию логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках
технологии ……………………………………………... 39
2.3. Динамика уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников ….. 46
Заключение……………………………………………………………...…. 51
Библиографический список……………………………………………… 53
Приложение
Стандарты второго поколения определили новый социальный заказ
общества на деятельность системы образования. Её системно-деятельностный подход направлен на формирование высокообразованной,
интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины
мира, отвечающей требованиям современного информационного общества и
инновационной экономики, задачам построения гражданского общества.
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается, и знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде
умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
Актуальность нашего исследования обусловлена изменением образовательной парадигмы, так как стратегическим направлением образования согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является не преподнесение учащимся
готовых знаний, умений и навыков, как это было в стандартах первого поколения, а формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих готовность и способность младшего школьника к овладению компетентностью «уметь учиться» через сознательное и активное присвоение социального опыта, гарантирующих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, преемственность всех ступеней образовательного процесса,
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от её специально-предметного содержания.
Особая роль в формировании УУД отводится начальной школе, так как
именно младший школьный возраст является самым ответственным этапом4
развития личности, в этот период происходит становление учебной деятельности.
Универсальные учебные действия подразделяются на личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные действия. В нашей работе
внимание будет сосредоточено на формировании логических универсальных
учебных действий. Благодаря их сформированности младшие школьники
научатся овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
установления причинно-следственных связей и т.д.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана
на основе системно-деятельностного подхода с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков группой авторов:
Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В результате исследования ими установлено, что качество усвоения знаний определяется уровнем
сформированности универсальных учебных действий.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Г.К. Селевко. Программа, формирующая познавательные общеучебные умения, впервые была предложена
Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.
Сущность и роль познавательных универсальных учебных действий
в образовательном процессе рассматриваются в работах О.Б. Даутовой,
Е.Д. Елисеевой, И.С. Петронюк, В.Г. Рындак.
Проблеме формирования универсальных учебных действий у учащихся
разных ступеней обучения в условиях образовательных учреждений различных типов посвящено значительное количество научных и методических
публикаций. Активно исследуются ее психологические, дидактические, воспитательные и развивающие аспекты.
Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является
обучение в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно
мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы,
оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать
обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием достижения таких результатов выступает развитие у ребенка
логических универсальных учебных действий, обеспечивающих эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной
подготовке и жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование логических универсальных учебных действий во многом зависит от возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся. По мнению психологов и педагогов, именно младший школьный возраст является
сензитивным периодом для формирования универсальных учебных действий.
Проведенное исследование показало, что уроки технологии в зависимости от своего содержания и способов организации учебной деятельности
учащихся, имеют большие возможности для формирования логических универсальных учебных действий.
Экспериментальная работа была проведена в 3 классе МБОУ «Козинская СОШ» Грайворонского района Белгородской области.
Результаты, полученные на контрольном этапе экспериментальной работы, подтвердили эффективность педагогических условий формирования
логических универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии. Количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности логических универсальных учебных действий, увеличилось на52
7,5%, имеющих средний уровень – на 7,5%. Количество учащихся с низким
уровнем логических УУД уменьшилось на 15%.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, а выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой
проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых
путей, методов и средств формирования логических универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, проблема формирования логических универсальных
учебных действий на уроках технологии в начальной школе является актуальной, но самое главное – решаемой. Задача учителя – выбрать правильные
методы и приемы обучения.
1. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 607 с.
2. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной шко-ле: Учеб. пособие для студ. / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Гума-нитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 - 240 с.
3. Алексеенко Е.В. Современные требования к урокам технологии в началь¬ной школе: метод. рекомендации / Е.В. Алексеенко. - 5-е изд. - Орел: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учите¬лей», 2013. - 104 с.
4. Алексеенко Е.В. Структурные единицы урока технологии: подготовка учащихся к предстоящей практической работе / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2014. - №2. - С.47-53.
5. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2015. - №12. - С.61-67.
6. Битянова М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г.Теплицкая. - 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Изд. дом «Федоров», 2013. - 96 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: «Совершенство», 1998. - 176 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебно-методический комплекс в 2-х ч. Ч. 1: Учеб. пособие по возрастной и педагогической психологии / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 288 с.
9. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. - М.: Пед. общество России, 2010. - 128 с.
10. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно¬
познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2001. - 368 с.
12. Галямова Э.М. Достижение метапредметных результатов на уроках тех¬нологии / Э.М. Галямова // Начальная школа. - 2014. - №8. - С.73-79.
13. Галямова Э.М. Интегративный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предмет¬ной области «Технология»: Монография. - М.: Прометей, 2012. - 174 с.
14. Головина Т.С. Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе. Логическое действие сравнение. URL: http://golovinatatyana.ucoz.ru/publ/formirovanie_poznavatelnykh_universalnyk h_dej stvij_na_urokakh_v_nachalnoj_shkole_logicheskoe_dej stvie_sravnenie/1 - 1-0-5 (дата обращения - 21.03.2017).
15. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979. - С. 69-101.
16. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способно¬стей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева,
Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
17.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет / А.З. Зак. - М.: Новая жизнь, 1996. - 285 с.
18. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просве¬щение, 1988. - 288 с.
19. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шко-ле: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
20. Камалиева А.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии (методические рекомендации) / А.С. Камалиева. - Уфа: Изд-во ГАОУ ДПО ИРО РБ, 2015. - 42 с.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Акаде¬мия, 2003. - 176 с.
22. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной
школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей /
Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
23. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с.
24. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
25. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психо¬логии / под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 240 с.
26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл разви¬тия человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Кула¬гина, В.Н. Колюцкий. - М., 2001. - 464 с.
28. Лутцева Е.А. Технология: программа; 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.
29. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразова¬тельных учреждений / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 144 с.
30. Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: Методика для учителя / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 86 с.
31. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.
32. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразова¬тельных учреждений / Е.А. Лутцева. - 5-е изд. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 160 с.
33. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для уча-щихся 3 класса общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 48 с.
34. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
35. Мои первые школьные годы (Вашему ребенку от 7 до 11 лет) // Медико-психологический центр индивидуальности [Офиц. сайт]. URL: http://mpci.ru/harakteristika_7_11_let.shtml (дата обращения: 17.03.2017).
36. Моргунова И.Г. Возможности урока технологии в формировании логиче¬ских универсальных учебных действий у младших школьников / И.Г. Моргунова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №1. - С.60-63.
37. Моргунова И.Г. Урок трудового обучения (технологии) в начальных клас¬сах: учеб. пособие / И.Г. Моргунова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. - 193 с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития /
В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
39. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников / Н.М. Мякишева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 18-21.
40.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Рос¬сийское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
41. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
42. Подходова Н.С. Особенности формирования познавательных универсаль¬ных учебных действий (на примере сравнения) / Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Педагогика. Психология. - 2013. - №1. - С. 139-146.
43. Примерная основная образовательная программа образовательного учре¬ждения: Начальная школа // Сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.