Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЭКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Работа №68696

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Научно-теоретические основы проектно-исследовательской
деятельность в изучении географии 8
1.1. Сущность метода проектов в учебно-образовательном процессе 8
1.2. Особенности использования метода проектов на уроках
географии 13
1.3 Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках географии 17
2 Возможности проектной деятельности для формирования и развития исследовательских умений 28
2.1 Возможности организации проектной деятельности при изучении
географии 28
2.2 Проектирование занятий с использованием метода проектов для
формирования исследовательских умений школьников 32
3. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии 40
3.1 Методические рекомендации по использованию проектной
деятельности при изучении географии 40
3.2 Разработка проектов-исследований на уроках географии в 7
классе 44
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Актуальность темы исследования. Успех человека в современном мире во многом определяется его умением организовывать свою жизнь как проект, т. е. определить дальнюю и ближайшую перспективы, найти привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Очевидно, справиться с таким многообразием деятельности может только хорошо подготовленный человек, т. е. человек, обладающий «проектным типом мышления».
В современной научной и методической литературе проблеме, связанной с использованием метода проектов, посвящено много работ и это неслучайно. Метод проектов был разработан ещё в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи [12] с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учётом их личных интересов. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных её этапах. С помощью метода проектов у человека любого возраста можно вырабатывать умения:
1) выявлять и формулировать проблемы;
2) проводить анализ;
3) находить пути решения проблем;
4) получать информацию из различных источников;
5) обрабатывать собранную информацию и т.п.
Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно значимой для ребёнка проблемы. Включение младших школьников в проектную деятельность с раннего возраста учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Сегодня в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью организации особого вида деятельности - проектной деятельности. В настоящее время проектная деятельность органично вписывается в жизненное устройство школы на всех ступенях обучения, включая начальную школу. Работа над проектом рассматривается - как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности учащихся начальных классов. Ведь всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. А школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое, становясь маленьким исследователем нашего большого мира, конечно же, не без помощи педагога.
Перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных.
Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности. В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения.
Одним из методов, который используют педагоги в своей работе, является проектный метод обучения. Метод проектов применяется в обучении географии, позволяет ребенку учиться с увлечением. Ведь главная идея этого метода строится на принципе «Все из жизни, все для жизни». Универсальность метода заключается в том, что не отрицает, а активно
использует основные дидактические принципы организации
образовательного процесса с учетом личностно деятельного подхода. В принципе психологической комфортности я вижу индивидуальные особенности школьника и учитываю их в своей работе, работаю с каждым учеником отдельно, вырабатывая самостоятельный взгляд на решение проблемы. Создавая ситуацию успеха даже для самого слабого ученика.
Объект исследования: проектная и исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении
Предмет исследования: возможности и условия организации
проектной и исследовательской деятельностей на уроках географии.
Цель исследования - проанализировать теоретико-педагогические основы, возможности, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках географии .
Задачи:
1. Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
2. Охарактеризовать специфику организации проектной и исследовательской деятельности на уроках географии.
3. Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности на уроках географии.
4. Организация и реализация исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии.
Теоретическая и методологическая база исследования представлена трудами таких известных исследователей, как: Акчурин Н.К., Брагин А.И., Брыкова О.В., Голицина Н.С., Громыко Ю.В., Дереклеева Н.И., Душина И.В., Иванова Н.В., Иванов Д.Н., Марунина Г.Н., Кальней В.А., Комашинский А.И., Кутявина Н.Н., Ломакина О.Н., Новикова А.И., Пахомова Н. Ю., Полат Е. С., Сергеев И.С., Файн Т.А. и другие.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Применение проектной технологии обучения позволяет внести в современное образование существенные коррективы, которые заключаются в изменении функции знаний и в способах организации процесса их усвоения.
Усвоение знаний с применением метода проектов перестает носить характер заучивания, многообразие форм поисковой, проектной, мыслительной деятельности позволяет реализовывать данный метод, как продуктивный творческий процесс. В основе учебного проектирования при использовании проектной технологии лежит усвоение и знаний и способов, позволяет развивать познавательную активность и формировать исследовательские умения обучающегося.
Существенным отличием данной технологии является выдвижение на первый план развития личности и ее социальной адаптации. Поэтому большое внимание при реализации метода проектов уделяется групповым формам обучения, совместной деятельности. Важное значение при этом уделяется многообразию форм взаимодействия, межличностным отношениям и общению.
На современном этапе развития педагогики методологический аспект реализации проектной технологии изучен достаточно хорошо. В свете внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов разработан диагностический инструментарий, а также методы и форма внедрения данного метода в образовательный процесс.
Но, несмотря на высокую степень разработанности данного вопроса, неизбежным является появление ошибок при его реализации на практике. К ним относятся:
- упрощение и стандартизация проекта, использование его в качестве некоего алгоритма. Следует отметить, что это не развивает инженерное мышление, не создает мотивацию к учению и не прививает навыки самообразования и саморазвития;
52
- косность. Она заключается в том, что метод проектов может рассматриваться как единственное средство обучения. Данное восприятие применения проектной технологии ошибочно, так как в образование важно соблюдение баланса между имеющимися средствами и методами обучения. А рациональность их использования зависит от квалификации и профессиональной подготовки учителя;
- преувеличенный оптимизм. В процессе использования проектной технологии следует учитывать не только позитивные возможности, которые открывает методом проектов, но и сложности в его реализации для поиска новых идей и возможностей.
В рамках данного исследования была раскрыта сущность технологии проектного обучения, изучены основные принципы формирования исследовательских умений учащихся посредством технологии проектирования.
В работе представлен проект по теме «Сердце на батарейке - простейший электромотор», а так же описаны некоторые эксперименты, проведение которых на уроках географии способствует формированию исследовательских умений.
Таким образом, можно сделать вывод о достижении цели и решении задач, определенных во введении.



1. Акчурин Н.К. К вопросам проектной деятельности - М.:
Воспитание школьников, 2013. - 152 с.
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. - М.:
"Академия Естествознания", 2011. - 214 с.
3. Белялова М.А. Исследовательское мышление и исследовательские умения в обеспечении качества современного профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10 - С. 78-81.
4. Брагин А.И. Когда на уроке не становится скучно // Народное образование. - 2013. - №2.
5. Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе. - СПб, 2012. - 90 с.
6. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. - М., 2013. - 80 с.
7. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. - М., 2011. - 258 с.
8. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. - 2010. - №2. - 66-69 с.
9. Громыко Ю.В. Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии. - М. 2014. - №2. - 13 с.
10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М., 2011. - 200 с.
11. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А. А. [и др.] / под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2010. - 820 с.
12. Дьюи Д. Школа и общество // Электронный ресурс. режим
доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000049/st046.shtml (дата
обращения: 15.12.2017).
13. Метод проектов на уроках математики в V классах / под ред. В.Л. Пестеревой; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2006. - 126. -128 с.
14. Кажарова И.А. Метод проектов и познавательная деятельность учащихся - URL: http://festival.1september.ru/articles/411711/ (дата обращения: 14 апреля 2016 г)
15. Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. - №4. - 39 с.
16. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Школьная проектная лаборатория
- Волгоград: «Учитель», 2013. - 80 с.
17. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
18. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности. - Вопросы образования - 2015 - № 3 - с.292-305.
19. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников - Издательство «Вако», 2016. - 160с.
20. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999г.-С.152-158
21. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб.пособие для студ. учреждений высш. образования
- М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 160 с.
22. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61
23. Новиков А.М. Образовательный проект: методология
образовательной деятельности. - М.,2004.
24. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013 .- 112 с.
25. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении //пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005 - 112с.
26. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? - Методист. - 2004. - № 1. - 42 с.
27. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. - 2000. - № 4. - . 52 - 55 с.
28. Пелагейченко Н.Л. Метод проектов. Классификация и структура школьных проектов // Технология, все для учителя. - 201. -№ 4. - 2 - 8 с.
29. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. 2013. - 200 с.
30. Подругина И.А. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве - URL: http:/Avvv.science-echication.iiimi/ai1icle/viev?icl 23330.3жл. с экрана (дата обращения: 27.04.2018)
31. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студ. высш. учебн. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
32. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
33. Особенности организации исследовательской деятельности школьников /Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова, С.А. Попова // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003. т.1. 135-138 с.
34. Организация проектной деятельности в современной школе: сб. науч.-метод., тр. / под ред. В.Л. Пестеревой: Пермс. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2006. - 160 с.
35. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / - М.: Просвещение, 2006. - 198 с.
36. Рабочая программа проектной деятельности НП «Телешкола». [Электронный ресурс] - URL: http://www.internet-school.ru/datadocs/ doc_597pa.doc (дата обращения: 17 февраля 2018)
37. Рогов, А.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. -Т.1. - 118-124 c.
38. Савинов E.C. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /. - М.: Просвещение, 2011. - 416 с.
39. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
40. Семененко Н. М. Развитие универсальных учебных действий при использовании проектной технологии обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 816-820. - URL: http://e- koncept.ru/2013/53166.htm. (дата обращения: 24 января 2018)
41. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. - М.: ФЛИНТА, 2014.-144с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ