КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с ОНР средствами графического моделирования
1.1. Понятие графического моделирования и его потенциальных возможностей
в развитии речи младших школьников 6
1.2. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ основных подходов к организации и содержанию логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи с использованием графических
моделей 18
Глава II. Практика коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования
2.1. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Развитие связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи средствами графического моделирования 37
2.3 . Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у
первоклассников с общим недоразвитием речи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I. Теоретические основы изучения коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с ОНР средствами графического моделирования
1.1. Понятие графического моделирования и его потенциальных возможностей
в развитии речи младших школьников 6
1.2. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Анализ основных подходов к организации и содержанию логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи с использованием графических
моделей 18
Глава II. Практика коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования
2.1. Особенности связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи 27
2.2. Развитие связной монологической речи первоклассников с общим
недоразвитием речи средствами графического моделирования 37
2.3 . Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у
первоклассников с общим недоразвитием речи 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Правильное формирование речи является одним из важнейших условий всестороннего развития детей. Уровень развития речи характеризует психическое развитие ребёнка, обуславливает характер его отношений с взрослыми и сверстниками, а также определяет возможности в познании окружающей действительности. Один из показателей уровня речевого развития ребёнка - сформированность лексико-грамматической стороны речи. У младших школьников с нарушениями речи отмечаются сложности в усвоении лексико-грамматических средств языка, что приводит к недоразвитию связной речи, в том числе и монологической.
На современном этапе развития педагогической теории и практики большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, с целью повышения эффективности коррекционного воздействия (Г.В. Чиркина, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).
Работая с детьми с различными речевыми патологиями и сталкиваясь с трудностями в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, направляющие, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств выступает графическое моделирование.
Метод графического моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (слово, предложение, текст), а также научиться работать с ними. Это имеет особую важность для первоклассников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше вербального (А.Н. Леонтьев; Т.В. Егорова).
Вышеизложенное обусловило проблему исследования: каков характер влияния коррекционно-педагогической работы средствами графического моделирования на развитие связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить возможности графического моделирования в развитии связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: графическое моделирование как средство
развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: формирование связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
1) выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
2) в системе коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи применять метод графического моделирования.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме применения графического моделирования как средства развития связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и обосновать программу развития связной
монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
5. Разработать методические рекомендации по развитию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Для решения вышеизложенных задач были использованы следующие методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого¬педагогической, психолингвистической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (анализ пересказов, ответов, представленных в виде диктофонных записей, и т. п.); констатирующий эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), речевая деятельность и механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя), а также общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская и др.), исследования в области графических средств формирования и развития связной монологической речи учащихся (Н.Г. Андреева, Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Бардышева, Н.Е. Ильякова и др.).
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа № 7» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 11 детей с общим недоразвитием речи, III уровень развития речи, в возрасте 7¬7,5 лет.
На современном этапе развития педагогической теории и практики большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения, с целью повышения эффективности коррекционного воздействия (Г.В. Чиркина, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).
Работая с детьми с различными речевыми патологиями и сталкиваясь с трудностями в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, направляющие, облегчающие и систематизирующие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств выступает графическое моделирование.
Метод графического моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (слово, предложение, текст), а также научиться работать с ними. Это имеет особую важность для первоклассников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, а наглядный материал усваивается лучше вербального (А.Н. Леонтьев; Т.В. Егорова).
Вышеизложенное обусловило проблему исследования: каков характер влияния коррекционно-педагогической работы средствами графического моделирования на развитие связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить возможности графического моделирования в развитии связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: графическое моделирование как средство
развития связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: формирование связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
1) выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
2) в системе коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи применять метод графического моделирования.
В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме применения графического моделирования как средства развития связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и обосновать программу развития связной
монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
5. Разработать методические рекомендации по развитию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Для решения вышеизложенных задач были использованы следующие методы научного исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого¬педагогической, психолингвистической и дефектологической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности (анализ пересказов, ответов, представленных в виде диктофонных записей, и т. п.); констатирующий эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных результатов.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), речевая деятельность и механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Леонтьев, Л.И. Айдарова, И.А. Зимняя), а также общедидактические и методические принципы, методы и приемы развития связной речи учащихся (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская и др.), исследования в области графических средств формирования и развития связной монологической речи учащихся (Н.Г. Андреева, Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Бардышева, Н.Е. Ильякова и др.).
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя образовательная школа № 7» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 11 детей с общим недоразвитием речи, III уровень развития речи, в возрасте 7¬7,5 лет.
Изучив теоретическую и методическую литературу и проведя опытно- экспериментальную работу по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования, мы ещё раз убедились в актуальности данной проблемы.
В ходе изучения теоретического материала по теме мы выяснили, что связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, представляющую единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и разделяется на связанные между собой части.
Самостоятельная связная монологическая речь детей с общим
недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме. Несформированность связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Анализ логопедической литературы позволил сделать вывод, что одним из эффективных способов развития связной монологической речи является графическое моделирование. Использование графических моделей вызывает интерес ребёнка, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Кроме того применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мы также рассмотрели ряд подходов различных авторов к организации логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
С целью исследования феномена связного монолога у первоклассников с общим недоразвитием речи, нами была выбрана методика В.К. Воробьевой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили, что большинство испытуемых с общим недоразвитием речи (63%) демонстрируют средний уровень развития связной монологической речи, 37% - уровень ниже
среднего. Высокий и низкий уровни выявлены не были.
Также можно сделать вывод, что состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи отличается рядом специфических особенностей:
- дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
- прослеживается несформированность умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; чередование коммуникативно-сильных и коммуникативно-слабых предложений в рассказе.
В соответствии с полученными результатами нами была организована и проведена логопедическая работа по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования, которая принесла положительные результаты. 55%
первоклассников улучшили свои результаты, полученные на диагностическом этапе эксперимента. Большинство испытуемых (63%) продемонстрировало средний уровень развития связной монологической речи, 27% - высокий уровень, и только у 10% был выявлен уровень ниже среднего.
По результатам проведённого эксперимента можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы о том, что эффективному формированию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет способствовать логопедическая работа коррекционно-педагогического воздействия с применением метода графического моделирования. Это подтверждается результатами контрольного эксперимента.
Поставленная проблема в нашей работе, безусловно, не исчерпывается данным исследованием. Вместе с тем задачи нашего исследования решены, а гипотеза нашла своё подтверждение.
В ходе изучения теоретического материала по теме мы выяснили, что связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает тему, представляющую единое целое, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и разделяется на связанные между собой части.
Самостоятельная связная монологическая речь детей с общим
недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме. Несформированность связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями.
Анализ логопедической литературы позволил сделать вывод, что одним из эффективных способов развития связной монологической речи является графическое моделирование. Использование графических моделей вызывает интерес ребёнка, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Кроме того применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мы также рассмотрели ряд подходов различных авторов к организации логопедической работы по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования.
С целью исследования феномена связного монолога у первоклассников с общим недоразвитием речи, нами была выбрана методика В.К. Воробьевой.
В результате проведенного эмпирического исследования мы выяснили, что большинство испытуемых с общим недоразвитием речи (63%) демонстрируют средний уровень развития связной монологической речи, 37% - уровень ниже
среднего. Высокий и низкий уровни выявлены не были.
Также можно сделать вывод, что состояние связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи отличается рядом специфических особенностей:
- дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
- прослеживается несформированность умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; чередование коммуникативно-сильных и коммуникативно-слабых предложений в рассказе.
В соответствии с полученными результатами нами была организована и проведена логопедическая работа по развитию связной монологической речи первоклассников с общим недоразвитием речи средствами графического моделирования, которая принесла положительные результаты. 55%
первоклассников улучшили свои результаты, полученные на диагностическом этапе эксперимента. Большинство испытуемых (63%) продемонстрировало средний уровень развития связной монологической речи, 27% - высокий уровень, и только у 10% был выявлен уровень ниже среднего.
По результатам проведённого эксперимента можно сделать выводы о правильности выдвинутой гипотезы о том, что эффективному формированию связной монологической речи у первоклассников с общим недоразвитием речи будет способствовать логопедическая работа коррекционно-педагогического воздействия с применением метода графического моделирования. Это подтверждается результатами контрольного эксперимента.
Поставленная проблема в нашей работе, безусловно, не исчерпывается данным исследованием. Вместе с тем задачи нашего исследования решены, а гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016



