ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В
ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ 12
1.1. Инновационная гимназия как объект социально- 12
педагогического исследования
1.2. Современные научные подходы к решению проблемы
социальной адаптации подростков 31
1.3. Педагогический подход к содержанию и организации
социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с
поликультурной средой 55
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В
ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С
ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
2.1. Использование личностно-ориентированных технологий
обучения и воспитания как педагогическое условие социальной
адаптации подростков в инновационной гимназии с
поликультурной средой
2.2. Совершенствование содержания деятельности гимназии по
социальной адаптации подростков
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социальной
адаптации подростков в условиях инновационной гимназии с
поликультурной средой 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
ЛИТЕРАТУРА 163
Актуальность исследования. В условиях проведения социально¬экономических реформ в России перед школой поставлены принципиально новые задачи и открыты большие творческие возможности: получают широкое распространение многообразные эксперименты, создаются новые модели авторских школ, перестраиваются в духе демократизации и гуманизации содержание и технологии целостного педагогического процесса. Сегодня образовательные учреждения являются важнейшим фактором гуманизации общественных отношений и формирования новых жизненных установок личности. Стало очевидным, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно¬демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.
В ряде законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую перспективу, - «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральной программе развития образования на 2000-2025 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Основных направлениях развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы» и других - подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях. Только современно образованная, нравственная, предприимчивая, способная к сотрудничеству, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовностью к межкультурному взаимодействию личность способна обеспечить достойную жизнь себе и окружающим [64, С. 7].
4
Такую социально активную и адаптированную личность способна сформировать «социально эффективная школа» [26, С. 6].
Поиск новых моделей образовательных учреждений (профильная или мультипрофильная школа, гимназия или лицей, школа с углублённым изучением отдельных предметов, школа-комплекс и др.) преимущественно нацелен сегодня именно на создание такой школы, которая обеспечивала бы оптимальные условия социальной адаптации личности обучающегося. Важнейшее место в решении этой проблемы занимает инновационная гимназия с поликультурной средой, поскольку такая модель образовательного учреждения позволяет использовать в формировании личности два взаимосвязанных условия: педагогические инновации и воспитательный потенциал поликультурной среды.
В последнее время в педагогической науке заметно возрос интерес к проблемам формирования личности, ее воспитания и социальной адаптации. Им посвящены исследования В.Т. Ащепкова, С.А. Беличевой, В.С. Богословской, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Г. Д. Глейзера, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Т.Ю. Гущиной, С.В. Дармодехина, И.С. Кона, И.В. Крупиной, А.В. Мудрика, Л.Е. Никитиной, А.М. Панова, А.С. Роботова и др.
Общие вопросы социальной педагогики раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, Б.З. Вульфова, А.Е. Выгорбиной, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, И.Н. Закатовой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Г. А. Новокшоновой, Л.Я. Олиференко, В. Д. Семенова, Е.Н. Сорочинской, Г.Н. Филонова, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной.
Проблемам становления и развития инновационной школы, ее различным моделям и направлениям деятельности посвящены труды Е.В. Бондаревской, В.А. Кальней, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, Е.С. Полат, М.М. Поташника, В.П. Сергеевой, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Шамовой, С.Е. Шишова, Е.А. Ямбурга и др.
5
Все большую актуальность сегодня приобретает рассмотрение проблем межэтнического общения, формирования личности и ее адаптации в условиях поликультурной образовательной среды и полиэтнической школы (В .А. Авксентьев, Л. А. Амирова, А.Г. Асмолов, К.Ш. Ахияров, Б.З. Вульфов,
О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, С.Ю. Иванова, В.С. Кукушин, В.П. Левкович, Т.В. Поштарёва, Г.У. Солдатова, Л.Д. Столяренко, М.Г. Тайчинов и др.).
Однако, несмотря на активное внимание науки к указанным проблемам, комплексное изучение процесса социальной адаптации подростков в условиях инновационной гимназии с поликультурной средой не проводилось. Педагогический потенциал поликультурного инновационного образовательного учреждения как фактор успешной социальной адаптации подростков также практически не исследовался.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме, изучение ее реального состояния на основе обобщения опыта работы ряда инновационных общеобразовательных учреждений позволяют выделить ряд устойчивых противоречий между:
- общественной потребностью в социальной адаптации подростков, обучающихся в инновационном образовательном учреждении, и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
- наличием большого количества новых образовательных технологий, ориентированных на решение проблемы социальной адаптации, и недостаточным их использованием в инновационных школах различных типов, видов, режимов развития;
- наличием значительного воспитательного потенциала поликультурной среды образовательного учреждения и слабым его использованием в инновационной деятельности гимназии в целях успешной социальной адаптации подростков;
6
- наличием различных инновационных образовательных учреждений и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к деятельности по социальной адаптации подростков.
В этой связи возникает проблема исследования: каковы педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой? Указанная проблема обусловила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: определить и научно обосновать педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Объект исследования: социальная адаптация подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Предмет исследования: педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи.
1. Проанализировать и обобщить научно-теоретические исследования и передовой практический опыт по проблеме социальной адаптации подростков в инновационном общеобразовательном учреждении.
2. Выявить особенности инновационной гимназии, связанные с ее поликультурной средой, и их воспитательный потенциал, способствующий обеспечению эффективной социальной адаптации подростков.
3. Определить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой.
Формирование социально адаптированной личности в современных условиях, когда стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности требуют от современного человека широких познавательных возможностей, инициативности, самостоятельности, умения конструктивно действовать в разнообразных ситуациях, готовности к межкультурному взаимодействию, приобретает особое значение.
Исследование имело целью выявление и научное обоснование педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации подростков в инновационной гимназии.
Обобщение философских, психолого-педагогических концепций социальной адаптации и опытно-экспериментальная работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сделать следующие выводы научно¬теоретического и прикладного характера:
1. Понятие «социальная адаптация» является междисциплинарным, так как широко распространено в различных отраслях современной науки. Обращение к данному понятию и использование предложенных в работе критериев и уровней значительно усугубили представление о социальной адаптации. Социальная адаптация понимается нами как исторически обусловленный процесс и результат приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер.
2. Адаптационные процессы в обществе связаны с социализацией. В результате анализа концепций о соотношении понятий социализации и адаптации был сделан вывод о том, что социализация - более широкое понятие относительно адаптации, оно является фундаментом для развития предпосылок социальной адаптации. Таким образом, социальная адаптация - субъективно опосредуемое развитие личности, соответствующее и индивидуальным особенностям, и способностям. При этом специфика
159
социальной адаптации связана с новыми этапами, обстоятельствами жизни человека. Поскольку социальная адаптация есть процесс, ее следует рассматривать в развитии интеллектуально-познавательных, эмоциональных, мотивационно-поведенческих возможностей человека, которые позволяют выработать адаптивные стратегии по отношению к различным ситуациям в жизни.
3. Эффективная социальная адаптация подростков осуществляется в условиях инновационной гимназии. Разработанные комплексные мероприятия были ориентированы на социальную адаптацию подростков.
4. В процессе исследования нами определена совокупность педагогических условий, способствующих эффективной социальной адаптации подростков:
- построение развивающей образовательной среды инновационной гимназии на принципах интенсивности, широты, модальности, степени осознаваемости и устойчивости, эмоциональности, обобщенности, доминантности, принципиальности, активности, мобильности;
- изменение организационно-управленческой структуры, построенной на принципах менеджмента и маркетинга (системно-деятельностный, коммуникативно-диагностический, культурологический, личностно ориентированный);
- модернизация образовательного процесса на основе принципов культуросообразности, личностно ориентированного подхода, интеграции, самостоятельной и активной жизнедеятельности участников воспитательно-образовательного процесса;
- внедрение инновационных технологий воспитания и обучения подростков в систему взаимоотношений участников образовательного процесса;
- развитие профессионально-личностных качеств педагогов;
- привлечение к деятельности инновационной школы-гимназии различных институтов социализации;
160
- развитие интеллектуально-познавательной, мотивационно¬
поведенческой, эмоциональной сфер личности подростка в различных видах деятельности и общения.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Объем работы, ее цели и задачи обусловили необходимость сознательного ограничения автором круга анализируемых проблем. Вместе с тем дальнейшее углубление и совершенствование решения поставленной проблемы нам видится в последующей конкретизации процессов социальной адаптации личности на других возрастных этапах в других сферах жизнедеятельности, в совершенствовании инновационных образовательных систем.
Индивидуальное изучение уровня социальной адаптации подростков на протяжении исследования позволило получить статистически значимые данные, свидетельствующие о том, что реализация разработанных комплексных мер развития инновационной гимназии, и использование совокупности сопровождающих ее педагогических условий обеспечили выполнение поставленных задач исследования.
Результаты экспериментальной деятельности показали, что у испытуемых подростков в подавляющем большинстве повысился уровень социальной адаптации (имеют высокий уровень адаптации - 40,5 %, средний уровень- 50,9 %). Также повысился относительно начального (на 21,5 %) уровень обученности подростков, возросла творческая активность в различных видах деятельности.
Сравнительный анализ данных о межличностных отношениях в экспериментальных группах выявил, что коммуникативные умения, самооценка подростков в результате целенаправленной работы всех участников образовательного процесса получили значительное развитие, что положительно сказалось на психологическом климате, взаимоотношениях с окружающими, адекватным отношением к себе. Количество детей, чувствующих себя комфортно, в экспериментальных
161
группах на формирующем этапе составили 89,8 %. Изменилось количество детей, имеющих адекватную самооценку - 45,7 %, что на 28,5 % больше, чем на констатирующем этапе.
Анкетирование, беседы с воспитанниками констатируют возросший уровень осведомленности и отношения подростков к миру, который проявляется в широких познавательных интересах к окружающему, желании пробовать себя в различных видах деятельности, снижении тревожности и т.д.
Как показывает исследование, это связано с использованием личностно-ориентированного подхода к подросткам, включением всех участников образовательного процесса в социально значимые виды деятельности, представляющие широкие возможности для проявления творческой активности, внедрении инновационных технологий в организацию и содержание образовательного процесса, при планировании которого учитывались результаты психолого-педагогической диагностики, интересы, склонности подростков.
Значительно повлияло на успешность социальной адаптации подростков положительное отношение родителей на происходящие изменения в гимназии, а также возросший профессионально-личностный потенциал педагогов, работающих в инновационной гимназии.
Таким образом, результаты сравнительного анализа, полученные по окончании опытно-эксперимнтальной работы в условиях инновационной гимназии, убеждают в практической значимости и эффективности, внедренных нами комплексных мер развития инновационной школы- гимназии, ориентированной на социальную адаптацию подростков.
Деятельность учреждения высоко оценена со стороны родителей, Управления образования Малгобекского района Республики Ингушетии (призеры предметных олимпиад, лауреаты НПК, учащиеся-медалисты).
Объем работы, ее цели и задачи обусловили необходимость сознательного ограничения автором круга анализируемых проблем.
162
Социальная адаптация личности на других возрастных этапах в других сферах жизнедеятельности, совершенствование инновационных образовательных систем представляют значительный интерес и оставляют широкий плацдарм для дальнейшей работы.
1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя: пер.с макед. - М. Просвещение, 1991.- 156 с.
3. Анциферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и функционирование: Психологические исследования социального развития личности. - М.,1999.
4. Аранский С.В., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. - М., 1961.
5. Арнольдов А.И. Социальная педагогика и культурология: Содружество наук. - М., 1996. - 126 с.
6. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // CREDO. - 1997. - № 5.
7. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы. - М., 1998.
8. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО « МОДЭК», 2000. - 208 с.
9. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
- 221 с.
10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обучения технологии обучающих систем. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1997. - 304 с.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика,1989. - 190 с.
12. Бочарова В.Г. Задачи и перспективы развития социальной педагогики в современных условиях. - М.: Педагогика, 1996. - 59 с.
164
13. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография. - М., 1999. - 184 с.
14. Буева П. Личность и среда / Ребенок в системе коллективных отношений. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
15. Валеева Р. А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века). - Казань: Казанский пед. ун-т, 1999.
16. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб., 1994.
17. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. - М., 1978.
18. Воспитание социально-активной личности в школьном и младшем школьном возрасте: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МГПИ,1988. - 268 с
19. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1994.
20. Вульфов Б.З., Гуров В.Н. и др. Концептуальные подходы к формированию современной личности ребенка в поликультурной среде. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 16 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М, 1967.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
23. Герасимов Г.И., Денисова Г.С., Чеботарев Ю.А. Школа: реформы и социальные трансформации 90-х годов (социологический очерк). - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. - 203 с.
24. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. - М., 1998. - 636 с.
25. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания развития образования в России. - М.: Новая школа, 1993. - 426 с.
165
26. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - №1. - С. 3-11.
27. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
28. Громова И.Б., Леонтьева Н.В. Культура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социс. - 1991. - №10.
29. Гуров В.Н., Степанов С.В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие. В 2-х ч. - Ставрополь: ИПФ «Ставрополье», 2003.
30. Гуров В. Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Автореф. дисс. на соискан. докт. пед. наук. - М., 1997.
31. Гуров В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей.
- Ставрополь, 2002.
32. Гуров В.Н., Ковтун Т.В. Словарь-справочник терминов специалистов в области социальной работы: Научно-методическое пособие. - Ставрополь: Сервисшкола, 1999. - 112 с
33. Гуров В.Н., Рева В.Л., Бондаренко В.И. Социальная работа в городской школе: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
- 182 с.
34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
35. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Москва, 1998. - 124 с.
36. Детская психология: учебное пособие / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. / Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. - Минск: Университетское, 1988. - 398 с.
37. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно¬экспериментальной работы в школе. - СПб., 1995.
38. Дичев Т.Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. - М.: Витязь, 1994. - 324 с.
166
39. Дичев Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека (методологические и социальные аспекты). - М.: Медицина, 1976. - 184 с.
40. Дубровина Н.В. Формирование личности старшеклассников. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
41. Жуков В.И. Социальное образование в России: Доклад на годичном собрании Академии социального образования 16 июня 1998 г. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 55 с.
42. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М.: Педагогика, 1996.
- 108 с.
43. Захаров А.И. Психология неврозов у детей и подростков. Ленинград.- 1982.
44. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально¬психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. - 335 с.
45. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
46. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
47. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БГУ, 1997. - 145 с.
48. Истомин З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978. - 120 с.
49. Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. - М.: Прогресс, 1984. - 240 с.
50. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982.
51. Карабут А.П. Педагогические аспекты социальной работы в системе социальной защиты населения. Дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003.
52. Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. - М., 1992.
53. Каспржак А.Г. Учительское мастерство или непрерывное педагогическое образование // Народное образование. - 1992. - №6.
167
54. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Минск: «Высшая школа, 2002.
55. Квакша В. Только один способ управления эффективен // Народное образование. - 1997. - №1. - С. 4-11.
56. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М. Наука, 1997. - 223 с.
57. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: АРЕНА, 1994. - 222 с.
58. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
59. Ковалева Т.М. Становление инновационной школы // Школьные технологии. - 2001. - № 2. - С. 76-87.
60. Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для высших и ср. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
61. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. - Минск: Знание, 1984. - 96 с.
62. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. - М., 1998.
63. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир: ВГПИ, 1990. - 113 с.
64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - №3.
65. Корель Л.В. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий. - Новосибирск, 1986.
66. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
67. Кричевский В. Уровень школьного поиска // Народное образование. -
1997. - № 1. - С. 12-14.
68. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. - М. Русский язык, 2000. - 856 с.
168
69. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптации рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1983. - 296 с.
70. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых страховских чтений. - Саратов: Саратовский пед. инст-т, 1996. - С. 17¬
19.
71. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л., 1987.
72. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.
73. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 17-26.
74. Лапшина Л.Ф., Шалыгина И.В. Лицейское образование в школе адаптивного типа // Завуч. - 2002. - №1.
75. Левит М.В. Как сделать хорошую школу. В 2-х кн. Книга 1-я. - М: Центр «Педагогический поиск», 2002. - 160 с.
76. Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
77. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 240 с.
78. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. Психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
79. Лицей выбирает здоровье / Под ред. Гурова В.Н. - Ставрополь: СКИПРКРО, 2000. - 153 с.
80. Личность учащихся и социально-психологический процесс в современной школе: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1991. - 56 с.
81. Лопухова В.В. Физиологические основы адаптации. - Таллин: Изд. Таллинского ун-та, 1982. - 86 с.