Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №68656

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы применения индивидуального подхода
к организации игровой деятельности старших дошкольников . 8
1.1 Сущность и содержание индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста …………………………………………… 8
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности развития игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста ………… 14
1.3 Педагогические условия осуществления индивидуального
подхода к организации игровой деятельности старших дошкольников ………………………………………………………. 25
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации индивидуального
подхода в организации игровой деятельности старших дошкольников ………………………………………..................... 32
2.1 Изучение особенностей организации игровой деятельности
старших дошкольников на основе индивидуального подхода .. 32
2.2 Реализация работы по применению индивидуального подхода
к организации игровой деятельности старших дошкольников . 45
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по применению индивидуального подхода к организации игровой деятельности старших дошкольников ……………………………... 59
Заключение ………………………………………………………………….. 67
Список использованной литературы ………………………………………. 72
Приложение

Актуальность темы исследования. В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования» [60].
Важным для нашего исследования является положение, согласно которому
образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования»
находим этому подтверждение: «Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе» [46, с. 4].
Что касается игровой деятельности дошкольников, то и она строится на
основе индивидуального подхода, в соответствии с положениями Программы: «Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих
компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую
импровизацию в игре» [46, с. 36].
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но
и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.
Реализация индивидуального подхода требует изучения индивидуальных
особенностей детей, которое может осуществляться путем комплексной диагностики (систематических наблюдений, специальных тестов, эксперимента,
бесед с детьми и анкетирования родителей и др.).
Ни для кого не секрет, что в игре проявляются и через нее формируются все стороны психической деятельности жизни ребѐнка. И через те роли,
которые ребѐнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно,
трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребенка,
формированию его уникальности и самоценности. Так в игре воспитываются
такие важные личностные качества дошкольников, как коллективизм, честность, скромность, гуманность и др.
Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по-разному.
Индивидуальность ребенка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для
игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры надо выяснить их отношение к игре, интерес к
ней.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики.
Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного
подхода к детям: знание и понимание детей, любовь к ним, способность педагога размышлять и умение анализировать.
Таким образом, актуальность проблемы исследования в настоящее
время очень значима. Это обусловлено тем обстоятельством, что у детей дошкольного возраста не сформированы одинаковые игровые навыки и дети
одного возраста не обладают идентичным игровым опытом, что важно для их
разностороннего развития.
Степень научной разработанности темы исследования. Проанализировав специальную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выявили ряд основных авторов и ученых, которые занимались
различными аспектами данной проблемы. Так, например, общие теоретические положения возрастной психологии раскрывались такими авторами как
Г.С. Абрамова, В.В. Гузеев и т.д. Вопросы использования педагогических6
технологий (в том числе и игровых) в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения изучались такими специалистами-теоретиками как Ю.В. Атемаскина, А.В. Белошистая, В.П. Беспалько, Е.И.
Касаткина, Н.В. Матяш, С.А. Мухина, Т.С. Назарова, Г.К. Селевко, А.А. Соловьева, Т.В. Хабарова, Н.Е. Щуркова и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ публикаций последних лет по проблеме исследования в профессиональных изданиях показал положительную тенденцию к изучению
возможностей индивидуального подхода в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Но вызван такой интерес не совсем положительными моментами. В последних исследованиях (Н.А. Короткова, Н.Я.
Михайленко, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.) с тревогой отмечается:
именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник – компьютерные игры.
Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и
свойств личности каждого ребенка. В индивидуальном подходе нуждается
каждый без исключения ребенок. Индивидуальный подход нацелен, в первую
очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного
процесса перевоспитания.
Во введении мы сформулировали педагогические условия, при которых
игровая деятельность будет организована более эффективно на основе индивидуального подхода. Одним из условий является учет уровня сформированности компонентов игровой деятельности каждого ребенка.
У старших дошкольников наблюдается различное отношение к игре,
проявляются различные игровые интересы, умение играть с товарищами и
одному. Надо отметить, что наряду с хорошими организаторами, активными
участниками игр встречаются ребята равнодушные, пассивные, почти не
проявляющие интереса к играм. И здесь уместно сказать о самостоятельных
игровых объединениях детей, основанных на совместных интересах, взаимных симпатиях и т.д.
В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность приобретает ряд
специфических особенностей: игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; старший дошкольник осваивает разные виды игр; с помощью
игры ребенок входит в различные сферы социальной действительности.
В развитии игровой деятельности ребенка активная роль отводится педагогу. Его работа направлена на раскрытие для ребенка многообразия мира
игры: развитие и обогащение игрового опыта, развитие способности ребенка
к самостоятельному решению игровых задач, развитие коммуникативных качеств, побуждение к самостоятельному творчеству.
В сюжетно-ролевых играх дети старшего дошкольного возраста самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретѐнного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни
(жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных
произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач.
Реализацию индивидуального подхода необходимо осуществлять с
учетом следующих критериев игровой деятельности:
1. Содержание игры ребенка. Чтобы игровая деятельность получила
развитие, педагогу важно знать, как появляется замысел игры (с помощью
взрослого / самостоятельно), учитывать его разнообразие, различие игровых
задач (ставит взрослый / взрослый участвует в постановке / самостоятельно).
Содержание игры развивается с учетом индивидуально-дифференцированного подхода: возрастных особенностей, уровня коммуникативного развития ребенка, полового признака.
2. Способы решения игровых задач. Замысел игры тесно связан со способностью ребенка решать игровые задачи. Наблюдая за играми детей, педагог отмечает разнообразие или однообразие игровых действий (если мальчик
в роли шофера крутит руль, то его действия однообразны, а если он еще и
ремонтирует машину, то его действия разнообразны), разнообразие или од70
нообразие действий зависит от социального опыта ребенка, от его коммуникативных качеств, умственных способностей, возраста
Но независимо от индивидуальных признаков, развивающий характер
игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.
Действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, строению воображаемой ситуации.


1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети? : Игрушка и АнтиИгрушка [Текст] / В. Абраменкова. - М. : Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект ; Ека¬теринбург : Деловая книга, 2010. - 624 с.
3. Адидова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л. Адидова // До¬школьное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 54-57.
4. Акулова, Е. Познаем логические отношения : дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 65-69; № 8 - С. 65-69.
5. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 101-114.
6. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н. Е. Ан¬кудинова // Психология дошкольника : Хрестоматия : для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. - 2-е изд. - М. : Изда¬тельский центр «Академия», 2010. - С. 212-225.
7. Антонова, Ю. А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю. А. Антонова. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. - 288 с.
8. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 112 с.
9. Белошистая, А. В. Игра на занятии по математике, или еще раз о «весе¬лой математике» [Текст] / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. -
2007. - № 2. - С. 140-144.
10. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А. В. Белошистая // Педагоги¬ческие технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-9.
11. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 2009. - 155 с.
12. Бреслав, Г. Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. Н. Бреслав. - М. : Педагогика, 2010. - 375 с.
13. Валитова, И. Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Валитова. - М. : Наука, 2007. - 236 с.
14. Галигузова, Л. Н. Из опыта экспертизы игровой деятельности детей [Текст] : [Сюжетно-ролевые игры в дошк. учреждении] / Л. Н. Галигу- зова // Вестник образования. - 1996. - № 11. - С. 69-73.
15. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] : методи¬ческое пособие / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 128 с.
16. Гузеев, В. В. Консультации: психические механизмы и дидактические инструменты образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев // Пе-дагогические технологии. - 2010. - № 2. - С. 65-74.
17. Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В. В. Гузеев. - М. : Народное образование, 2010. - 240 с.
18. Давайте поиграем [Текст]: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспита¬телей дет.сада и родителей / Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; под ред. А. А.Столяра. - М. : Просвеще¬ние, 1991. - 80 с.
19. Давыдова В. Через игру к социализации личности [Текст] / В. Давыдов // Воспитание школьников. - 2001. - № 9. - С. 30-32.
20. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Н. Джуринский. - М. : Изд-во «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012. - 240 с.
21. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
22. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе [Текст] : методиче¬ское пособие / М. Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб. : СПб АППО,
2005. - 112 с.
23. Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО [Текст] / Н. Гладышева, А. Бойко. - Волгоград : Учитель, 2016. - 70 с.
24. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г. А. Карпюк // Старший воспитатель. - 2007. - № 6. - С. 5-9.
25. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника [Текст] / Е. И. Касаткина.
- М. : Педагогика, 2010. - 188 с.
26. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - № 5. - С. 13-17.
27. Кашлев С. С. Игра как педагогическое средство: педагогика: теория и практика пед. процесса [Текст] / С. С. Кашлев // Народная асвета. -
2008. - № 9. - С. 23-27.
28. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. - М. : Просвещение, 2005. - 112 с.
29. Комарова, Н. Ф. Диагностика игры детей [Текст] : методические реко¬мендации / Н. Ф. Комарова. - Н-Новгород : НГПИ им. Горького, 2002.
- 21 с.
30. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ [Текст] : методическое пособие / Т. С. Комарова, И. И. Комарова.
- М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 231 с.
31. Кукушин, В. С. Педагогика начального образования [Текст] / В. С. Ку- кушин, А. В. Болдырева-Вараксина; под общ. ред. В. С. Кукушина. - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов нД : Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
32. Лазуко, О. А. Социализация младших школьников в игровой деятель¬ности: теоретический аспект [Текст] / О. А. Лазуко // Социализация де¬тей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. - Витебск, 2006.
- С. 149-150.
33. Литвинова, Н. В. Игровая деятельность детей - важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н. В. Литвинова // Обра¬зование и педагогическая наука. - Мн., 2007. - Сер. 5. - Вып. 1 - С. 115-124.
34. Макаров, С. П. Технология индивидуального обучения [Текст] / С. П. Макаров // Педагогический вестник. - 2003. - № 1. - С. 2-10.
35. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 160 с.
36. Миллер, С. Психология игры [Текст] / С. Миллер. - СПб. : Универси¬тетская книга, 1999. - 319 с.
37. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М., 2009. - 214 с.
38. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей до¬школьного возраста [Текст] : пособие для педагогов ДОО (07-7 лет) / Л. В. Михайлова-Свирская. - М. : Просвещение, 2014. - 187 с.
39. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических техно¬логий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.
- Челябинск : Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
40. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов-на-Дону : Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.
41. Назарова, Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции [Текст] / Т. С. Назарова // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 21-23.
42. Новоселова, С. Л. О новой классификации детских игр [Текст] / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С. 84-87.
43. Пастюк, О. В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка [Текст] / О. В. Пастюк, И. А. Бережнова, Ю. В. Скоромнова // Дошкольное вос¬питание. - 2003. - № 11. - С. 35-42.
44. Пенькова, Л. А. Развитие игровой активности дошкольников [Текст] : монография / Л. А. Пенькова, З. П. Коннова. - М. : Дрофа, 2011. - 234 с.
45. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] : учебное пособие / П. И. Пидкастистый, Ж. С. Хайдаров. - М. : МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. - 269 с.
46. Примерная основная образовательная программа дошкольного образо¬вания [Текст] // Вестник образования. - 2016. - № 1.
47. Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошколь¬ников [Текст] / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. -
2006. - № 2. - С. 55-69.
48. Репина, О. К. Самостоятельные игровые объединения [Текст] / О. К. Репина, О. Гостюхина // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 2. - С. 18-21.
49. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта ра¬боты) [Текст] / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1986. - 112 с.
50. Рыжова, Т. С. Индивидуальный подход в развитии игровой деятельно¬
сти детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. С. Рыжова // Интернет-журнал «Талантливый педагог». - 2014. - № 5: Ре¬жим доступа :
http://tfd.ucoz.com/load/internet zhumal quot talantlivyj pedagog quot 5
2014/ryzhova t s individualnyj podkhod v razvitii igrovoj dejatelnosti detej starshego doshkolnogo vozrasta/5-1-0-640 (дата обращения: 01.03.2016).
51. Савченко, М. В. К проблеме определения критериев и показателей са¬
мостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М. В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1 : Режим доступа :
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 01.03.2016).
52. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
53. Смирнова, Е. О. Особенности игры и психического развития [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 69-71.
54. Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] / Е. О. Смирнова // В кн. : Е. О. Смирнова. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М., 1997. - С. 260-282.
55. Спиваковская, А. С. Нарушения игровой деятельности [Текст] / А. С. Спиваковская. - М. : Изд-во Моск. ун-ва, 1980. - 132 с.
56. Субботина, Л. Ю. Игры, развивающие мышление [Текст] / Л. Ю. Суб¬ботина // В кн. : Л. Ю. Субботина. Игры для развития и обучения : дети 5-10 лет. - Ярославль, 2001. - С. 39-80.
57. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 8-е изд., стереотип. - М. : Изда¬тельский центр «Академия», 2010. - 336 с.
58. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
59. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст] / С. Файнберг // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 52-62.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно¬
го образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министер¬ства образования и науки РФ Федеральное государственное автоном¬ное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Ре¬жим доступа: http: //www.firo .ru/?page id= 11003 (дата обращения:
01.03.2016 г.).
61. Федотова, Н. Развитие игровой деятельности [в дошкольном учрежде¬нии] [Текст] / Н. Федотова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С. 25-27.
62. Флегонтова, Н. П. Проблема педагогического руководства игрой детей [Текст] / Н. П. Флегонтова // Игра в педагогическом процессе образова¬тельных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. - М., 2010. - С. 85-93.
63. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. - 80 с.
64. Чиркова, Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 5. - С. 38¬42.
65. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 2004. - 240 c.
66. Шулешко, Е. Е. Социоигровые подходы в педагогике [Текст] / Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. - Красноярск, 1990. - 116 с.
67. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
68. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 2008. - 250 с.
69.Эльконин, Д. Б. Ролевая игра - ведущий тип деятельности детей до-школьного возраста [Текст] / Д. Б. Эльконин // В кн. : Д. Б. Эльконин. Детская психология. - М., 2007. - С. 105-135.
70.Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. - М. : Просвещение, 2005. - 236 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ