РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий 7
1.1. Структура и содержание понятия «познавательная активность
старших дошкольников» 7
1.2. Современное состояние проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО ..15
1.3. Использование медиатехнологий как средства развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 28
2.1. Обоснование диагностической модели исследования
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 38
2.3. Диагностика развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 43
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий 7
1.1. Структура и содержание понятия «познавательная активность
старших дошкольников» 7
1.2. Современное состояние проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО ..15
1.3. Использование медиатехнологий как средства развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по изучению развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 28
2.1. Обоснование диагностической модели исследования
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий 38
2.3. Диагностика развития познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста 43
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование и развитие познавательной активности детей. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поэтому проблема развития познавательной активности у детей - одна из важных проблем современной педагогики.
Современное общество сильно изменилось за последние десятки лет. Возросла роль информации из-за внедрения в нашу жизнь информационно - коммуникативных технологий. Качество и уровень жизни человека зависят от скорости их освоения, стремления получать новые знания, глубины познания.
Развитие познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок взаимодействует с окружающим миром благодаря своей активности, а активность является предпосылкой формирования его самостоятельности и инициативности.
Проблема познавательной активности исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки психологов и педагогов советской и зарубежной школ (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского и многих других), изучением познавательной активности детей занимаются Э. И. Бахтеева, Е. А. Меньшикова, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинина, В. С. Юркевич и другие.
Познавательная активность рассматривается исследователями c различных точек зрения: как «ориентировочно -исследовательская»
деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В настоящее время ученые рассматривают активность в рамках различных видов деятельности: В. В. Щетинина в поисковой деятельности; Н. В. Кудикина в игре; Д. А. Моловичко в учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности у старших дошкольников является использование медиатехнологий.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются не только возможность и целесообразность использования медиатехнологий в детском саду, но и особая роль в развитии интеллекта и личности ребенка.
В тоже время выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности старших дошкольников и недостаточным использованием медиатехнологий в детском саду.
Проблема исследования: каковы педагогические условия применения педагогами медиатехнологий для развития познавательной активности у старших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников будет эффективным, если при применении медиатехнологий соблюдать следующие педагогические условия:
- отбор компьютерных программ/ мультфильмов/ игр/ занятий производится в соответствии с уровнем развития ребенка и его интересами;
- использовать медиатехнологии совместно с другими методами обучения;
- соблюдать требований СанПин для дошкольных организаций.
Задачи исследования:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «познавательная активность старших дошкольников»;
2) рассмотреть возможности использования медиатехнологий как средства развития познавательной активности у старших дошкольников;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития познавательной активности у старших дошкольников;
4) определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез
психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Современное общество сильно изменилось за последние десятки лет. Возросла роль информации из-за внедрения в нашу жизнь информационно - коммуникативных технологий. Качество и уровень жизни человека зависят от скорости их освоения, стремления получать новые знания, глубины познания.
Развитие познавательных действий дошкольников осуществляется в процессе познавательной активности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок взаимодействует с окружающим миром благодаря своей активности, а активность является предпосылкой формирования его самостоятельности и инициативности.
Проблема познавательной активности исследуется в зарубежной и отечественной психологии и педагогике. Опираясь на разработки психологов и педагогов советской и зарубежной школ (А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского и многих других), изучением познавательной активности детей занимаются Э. И. Бахтеева, Е. А. Меньшикова, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинина, В. С. Юркевич и другие.
Познавательная активность рассматривается исследователями c различных точек зрения: как «ориентировочно -исследовательская»
деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В настоящее время ученые рассматривают активность в рамках различных видов деятельности: В. В. Щетинина в поисковой деятельности; Н. В. Кудикина в игре; Д. А. Моловичко в учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательной активности и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности у старших дошкольников является использование медиатехнологий.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются не только возможность и целесообразность использования медиатехнологий в детском саду, но и особая роль в развитии интеллекта и личности ребенка.
В тоже время выявлено противоречие между необходимостью развития познавательной активности старших дошкольников и недостаточным использованием медиатехнологий в детском саду.
Проблема исследования: каковы педагогические условия применения педагогами медиатехнологий для развития познавательной активности у старших дошкольников. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников будет эффективным, если при применении медиатехнологий соблюдать следующие педагогические условия:
- отбор компьютерных программ/ мультфильмов/ игр/ занятий производится в соответствии с уровнем развития ребенка и его интересами;
- использовать медиатехнологии совместно с другими методами обучения;
- соблюдать требований СанПин для дошкольных организаций.
Задачи исследования:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «познавательная активность старших дошкольников»;
2) рассмотреть возможности использования медиатехнологий как средства развития познавательной активности у старших дошкольников;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития познавательной активности у старших дошкольников;
4) определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития познавательной активности у старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Методы исследования: теоретические - анализ и синтез
психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические - педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Познавательная активность дошкольников - это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к поучению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Познавательная активность рассматривается учеными: как
«ориентировочно-исследовательская» деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В условиях реализации ФГОС ДО развитие познавательной активности детей рассматривается как одна из задач по образовательной области «Познавательное развитие». В каждой комплексной образовательной программе дошкольного образования выделяются формы, методы и средства развития и активизации познавательной активности детей.
Наиболее эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников в современном обществе являются медиатехнологии.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как Т.П. Бертеневой, С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются целесообразность использования медиатехнологий в детском саду. В настоящее время существует большое количество развивающих и обучающих игр и занятий для детей дошкольного возраста, которые может использовать педагог в своей деятельности.
На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием медиатехнологий:
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 26 детей в возрасте 5-6 лет МАДОУ детский сад №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода. Эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении исходного уровня развития познавательной активности старших дошкольников.
Результаты нашего исследования были следующие:
- высокий уровень развития познавательной активности был выявлен у 5 детей, что составило 19%;
- средний уровень отмечался у 13 детей, что составило 50%;
- низкий уровень - у 8 детей, что составило 31%.
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация педагогических условий по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с детьми старшей группы, работа с педагогами.
Контрольный этап эксперимент был проведен с целью проверки эффективности педагогических условий, заявленных в гипотезе, связанной с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий.
В результате сравнительного анализа данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили положительную динамику в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий. до эксперимента высокий уровень был у 5 детей (19%), после эксперимента - у 10 детей (38%), средний уровень до эксперимента был у 13 детей (50%), после эксперимента - у 12 детей (46%), низкий уровень до эксперимента был у 8 детей (31%), после эксперимента - у 4 ребенка (16%). Проведенная экспериментальная работы позволяет сделать вывод, что педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленные задачи были решены.
Познавательная активность рассматривается учеными: как
«ориентировочно-исследовательская» деятельность (А.В. Запорожец, Дж. Бернлайн, Е.Н. Соколова, Н.Н. Поддьяков и др.); как потребность во внешних впечатлениях (Л.И. Божович); как проявление мотивов и интересов (Н.Г. Морозова, Г.И. Шукина и др.); как промежуточная стадия между потребностью и познавательной деятельностью (А.М. Матюшкин, М.И. Лисина и др.); как творческая активность (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров); как черта личности (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Данилов, Р. Капустина, А.И. Крупнов, В.И. Лозовая, К.К. Платонов и др.); как интегральное качество личности (З.Ф. Чехлова, В.В. Зайко и др.).
В условиях реализации ФГОС ДО развитие познавательной активности детей рассматривается как одна из задач по образовательной области «Познавательное развитие». В каждой комплексной образовательной программе дошкольного образования выделяются формы, методы и средства развития и активизации познавательной активности детей.
Наиболее эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников в современном обществе являются медиатехнологии.
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых таких, как Т.П. Бертеневой, С.Л. Новоселовой, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперта, Б. Хантера и др., доказываются целесообразность использования медиатехнологий в детском саду. В настоящее время существует большое количество развивающих и обучающих игр и занятий для детей дошкольного возраста, которые может использовать педагог в своей деятельности.
На основе анализа научной литературы нами были выделены педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности старших дошкольников с использованием медиатехнологий:
Изучив теоретические вопросы по проблеме развития познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 26 детей в возрасте 5-6 лет МАДОУ детский сад №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода. Эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении исходного уровня развития познавательной активности старших дошкольников.
Результаты нашего исследования были следующие:
- высокий уровень развития познавательной активности был выявлен у 5 детей, что составило 19%;
- средний уровень отмечался у 13 детей, что составило 50%;
- низкий уровень - у 8 детей, что составило 31%.
Целью формирующего этапа эксперимента была апробация педагогических условий по развитию познавательной активности старших дошкольников средствами медиатехнологий.
Работа осуществлялась по следующим направлениям: работа с детьми старшей группы, работа с педагогами.
Контрольный этап эксперимент был проведен с целью проверки эффективности педагогических условий, заявленных в гипотезе, связанной с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий.
В результате сравнительного анализа данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы выявили положительную динамику в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами медиатехнологий. до эксперимента высокий уровень был у 5 детей (19%), после эксперимента - у 10 детей (38%), средний уровень до эксперимента был у 13 детей (50%), после эксперимента - у 12 детей (46%), низкий уровень до эксперимента был у 8 детей (31%), после эксперимента - у 4 ребенка (16%). Проведенная экспериментальная работы позволяет сделать вывод, что педагогические условия гипотезы нашли свое подтверждение.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленные задачи были решены.



