Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ

Работа №6863

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы197стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
815
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы анализа благотворительности как социокультурного явления §1.1. Основные теоретические подходы к анализу
благотворительности ^
§1.2. Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в XIX-XX веках: общий контекст возникновения и
развития 47
Глава 2. Генезис основных форм и направлений благотворительности в регионе (на примере Алтайского края)
§ 2.1. Основные особенности развития благотворительности в
Алтайском крае 80
§ 2.2. Тенденции возрождения благотворительности в современном российском обществе: ситуация на Алтае в
контексте общероссийской социокультурной специфики 125
Заключение 143
Библиографический 147
указатель
Приложения 160
2



Актуальность темы исследования. Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность..
Со второй половины XIX века благотворительность начала играть заметную роль в общественно-культурной жизни России. Трудно было найти такую область общественной жизни, в которой благотворительность не нашла бы применения. После 1917 года некоторые традиции российской благотворительности были утрачены. Социалистическое государство, отменив; частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массовой нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению. Вместе с тем, утрата отдельных форм благотворительности нанесла определенный урон развитию духовной сферы российского общества, нравственному воспитанию молодежи.
С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.
3

Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена — его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.
Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем,, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что социологический анализ благотворительности, изучение генезиса ее основных форм и направлений в Алтайском крае, выявление тенденций возрождения благотворительности в современном российском обществе являются актуальными. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI века в России происходит поиск и совершенствование иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. На основе традиционного анализа литературы, методических, нормативных и архивных документов, данных статистики цель диссертационного исследования была достигнута, а именно: выявлена особенность развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.
Достижение цели в процессе последовательного решения поставленных в диссертационном исследовании задач позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез. В связи с этим можно сделать следующие основные выводы.
Во-первых, теоретико-методологический анализ показывает, что природа и сущность благотворительности на современном этапе развития научного знания наиболее адекватно раскрываются на основе теории социокультурной динамики П. Сорокина и в контексте концепции жизненных сил социальных субъектов. В результате теоретического анализа различных точек зрения и подходов к рассмотрению благотворительности было выделено несколько направлений, которые опираются на: философское обоснование, институциональное обоснование, прагматическое обоснование.
Во-вторых, исследование позволило выделить основные характеристики благотворительности в контексте социологического знания. В связи с этим можно констатировать, что благотворительность характеризуется как
143

3. При подготовке можно обратиться за помощью в отдел по работе с молодежью, цент занятости и т.д.
4. Провести встречу с журналистами для более широкого оповещения общественности о целях какого - либо мероприятия.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее эффективных методов привлечения добровольцев. Он заключается в том, что привлекать добровольцев для конкретных видов работ необходимо только после составления полного, максимально подробного описания предстоящей деятельности (обязанности добровольцев, необходимые навыки и другие требования к добровольцам, время и место работы, условия работы, возможности поощрения добровольцев).
В-пятых, выяснилось, что наряду с общими тенденциями развития благотворительности, характерными для российского общества в целом, существуют те, которые формируются и проявляются на уровне региона. В конце XIX-начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных направлений в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности). Но тенденции развития благотворительности в России в целом, и в Алтайском крае в частности, не совпадают, при соотношении таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.
146

В-четвертых, результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе, степень социальной эффективности благотворительности обусловлена: 1) правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, 2) характером смысложизненных ориентаций населения современного российского общества, особенно молодежи. В связи с этим создание Алтайской краевой молодежной общественной организации «Союз добровольцев», которая использует добровольчество как одну из основных форм работы, является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе. В структуре добровольческого сектора, появившегося в России за последние годы, выделяют несколько разных типов благотворительных организаций. Среди них наиболее распространены фонды, общества, ассоциации, учреждения. Первый тип - благотворительный фонд. Этому типу соответствуют организации, собирающие средства и затем распределяющие их среди нуждающихся или расходующие их на реализацию различных программ. Второй тип - благотворительное общество или ассоциация, являющаяся, по сути, объединением индивидуальных или коллективных членов.
Наличие добровольцев является признаком жизнеспособности благотворительной организации, привлекательности ее программы. На основе практического опыта работы с добровольцами были предложены некоторые рекомендации по привлечению добровольцев:
1. Необходимо проводить мероприятия, позволяющие охватить большее количество потенциальных добровольцев, например, конференцию добровольцев.
2. Заранее подготовить какой — либо раздаточный материал: бюллетень, листовки, буклеты, визитки.
145

социокультурное явление, имеющее устойчивые исторические и духовные традиции в российской культуре, а также различные механизмы, которые воздействуют на возникновение и развитие отдельных форм благотворительности, что позволяет измерить социальную эффективность этого явления на определенном этапе развития российского общества.
В-третьих, были обоснованы наиболее существенные характеристики благотворительности в разные периоды российской истории и закономерности ее развития как социокультурного явления. Так, после отмены крепостного права в 1861 году в России начинается бурный рост общественных благотворительных организаций, которые создавали приюты, воспитательные учреждения, строили больницы и школы. Всем им были присущи специфические формы и характер деятельности, обусловливаемые типом учреждения. Так, если благотворительные общества оказывали помощь преимущественно тем, кто обращался к ним во время посещения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи нуждающимся, обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях. В зависимости от своего назначения они подразделялись на шесть типов: 1) призрение детей и взрослых; 2) дешевое и бесплатное обучение; 3) дешевое и бесплатное проживание; 4) дешевое и бесплатное пропитание; 5) трудовая помощь; 6) лечебная помощь.
Таким образом, социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России выражалась прежде всего в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности, как государственными структурами, так и частными лицами; в появлении новых принципов социальной помощи (в частности, децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи и т.п.); в повышении общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.



1. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 21 с.
2. Алексеева О.П. Благотворительное движение: регионы России. М., 1995. 132 с.
3. Алтай: Историко-статический сборник. Томск, 1890. 245 с.
4. Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991.143 с.
5. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.143 с.
6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М. Л., 1966. 187 с.
7. Антология социальной работы. Т. I. История социальной помощи в России. М., 1994. 228 с.
8. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С.58 - 63.
9. Апресян Р.Г. Заповедь любви // Человек. 1994. №1. С. 193-111.
10. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. №5. С. 52-60.
11. Аристова Н.Г. Благотворительность в условиях стабильности и социального кризиса // Семья в кризисном обществе. М., 1993. С.82-
92.
12. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. 114 с.
13. Байтов Г.Б. Очерки Барнаула. Томск, 1906. 121 с.
14. Барышников М.Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998. 13 с.
15. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк. М., 1993. 24 с.
16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
17. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов. М., 1988. 684 с.
147

18. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб., 1903. Т.1. 664 с.
19. Благотворительность в России. В 2 т. СПб., 1907. Т.1. 98 с.
20. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. 828 с.
21. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: Рубеж XIX- XX веков. СПб., 2000. 247 с.
22. Благотворительность и милосердие: сборник научных трудов. Саратов, 1997. 244 с.
23. Благотворительность на Алтае в прошлом и настоящем. Барнаул, 2000. 35 с.
24. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т.1. 934 с.
25. Бобров М.Я. Законы развития общества. Барнаул, 1990. 182 с.
26. Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911,245 с.
27. Большой энциклопедический словарь М., 2000. 1454 с.
28. Боханов А.Н. Крупнейшая буржуазия России. Конец XIX-1914 г. М.,
1992. 262 с.
29. Боханов А.Н Исторические портреты: Савва Мамонтов // Вопросы истории, 1990. №11. С.32-37.
30. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. 154 с.
31. Боцяновский В.Ф. Исторический очерк деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб., 1896. 67 с.
32. Браун А.И. Приказы общественного призрения. Энциклопедический словарь. Т.4. СПб., 1898. 54 с.
33. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т.2. 476 с.
34. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. 376 с.
148

35. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. М., 1991,352 с.
36. Вайнберг И.П.. Человек в культуре древнего Ближнего Востоку. М., 1986. 190 с.
37. Ван-Путерен М. Историческое обозрение внебрачных детей и подкидышей. СПб., 1908. 76 с.
38. Васильева О. Дом, где поселится детство // Вечерний Барнаул, 2000. № 84. С.35-47.
39. Вебер М. Избранное. М., 1994. 704 с.
40. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 443 с.
41. Власов П.В. Обитель милосердия. М., 1991. 303 с.
42. Воронин С.В. Теории «филантропии». М., 1981. 160 с.
43. Гавра Д.П. Социальный институт // Социально-политический журнал, 1998. №2. С.123-132.
44. Галерея славных людей города Бийска. Вып. 1. Бийск, 1998. 102 с.
45. Галерея славных людей города Бийска. Вып. 2. Бийск, 1999. 108 с.
46. Георгиевский П.И. призрение бедных и благотворительность. СПб., 1894. 628 с.
47. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX-начала ХХвв. // Вопросы экономики. 1994. №7. С.110-111.
48. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908. 76 с.
49. Гогель С.К. Подготовление к благотворительной деятельности. СПб.,
1913. 83 с.
50. Горчева А. Благотворительность, которую мы потеряли // Культура, 12-18 мая, 1998. С.32-35.
51. Гранин Д. Милосердие. М., 1988. 144 с.
52. Граф д'Оссонвилль. Нужда, порок и благотворительность. СПб., 1899. 65 с.
149



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ