ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ В ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы создания цветовой гаммы в
натюрморте 7
1.1 История развития натюрморта как жанра живописи 7
1.2 Принципы создания и передачи цветовой гаммы
натюрморта 13
ГЛАВА 2. Методические аспекты создания цветовой гаммы в
натюрморте в условиях обучения в общеобразовательной школе 19
2.1 Анализ педагогического опыта обучения живописи учащихся
в общеобразовательной школе 19
2.2 Методика освоения учащимися общеобразовательной школы
знаний о цветовой гамме в процессе работы над натюрмортом 26
2.3 Особенности использования наглядных средств на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе 37
ГЛАВА 3. Последовательность создания творческой части выпускной квалификационной работы на тему «Теплый
сентябрь» 42
3.1 Обоснование выбора жанра и темы творческой работы 42
3.2 Этапы выполнения графической композиции «Теплый
сентябрь» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. Теоретические основы создания цветовой гаммы в
натюрморте 7
1.1 История развития натюрморта как жанра живописи 7
1.2 Принципы создания и передачи цветовой гаммы
натюрморта 13
ГЛАВА 2. Методические аспекты создания цветовой гаммы в
натюрморте в условиях обучения в общеобразовательной школе 19
2.1 Анализ педагогического опыта обучения живописи учащихся
в общеобразовательной школе 19
2.2 Методика освоения учащимися общеобразовательной школы
знаний о цветовой гамме в процессе работы над натюрмортом 26
2.3 Особенности использования наглядных средств на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе 37
ГЛАВА 3. Последовательность создания творческой части выпускной квалификационной работы на тему «Теплый
сентябрь» 42
3.1 Обоснование выбора жанра и темы творческой работы 42
3.2 Этапы выполнения графической композиции «Теплый
сентябрь» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
В процессе обучения детей изобразительному искусству, педагогу необходимо осознавать роль изобразительной деятельности в формировании и развитии личности растущего человека. В современных общеобразовательных школах приоритет отдается естественнонаучным дисциплинам. Однако, именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любой творческой работы, произведения. Освоение
художественных дисциплин способствует повышению общего уровня культуры учащихся. Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира учащегося. Обучение изобразительному искусству включает в себя знания о композиции, как о способе организации живописного и графического произведения, о рисунке и живописи, способы овладения различными художественными графическими и живописными материалами и техниками, освоение многовекового опыта создания живописного полотна на примере изучения творчества различных художников.
Актуальность:Натюрморт, как жанр изобразительного искусства,с самого момента зарождения искусства был актуален и продолжает занимать эту позицию. Предметный мир, мир природы, как способ освоения окружающей действительности, остается привлекателен и интересен человеку. Существует множество способов изображения натюрморта, материалов, стилей, направлений. Натюрморт - излюбленная тема как начинающих, так и опытных художников. В современной общеобразовательной школе мало времени уделяется изучению цветоведения. На примере натюрморта можно изучить множество понятий, таких как цветовая гамма, цветовой круг, изучить закономерности формы, цвета и освещенности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие развитию знаний о цветовой гамме в процессе изобразительной деятельности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития знаний о цветовой гамме у учащихся средних классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - методы и приемы повышенияэффективности знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов в процессе работы над изображением натюрморта.
Гипотеза исследования - развитие у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы знаний о цветовой гамме будет эффективным, если:
- формирование знаний о цветовой гамме будет основано на наблюдении и анализе натуры;
- педагог сформирует у учащихся понятие о цветовой гамме не как об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной работы в натюрморте;
- учащиеся будут изображать натюрморт, используя знания о цветоведении;
- будет соблюдаться последовательный характер освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и работы над композицией натюрморта.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов.
2. Определить методическую последовательность заданий для
формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6-хклассов.
3. Разработать планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в шестыхклассах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Методологическую базу исследования составили основные положения методики педагога Б.М. Неменского, который рассматривает уроки, развивающие представление о цвете и цветовой гамме в разных классах. А также анализ методик обучения изобразительному искусствув трудах А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, В.С. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Методы исследования:
• анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• проведение эксперимента по данной теме (констатирующий, формирующий, контрольный);
• анализ практической деятельности учащихся;
• наблюдение за процессом использования учащимися знаний о цветовой гамме при работе над живописным натюрмортом;
• художественно - педагогический анализполученных данных.
Практическая значимость:
Материалы методической части исследовательской работы могут быть использованы на практике в процессе работы учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Исследовательская база:Белгородская средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов, 6 «а» класс.
Этапы исследования:
1. На первом этапе была изучена научная литература по проблеме исследования и проанализирована программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
2. На втором этапе были разработаны и проведены экспериментальные уроки, направленные на развитие знаний о цветовой гамме с заострением внимания на определенных параметрах: цвет, свет, воздушная перспектива, образ. Занятия по изобразительному искусству по теме исследования проводились в 6 «а» классе общеобразовательной школы №20 г. Белгорода.
3. На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Обработка результатов показала как вырос уровень знаний учащихся по теме исследования.
Исследовательская работа состоит из трех частей.
1. Теоретическая часть состоит из введения и двух глав, которые содержат краткий анализ истории развития натюрморта, принципы организации композиции и цветовой гаммы натюрморта, описание последовательности создания творческой части работы.
2. Методическая часть выпускной квалификационной работы содержит анализ экспериментальной работы, проведенной с учащимися 6-х классов средней общеобразовательной школы №20 г.Белгорода. Здесь же представлены конспекты наиболее продуктивных уроков по теме исследования.
3. Творческая часть представляет собой одну графическую композицию -натюрморт под названием «Теплый сентябрь», выполненный гуашью. Размер работы 68х58 см. А также описание последовательности работы над натюрмортом в теплой цветовой гамме.
художественных дисциплин способствует повышению общего уровня культуры учащихся. Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров. Занятия изобразительным искусством способствуют развитию особого художественно-эстетического восприятия мира учащегося. Обучение изобразительному искусству включает в себя знания о композиции, как о способе организации живописного и графического произведения, о рисунке и живописи, способы овладения различными художественными графическими и живописными материалами и техниками, освоение многовекового опыта создания живописного полотна на примере изучения творчества различных художников.
Актуальность:Натюрморт, как жанр изобразительного искусства,с самого момента зарождения искусства был актуален и продолжает занимать эту позицию. Предметный мир, мир природы, как способ освоения окружающей действительности, остается привлекателен и интересен человеку. Существует множество способов изображения натюрморта, материалов, стилей, направлений. Натюрморт - излюбленная тема как начинающих, так и опытных художников. В современной общеобразовательной школе мало времени уделяется изучению цветоведения. На примере натюрморта можно изучить множество понятий, таких как цветовая гамма, цветовой круг, изучить закономерности формы, цвета и освещенности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие развитию знаний о цветовой гамме в процессе изобразительной деятельности?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития знаний о цветовой гамме у учащихся средних классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - методы и приемы повышенияэффективности знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов в процессе работы над изображением натюрморта.
Гипотеза исследования - развитие у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы знаний о цветовой гамме будет эффективным, если:
- формирование знаний о цветовой гамме будет основано на наблюдении и анализе натуры;
- педагог сформирует у учащихся понятие о цветовой гамме не как об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной работы в натюрморте;
- учащиеся будут изображать натюрморт, используя знания о цветоведении;
- будет соблюдаться последовательный характер освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и работы над композицией натюрморта.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6-х классов.
2. Определить методическую последовательность заданий для
формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6-хклассов.
3. Разработать планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в шестыхклассах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Методологическую базу исследования составили основные положения методики педагога Б.М. Неменского, который рассматривает уроки, развивающие представление о цвете и цветовой гамме в разных классах. А также анализ методик обучения изобразительному искусствув трудах А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, В.С. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова.
Методы исследования:
• анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
• проведение эксперимента по данной теме (констатирующий, формирующий, контрольный);
• анализ практической деятельности учащихся;
• наблюдение за процессом использования учащимися знаний о цветовой гамме при работе над живописным натюрмортом;
• художественно - педагогический анализполученных данных.
Практическая значимость:
Материалы методической части исследовательской работы могут быть использованы на практике в процессе работы учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Исследовательская база:Белгородская средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов, 6 «а» класс.
Этапы исследования:
1. На первом этапе была изучена научная литература по проблеме исследования и проанализирована программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
2. На втором этапе были разработаны и проведены экспериментальные уроки, направленные на развитие знаний о цветовой гамме с заострением внимания на определенных параметрах: цвет, свет, воздушная перспектива, образ. Занятия по изобразительному искусству по теме исследования проводились в 6 «а» классе общеобразовательной школы №20 г. Белгорода.
3. На третьем этапе были подведены итоги экспериментальной работы. Обработка результатов показала как вырос уровень знаний учащихся по теме исследования.
Исследовательская работа состоит из трех частей.
1. Теоретическая часть состоит из введения и двух глав, которые содержат краткий анализ истории развития натюрморта, принципы организации композиции и цветовой гаммы натюрморта, описание последовательности создания творческой части работы.
2. Методическая часть выпускной квалификационной работы содержит анализ экспериментальной работы, проведенной с учащимися 6-х классов средней общеобразовательной школы №20 г.Белгорода. Здесь же представлены конспекты наиболее продуктивных уроков по теме исследования.
3. Творческая часть представляет собой одну графическую композицию -натюрморт под названием «Теплый сентябрь», выполненный гуашью. Размер работы 68х58 см. А также описание последовательности работы над натюрмортом в теплой цветовой гамме.
В рамках выпускной квалификационной работы на тему «Формирование знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы» перед нами стояла задача решить проблему освоения учащимися знаний о цветовой гамме. Было проведено исследование и экспериментальная работа в общеобразовательной школе. Мы предположили, что наиболее важными аспектами освоения знаний о цветовой гамме являются: наблюдение и анализ натуры; необходимость сформировать у учащихся понятие о цветовой гамме не как об отдельном предмете изучения, а как о способе построения живописной работы в натюрморте; изображение учащимися натюрморта с использованием знаний о цветоведении; соблюдение последовательного характера освоения учащимися знаний о цветовой гамме в процессе выполнения практических упражнений и работы над композицией натюрморта.
Чтобы доказать данное положение гипотезы, нами была разработана и апробирована система экспериментальных уроков. Положительные результаты экспериментально-исследовательской работы доказывают справедливость поставленной гипотезы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- выявленывозрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- определена методическая последовательность заданий для формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- разработаны планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в 6 классах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой анализ развития жанра натюрморта в европейской и русской живописи. Творческая часть выпускной квалификационной работы представляет собой живописный натюрморт «Теплый сентябрь», выполненный гуашевыми красками.
В ходе исследования были затронуты вопросы использования наглядных средств на уроках изобразительного искусства и как с помощью данных средств можно оптимизировать и усовершенствовать подачу учебного материала и тем самым поспособствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
К сожалению, рамки выпускной квалификационной работы не позволяют в полном объеме провести большую исследовательскую работу на данную тему. Считаем, что данная тема может стать объектом для дальнейшего исследования.
Чтобы доказать данное положение гипотезы, нами была разработана и апробирована система экспериментальных уроков. Положительные результаты экспериментально-исследовательской работы доказывают справедливость поставленной гипотезы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
- выявленывозрастные особенности усвоения знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- определена методическая последовательность заданий для формирования знаний о цветовой гамме у учащихся 6 классов.
- разработаны планы - конспекты занятий по изображению натюрморта в 6 классах, направленных на развитие знаний о цветовой гамме в живописи натюрморта.
Теоретическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой анализ развития жанра натюрморта в европейской и русской живописи. Творческая часть выпускной квалификационной работы представляет собой живописный натюрморт «Теплый сентябрь», выполненный гуашевыми красками.
В ходе исследования были затронуты вопросы использования наглядных средств на уроках изобразительного искусства и как с помощью данных средств можно оптимизировать и усовершенствовать подачу учебного материала и тем самым поспособствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
К сожалению, рамки выпускной квалификационной работы не позволяют в полном объеме провести большую исследовательскую работу на данную тему. Считаем, что данная тема может стать объектом для дальнейшего исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ В ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019



