Эффективное становление и развитие рыночных отношений в России во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает, связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране. Менеджмент ( от англ. Management управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах [4, с. 193]. Иногда при определении менеджмент сводят к управлению фирмой в условиях рыночной экономики. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмент и по уровням управления, и по формам собственности. И по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др. Тем не менее, менеджмент важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают все: экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу. В государственном производстве уровень управления, как правило, обуславливает перечень и содержание управленческих задач. В частных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, для чего создана и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственности за успех или неуспех деятельности.
В рыночной экономике хозяйствующие самостоятельные субъекты являются самоорганизующимися и самоуправляемыми, подобно живым организмам в природе. Предприниматели и менеджеры являются управляющими органами в социально-экономических системах.
В результате проделанной работы мы выяснили, что если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
- изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;
- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
- управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.
Ведь основная функция менеджмента, я считаю, - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных — менеджер (организатор, управляющий, руководитель).
А также был рассмотрен вопрос о внутренней и внешней среде организации, и подробно изложены их составляющие.
Также в работе решена ситуационная задача и тест.
1 Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента.-М.: Центр, 2004, 236 с
2 Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009, 283 с
3 Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Экономист,2010, 528 с
4 Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. – С.-Пб.: Специальная литература, 2000, 439 с
5 Юкаева В.С, Менеджмент. Учебное пособие. – М.: ИТК «Дашков и КО», 2004, 104 с