ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия познавательные универсальные учебные
действия 8
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ программ и учебников в аспекте исследуемой
проблемы 31
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 38
2.3. Содержание работы по формированию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 44
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия познавательные универсальные учебные
действия 8
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ программ и учебников в аспекте исследуемой
проблемы 31
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 38
2.3. Содержание работы по формированию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 44
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на сегодняшний день является актуальной проблемой, потому что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) у детей должны быть сформированы универсальные учебные действия.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования (ФГОС НОО, 2011).
Особую актуальность проблема формирования познавательных универсальных учебных действий приобрела на уроках «Окружающего мира», так как при реализации ФГОС нового поколения перед учителем ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепций П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева Н.А., А.А. Люблинская.
Различные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся предлагались А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А.Володарской, О.А. Карабановой и др. Проблема формирования познавательных общеучебных умений учащихся рассматривалась в работах В.М. Коротова, В.Ф. Паламарчук, Н.В. Талызиной, Т.И. Шамовой и др. Методику формирования отдельных видов общеучебных умений разрабатывали Д.Н. Воровщенков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Выводы этих учёных подтверждают, что познавательные УУД являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Однако, как показывает практика, большинство учащихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. На наш взгляд, это связано с тем, что разработки в области формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников не отражают в должной мере организационных и методических аспектов их формирования на уровне начальной школы. Этим объясняется выбор темы нашего исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.
2. Выявить особенности формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать содержание программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы;
5. Провести диагностику уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
6. Разработать содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Результаты исследования были представлены в виде статьи в электронном сборнике Всероссийской научно¬образовательной конференции «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе» (2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется пробема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие «познавательные универсальные учебные действия», особенности и педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ программ и учебников в аспкекте исследуемой проблемы, описание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, исследовательские работы, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования (ФГОС НОО, 2011).
Особую актуальность проблема формирования познавательных универсальных учебных действий приобрела на уроках «Окружающего мира», так как при реализации ФГОС нового поколения перед учителем ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепций П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева Н.А., А.А. Люблинская.
Различные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся предлагались А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А.Володарской, О.А. Карабановой и др. Проблема формирования познавательных общеучебных умений учащихся рассматривалась в работах В.М. Коротова, В.Ф. Паламарчук, Н.В. Талызиной, Т.И. Шамовой и др. Методику формирования отдельных видов общеучебных умений разрабатывали Д.Н. Воровщенков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Выводы этих учёных подтверждают, что познавательные УУД являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Однако, как показывает практика, большинство учащихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. На наш взгляд, это связано с тем, что разработки в области формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников не отражают в должной мере организационных и методических аспектов их формирования на уровне начальной школы. Этим объясняется выбор темы нашего исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.
2. Выявить особенности формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать содержание программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы;
5. Провести диагностику уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
6. Разработать содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Результаты исследования были представлены в виде статьи в электронном сборнике Всероссийской научно¬образовательной конференции «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе» (2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется пробема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие «познавательные универсальные учебные действия», особенности и педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ программ и учебников в аспкекте исследуемой проблемы, описание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, исследовательские работы, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Формирование познавательных универсальных учебных действий должно занимать важное место в обучении младших школьников.
Познавательные универсальные учебные действия являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить виды познавательных универсальных учебных действий: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия и действия по постановке и решению проблемы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий относится к обязательным требованиям новых образовательных стандартов, а планируемые результаты включены в учебные программы и календарно¬тематические планы по новым стандартам. На уроках окружающего мира учитель обязян планировать работу по развитию дпнного вида универсальных учебных действий. Для эффективности этой работы необходимо соблюдать ряд педагогических условий.
Проанализировав содержание учебников курса «Окружающий мир» двух методических комплектов для начальной школы «Школа России», «Начальная школа XXI века», мы определили в них потенциал по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся. В ходе анализа определили, что в УМК «Школа России» отмечается направленность на работу с таблицами, УМК «Начальная школа XXI века» ориентирован на работу со схемами. Необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах задания однотипные, стандартные.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «Б» класса.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В качестве критериев нами были отобраны те умения, которые возможно формировать в курсе «Окружающий мир». Это: логические умения (анализ, классификацию, сравнение и обобщение);
- общеучебные умения (находить нужную информацию в тексте и переводить ее из одного вида в другой);
- умения постановки и решения проблемы (формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения).
Для изучения логических умений была использована методика исследования словесно-логического мышления, разработанная
Э.Ф. Замбацявичене.
Исследование общеучебных умений осуществлялось с помощью тестирования. За основу была взята методика Д.В. Татьянченко с введением дополнительных заданий.
Изучение умения постановки и решения проблемы - с помощью методики «Таинственное письмо» А.М. Прихожан.
Результаты исследования показали, что 30% младших школьников показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, у 30% отмечался средний уровень и 40% детей имели низкий уровень. У младших школьников отмечаются низкие показатели сформированности логических действий, а именно анализа, классификации, аналогии и обобщения, общеучебных действий - умение находить нужную информацию в тексте, перевод информации из одного вида в другой, действий постановки и решения проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. К ним относятся:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков мы заметили, что умения анализировать, обобщать и классифицировать объекты стали развиты лучше, теперь дети самостоятельно без помощи учителя могут ответить на проблемные вопросы или решить проблемную ситуацию, они с интересом выделяют из текста нужную информацию и применяют ее для создания проектов или ответов на вопросы учителя. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствуют поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и может быть продолжено.
Познавательные универсальные учебные действия являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить виды познавательных универсальных учебных действий: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия и действия по постановке и решению проблемы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий относится к обязательным требованиям новых образовательных стандартов, а планируемые результаты включены в учебные программы и календарно¬тематические планы по новым стандартам. На уроках окружающего мира учитель обязян планировать работу по развитию дпнного вида универсальных учебных действий. Для эффективности этой работы необходимо соблюдать ряд педагогических условий.
Проанализировав содержание учебников курса «Окружающий мир» двух методических комплектов для начальной школы «Школа России», «Начальная школа XXI века», мы определили в них потенциал по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся. В ходе анализа определили, что в УМК «Школа России» отмечается направленность на работу с таблицами, УМК «Начальная школа XXI века» ориентирован на работу со схемами. Необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах задания однотипные, стандартные.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «Б» класса.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В качестве критериев нами были отобраны те умения, которые возможно формировать в курсе «Окружающий мир». Это: логические умения (анализ, классификацию, сравнение и обобщение);
- общеучебные умения (находить нужную информацию в тексте и переводить ее из одного вида в другой);
- умения постановки и решения проблемы (формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения).
Для изучения логических умений была использована методика исследования словесно-логического мышления, разработанная
Э.Ф. Замбацявичене.
Исследование общеучебных умений осуществлялось с помощью тестирования. За основу была взята методика Д.В. Татьянченко с введением дополнительных заданий.
Изучение умения постановки и решения проблемы - с помощью методики «Таинственное письмо» А.М. Прихожан.
Результаты исследования показали, что 30% младших школьников показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, у 30% отмечался средний уровень и 40% детей имели низкий уровень. У младших школьников отмечаются низкие показатели сформированности логических действий, а именно анализа, классификации, аналогии и обобщения, общеучебных действий - умение находить нужную информацию в тексте, перевод информации из одного вида в другой, действий постановки и решения проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. К ним относятся:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков мы заметили, что умения анализировать, обобщать и классифицировать объекты стали развиты лучше, теперь дети самостоятельно без помощи учителя могут ответить на проблемные вопросы или решить проблемную ситуацию, они с интересом выделяют из текста нужную информацию и применяют ее для создания проектов или ответов на вопросы учителя. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствуют поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и может быть продолжено.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при организации опытной работы на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



