Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Работа №68549

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
1.1. Развитие совместной деятельности старших дошкольников как
педагогическая проблема 7
1.2. Возможности коллективных форм изобразительного творчества в
развитии совместной деятельности старших дошкольников 12
1.3. Педагогические условия развития совместной деятельности старших
дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА 28
2.1. Определение уровней развития совместной деятельности у старших
дошкольников 28
2.2. Содержание работы по развитию совместной деятельности старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного
творчества 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Формирование личности на ранних этапах онтогенеза - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия. Освоение опыта совместной деятельности со сверстниками в дошкольном детстве способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт), в игре (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая и др.), в изобразительной деятельности (Т.С. Комарова). Изобразительная
деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для развития ребенка в детском саду и в условиях семейного воспитания. Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация) способствуют развитию разнообразных чувств ребенка, развитию психических познавательных функций, развитию качеств творческой личности. В процессе изобразительной деятельности углубляются представления детей об окружающей действительности, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать в самостоятельной творческой деятельности. Коллективное творчество дошкольников способствует формированию умений совместной деятельности - договариваться, обсуждать способы действия, распределять задания между участниками деятельности.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от вос-питателя знания специфики коллективного творчества детей, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков совместной деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.К. Ривина и др.).
Развитие собственно изобразительной деятельности и коллективного изобразительного творчества детей во многом зависит от форм организации методов обучения, используемых педагогом. Значительный вклад в разработку теории методов обучения внёс К.Д. Ушинский. Особое внимание он уделял способам активизации познавательной деятельности детей.
В дошкольном образовании вопросы организации коллективного детского творчества рассматривались такими педагогами как Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др. Исследования в этой области ведутся и в настоящее время.
Проблема исследования: определить педагогические условия развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества. Решение данной проблемы составяет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития умений совместной
деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития умений совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
Гипотеза исследования: успешному развитию умений совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества будут способствовать следующие педагогические условия:
- совершенствование коммуникативных навыков детей;
- использование детьми усвоенных правил и навыков общения в организации совместной деятельности детей;
- использование вариативных форм коллективного творчества детей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-ния нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень исследованности вопроса о развитии совместной деятельности у старших дошкольников.
2. Раскрыть возможности использования коллективных форм изобразительного творчества в развитии совместной деятельности у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
4. Выявить уровни развития совместной деятельности у старших дошкольников.
5. Разработать проект развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
Методологическую основу исследования составили научные концепции (М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной) о генезисе общения, труды отечественных ученых по проблемам социализации детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.В. Коломийченко, Л.В. Крайнова, Н.Б. Полковникова, Д.Б. Эльконин), научные исследования в области изобразительной деятельности дошкольника (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, А.И. Савенков).
Методы исследования, использованные в выпускной
квалификационной работе: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент, наблюдение, метод опроса, анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ «ЦРР - д/с №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»
Решение задач исследования осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап - (июнь 2015 - август 2015 г.) определение темы
исследования, подбор научной и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ научной и методической литературы, определение научного аппарата исследования, подбор комплекса диагностических методик.
Второй этап - (сентябрь 2015 - февраль 2016 г.) проведение
констатирующего эксперимента; разработка и описание проекта развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
Третий этап - (март 2016 - апрель 2016 г.) - обобщение материалов и результатов исследования; оформление результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша выпускная квалификационная работа была посвящена актуальной теме «Развития совместной деятельности старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества».
В процессе выполнения работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Выяснить степень исследованности вопроса о развитии совместной деятельности у старших дошкольников.
2. Раскрыть возможности использования коллективных форм изобразительного творчества в развитии совместной деятельности у старших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
4. Выявить уровни развития совместной деятельности у старших дошкольников.
5. Разработать проект развития совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
На основе анализа научной литературы мы выяснили, что коллективное творчество дошкольников способствует формированию умений совместной деятельности - договариваться, обсуждать способы действия, распределять задания между участниками деятельности.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от вос-питателя знания специфики коллективного творчества детей, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков совместной деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.К. Ривина и др.).
Выбор формы или методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа занятия по рисованию, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания детей, полученных в течение нескольких занятий. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации образовательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на занятии.
Практическая часть исследования включала проведение диагностики по выявлению уровня развития совместной деятельности у старших дошкольников и определению содержания образовательной работы по развитию совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества.
Проведенная диагностика позволила сделать вывод о необходимости проведения дополнительной работы по развитию у детей навыков общения, умения договариваться.
Содержание работы по развитию совместной деятельности у старших дошкольников с использованием коллективных форм изобразительного творчества было представлено нами на основе условий гипотезы исследования.
В заключении хочется отметить, что любимый детьми вид деятельности - изобразительная, может способствовать успешному развитию у дошкольников навыков совместной деятельности.



1. Барсукова Л. Педагог нового типа. //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С.21-25.
2. Белькова А.Н., Рындина А.Г. Совместная деятельность старших дошкольников в проектах художественно-эстетической направленности //Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.46-56.
3. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в д/с.: Книга для воспитателей. М. Просвещение, 1992.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
5. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Организация образовательной деятельности в режимные моменты: современные подходы //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.6-16.
6. Волобуева Л., Авилова Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и
B. М. Бехтерева. //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С.17.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Союз»,
2006. - 224 с.
8. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека// Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-12.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.:
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, перераб. - СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.
11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников./ Под ред. Т.А. Репиной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
12. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования
доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста /Автореферат дис. на соискание уч.степ. канд.пед. наук. - 13.00.07 - Екатеринбург, 2001. - 21 с.
13. Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств //Журнал «Дошкольное воспитание», 2009, № 2. - С.21.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
15. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста //Журнал «Детский сад от А до Я», 2004, № 5.-
C. 8.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
17. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
18. Крайнова Л.В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Дис.канд.пед.наук. - Москва, 1984. - 201 с.
19. Кудрявцева Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте //Детский сад: теория и практика. - 2014. - №
5. - С.14-20.
20. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Ростов н/Д, 2004. - 142 с.
21. Ледовских Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.106-110.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
23. Лыкова И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.90-106.
24. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.296.
25. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников как педагогическая проблема./ Педагогика и психология. Теория и методика обучения. -М.: «Сфера», 2005. - С. 57.
26. Масленникова Т.В., Колупаева Н.И. Планирование организованных видов деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.32¬42.
27. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./
Н.И.Ганощенко, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова и др.; Под ред. Е.О.Смирновой. - М.: Московский психолого-социальный институт;
Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с. (Серия «Библиотека педагога- практика»).
28. Менчинская Н. Развитие чувств у ребенка. //Журнал «Дошкольное воспитание», 2009, № 5. - С.19-21.
29. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС,
2007. - 560 с.
30. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой: Москва, издательство «Сов. энциклопедия», 1972 г. - 846 с.
31. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
32. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. , 1996. - 32 с.
33. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации. //Журнал «Дошкольное воспитание», 2010, № 10. - С.96.
34. Практикум по возрастной психологии: /Под ред. Л.А.Головей,
Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
35. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 320с.
36. Ривина Е.К., Гутникова М.А., Говедарска С. Традиционные игры в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.72-84.
37. Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошкольного возраста//Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 5. - С.6¬14.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер Ком, 1999. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2¬е изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.38.
40. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками//
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е
изд.,стереотип. - М.: Академия, 1998. - 384 с. С.6.
41. Созинова М.В. Детское рукоделие как средство развития творческих способностей девочек старшего дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 8. - С.82-90.
42. Софронова Т.И. Изобразительная деятельность дошкольника как социально-педагогический фактор развития личности: Дис...канд.пед.наук. - Москва, 1998. - 204 с.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. Высш. И сред. Учеб. Заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 1998. - 304 с.
44. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.//История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Пед. инст-в по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др.; Под ред. С.Ф.Егорова. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с. - С.198.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-
dok.html.
46. Чубенко Л.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов детского сада//Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 11. - С.56-74.
47. Шадрина Л.Г. Учимся общению //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.46-56.
48. Щетинина А.М. Условия освоения ребенком позиции субъекта деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.24-32.
49. Щетинина А.М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.36-46.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Просвещение, 2004. - 325 с.
51. Яппарова Г. Развитие основ социальной компетентности дошкольников в поликультурной среде. //Журнал «Дошкольное воспитание», 2009, № 12. - С.79.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ