Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ)

Работа №69083

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы обогащения опыта сотрудничества у
детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на
примере музыкально-театральной гостиной)..………………………..… 7
1.1. Сотрудничество в контексте социально-личностного развития
старшего дошкольника…………………………................................... 7
1.2. Использование культурных практик в деятельности дошкольных
образовательных организаций…………………………………………… 19
1.3. Педагогические условия обогащения опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкально-театральной гостиной) ……...………………………… 29
Глава 2. Экспериментальная работа по обогащению опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкально-театральной гостиной)………….………… 40
2.1. Выявление уровня сформированности опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста……................................................ 40
2.2. Содержание работы по обогащению опыта сотрудничества у детей
старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере
музыкально-театральной гостиной) ……………..……………………… 50
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…..……………… 57
Заключение………………………………………………………………… 62
Список использованной литературы…………………………………… 65
Приложение

Интеграционные процессы, происходящие в современном мире, обусловливают необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами как на межгосударственном, так
и на личностном уровнях. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного
процесса, требует развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество, сотворчество, партнерство, умение работать в команде, способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в социальной
и духовной сферах.
Педагогическая наука, рассматривая личность как главную ценность
общества, отводит ей роль активного, творческого субъекта познания, общения, деятельности и взаимодействия. Сотрудничество как одна из ценностей
культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также
позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.
Однако неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции
(детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества
с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.
В работах Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреевой, М.И. Лисиной,
В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др. раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчеркивается необходимость освоения опыта сотрудничества с дошкольного детства. Обогащение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном воз4
расте повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности детей к обучению в школе
(Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Е.В. Субботский и др.).
Анализ современных исследований показывает, что в разных видах деятельности создаются предпосылки для обогащения опыта сотрудничества
дошкольников. Наиболее изучены данные возможности в игровой (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая и др.), трудовой (P.C. Буре, М.В. Крулехт),
изобразительной (Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Таджибаева) деятельности, на занятиях (Л.С. Римашевская).
До настоящего времени остаются недостаточно исследованными возможности культурных практик в обогащении опыта сотрудничества у детей
старшего дошкольного возраста, в том числе возможности музыкальнотеатральной гостиной. Вместе с тем, своеобразие этого вида культурных
практик в детском саду, разнообразное образовательное содержание, возможность интеграции разных видов детской деятельности открывает большие перспективы для обогащения опыта сотрудничества у детей старшего
дошкольного возраста в культурных практиках на примере театральной гостиной.
Одним из основных принципов дошкольного образования, заявленным
Федеральном государственном стандарте дошкольного образования является
содействие и сотрудничество детей и взрослых. Социально-коммуникативное
развитие (согласно ФГОС ДО) направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками.
В связи с этим необходимым является поиск эффективных путей обогащении опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в
культурных практиках на примере театральной гостиной, что определило
выбор темы исследования.
Проблема исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих обогащению опыта сотрудничества у5
детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере
театральной гостиной).
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс обогащения опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия обогащения опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере театральной гостиной).
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс обогащения опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в
культурных практиках (на примере музыкально-театральной гостиной) будет
эффективным, если будет обеспечено:
 создание в дошкольной образовательной организации предметнопространственной развивающей образовательной среды;
 реализация личностно ориентированного подхода к заявленному процессу;
 профессионализм воспитателей в сфере обогащения опыта сотрудничества старших дошкольников;
 взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
по данной проблеме.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к проблеме сотрудничества дошкольников со сверстниками.
2. Изучить особенности использования культурных практик в деятельности
дошкольных образовательных организаций
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия обогащения
опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных
практиках на примере театральной гостиной.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сотрудничество является универсальным принципом, регулирующим
отношение человека к миру и другим людям. Оно выступает необходимым
условием полноценной деятельности человека в обществе. Человеческая
сущность проявляется в сотрудничестве, которое служит обязательным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни в
обществе.
Именно старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком
определенного уровня социально-личностного развития, его формирования
как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества.
Культурные практики являются одним из средств обогащения опыта
сотрудничества у старших дошкольников. Понятие «культурные практики»
в педагогику ввела Н. Б. Крылова, по еѐ мнению, культурные практики - это
разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка
виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и
складывающегося с первых дней жизни его уникального индивидуального
жизненного опыта. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии
со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
Одним из видов культурных практик является музыкально-театральной
гостиной. В музыкально-театральной гостиной включают следующие виды
деятельности дошкольников: слушание музыки, пение, музыкальные игры,
коммуникативные танцы-игры, игра в оркестре, игры-драматизации, игрыспектакли.
Музыкально-театральная гостиная способствует созданию положительные эмоции у дошкольников, но результаты их деятельности входят в
культуру детского сада, а значит, существенно влияют на социальный статус
ребенка, и, следовательно, на развитие его личности.64
Анализ научной литературы позволил выявить и обосновать педагогические условия, реализации которых обеспечит обогащение опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках
(на примере музыкально-театральной гостиной): создание в дошкольной образовательной организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды; реализация личностно ориентированного подхода к заявленному процессу; профессионализм воспитателей в сфере обогащения опыта сотрудничества старших дошкольников; взаимодействие дошкольного
образовательного учреждения с семьей по данной проблеме.
Экспериментальная работа проводилась в старшей группе МБДОУ
«Детский сад с. Стрелецкое», в экспериментальную работу было включено
17 детей.
Работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности
опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что на высоком уровне сформированности опыта сотрудничества находится 23,5% (4) детей, на среднем – 47,1% (8), на низком –
29,4% (5) детей старшей группы
Целью формирующего этапа эксперимента явилось апробация педагогических условий, способствующих, на наш взгляд, обогащению опыта сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в культурных практиках (на примере музыкально-театральной гостиной).


1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - с. 335.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудниче-ства: Книга для учителя. - Киев: «Освита», 1991. - 111 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших
уч.заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 476с.
4. Антонова Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: по-казатели и методы выявления // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
5. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений старшего дошкольно¬го возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника - М.: Про-свещение, 2008. - 180 с.
6. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаи-моотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этю-ды. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 112с.
7. Бараковская Н.И. Воспитание отношений сотрудничества между до-школьниками на основе гуманистических ценностей методами педагогиче-ского консультирования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011.
8. Белкина В.Н. Уровни взаимодействия детей со сверстниками // Яро-славский педагогический вестник. - Ярославль: ЯГПУ, 2013. - № 3-4. - С. 112 - 116
9. Беляева A.B. и др. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. - с.192 - 206.
10. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М.: Просве-щение, 1968. -233 с.
11. Брунер Жд. Культура образования - М., Просвещение, 2006. - 180 с.
12. Букатов В.М. «Шишел-мышел взял да вышел», настольная книжка вос-питателя по социо-игровым технологиям в старшей и подготовительной группе детского сада. - М: Сфера, 2009.-189 с.
13. Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских ка-честв личности ребенка (старший дошкольный возраст): Автореф. дисс. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2007.
14. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших до-школьников в театрализованной деятельности. — М.: Педагогическое обще-ство России, 2007. - 88 с.
15. Голубович И.В. Свидетельствование как культурная практика и как объ-ект исследования в современном гуманитарном знании. - Одесса, 2012.- 23 с.
16. Гудова М.Ю. Деятельность, культурная практика и социальный инсти-тут. - Челябинск, 2011. - 212 с.
17. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: автореф. дисс. .канд. пед.наук. - М., 2009. - 16 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 293 с.
19. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014. - 528с.
20. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. /Под ред. Т.А. Репи-ной. - М.: Педагогика, 1987. - 101 с.
21. Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приёмов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспита-телей старших и подготовительных к школе групп. - СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008. - 55с.
22. Иванов В.Г. Коллектив и личность. - СПб., 2007. - 74с.
23. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
24. Каблучко Л.Б.Требования к содержанию дошкольного образования в со¬ответствии с ФГОС ДО. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://a2b2.ru/methods cats/
25. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре кон-фликта.- СПб.: Детство Пресс, 1999. - 144 с.
26. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения на разных ступенях образователь-ной системы // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11685
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, комму-никабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Тера Системе,2001. - 431 с.
29. Комардина Н. Театрализованная деятельность в ДОУ. [Электронный ре-сурс] - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-
dejatelnost-v-dou-8812.html
30. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 106с.
31. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: учебное пособие. - М.: Гном, 2002. - 128 с.
32. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 212 с.
33. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2010. - 260с.
34. Кудрявцева Е.А. Особенности развития детского сотрудничества в старшем дошкольном возрасте // Детский сад: теория и практика - 2014 - № 5. - С. 14 -20.
35. Кузмин Е.С. Основы социальной психологии. - СПб.: ЛИТЕРА, 2011.
- 315 с.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1996.. - 222 с.
37. Маврина И.В. Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развиваю-щих занятиях: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2013. - 23с.
38. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активно-сти личности в детском возрасте. - М.: Прометей, 1990. - 219 с.
39. Масловская С.В. Методические рекомендации по разработке и реализа-ции культурно-антропологических практик в системе ДОУ — Оренбург: ФГБОУ ОГПУ ИПКиППРО, 2012. - 284 с.
40. Мид М. Культура и мир детства - М., 1988. - 256 с.
41. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
42. Открытия. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Е.Г. Юдиной. - М., 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/
43. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социаль-но-психологического исследования / Под ред. Т.А. Репиной М.: Педагогика, 1988. - 312с.
44. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. - Казань,1989. - 236с.
45. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/
46. Разноцветная планета. Примерная основная образовательная
программа дошкольного образования / Под редакцией Е.А. Хамраевой и И.В. Мальцевой. - М., 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.firo .ru/
47. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы дет-ского сада. - М.: Педагогика, 1988.-231с.
48. Римашевская Л.С. Сотрудничество и его своеобразие у детей дошколь-ного возраста // Детский сад: теория и практика - 2014 - № 5. - С.6 - 14
49. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образо-вания: деятельностный подход. - М., 2008. - 348с.
50. Рудовская И. Развитие сотрудничества в совместной деятельности у де-тей среднего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11.- С.42-52.
51. Сальникова Н.Е. От сотрудничества к сотворчеству. СПб, 1999.-78с.
52. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997. - 186с.
53. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Под ред. А.Л. Журавлева и др. М.: Наука, 2008.-232с.
54. Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: Методич. пособие для педагогов дошколь-ных учреждений. - СПб., «Детство-Пресс», 2013. -78 с.
55. Титова Н.И. Роль социо-игровой педагогики в развитии взаимоотноше-ний детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика - 2014 - № 5. - С.66 - 74
56. Тряпицына А.П. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. - 102 с.
57. Фадеева Е.М. Развитие сотрудничества со сверстником у детей до-школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and- sociology/general-and-pre-school-pedagogy/782-fadeeva-em
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru
59. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 5. - С. 23 - 27
60. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2006. - 542с.
61. Храмова М.А. Продуктивность сотрудничества субъектов образователь-ного процесса. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/xramova.pdf
62. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру». - М.: Издательство «Экзамен», 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/
63. Шипова А.В.Культурные практики как средство социализации детей младшего возраста в детском оздоровительном лагере: Автореф. диссер. канд. пед. наук - Саратов, 2014 - 128 с.
64. Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Вза-имоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания - М.: Просвещение,1996. - 384 с.
65. Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов [Элек-тронный ресурс] - Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic- school-psychologist/71-blanks-and-file-for-diagnostics/641-card-indexes- diagnostic-methods-for-different-age-periods


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ