ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ АНТОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Понятие словаря. Развитие словаря в
онтогенезе 8
1.2. Особенности лексики дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3. Возможности использования игровых технологий в обогащении
антонимами словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Исследование особенностей антонимичной лексики у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2. Методические рекомендации по обогащению антонимами словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием
игровых технологий 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
В дошкольном детстве закладывается фундамент общего развития ребенка. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности дошкольника. Роль дошкольного детства огромна в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Ребенок, познавая окружающий мир, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Словарный запас детей формируется за счет познания окружающей действительности, предметного мира. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, лингвисты, педагоги как А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, А.В.Запорожец, А.А. Леонтьев, Е.И. Сохин, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин
С.Н. Цейтлин и др.
Изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием посвящены исследования, в которых рассматриваются вопросы развития лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина и др.).
Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет взаимное общение ребенка с взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование их познавательной деятельности, задерживает развитие устной речи в целом, а также негативно сказывается на овладении письменной речью, что служит препятствием для овладения школьной программой.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.) подчеркивается, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Особенно эти дети испытывают серьезные трудности при подборе антонимов к преобладающему большинству слов. У детей с ОНР наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. В исследованиях ряда авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л Ф. Спирова, Т Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи , особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования словаря, позволяющего проанализировать особенности семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия при ОНР.
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о различных аспектах её изучения, о развитии лексики в онтогенезе, о структуре значения слова, о семантических полях. Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова.
Сравнительно недавно интерес к изучению антонимии возрос. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов.
Дети с общим недоразвитием речи даже в условиях специального обучения имеют значительные трудности в овладении словарем антонимов. Такие дети нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Данный аспект логопедической работы недостаточно представлен в литературе и недостаточно систематически реализован в логопедической практике. Поэтому выбранная нами тема является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обогащению антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
Цель: разработать методические рекомендации по обогащению
антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
Объект исследования: антонимичная лексика дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно методические аспекты логопедической работы по обогащению антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
Гипотеза исследования:
Логопедическая работа по обогащению антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий будет эффективной при реализации следующих условий:
1) поэтапность в работе, предполагающая последовательный переход от усвоения значений антонимов в пределах определенной лексической темы к употреблению их в речи;
2) обязательное включение усвоенной антонимичной лексики в процесс коммуникации;
3) использование игровых технологий в процессе обогащения, закрепления и активизации антонимичной лексики.
В соответствии с целью, предметом и объектом были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему обогащения антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
2. Выявить особенности словаря антонимов у старших дошкольников с ОНР.
3. Разработать методические рекомендации по обогащению антонимами словаря дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- Системный пoдxoд к изучению peчи и пcиxoлoгичecкoгo paзвития peбeнкa, кoмплeкcный пoдxoд к изучeнию peчи и психики (Б.Г. Aнaньeв, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Зaпopoжeц, А.Н. Лeoнтьeв, A.P. Лурия, С.Л. Рубинштейн);
- положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев);
- комплексный подход к анализу нарушения речевой деятельности и opгaнизaция кoppeкциoннo-пeдaгoгичecкoгo воздействия P.E. Левиной;
- исследования в области лексики детей с общим недоразвитием речи (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Методы исследования: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: анкетирование, беседа, педагогический эксперимент; анализ результатов исследования.
База исследования: «Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14» города Шебекино.
Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области антонимии с использованием игровых технологий. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и логопедической науке, возможности использования игровых технологий в обогащении антонимами словаря дошкольников. Так же были проанализированы особенности развития понимания и применения антонимов в речи детей с общим недоразвитием речи III уровня посредством сравнения с детьми старшего дошкольного возраста с нормой онтогенеза речевого развития. Разработаны методические рекомендации по обогащению антонимами словаря старших дошкольников с ОНР с использованием игровых технологий.
Исследование особенностей антонимичной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось на базе «МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида №14» города Шебекино Белгородской области.
Изучение антонимичной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилось на исследование пассивного словаря антонимов, изучение способности подбирать антонимы самостоятельно, умение выделять антонимы из набора слов, умение выделять антонимы в предложении, умение применять антонимы в словосочетаниях, умение применять антонимы в литературных текстах.
Анализ эксперемнтального исследования особенностей антонимичной лексики позволил сделать следующие выводы: старших дошкольников с ОНР с высоким уровнем не выявлено ни одного ребенка (0%), со средним уровнем выявлено два ребенка (29%), с низким уровнем 5 дошкольников (71%). Лишь немногие из них способны самостоятельно подобрать и найти антонимы, большинству требуются подсказки, выполнены в основном самые
простейшие задания, а также не поддаются глагольные антонимы.
Все это указывает на то, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирован словарь антонимов, что проявляется в характерных ошибках.
Дошкольники с нормальным речевым онтогенезом показали следующие результаты: с высоким уровнем выявлено 4 ребенка (57%), со средним 3 ребенка (43%), с низким уровнем не выявлено ни одного ребенка (0 %).
На основе полученных результатов нами была разработана система приемов коррекционно-логопедической работы по обогащению антонимами словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий.
Таким образом, реализовав все задачи в опытно-экспериментальной работе, можно подтвердить выдвинутую перед нами гипотезу проведенного исследования, что использование игровых технологий для обогащения антонимами словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее эффективно.
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./ М. М. Алексеева, В. И Яшина. - М.: Академия, 2000.
2. Антипова, Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание./ Ж.Антипова, - 2015. - №9.
3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей./ А.Ф, Ануфриев, С.Н. Костромина,- М.: Ось-89, 2007.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. / А.Г. Арушанова,- М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи // Дефектология./ В.И. Бельтюков,- 2014. - №3.
6. Бугровский, Л. А. Введение в языкознание / Л. А.- Бугровский. СПб: Питер, 2011.
7. Введенская, Л.А. и др. Современный русский литературный язык/ Л.А. Введенская,- М.: Наука, 2008.
8. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии./ Е.Н. Винарская,- М.: Просвещение, 2009.
9. Волина, В.В. Русский язык. Переиздание/ В.В. Волина,- Екатеринбург: Арго, 2006.
10. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: АПН СССР, 2012.
11. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1999.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008. - 671с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-
во Эксмо, 2005. - 1136 с.
14. Галкина, Е.М. Современный русский язык: Лексика/ Е.М. Галкина,-
М.: МГУ, 2009.
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев, - М.: АПН
РСФСР, 1961.
16. Голуб, И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов./ И.Б. Голуб,- М.: Владос, 2007.
17. Гризик Т.И. Из детства в отрочество. В мире слов: Пособие по изучению и развитию словаря детей 4-5 лет. - М.: Просвещение, 2006. - 47 с.
18. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона./
О.Е. Громова, - М.: Сфера, 2003.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников./ Л.Н. Ефименкова,- М.: Просвещение, 2011.
20. Жукова, Н.С. Формирование устной речи./ Н.С. Жукова,- М.: Соц.- полит. журн., 2014.
21. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева,- Екатеринбург: Литур, 2006.
22. Забрамная, С.Д., Костенкова, Ю.А. Развивающие занятия с детьми./ С.Д.
Забрамная, Ю.А.Костенкова,- М: Институт общегуманитарных
исследований, 2012.
23. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи./
А.В. Захарова,- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное
издательство, 1975.
24. Иваненко, А.П. Словарная работа в детском саду./ А.П. Иваненко,- Запорожье: Просвещение, 2015.
25. Иванова, Н.П. Лексические упражнения в детском саду // Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Н.П. Иванова,- М.: Просвещение, 2010.
26. Игровые технологии [электронный ресурс]: режим доступа:
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-doo- 2064993.html
27. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед./ Т.И. Исаева,- 2006. - №4. - с. 17-30
28. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В., Справочник психолога средней школы.
- Ростов н/Д: «Феникс», 2003
29. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи./ Г.А. Каше,- М: Учпедгиз, 1985.
30. Колесников, Н. П. Словарь паронимов и антонимов / Н. П. Колесников, -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
31. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить./ М.М. Кольцова,- М.: Сов.
Россия, 2009.
32. Коноваленко В.В. Антонимы. Картинный дидактический материал. Пособие для педагогов и родителей (В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Издательство ГНОМ иД.
33. Лаврентьева, А. А Формирование семантической стороны речи // Дошкольное воспитание. / А А.Лаврентьева, - 2006.
34. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи III уровня у дошкольников./ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова,- СПб.: Союз, 2009.
35. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей./ Р.Е. Левина,- М:
Просвещение, 2010.
36. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина,- М.: Просвещение, 2008.
37. Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков. Под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. - Москва : Медицина, 1969. - 288 с.
38. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [электронный ресурс]: Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 06.05.2018).
39. Могомид Н.А. Обогащение словарного запаса детей синонимами и антонимами [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie- rechi/2017/01/21/igry-na-obogashchenie-i-aktivizatsiyu-rechi-sinonimami-i
40. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Воло-совец. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
41. Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детство- пресс», 2007.
42. Реформатский, А. А. Введение в языкознание/ А. А.Реформатский, - М.: Аспект Пресс, 2007 - 536 с.
43. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. 279 [9] с
44. Селевёрстов В.И, Игры в логопедической работе с детьми - М, 1981
45. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников/ Ф.А. Сохин,- М., 2005.
46. Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа, методические
рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. - М.:
издательский центр «Вентана - Граф», 2009.
47. Тиханова М.И. Обогащение и активизация словаря у детей с общим
недоразвитием речи [электронный ресурс]: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn- -p1ai527572/
48. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
49. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника./ О. С. Ушакова,- М.: Изд- во института психотерапии, 2001.
50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.
51. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Совершенствование связной речи./ Т.
Б.Филичева, Т. В. Туманова,- М.: Мысль, 2014.
52. Фондов Д.В. Международный образовательный портал МААМ
[электронный ресурс]: режим доступа:
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-igrovyh-tehnologii-v- logopedicheskoi-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
53. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка. Изд.3, перераб./ Н.М. Шанский,- М.: ЛКИ, 2007.
54. Швайко Г.С. Под ред. В. В. Гербовой Игры и игровые упражнения для развития речи ББК 74.113.8 Ш 33, 1990