ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 8
1.1 Обзор систем подготовки будущих учителей в ведущих странах по качеству
образования 8
1.2 Процесс формирования системы независимой оценки будущих учителей в
России 32
1.3 Процедура отбора и набора учителей в общеобразовательную
организацию 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 55
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 58
2.1 Общая характеристика содержания исследования по применению процедуры
независимой оценки будущих учителей 58
2.2 Анализ результатов исследования по применению процедуры независимой
оценки будущих учителей 63
2.3 Проектирование развития внедрения результатов независимой оценки
будущих учителей в общеобразовательную организацию 86
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в связи с динамичным развитием различных отраслей, меняется представление о подготовке учителя к профессиональной деятельности. Пристальное внимание уделяется качеству образования не только школьников, но и учителей, которые будут их готовить к освоению современного мира. Данные тенденции отражаются в перестройке подходов к отбору, оценке и подготовке учителей по всему миру. Ведь качественный учитель обуславливает качественное общее образование, что подтверждают многочисленные исследования: результаты широкомасштабного проекта ОЭСР «Teachers matter» («Учителя играют важную роль»), данные анализа факторов, повлиявших на показатели стран, принимавших участие в PISA, также эту проблему исследовали компания «МакКинзи» (М. Барбер и доктор М. Муршед), Н.Л. Бельская и И.И. Черкасова.
Под качественным учителем нами понимается тот учитель, который знает свой предмет, владеет и применяет методические приемы преподавания своего предмета, знает современный мир, а также владеет soft skills (мягкие навыки), необходимыми для работы, в том числе коммуникативной грамотностью. Качественным учителем могут быть как опытный учитель, так и молодой специалист. Обе категории учителей имеют свои преимущества и недостатки. Благодаря опыту преподавания, учитель готов к различным нестандартным ситуациям, в то время, как у молодых специалистов опыт отсутствует, и им приходится пробовать и совершать ошибки. Молодые специалисты знают новые, современные методические приемы, что способствует увеличению интереса обучающихся к их предмету, а у опытных учителей, наоборот, может наблюдаться незнание тенденций, что ведет к уменьшению интереса обучающихся к их предмету. Опытный учитель осознает свою нагрузку, поэтому не испытывает психологических проблем, но в то же время этот специалист может испытывать профессиональное выгорание. Молодой специалист, наоборот, испытывает инициативность, но не готов психологически и эмоционально к повышенной нагрузке. Молодые специалисты современны, что дает им возможность общаться с обучающимися на одном языке, в то время, как опытные учителя могут испытывать конфликт поколений при взаимодействии с обучающимися. Повышенный интерес к качеству образования и его аналитике отражается в захватывающих многие страны единых инструментах оценки, а именно в международных исследованиях по качеству образования, таких известных, как TIMSS и PISA.
Структура отбора, оценки и подготовки учителей переходит от разрозненной оценки на разных этапах к комплексной и систематической, с отслеживанием профессионального развития учителя. Данный период можно обозначить как переходный, в рамках которого было бы актуально рассмотреть наиболее приемлемые подходы к отбору, оценке и подготовке учителей в нашей стране. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49) педагогические работники проходят независимую оценку в виде аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям, которая осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность [26]. Таким образом, учитель проходит процедуру независимой оценки профессиональной деятельности в первый раз только спустя 5 лет педагогической деятельности.
В связи с этим, нас заинтересовала система более раннего отбора педагогических кадров в общеобразовательную организацию.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему ВКР: «Развитие кадрового ресурса образовательной организации с учетом независимой оценки будущих учителей».
Объект исследования - развитие кадрового ресурса в образовательной организации.
Предмет исследования - независимая оценка будущих учителей.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении независимой оценки будущих учителей в структуре развития кадрового ресурса общеобразовательной организации.
В ходе данного исследования формулируется гипотеза, что применение независимой оценки будущих учителей является эффективным механизмом для выявления профессиональных знаний и умений будущих учителей при отборе кадрового ресурса в общеобразовательную организацию.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, необходимо решить следующие задачи в исследовании:
1. проанализировать системы подготовки будущих учителей в ведущих странах по качеству образования;
2. рассмотреть процесс формирования независимой системы оценки будущих учителей в России;
3. описать практики процедур отбора и набора учителей в общеобразовательную организацию;
4. выявить особенности применения процедуры независимой системы оценки будущих учителей;
5. определить набор профессиональных знаний и умений, выявляемых и не выявляемых в ходе процедуры независимой оценки будущих учителей;
6. рассмотреть применение механизмов на стыке педагогический университет - общеобразовательная организация, раскрывающих профессиональные знания и умения будущих учителей.
В работе использованы следующие методы исследования:
• аналитический метод - анализ и обобщение литературы по системам оценки будущих учителей в ведущих странах по качеству образования;
• методы сбора данных - анкетирование и опрос молодых специалистов и руководителей общеобразовательных организаций, принимавших участие в сертификации «Московский учитель»;
• типологический метод - выявление закономерностей и обобщение результатов анкетирования и опроса молодых специалистов и руководителей общеобразовательных организаций, принимающих участие в сертификации «Московский учитель».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и углублении знаний о системах подготовки будущих учителей в ведущих странах по качеству образования, а также об опыте формирования системы независимой оценки будущих учителей в России.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют внедрению процедуры независимой оценки будущих учителей в систему отбора кадров общеобразовательной организации и повышению качества процедуры отбора. Данные о профессиональных умениях и знаниях молодого специалиста, полученные в ходе исследования могут применяться специалистами в области оценки качества образования для разработки и доработки процедур независимой оценки будущих учителей, а также специалистами в педагогических университетах и общеобразовательных организациях для выстраивания механизмов взаимодействия при практической подготовке будущих учителей.
Цель и задачи исследования определили структуру и содержание работы, состоящей из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи исследования, раскрывается практическая значимость исследования, определяются его методы, а также описание выпускной квалификационной работы.
В первой главе описываются отечественные и зарубежные подходы к подготовке будущих учителей и существующие подходы к отбору и набору будущих учителей в России.
Во второй главе описывается исследование по изучению особенностей представлений о процедуре независимой оценки будущих учителей на стыке педагогический университет - общеобразовательная организация и раскрываются дополнительные механизмы на стыке педагогический университет - общеобразовательная организация, раскрывающие профессиональные знания и умения будущих учителей.
В заключении приводятся общие выводы исследования.
Приложение включает дополнительный материал к тексту выпускной квалификационной работы.
Поскольку качественный учитель обуславливает качественное образование, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, пристальное внимание уделяется качественному педагогическому образованию.
Учитель проходит процедуру независимой оценки профессиональной деятельности в формате аттестации на соответствие занимаемой должности спустя 5 лет педагогической деятельности. В связи с этим, нас заинтересовала система более раннего отбора педагогических кадров в общеобразовательную организацию, а именно независимая оценка будущих учителей в структуре развития кадрового ресурса общеобразовательной организации.
При решении задачи «проанализировать системы подготовки будущих учителей в ведущих странах по качеству образования» были проанализированы системы подготовки и оценки будущих учителей 5 стран- лидеров согласно PISA и TIMSS. Во всех этих странах существует отбор педагогических кадров на раннем этапе перед вхождением в профессию. В Сингапуре и Финляндии отбор происходит на этапе получения педагогического образования, а также при трудоустройстве в общеобразовательную организацию в Финляндии (второй этап отбора), Японии, США и Австралии.
При решении задачи «рассмотреть процесс формирования независимой системы оценки будущих учителей в России» было рассмотрено, что в России опыта раннего отбора педагогических кадров на федеральном уровне нет, однако существуют частные опыты, которые проводятся в формате независимой оценки будущих учителей (выпускников педагогического университета), которая должна соответствовать определенным требованиям. В работе был рассмотрен опыт Елабужского института ФГАОУ БО КФУ (1 этап - заявление, видеозапись фрагмента урока (20-25 минут) и письменный анализ этого урока; 2 этап - онлайн решение тестовых заданий и составление плана урока) и опыт ГАОУ ВО МГПУ (1 этап - предметный экзамен в формате ЕГЭ); 2 этап - модельное учебное занятие (20-25 минут); 3 этап - собеседование с руководством общеобразовательных организаций) по применению независимой оценки будущих учителей, которая позволяет получить дополнительную информацию о профессиональных знаниях, умениях и навыках будущего учителя, необходимых в работе учителем.
При решении задачи «описать практики процедур отбора и набора учителей в общеобразовательную организацию» было изучено, что данная процедура не едина среди всех общеобразовательных организаций, поскольку было описано, что руководители общеобразовательных организаций используют различные ресурсы и источники при наборе учителей: сервисы интернет-рекрутинга, банк резюме педагогических работников, запрос в педагогические университеты, социальные сети или рекомендации коллег и знакомых. Руководители общеобразовательных организаций используют и различные методики по набору кадров: анализ резюме, собеседование, тестирование, решение кейсовых заданий, демонстрация фрагмента учебного занятия и портфолио.
В связи с чем, была сформулирована гипотеза, что применение независимой оценки будущих учителей на примере сертификации ГАОУ ВО МГПУ «Московский учитель» является эффективным механизмом для выявления профессиональных знаний и умений будущих учителей при отборе кадрового ресурса в общеобразовательную организацию.
В соответствии с этим, были разработаны и проведены опрос молодых специалистов (выпускники ГАОУ ВО МГПУ) и опрос руководителей общеобразовательных организаций (эксперты сертификации «Московский учитель» или принимающая на работу общеобразовательная организация по итогу сертификации «Московский учитель»). Опросы направлены на выявление особенностей отбора кадрового ресурса в общеобразовательную организацию, особенностей применения процедуры независимой системы оценки будущих учителей при отборе кадрового ресурса, особенностей набора профессиональных знаний и умений, раскрываемых в ходе независимой оценки будущих учителей.
При решении задачи «выявить особенности применения процедуры независимой системы оценки будущих учителей» по результатам опроса молодых специалистов и руководителей общеобразовательных организаций были выявлены следующие особенности: результаты независимого оценивания доступны для будущего учителя и руководителя общеобразовательной организации, процедура имеет единый для всех участников формат, в процедуре важно наличие методов объективной и субъективной оценки будущих учителей, процедура позволяет учитывать требования руководителей общеобразовательных организаций (работодателей) под запросы их организаций, искусственная среда для демонстрации профессиональных знаний и умений будущих учителей.
При решении задачи «определить набор профессиональных знаний и умений, выявляемых и не выявляемых в ходе процедуры независимой оценки будущих учителей» были определены проверяемые знание профильного предмета будущих учителей, умение оценивать работу обучающихся и свою работу, умение применять разнообразные формы работы с обучающимися, умение включать обучающихся в процесс урока, умение ставить задачи урока, проводимого будущим учителей и умение самопрезентации. Также, были определены непроверяемые умение взаимодействовать с обучающимися, умение взаимодействовать с родителями; знание реальных профессиональных обязанностей, умение справляться с нагрузкой, умение взаимодействовать с родителями обучающихся, знание о ведении документации и умение взаимодействовать с администрацией и коллегами.
Таким образом, гипотеза подтвердилась частично, поскольку независимая оценка будущих учителей охватывает не все аспекты профессиональной деятельности учителя.
При решении задачи «рассмотреть применение механизмов на стыке педагогический университет - общеобразовательная организация, раскрывающих профессиональные знания и умения будущих учителей» было рассмотрено, что кейсы-тренажеры, ролевые игры и элективные курсы, проводимые педагогическим университетом, развивают умение взаимодействовать с родителями обучающихся; тренинги командообразования, кейсы-тренажеры, ролевые игры, элективные курсы, проводимые педагогическим университетом, и стажировка будущего учителя в общеобразовательной организации развивают умение взаимодействовать с коллегами и администрацией общеобразовательной организации; стажировка будущего учителя в общеобразовательной организации развивает знание о реальных профессиональных обязанностях учителя; наставническая поддержка, получаемая от педагогического университета и общеобразовательной организации, улучшает психологическую готовность будущего учителя к профессиональной нагрузке; наставническая поддержка и стажировка будущего учителя в общеобразовательной организации развивает умение взаимодействовать с обучающимися и поддерживать дисциплину; наставническая поддержка и стажировка будущего учителя в общеобразовательной организации развивает знание о ведении документации. Таким образом, большинство направлений профессиональной деятельности учителя, не раскрываемых в ходе процедуры независимой оценки будущих учителей «Московский учитель», но необходимых в работе учителя, по результатам проведенных опросов, раскрываются в ходе проведения стажировки с наставнической поддержкой. При этом, в России существует проблема наличия стажировок, для внедрения которой необходимы положение о стажировке, положение о наставничестве и трехсторонний договор между педагогическим университетом, общеобразовательной организацией и будущим учителем.
Соответственно, считаем необходимым расширять процедуру независимой оценки будущих учителей с помощью внедрения в нее стажировки будущих учителей с наставнической поддержкой, а также с помощью внедрения кейсов-тренажеров, ролевых игр и элективных курсов. При этом, необходима совместная работа педагогического университета и общеобразовательной организации, возможно, с применением предложенных в работе механизмов, в процедуре независимой оценки будущих учителей.
1. Айгунова, О.А. Сертификат «Московский учитель»: возможности и перспективы / UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 2 / Под ред. С.Н. Вачковой. - М.: Экон-информ, 2018. - С. 175-185.
2. Геворкян Е.Н., Савенков А.И., Вачкова С.Н., Зиновьева Т.И., Львова А.С., Любченко О.А., Поставнёв В.М., Айгунова О.А., Воропаев М.В., Смирнова П.В., Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности: коллективная монография / Науч. ред. А.И. Савенков. - М.: Издательство «Перо», 2015. - 161 с.
3. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебное пособие для университетов 5-е изд. / А.П. Егоршин. - М.: Нимб. 2015. - 300 с.
4. Жегин, П.А. Поддержка начинающих учителей: опыт Австралии, Новой Зеландии, Ирландии / Жегин П.А. // Педагогическое образование в России. - 2011. - №2. - С. 238-245.
5. Заир-Бек, Е.С., Пискунова Е.В. Анализ зарубежных практик адаптации молодого учителя к профессиональной деятельности / Заир-Бек Е.С., Пискунова Е.В. // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4. - С. 92-99.
6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28 мая 2014 г. N 3241п-П8) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
7. Официальный сайт Министерства образования и науки республики Татарстан [Электронный ресурс]/ Министерство образования и науки
8. Павлова, Т.Л. Профессионализм учителя японской школы: пути становления / Павлова Т.Л. // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2014. - №4 (41). - С. 152-156.
9. Петровичева, С.В. Набор персонала с помощью социальных сетей / Петровичева С.В. // Управление человеческим потенциалом. - 2015. - № 3. - С. 218-223.
10. Положение о реализации проекта «Сертификат «Московский учитель»» для студентов выпускных курсов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (утв. ГАУО ВО МГПУ от 20 ноября 2018г. № 721 общ.) [Электронный ресурс]/ Московский городской университет МГПУ. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://mgpu.ru/
11. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 12.03.2020) «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 23.04.2020).
12. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об
утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» [Электронный
ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
14. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997¬2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
15. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 г. № 276 (с изм. от 28.04.2020) «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 30.04.2020).
16. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
17. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 12.02.2019).
18. Разнодежина, Э.Н. Человеческие ресурсы: их роль и значение / Разнодежина Э.Н. // Управление экономическими системами. - 2011. - №1. - С. 3-5.
19. Семенченко, Т.А. Отруктурд системы высшего педагогического образования Австралии / Семенченко Т.А. // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - №20 (163). - С.258-262.
20. Семина, А.П. Оценка персонала методом «360 градусов» / Семина А.П. // Фундаментальные исследования. - 2020. - №2. - С. 65-69.
21. Сергиенко, А.Ю. Управление педагогическим образованием в Сингапуре / Сергиенко А.Ю. // Управление образованием: теория и практика». - 2018. - №1 (29). - С. 23-35.
22. Сидоркин, А.М. Профессиональная подготовка учителей в США: уроки для России / Сидоркин А.М. // Вопросы образования. - 2013. - №1. - С. 136-157.
23. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 30.04.2020).
24. Учитель воспринимается как драгоценный камень: как готовят учителей в Сингапуре [Электронный ресурс]/ Мел. Медиа про образование и воспитание детей. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://mel.fm/
25. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 30.04.2020).
26. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru(дата обращения: 30.04.2020).
27. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. (Серии "Библиотека журнала 'Управление персоналом") / С.В. Шекшня. — М.: ЗАО"Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. — 368 с.
28. Ширшова, И.А. Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования / Ширшова И.А. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - Том 27. - 2014. - № 4. - С. 26-35.
29. Alternative Teacher Certification Guide [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.teachercertificationdegrees.com/alternative/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.01.2019).
30. Bautista, A., Wong, J., & Gopinathan, S. (2015). Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education, 7(3), 311-326.
31. How Singapore Developed a High-Quality Teacher Workforce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asiasociety.org/global-cities- education-network/how-singapore-developed-high-quality-teacher-workforce. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.01.2019).
32. Niemi, H. (2015). Teacher professional development in Finland: Towards a more holistic approach. Psychology, Society and Education, 7(3), 278-294.
33. Pollari, Pirjo; Salo, Olli-Pekka; and Koski, Kirsti. (). In Teachers We Trust - the Finnish Way to Teach and Learn. i.e.: inquiry in education: Vol. 10: Iss. 1, Article 4.
34. Singapore: Teacher and Principal Quality [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://ncee.org/what-we-do/center-on-international-education-
benchmarking/top-performing-countries/singapore-overview-2/singapore-teacher- and-principal-quality/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.01.2019).
35. The Long and Short of Becoming A Teacher In The U.S. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tobecomeateacher.org/the-long-and-short-of- becoming-a-teacher-in-the-u-s/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 23.01.2019).