Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1. Философские основы воспитания нравственных ценностей 14
1.2. Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников 36
1.3. Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы 59
Выводы по I главе 75
Глава II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников 77
2.2. Концептуальная модель построения воспитательной системы класса по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя 91
2.3. Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя 108
2.4. Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя 132
Выводы по II главе 141
Глава III. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы 144
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 162
Выводы по III главе 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 182
ЛИТЕРАТУРА
189
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения, девальвации нравственных ценностей, отчуждения молодежи от институтов воспитания. Педагоги, родители, общественность справедливо обеспокоены ростом правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних, их гражданской позицией, направленной на обогащение, потребление материальных ценностей, упрощение внутренней жизни. Для разрешения этих проблем необходимо создание воспитательного механизма, адекватного новому времени. В этой связи в «Национальной доктрине образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» ставится задача усиления воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны.
В этих условиях особенно остро встает необходимость воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе. Приоритет воспитания нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, они принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации. Нравственные ценности не существуют в отрыве от других ценностных отношений. Они как бы накладываются на все виды ценностей, облагораживая
В заключении диссертации подводятся итоги теоретической и экспериментальной части исследования и делается вывод о том, что в ходе исследования путем решения его задач удалось подтвердить основные положения гипотезы и получить значимые результаты по формированию нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задача¬ми были получены основные научные результаты.
1. На основе теоретического анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы. В диссертации доказывается, что воспитание нравственных ценностей учащихся осуществляется на основе постоянного по-вседневного раскрытия для воспитанников ценностной сущности предметов и взаимоотношений реального мира.
2. В исследовании выяснено, что общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Нравственные ценности человека, ориентированные на добро, уважение, совестливость, воспитываются в процессе непрестанного взращивания и «творения» добра.
1. Конституция Российской Федерации /Отв. ред. Ю.А. Тихо¬миров. - М: Юридическая литература. - 1994. - 133 с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа. - 1992. - 61 с.
3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) //Народное образование. - 2000 - №2. - С.9-26.
4. Программа развития воспитания в системе образования Рос¬сии на 1999-2001 годы //Народное образование. - 2000. - №1. - С.236-259.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федера¬ции //Учительская газета. - 2000. - №43. - С.6-7.
6. Федеральная программа развития образования //Вестник об-разования. - 2000. - №12. - С.3-70.
7. Концепция модернизации российского образования на пери¬од до 2010 года //Вестник образования: Сборник приказов и инструк¬ций Министерства образования. - 2002. - №6. - С. 11 -40.
8. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 334с.
9. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом ма-териализме. - М.: Мысль, 1974. - 70с.
10. Алексеев Н.А. Понятие личностно-ориентированного обу¬чения //Завуч. - 1999 - №3. - С. 113-126.
11. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М: изд-во Дом Ш.Амонашвили. - 1996. - 494 с.
12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и по-требление. - М.: Мысль. - 1988. - С. 15-45.
190
13. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для техно¬логий. - 2002. - 272. с.132
14. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 60-65.
15. Антология мировой философии. В 4-х т. - М.: Мысль /Под ред. Н.С. Нарского идр. - Т.2. - 1971. -360с.
16. Аристотель. Сочинения: В 4т. - М.: АН СССР, инст-т философии. - 1975.
17. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категрии. Минск: Литература. - 1998. - 1392 с.
18. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды - М.:Педагогика - 1989. - 558с.
19. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, уча¬щихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ. - 1992. - 39с.
20. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изучение эффективности воспитательной системы школы: Учебно-методичес¬кое пособие. - Псков: ПОИПКРО. - 1994. - 93с.
21. Барышников Е.Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук. - С.-Петербург. - 1999. - 133с.
22. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и вос-питательной системах. - СПб.: С.- Петербург - 1996. - 122с.
23. Батищев Г.С. Воспитание в общении //Учительская газета.
- 1988. - 31 марта.
24. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. - М.:Наука. /Под ред. И.Т. Фролова. - 1986. - С.108-222.
25. Безрукова В.С. Педагогика: Проектная педагогика: Учеб.
191
пособие. - Екатеринбург: Деловая книга. - 1996. - 344с.
26. Бекетова Н.В. Воспитание личного духа как проблема национальной школы //Стандарты и мониторинг в образовании. - М. - 2002. - №2. - С. 15-32.
27. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М.: Просвещение. - 1991. - 176с.
28. Бердяев Н.А. Философские свободы: Смысл творчества. - М.: Правда. - 1989. - 607 с.
29. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем //Системные исследования: Ежегодник /Ред. колл.: И.В. Блауберг и др. - М.: Наука. - 1973. - С.20-37.
30. Берталанфи Л. Общая теория: Системно-критический об¬зор //Исследования по общей теории систем /Под ред. В.Н. Садовско¬го и Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс. - 1969. - С. 23-82.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика. - 1989. - 192с.
32. Библиотека русского фольклора. - М.: Русская книга. - 1992. - в 12т. - Т. 5. - С. 315.