СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения склонности к зависимости
от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки 8
1.1 Понятие склонности к зависимости от компьютерных игр в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 22
1.3. Роль самооценки в формировании склонности к зависимости от
компьютерных игр у подростков 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем
самооценки 43
2.1. Организация, методы и этапы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 52
2.3. Программа коррекции и развития уровня увлеченности компьютерными
играми у подростков 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения склонности к зависимости
от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки 8
1.1 Понятие склонности к зависимости от компьютерных игр в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 22
1.3. Роль самооценки в формировании склонности к зависимости от
компьютерных игр у подростков 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем
самооценки 43
2.1. Организация, методы и этапы исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 52
2.3. Программа коррекции и развития уровня увлеченности компьютерными
играми у подростков 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что вследствие масштабности изменений происходящих в психике подростка этот возраст является одним из наиболее подверженных влиянию внешней среды, в том числе компьютерных технологий. Так как подростки являются наиболее активными игроками, развитие индустрии компьютерных игр ставит перед психологами множество вопросов о том, какое влияние они оказывают на психическое развитие подростка, в частности на его эмоционально-личностные особенности.
21 век называют веком информационных технологий, а это ведет за собой не только улучшение и упрощение жизни, но и массу проблем. Информационная среда меняет представление людей о пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд психологических новообразований.
Сегодня увлеченность современной молодежи компьютерными технологиями стала чрезмерно выраженной. Одной из самых распространённых и привлекательных компьютерных технологий является компьютерная игра, наиболее активными участниками которой являются подростки. Компьютерные игры - это развлечение, которое может перерасти в патологическую зависимость. Проблема влияния компьютерных игр на эмоционально-личностное развитие подростков вызывает повышенное внимание исследователей в современной психологии, так как многие игры провоцируют агрессивное поведение, тревожные состояния у подростков. Возникают негативные последствия, которые проявляются в том, что сужается круг интересов подростка, возникает стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах, что в свою очередь ведет к снижению самооценки и неуверенности в себе.
В данной работе изучается проблема склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования психологических последствий зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютерным играм разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
В условиях всё большего развития информационных технологий в современном обществе некоторые психологи и психиатры стали выделять в своих исследованиях возможность возникновения аддиктивного поведения по отношению к новым средствам коммуникации. Так, например, существует мнение о возможности возникновения аддикции по отношению к мобильному телефону, сетевым компьютерным играм и, в частности, к глобальной сети Интернет.
В отечественных исследованиях изучение аддиктивного поведения, и в частности зависимости компьютерных игр представлено в работах В.Д. Менделевича, Е.В. Змановской, А.Е. Войскунского, В.Ю. Рыбникова, А.В. Котлярова, А.Ю Акопова, С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, А.Ю. Егорова, М.И. Дрепа, К.В. Зорина, И.В. Колотиловой, В.Г. Соловьянюк-Кротовой, Н.В. Майсак, И.В. Леоновой и других.
Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки?
Цель исследования - изучить склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков.
3. Изучить особенности и проявления самооценки подростков.
4. Изучить связь особенностей склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков и уровня их самооценки.
5. Разработать программу коррекции и развития уровня увлеченности компьютерными играми у подростков.
Объектом исследования является склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков.
Предметом исследования является склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков связана с уровнем их самооценки: подростки с низкой и заниженной самооценкой воспринимают компьютерные игры как средство общения и самоутверждения, проявляя склонность к зависимости от компьютерных игр.
Методологической основой исследования являются: принцип системности, разработанный в трудах Б.В. Ломова, который позволяет изучать личность и ее характеристики с позиции системности, целостности, структурности; принцип развития, представленный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина и др.
Теоретической основой исследования являются работы таких ученых как В.Д. Менделевича, Е.В. Змановской, А.Е. Войскунского, В.Ю. Рыбникова, А.В. Котлярова, А.Ю. Акопова, С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, А.Ю. Егорова, М.И. Дрепа, К.В. Зорина, И.В. Колотиловой, В.Г. Соловьянюк-Кротовой, Н.В. Майсак, И.В. Леоновой и других.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностический метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
Для математической обработки данных использовались методы математической статистики, среди которых: коэффициент ранговой корреляции Пирсона, посредством которого выявлялись корреляционные связи между показателями.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми А. В. Гришиной
2. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).
Теоретическая значимость исследования: заключается в привлечении внимания к проблеме склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
Практическая значимость исследования: заключается в возможностью использования результатов исследования с целью оптимизации взаимодействия с подростками для эффективного процесса их личностного самоопределения, а также становления их социальной ответственности.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья:
1. Шукчус Л.В. Выраженность зависимости от компьютерных игр подростков с разным уровнем самооценки / Л.В. Шукчус, И.В. Старыгина // Международная научно-практическая конференция «Новая наука: современное состояние и пути развития». - г.Оренбург в Зч. Ч.З - Стерлитамак, АМИ, 2017. - С. 107-110.
Выборка и база исследования:
Исследование проводилось на базе Ивнянской средней общеобразовательной школы №1. В исследовании принимало участие 60 человек, учащиеся 6-8 классов. Из них 20 -учащиеся 6 классов, 18 - учащиеся 7 классов и 22 - учащиеся 8 классов.
21 век называют веком информационных технологий, а это ведет за собой не только улучшение и упрощение жизни, но и массу проблем. Информационная среда меняет представление людей о пространстве и времени, воздействует на личность человека, на систему его отношений с внешним миром, вызывая целый ряд психологических новообразований.
Сегодня увлеченность современной молодежи компьютерными технологиями стала чрезмерно выраженной. Одной из самых распространённых и привлекательных компьютерных технологий является компьютерная игра, наиболее активными участниками которой являются подростки. Компьютерные игры - это развлечение, которое может перерасти в патологическую зависимость. Проблема влияния компьютерных игр на эмоционально-личностное развитие подростков вызывает повышенное внимание исследователей в современной психологии, так как многие игры провоцируют агрессивное поведение, тревожные состояния у подростков. Возникают негативные последствия, которые проявляются в том, что сужается круг интересов подростка, возникает стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах, что в свою очередь ведет к снижению самооценки и неуверенности в себе.
В данной работе изучается проблема склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования психологических последствий зависимости от компьютерных игр в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютерным играм разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
В условиях всё большего развития информационных технологий в современном обществе некоторые психологи и психиатры стали выделять в своих исследованиях возможность возникновения аддиктивного поведения по отношению к новым средствам коммуникации. Так, например, существует мнение о возможности возникновения аддикции по отношению к мобильному телефону, сетевым компьютерным играм и, в частности, к глобальной сети Интернет.
В отечественных исследованиях изучение аддиктивного поведения, и в частности зависимости компьютерных игр представлено в работах В.Д. Менделевича, Е.В. Змановской, А.Е. Войскунского, В.Ю. Рыбникова, А.В. Котлярова, А.Ю Акопова, С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, А.Ю. Егорова, М.И. Дрепа, К.В. Зорина, И.В. Колотиловой, В.Г. Соловьянюк-Кротовой, Н.В. Майсак, И.В. Леоновой и других.
Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки?
Цель исследования - изучить склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков.
3. Изучить особенности и проявления самооценки подростков.
4. Изучить связь особенностей склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков и уровня их самооценки.
5. Разработать программу коррекции и развития уровня увлеченности компьютерными играми у подростков.
Объектом исследования является склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков.
Предметом исследования является склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков связана с уровнем их самооценки: подростки с низкой и заниженной самооценкой воспринимают компьютерные игры как средство общения и самоутверждения, проявляя склонность к зависимости от компьютерных игр.
Методологической основой исследования являются: принцип системности, разработанный в трудах Б.В. Ломова, который позволяет изучать личность и ее характеристики с позиции системности, целостности, структурности; принцип развития, представленный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина и др.
Теоретической основой исследования являются работы таких ученых как В.Д. Менделевича, Е.В. Змановской, А.Е. Войскунского, В.Ю. Рыбникова, А.В. Котлярова, А.Ю. Акопова, С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, А.Ю. Егорова, М.И. Дрепа, К.В. Зорина, И.В. Колотиловой, В.Г. Соловьянюк-Кротовой, Н.В. Майсак, И.В. Леоновой и других.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностический метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
Для математической обработки данных использовались методы математической статистики, среди которых: коэффициент ранговой корреляции Пирсона, посредством которого выявлялись корреляционные связи между показателями.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Тест-опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми А. В. Гришиной
2. Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси).
Теоретическая значимость исследования: заключается в привлечении внимания к проблеме склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с разным уровнем самооценки.
Практическая значимость исследования: заключается в возможностью использования результатов исследования с целью оптимизации взаимодействия с подростками для эффективного процесса их личностного самоопределения, а также становления их социальной ответственности.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья:
1. Шукчус Л.В. Выраженность зависимости от компьютерных игр подростков с разным уровнем самооценки / Л.В. Шукчус, И.В. Старыгина // Международная научно-практическая конференция «Новая наука: современное состояние и пути развития». - г.Оренбург в Зч. Ч.З - Стерлитамак, АМИ, 2017. - С. 107-110.
Выборка и база исследования:
Исследование проводилось на базе Ивнянской средней общеобразовательной школы №1. В исследовании принимало участие 60 человек, учащиеся 6-8 классов. Из них 20 -учащиеся 6 классов, 18 - учащиеся 7 классов и 22 - учащиеся 8 классов.
Сегодня увлеченность современной молодежи компьютерными технологиями стала чрезмерно выраженной. Одной из самых распространённых и привлекательных компьютерных технологий является компьютерная игра, наиболее активными участниками которой являются подростки. Компьютерные игры - это развлечение, которое может перерасти в патологическую зависимость. Проблема влияния компьютерных игр на эмоционально-личностное развитие подростков вызывает повышенное внимание исследователей в современной психологии, так как многие игры провоцируют агрессивное поведение, тревожные состояния у подростков. Возникают негативные последствия, которые проявляются в том, что сужается круг интересов подростка, возникает стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах, что в свою очередь ведет к снижению самооценки и неуверенности в себе.
В результате проведенного исследования связи склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с их уровнем самооценки мы пришли к следующим выводам:
1. 15% подростков имеют естественный уровень вовлеченности в компьютерные игры. Это свидетельствует о том, что КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, редко играют и думают об игре;
2. 32 % подростков имеют средний уровень вовлеченности в компьютерные игры, то есть склонность к зависимости от компьютерных игр. Это говорит о том, что КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции. Средний уровень вовлеченности в компьютерные игры мы рассматриваем как склонность к зависимости от компьютерных игр.
3. У 53% подростков имеется зависимость от компьютерных игр: КИ занимают все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов.
4. У 18% подростков была выявлена высокая адекватная самооценка. Эти подростки заслуженно ценят и уважают себя, довольны собой, у них развито чувство собственного достоинства.
5. 15% подростков имеют среднюю адекватную самооценку, что говорит о том, что они уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию.
6. У 20% подростков была выявленная высокая неадекватная самооценка, что свидетельствует о необъективной оценке подростком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
7. 22% испытуемых имеют низкую адекватную самооценку. Это значит, что у таких подростках существует комплекс неполноценности. Они неуверенны в себе, робки, пассивны. Такие подростки отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим.
8. У 25% испытуемых была выявлена низкая неадекватная самооценка. Такие подростки чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.
9. Была выявлена значимая корреляционная связь между низкой адекватной и низкой неадекватной самооценкой со средним уровнем вовлеченности в компьютерные игры и уровнем зависимости от компьютерных игр.
10. Подростки с высокой неадекватной самооценкой не имеют значительной корреляционной связи ни с одним уровнем вовлеченности в компьютерные игры.
11. Высокий адекватный и средний адекватный уровни самооценки значимо связанны с естественным уровнем вовлеченности в компьютерные игры, то есть эти подростки используют компьютерные игры, как развлечение.
Сформулированная нами гипотеза о том, что склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков связана с уровнем их самооценки полностью подтверждается: подростки с низкой и заниженной самооценкой воспринимают компьютерные игры как средство общения и самоутверждения, проявляя склонность к зависимости от компьютерных игр, подтверждается.
В результате проведенного исследования связи склонности к зависимости от компьютерных игр у подростков с их уровнем самооценки мы пришли к следующим выводам:
1. 15% подростков имеют естественный уровень вовлеченности в компьютерные игры. Это свидетельствует о том, что КИ носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, редко играют и думают об игре;
2. 32 % подростков имеют средний уровень вовлеченности в компьютерные игры, то есть склонность к зависимости от компьютерных игр. Это говорит о том, что КИ является важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах КИ, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру; КИ выполняет компенсаторные функции. Средний уровень вовлеченности в компьютерные игры мы рассматриваем как склонность к зависимости от компьютерных игр.
3. У 53% подростков имеется зависимость от компьютерных игр: КИ занимают все свободное время; подросток думает о КИ, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов.
4. У 18% подростков была выявлена высокая адекватная самооценка. Эти подростки заслуженно ценят и уважают себя, довольны собой, у них развито чувство собственного достоинства.
5. 15% подростков имеют среднюю адекватную самооценку, что говорит о том, что они уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию.
6. У 20% подростков была выявленная высокая неадекватная самооценка, что свидетельствует о необъективной оценке подростком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.
7. 22% испытуемых имеют низкую адекватную самооценку. Это значит, что у таких подростках существует комплекс неполноценности. Они неуверенны в себе, робки, пассивны. Такие подростки отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим.
8. У 25% испытуемых была выявлена низкая неадекватная самооценка. Такие подростки чрезвычайно остро реагируют на критику, порицание, пристрастно интерпретируют смех окружающих, оказываются подозрительными и вследствие этого более зависимыми от оценок и мнений окружающих людей либо уединяются, но затем страдают от одиночества.
9. Была выявлена значимая корреляционная связь между низкой адекватной и низкой неадекватной самооценкой со средним уровнем вовлеченности в компьютерные игры и уровнем зависимости от компьютерных игр.
10. Подростки с высокой неадекватной самооценкой не имеют значительной корреляционной связи ни с одним уровнем вовлеченности в компьютерные игры.
11. Высокий адекватный и средний адекватный уровни самооценки значимо связанны с естественным уровнем вовлеченности в компьютерные игры, то есть эти подростки используют компьютерные игры, как развлечение.
Сформулированная нами гипотеза о том, что склонность к зависимости от компьютерных игр у подростков связана с уровнем их самооценки полностью подтверждается: подростки с низкой и заниженной самооценкой воспринимают компьютерные игры как средство общения и самоутверждения, проявляя склонность к зависимости от компьютерных игр, подтверждается.
Подобные работы
- СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Трудности саморегуляции как фактор риска зависимости от компьютерных игр с асоциальной направленностью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социально-психологической адаптации молодежи с разным
уровнем зависимости от компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Профилактика зависимости младших школьников от сетевых компьютерных игр и социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Исследование совладающего поведения молодежи, играющей в онлайн-игры
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ГЭМБЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023



