Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОТРЕБНОСТИ В ПРИВЯЗАННОСТИ И КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №40229

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основания подхода к проблеме компьютерно-игровой аддикции у старших подростков 7
1.1. Психологическое содержание понятия компьютерно-игровой аддикции 7
1.2. Психологическая характеристика старшего подросткового возраста 19
1.3. Особенности компьютерно-игровой аддикции у старших подростков 30
Вывод по 1 главе 39
Глава 2. Методы и организация исследования влияния потребности в привязанности на формирование зависимости 41
2.1. Объем и общая характеристика исследования 41
2.2. Методы исследования психологических особенностей личности 42
2.3. Методы статистической обработки данных 43
Глава 3. Исследование влияния потребности в привязанности на формирование зависимости 48
3.1. Результаты оценки психологических особенностей личности подростков с
компьютерно-игровой аддикцией 48
3.2. Анализ взаимосвязи потребности в привязанности и формирования
зависимости 58
3.3 Система привентивных мер компьютерной игровой зависимости 60
Выводы по 3 главе 69
Заключение 73
Литература 77
Приложение


Изменения, происходящие в современном мире, в том числе развитие технологий, могу негативным образом влиять на человека. Подобное влияние ощущается не только на отдельных индивидах, но и на всем обществе. Последнее время в различных наука, таких как психолога, медицина, педагогика и т.п. наблюдается повышенный интерес к проблемам отклоняющегося поведения, одним из типов которого является аддиктивное (зависимое) поведение. Считается, что одной из основных причин, которые способствуют формированию аддиктивного поведения, является желание избежать настоящей реальности и окружающего нас мира. Желание «уйти» от жизненных проблем, недовольство собой, взаимоотношением с окружающими и в целом собственной жизнью выходит на первые позиции в проблемах современного человечества.
Имеется несколько разных форм и способов ухода от реальности, многие из которых носят патологический характер в структуре личности индивида. Среди всего многообразия мы хотим обратить внимание на проблему зависимого поведения человека, которое встраивается в жизнедеятельность индивида. Иначе говоря, подобное поведение становится частью психического и физического состояния человека. Отклоняющееся поведение проявляется в изменении привычного образа жизни и поведения индивида, его общего состояния. Существуют различные формы и виды зависимого поведения. Человек может зависеть от наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных или компьютерных игр и много другого.
Как считает ряд ученых, например, такие как В. Д. Менделеевич, Б. Р. Мендаль, Р. Борнштейн, Ц.П. Короленко и др., зависимость способствует «созданию» различных «катастроф» личности, которые могут приводить к разрушениям и заболеваниям индивида. Аддикция, образно выражаясь, является цепью, которая опутывает человеческий разум, не давая ему развиваться, разрушая его, заставляет подчиняться зависимостям различного рода (наркотической, алкогольной, компьютерной, трудовой, любовной и пр.).
Г.Л. Лозовая пишет, что аддиктивное поведения является попыткой убежать от реальности с помощью использования изменений в своем психическом состоянии, что обеспечивает «убегающему» мнимую безопасность и эмоциональный комфорт.
Это определяет актуальность исследования, которое заключается в том, что проблема аддиктивного поведения, несмотря на многочисленные исследования, все же не до конца изучена. Вместе с тем, эта проблема является одной из самых острых для настоящего времени. Однако, несмотря на это, первичной профилактике аддиктивного поведения уделяется недостаточно внимания, так как большая часть психологов и медиков сосредотачивается на работе и изучении уже сформированной зависимости индивида.
Цель исследования: проанализировать взаимосвязь потребности в привязанности и компьютерно-игровой аддикции
Объект исследования: аддиктивное поведение у старших подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь особенности уровня привязанности и игровой аддикции
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что аддиктивное поведение, в частности пристрастие к компьютерным и интернет-играм оказывает влияние на поведение старших подростков. Подобное влияние выражается в:
- формировании негативных межличностных отношений;
- формируется привязанность к игре;
- в качестве стратегии поведения подростки с аддиктивным поведением будут выбирать избегание.
В связи с поставленной целью мы сформировали следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по данной проблеме исследования, определить основные понятия;
2. Выявить уровень проявлений аддиктивного поведения в старшем подростковом возрасте;
3. Проанализировать профилактическую работу по снижению уровней аддикции;
4. Проанализировать результаты.
Методологическая база исследования: базируется на исследованиях Мандель Б.Р., С. Гессе, Ю.Л. Лисицина, Н.Я. Копытина и др. В качестве дополнительных источников были использованы web-сайты.
Зависимость и зависимое поведение представляют собой симптомокомплекс, который развивается на фоне кратковременного или долгосрочного воздержания от объекта зависимости.
Многие психологи и медики разделяют зависимость на два вида, которые очень тесно связаны друг с другом, это: физическая и психологическая зависимости.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен комплекс методов, включающих теоретический анализ психологической литературы по проблеме психологических особенностей людей с различными формами зависимостей.
Методы: теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические: беседа, тестирование.
Психодиагностические методики:
1. Методика Г.В. Лозовой «Тест на аддикцию»;
2. Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеев;
3. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО);
Во второй серии тестов мы протестировали группы с помощью:
1. Опросника «Способы совладающего поведения» Р. Лазариуса;
2. Опросник «Поведения в Интернете» А.Е. Жичкиной;
3. Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость;
Выборка была неоднородной и представляет собой юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет, учащихся в 10-х и 11-х класса и студентов первого курса
Башкирского Государственного Университета, общее количество составило 60 человек.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В работе присутствует 3 таблицы и 7 рисунков.
Список литературы включает в себя 51 источник.
В работе представлено 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из анализа научной зарубежной и отечественной литературы, мы можем сказать, что за последние годы в психологической науке все больше внимания уделяется проблемам отклонения поведения человека от нормального. Изучением данного вида проблем занимается наука, под названием аддиктология (наука о зависимых).
Данная наука дает множество различных понятий о зависимостях, но все они сходятся в одном, что в основе зависимости лежит психологическая причина всевозможных личностных катастроф, разрушений и заболеваний. Она представляет собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в подчинении различных факторов.
Также, оценивая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в современное направление аддиктологии считает одной из главных проблем, на которые нужно обратить пристальное внимание, это выявление общего и частного в проявлениях и этимологии аддиктивных расстройств.
Изучая литературу по данной проблематике, мы можем сделать вывод, что большинство ученых, таких как Менделевич (1998, 2002, 2003); Андреев, Ковалев, Бухановский и др. доказали эти опатогенетическое единство различных зависимых состояний. Их исследования указывают, на вероятность проявления сходных черт различных видов аддиктивного поведения.
Одними из наиболее активно проявляющих себя видов аддиктивного поведения в современном мире в настоящее время является: наркотическая, никотиновая, пищевая, компьютерная зависимости.
Зависимость от компьютерных игр относится к группе поведенческих, или нехимических, зависимостей (аддикций). Это зависимости, которые не связаны с поступлением в организм извне химического вещества, а связаны с неким поведенческим паттерном, с действиями, которые вызывают определенные эмоции и в силу этого становятся навязчивыми.
В юношеском возрасте проявляется несформированность определенных новообразований данного возраста, то это может привести к снижению уровня стрессоустойчивости индивида, а это может привести к попыткам снятия стресса с помощью таких веществ, как пища, табак, алкоголь, а также к уходу от реальности при помощи компьютерных игр или психоактивных веществ.
Также в ходе проведения литературного изучения, мы сделали вывод, что когда самооценка не находит опоры в социуме, когда поведение подростка оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в самоуважении и принятии остается нереализованной, то юноша или девушка ищут другие способы самореализации. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Зачастую такая группа находится в мире виртуальном (компьютерные игры, интернет).
Эмпирическое исследование позволило установить нам особенности проявления аддиктивного поведения учащихся, их межличностные отношения, уровень привязанности, а также стратегии поведения в реальной жизни.
При первичном исследовании мы получили:
1. Наиболее часто в ранней юности проявляются следующие виды аддикций и аддиктивного поведения:
у 14 % (8 чел.) испытуемых преобладает пищевая зависимость;
у 24 % (14 чел.) из данной группы преобладает игровая аддикция;
у 16 % (10 чел.) трудовая аддикция;
у 33% (20 чел.) компьютерной зависимости;
у 20% (12 чел.) табачной аддикции.
2. Установлено, что у всех 100% (60 чел.) респондентов проявляется общая склонность к зависимостям, но уровень предрасположенности низкий и это требует профилактической работы.
3. Анализ результатов межличностных отношений у испытуемых выявил следующие признаки самоотношения:
у 8% (5 чел.) Ie —низкое; у 5% (3 чел.) Ie —высокое; у 10% (6 чел.) Iw —низкое; у 10% (6 чел.) Iw —высокое; у 5% (3 чел.) Cw —низко; у 12% (7 чел.) Cw —высокое; у10% (6 чел.) Ае —низкое; у 4% (2 чел.) Ае —высокое; у 14% (8 чел.) Aw —высокое.
В ходе нашего исследования мы отметили, что одними из главных причин проявление аддиктивного поведения у человека являются такие факторы личности человека, как межличностные отношения и самоотношение личности к себе, так как личности всю свою жизнь испытывает потребности в установлении межличностных отношений с другими людьми. Но данные отношения, не всегда могут строиться в силу определенных личностных особенностей (закрытости, недостаточное самопринятие, отсутствие симпатии к самому себе и т. д.), но потребность в них присуща индивидууму, то происходит внутриличностный конфликт, который приводит к появлению аддиктивного поведения или происходят попытки заменить реальные межличностные отношения виртуальными, а неудачные попытки нахождения точек соприкосновения с другими личностями могут также привести к проявлению аддиктивного поведения.
Так, на основе первого исследования мы перераспределили группы студентов: на склонных и не склонных к интернет-зависимости.
Далее, на втором этапе, мы провели тестирование новых групп студентов по методике на выявление копинг-стратегий Л. Лазариуса.
Обработка результатов показала, что в группе студентов, склонных к интернет-зависимости преобладают неадаптивные способы совладания со стрессом. Имеются более низкие склонности в проявлении субъективного снижения значимости проблемы и снижении степени вовлеченности в проблему, так наиболее ярко выражена копинг-стратегия «избегание». Вероятно, это вызвано особенностями сети Интернет: виртуальная реальность имеет следующие основные характеристики: нематериальность (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования), так у студентов, склонных к избеганию появляется возможность преодоления стрессовых ситуаций при погружении в виртуальную реальность.
Студенты без склонности к интернет-зависимости проявляют менее выраженные склонности к избеганию.
Для подтверждения достоверности полученных данных мы использовали t-критерий Стьюдента.
Мы обнаружили статистически достоверную разницу между группами по следующим субшкалам: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, планирование решений и положительная переоценка. По всем этим субшкалам значимость находится на уровне или меньше 0,05 (при р<0,05).
Так, мы не обнаружили достоверной разницы между субшкалами принятия на себя ответственности и бегства-избегания, так как их показатели оказались выше 0,05 (при р<0,05).
Мы связываем это со склонностью к интернет-зависимости, так как уход в виртуальную реальность позволяет частично снять стресс, забыть о нем. Таким образом, это один из способов избегания проблем.
Вместе с тем, это влечет за собой неумение решать проблемы или делать это своевременно.
Таким образом, исходя из количественного анализа данных и статистического анализа мы приходим к выводу, что наша гипотеза верна.
Таким образом, у студентов склонных и не склонных к интернет зависимости проявляются различные копинг-стратегии.



1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. -М., 2013. - 3 с.
2. Аркадьев Г.И. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий / И.Г. Аркадьев // Развитие личности. - № 2. - 2016. - с. 141-147
3. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации [Текст] // Ю.Б. Бабаев // Психологический журнал, т. 19, 1998, №1.
4. Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001.
5. Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне - М., 2006
6. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности [Текст] // Вопр. Психол. - 1976. - №6. - С. 34-44.
7. Бойков А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 871-874.
8. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы [Текст] / под. ред. Носова Н.А. - М., 1997
9. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / Е.А. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. - М. - 2017. - №7.
10. Войскунский, А. Е. Методологические аспекты зависимости от интернета // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Акрополь, 2015. - С. 101-113
11. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / Е.А. Войскунский // Психологический журнал. - Т. 25. - № 1. - С. 90-100.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста: Собр. соч-й в 6 т. / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 2014. - Т.4. - С. 244-268.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Вопросы теории и психологии [Текст] / Л.С. Выготский - М., 1982. Т. 1.
14. Гайнцев Е.Г Социальные последствия интернет-зависимости // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6-1 / том 7. С. 116118.
15. Г ублер Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях [Текст] / Е.В. Гублер, А.А. Генкин. - СПб.: Питер, 2013. - 142 с.
16. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст]/ Т.В. Драгунова// Психология подростка. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - С. 385-404. - 389 с.
17. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете [Текст] / А.Е. Жичкина // Мир психологии, 1999, №3.
18. Жичкина, А. Е., Ефимов, К. Ю. (1999) Социально-психологические особенности населения Сети [Текст] / А.Е. Жичкина // Планета Интернет. №30.
С. 18-21.
19. Зайдуллина, Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции [Текст]/ Г.Г. Зайдуллина// Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Редакционноиздательский центр МГГУ им. М.А.Шолохова, 2011. - 159 с. - 78 с.
20. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. 288 с.
21. Кардашян Р.А., Голубинская О.И. Журнал «Наркология». 2014. - №
12. - С.80-89.
22. Кле М. Психология подростка / М. Кле. - М.: Просвещение, 2015. -
341 с.
23. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон - М., Политиздат, 2014.
24. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980. - 267 с.
25. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: изд-во «Олсиб», 2001. 251 с. - 61 с.
26. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.
27. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость — патология XXI века? /
В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - Т. 6. - № 1. - С. 11-13.
28. Менделевич, В. Д. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Текст] / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова // Вестник клинической психологии. -2003. -№ 2. -С. 153-158.
29. МКБ 10 -Международная классификация болезней 10-го пересмотра
[Электронный ресурс] / mkb-10.com/ -Режим доступа: http://mkb-
10.com/?pid=4001
30. Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова [Электронный ресурс] - режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Московский_государственный_медикO'- стоматологический_университет
31. Науменко, Е.С. Подростковый возраст как фактор развития различных форм девиаций [Текст] / Е.С. Науменко// «Наука и образование: новое время». - 2016. - №5. - С. 139-153. - 153 с.
32. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов// Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Г уманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. - 688 с. - 137 с.
33. Першина, Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]:
учебное пособие для вузов / Л.А. Першина. - Электрон. текстовые данные. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. - 256 c.URL:
http: //www.iprbookshop .rn/60021 .html
34. Портал правовой помощи - [Электронный ресурс]. -
http: //pravoteka.ru/encyclopedia11635
35. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. [Текст] / Х. Ремшмидт. - М.: Наука, 2014. - 248 с.
36. Солдатова Г. «Пойманные одной сетью» Социально -
психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г. Солдатова, Е. Зотова, А. Чекалина, О. Гостинская. - М. 2011.
37. Старшенбаум Г.В Аддиктология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер, 2017.
38. Старшенбаум Г.В. Клиническая психология: учебно-практическое руководство. - Саратов: Вузовское образование, 2015.
39. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. 6-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.
40. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно
содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е издание. - М.: МПСИ, 2004. - 672 с.
41. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993.
42. Хатагова Е.Р., Цалиева Н.С., Саркисова Л.М. Сравнительное
исследование интернет-зависимости у студентов гуманитарной и технической специальностей [Электронный ресурс]. Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты), 2014.
http://sociosphera.com/publication/conference/2014/243/sravnitelnoe_issl...
43. Храповская Е.А. Проблема виртуальной идентичности личности: теоретический анализ [Электронный ресурс] / Е.А. Храповская - 2014 http://elibrary.ru/item.asp?id=24270627
44. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Текст./ Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров.- М.: Интерпракс,1994.-288 с.
45. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 2015. - 295 с.
46. Feel Like a Wallflower? Maybe It’s Your Facebook Wall - [Электронный
ресурс] - режим доступа:
http://www.nytimes.com/2011/04/10/business/10ping.html?_r=0 -
47. Gaming addiction grips youngsters - [Электронный ресурс] ] - режим доступа:
http://www.lep.co.uk/lifestyle/gaming addiction grips youngsters 1 773488
48. Hamburger, Y.A., Ben-Artzi, E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. Vol. 16. № 4. P. 441-449.
49. Negative Effects of Violent Video Games May Build Over Time - [Электронный ресурс]. - https://psychcentral .com/news/2012/12/11/negative-effects- of-violent-video-games-may-build-over-time/48918.html
50. The Biological Mechanisms of Addiction. [Электронный ресурс]. - http: //www. sparknotes. com/health/addiction/section4. rhtml
51. United States Patent Sutherland. DISPLAY WINDOWING BY CLIPPING. [Электронный ресурс] - http://patft.uspto.gov/netacgi/nph- Parser?Sect 1 =PTO 1 &Sect2=HITOFF&d=PALL&p=1 &u=%2Fnetahtml%2FPTO%2 Fsrchnum.htm&r=1&f=G&l=50&s1=3639736.PN.&OS=PN/3639736&RS=PN/3639 736


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ