Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 7
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения»,
«исследовательская деятельность» 7
1.2. Сказка как средство формирования исследовательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 23
Глава 2. Практическая работа по формированию
исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 36
2.1. Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения
проблемы исследования 36
2.2. Диагностика уровня сформированности исследовательских
умений у младших школьников 43
2.3. Содержание работы по формированию исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 53
Заключение
Библиографический список
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 7
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения»,
«исследовательская деятельность» 7
1.2. Сказка как средство формирования исследовательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 23
Глава 2. Практическая работа по формированию
исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 36
2.1. Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения
проблемы исследования 36
2.2. Диагностика уровня сформированности исследовательских
умений у младших школьников 43
2.3. Содержание работы по формированию исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 53
Заключение
Библиографический список
Приложения
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель,
которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В данный момент пред образовательным процессом ставится очень важная задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеурочной деятельности, способствующие развитию творческой активности,
исследовательских умений младших школьников.
Исследовательские умения младших школьников изучались в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других. Среди разнообразных форм развития исследовательских умений младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах.
Актуальность исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературного чтения различных средств, направленных на развитие исследовательских умений. Авторы научных исследований чаще всего обращаются к вопросам развития исследовательских умений у учащихся старшей школы, недостаточно уделяя внимание начальному звену школы.
Важность и необходимость формирования исследовательских умений учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок».
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
Гипотеза исследования -формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки будет эффективным, если:
1) использовать специальную систему упражнений, позволяющую в полном объеме формировать исследовательские умения младших школьников на уроках литературного чтения;
2) организовывать проектную деятельность учащихся при изучении сказок.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
- определить сущность процесса развития исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- раскрыть особенности развития умений младших школьников;
- проанализировать учебники по литературному чтению с точки зрения возможностей работы по развитию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- представить методические рекомендации по совершенствованию исследовательских умений младших школьников по литературному чтению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и
методической литературы, анализ школьных учебников по литературному чтению); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод математической обработки данных.
Экспериментальная база исследование: исследование
осуществлялось на базе 2 «г» класса МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы
формирования исследовательских умений младших школьников, сущность понятий, виды сказок, структура, особенности анализа, методы и приемы работы над сказкой.
Вторая глава содержит описание практической работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки, представлены анализ педагогического опыта по проблеме исследования, диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, предложено содержание работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В данный момент пред образовательным процессом ставится очень важная задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеурочной деятельности, способствующие развитию творческой активности,
исследовательских умений младших школьников.
Исследовательские умения младших школьников изучались в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других. Среди разнообразных форм развития исследовательских умений младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах.
Актуальность исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературного чтения различных средств, направленных на развитие исследовательских умений. Авторы научных исследований чаще всего обращаются к вопросам развития исследовательских умений у учащихся старшей школы, недостаточно уделяя внимание начальному звену школы.
Важность и необходимость формирования исследовательских умений учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок».
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
Гипотеза исследования -формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки будет эффективным, если:
1) использовать специальную систему упражнений, позволяющую в полном объеме формировать исследовательские умения младших школьников на уроках литературного чтения;
2) организовывать проектную деятельность учащихся при изучении сказок.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
- определить сущность процесса развития исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- раскрыть особенности развития умений младших школьников;
- проанализировать учебники по литературному чтению с точки зрения возможностей работы по развитию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- представить методические рекомендации по совершенствованию исследовательских умений младших школьников по литературному чтению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и
методической литературы, анализ школьных учебников по литературному чтению); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод математической обработки данных.
Экспериментальная база исследование: исследование
осуществлялось на базе 2 «г» класса МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы
формирования исследовательских умений младших школьников, сущность понятий, виды сказок, структура, особенности анализа, методы и приемы работы над сказкой.
Вторая глава содержит описание практической работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки, представлены анализ педагогического опыта по проблеме исследования, диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, предложено содержание работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация исследовательской
деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки».
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Таким образом, описанные в данной работе условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику на уроке. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.
деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки».
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Таким образом, описанные в данной работе условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику на уроке. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.
Подобные работы
- МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ
УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ
НАД ЖАНРОМ СКАЗКИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК Г.Х. АНДЕРСЕНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



