Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок

Работа №68517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 7
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения»,
«исследовательская деятельность» 7
1.2. Сказка как средство формирования исследовательских умений
у младших школьников на уроках литературного чтения 12
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказок 23
Глава 2. Практическая работа по формированию
исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 36
2.1. Анализ учебников по литературному чтению с точки зрения
проблемы исследования 36
2.2. Диагностика уровня сформированности исследовательских
умений у младших школьников 43
2.3. Содержание работы по формированию исследовательских
умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки 53
Заключение
Библиографический список
Приложения

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель,
которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей важные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
В данный момент пред образовательным процессом ставится очень важная задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеурочной деятельности, способствующие развитию творческой активности,
исследовательских умений младших школьников.
Исследовательские умения младших школьников изучались в трудах Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, педагогов Ш. А. Амонашвили, Г. И. Щукиной, В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова, И. Ф. Харламова и других. Среди разнообразных форм развития исследовательских умений младших школьников особое место занимают уроки литературного чтения в начальных классах.
Актуальность исследования определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках литературного чтения различных средств, направленных на развитие исследовательских умений. Авторы научных исследований чаще всего обращаются к вопросам развития исследовательских умений у учащихся старшей школы, недостаточно уделяя внимание начальному звену школы.
Важность и необходимость формирования исследовательских умений учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения сказок».
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
Гипотеза исследования -формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки будет эффективным, если:
1) использовать специальную систему упражнений, позволяющую в полном объеме формировать исследовательские умения младших школьников на уроках литературного чтения;
2) организовывать проектную деятельность учащихся при изучении сказок.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
- определить сущность процесса развития исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- раскрыть особенности развития умений младших школьников;
- проанализировать учебники по литературному чтению с точки зрения возможностей работы по развитию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения;
- представить методические рекомендации по совершенствованию исследовательских умений младших школьников по литературному чтению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и
методической литературы, анализ школьных учебников по литературному чтению); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод математической обработки данных.
Экспериментальная база исследование: исследование
осуществлялось на базе 2 «г» класса МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы
формирования исследовательских умений младших школьников, сущность понятий, виды сказок, структура, особенности анализа, методы и приемы работы над сказкой.
Вторая глава содержит описание практической работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки, представлены анализ педагогического опыта по проблеме исследования, диагностика уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, предложено содержание работы по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения при изучении сказки.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация исследовательской
деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки».
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Таким образом, описанные в данной работе условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и способствуют включению учащихся в собственную исследовательскую практику на уроке. Такую технологию проведения учебных исследований с младшими школьниками можно рассматривать как особое направление, тесно связанное с учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление у них знаний, умений и навыков.



1. Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. - 2001. - №. 1. - С. 24 - 34.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике - М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 544 с.
4. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.; Художественная
литература, 1984. -25 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / Асеев В.Г. - М., 1976. - 157 с.
6. Ахметов И.Г. Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф./И. Г. Ахметов - Челябинск: Два комсомольца, 2016. -136 с.
7. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
A. А. Реан. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. - 304 с.
8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /
B. В. Давыдов. - Томск: «Пеленг», 2010. - 114 с.
9. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С. Выготский // Избранные педагогические исследования. — М.: Просвещение, 1956. - 26 с.
10. Гаврилова, М.А., Поэтапное формирование исследовательских
умениймладших школьников/ М. А. Гаврилова - Слонима, 2009. - 15 с.
11. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективно средство воспитания творческой личности / Н.Л. Головизнина// Дополнительное образование. 2002. - №8. - 8 с.
12. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего
школьника во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Александра Петровна Гладкова. - Волгоград: ВГСПУ
«Перемена», 2013. - 26 с.
13. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. - М.: Дело, 2012. С. 66.
14. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. - М.: Прогресс, 2014. С. 511. Т.2.
15. Зверев И.В. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении - Волгоград: ИТД «Корифей», 112 с;
16. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001.
17. Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.; Речь, 2008. -240 с.
18. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках / Е.Н. Землянская // Начальная нкола. - 2008. - №1. - С.17-23.
19. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект /О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ- Пресс, 2008. - 385с.
20. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2004. - №2.
- С.37.
21. Кравец Т.Н., Телеганова Н.В., Спутай С.М.Младшие школьники проводят исследования / Т.Н. Кравец, Н.В. Телегванова. С.М. Спутай // Начальное образование. - 2005. - №2. - С.45.
22. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников /Н.М. Конышева // Начальная школа. 2010. - №1. - С. 58.
23. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. - М.: Феникс, 2013. - 160 с.
24. Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. 2006. - № 6. - 90 с.
25. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер.-М.: Знание,1974. -
125 с.
26. Ляхова Л.В. Организация исследовательской деятельности учащихся / Л.В. Ляхова // Начальная школа. - №7. - 2009. - С.68.
27. Млетинский Е.М. Герой волшебной сказки. - М.; Восточная
литература, 1985. - 18 с.
28. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX в:(история,
классификация, поэтика). - М.; Флинта, 2001. - 292 с.
29. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 80000 слов. - М.; 2003.
30. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2000.
31. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
32. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: (Собрание трудов В.Я.Проппа.)
Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. - Лабиринт, 2000. - 416 с.
33. 5.Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011. - 184 с.
34. 6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия развития, 2015. -364 с.
35. 7. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2016. С. 60 - 66.
36. 8. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - 68 с.
37. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. -М., 2000. - 231 с.
38. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению/А. И. Савенков.- М., 2006. - 479 с.
39. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
40. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников /Н.А.Семёнова- Томкс, 2007 г.- 23 с.;
41. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.; Педагогика, 1989. -6 с.
42. Терлецкая Н. В. Формирование исследовательских умений у младших школьников / Терлецкая Н.В.// Журнал «Начальная школа», 2014г. - 29 с.;
43. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. . - 240 с.
44. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. - Москва, Просвещение, 2014. - 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ